самообразование
методическая разработка по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Физические упражнения и игры с мячом как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Мяч, самая любимая игрушка всей детворы. Мяч есть почти в каждой семье, где есть малыши. Но до наступления лета он лежит, в дальнем уголке квартиры. А игры и упражнения с мячом, очень любят дети. Для ребенка мяч – это любимый предмет в течение всего дошкольного возраста
Давайте возьмем в руки мяч: большой, средний, маленький, а можно и теннисный.
Практически нет ребенка, который не любит играть в мяч. А игры с мячом — это большая двигательная активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_material.docx | 52.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Физические упражнения и игры с мячом как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Мяч, самая любимая игрушка всей детворы. Мяч есть почти в каждой семье, где есть малыши. Но до наступления лета он лежит, в дальнем уголке квартиры. А игры и упражнения с мячом, очень любят дети. Для ребенка мяч – это любимый предмет в течение всего дошкольного возраста
Давайте возьмем в руки мяч: большой, средний, маленький, а можно и теннисный.
Практически нет ребенка, который не любит играть в мяч. А игры с мячом — это большая двигательная активность.
Самые первые игры особенно с мячом бесценны для здоровья ребят. Игры с мячом это смех, радость, а также развитие в физическом развитии маленького человека. Игры с мячом развивают координацию движений, а это пригодится и при обучении письму, рисованию, конструированию. На протяжении детства игры с мячом по немного усложняются можно сказать «растут» вместе с ребенком. С чего начинает малыш познавать мяч. Бросай, лови, кати – вот этому учиться выполнять малыш до трех лет.
Итак, вы идете гулять со своим малышом берете мяч смелее.
Во что же можно поиграть?
Можно мяч бросать друг другу, скатывать с горки, бросать в различные цели (ствол дерева, коробка,скамейка). Учите ребенка толкать мяч ногой вперед. А начинаем играть с детьми с простых упражнений, подобранных в определенном порядке.
Значительное место в развитии двигательной деятельности дошкольника отводится обучению играм с мячом. Еще в древние времена эти игры носили не только развлекательный, но и лечебный характер. Римский врач Клавдий Гален прописывал игры с мячом своим больным в качестве лекарства. Создатель системы общественного дошкольного воспитания Фридрих Фребель считал мяч средством всестороннего развития ребенка-дошкольника.
Ловкость с точки зрения исследователя Л.П. Матвеева – это способность быстро овладевать новыми движениями, быстро уметь перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. В настоящее время у 30-40% детей дошкольного возраста двигательная активность находится на низком уровне. И причинами этого находится в современном образе жизни.
Ловкость – это сложно координированное физическое качество. Ловкость необходима детям дошкольного возраста для успешного использования двигательного опыта. Одним из эффективных средств для развития ловкости является упражнения с мячом
Упражнения с мячом динамичны и эмоциональны, способствуют развитию мелких и крупных мышц, развиваю физические качества, таких как ловкость. Упражнения с мячом развивают точность, меткость, глазомер, пространственную ориентировку, укрепляют мышечную силу и т.д.
Тема моей работы по самообразованию "Игры с мячом как средство развития ловкости у дошкольников 5-7 лет" выбрана мною не случайно, поскольку считаю её актуальной и важной для формирования двигательной активности детей.
Актуальность моей работы по данной теме определена направленностью определённых комплексов упражнений с мячом на физическое развитие детей, что и позволило разработать рациональную систему работы в данном направлении и осуществить разумную интеграцию образовательного процесса.
Игры с мячом любят дети всех возрастов, да и взрослые тоже. Веселые развлечения в виде бросаний, катаний и ловли мячика развивают глазомер, улучшают координацию движений, способствуют развитию ловкости и пространственной ориентации. Даже совсем маленькие годовалые карапузы без устали могут ловить мячик, который катится к ним по полу. Что же говорить о среднем, а тем более старшем детсадовском возрасте.
Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях с мячом, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни. Такая организация учебно-воспитательного процесса позволяет формировать у детей следующие интегративные качества:
• «Любознательный, активный»,
• «Эмоционально отзывчивый»,
• «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»,
• «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий общепринятые нормы и правила поведения»,
• «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»,
• «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»,
• «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».
Таким образом, мною была создана система работы, включающая определённые приёмы и методы обучения, которые способствовали максимальной активности всех видов двигательной сферы посредством использования мяча, в работе с детьми дошкольного возраста.
Цель моей системы работы: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой посредством использования игры в мяч.
Представленная мною цель позволила сформулировать следующие задачи:
1. Изучение педагогической и психологической литературы по вопросу использования мяча в физическом развитии детей дошкольного возраста.
2. Разработка и апробация приёмов и методов работы, направленных на развитие двигательной сферы детей.
3. Создание на занятиях по физическому развитию условий, способствующих стимулированию двигательной активности воспитанников и развитию у них ловкости посредством игр с мячом.
Основу содержания образовательной деятельности с детьми, составляют современные организационные модели деятельности, игровые и здоровьесберегающие технологии.
Игровые технологии мною определены как основополагающие, поскольку игра - это единственный ненасильственный способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких-либо действий, направленных на его развитие. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного[a] возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Сегодня игра, без преувеличения, - самый популярный вид работы с детьми. Мяч имеет определённые свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и его особая упругость. Он имеет форму шара, никакое другое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение даёт полноту ощущения формы. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам, которые включаются при выполнении упражнений с мячом. Имея определённый цвет, различно влияет на психическое и физиологическое состояние человека. Кроме цветового влияния, мяч обладает вибрационным воздействием. Вибрация активизирует регенеративные процессы, способствует лечению остеохондроза, сколиоза, неврастении и т.д. Формирует сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Игры с мячом - это не только развитие ловкости, быстроты, координации, глазомера, но и разгрузка нервной системы, масса радостных эмоций и переживаний. Игры-эстафеты, подвижные игры с элементами спорта дают возможность каждому ребенку почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму, взаимопомощи. Непременное выполнение правил спортивных игр способствует воспитанию выдержки, честности, справедливости, ответственности перед командой, умения считаться с другими детьми. Дети приучаются самостоятельно находить выход из создавшейся игровой ситуации, добиваются высоких личных результатов, заботятся об общекомандном результате и стремятся к творчеству в игре.
Также развитию ловкости способствует разучивание с детьми дошкольного возраста новых упражнений. Немаловажным условием по развитию ловкости, также является выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Также применяют упражнения, побуждающие детей дошкольного возраста переходить от одних действий к другим.
О высоком уровне развития ловкости у детей дошкольного возраста свидетельствует выполнение движений, включенных в физические упражнения. В ловкости проявляется способность дошкольника точно оценить и выполнить движение с учетом их временных и силовых характеристик. Ловкость необходима при выполнении основных движений в спортивных упражнениях, она также соединяет в себе многие двигательные качества.
Учитывая ритм современного мира, хотелось бы отметить, что прожить в нем успешным, достигающим целей человеком без ловкости будет непросто. Именно поэтому родители и педагоги должны проявить инициативу и начать работать над развитием ловкости с детьми дошкольного возраста, в тот момент, когда основные качества у них только начинают формироваться.
Таким образом, работа с дошкольниками по развитию ловкости может успешно проводиться посредством специально подобранных физических упражнений и игр с мячом.
Работа в данном направлении содержит средства оздоровления и коррекции (корригирующие упражнения, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксационные упражнения, упражнения с мячами разных размеров). Для развития выносливости и повышения работоспособности использую музыкальное сопровождение, метод круговой тренировки, занятия с элементами спортивных игр.
Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребёнка-дошкольника, является источником радостных эмоций, здоровья. Отсутствие жёсткой регламентации действий, вариативные условия их выполнения обеспечивают широкие возможности для развития самостоятельности и творчества дошкольника. Игровая деятельность в физическом воспитании строится чаще всего на комплексном материале различных двигательных действий (передачи, ловля, броски мяча и др.). Вместе с тем для подвижных игр с мячом характерна высокая интеллектуальная динамичность, связанная с решением внезапно возникающих двигательных задач. Это является важным фактором развития координации движений и других двигательных способностей.
Здоровьесберегающие направление моей деятельности предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающие технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.
Важным фактором в своей работе считаю формирование положительной мотивации воспитанников на физкультурных занятиях. Когда неудача рассматривается как эпизодическое состояние, на котором не заостряется внимание, тогда как на успехе внимание акцентируется, повышая веру в себя и оптимистическое отношение к себе, к возможностям каждого ребёнка.
В своей работе стараюсь учитывать уровень физического развития воспитанников, но при этом, хочется отметить, что она не должна и опережать его, ускорять, чтобы ребёнок видел перед собой перспективы развития, имел цель, к которой можно стремиться. Уровень сложности должен выбираться с учётом возраста и индивидуальных особенностей воспитанников, но он также должен поднимать планку достижений выше. Но более результативным с точки зрения развития физических качеств детей, по-моему, является постановка перед воспитанниками задач в условиях нарастающей системы трудностей от репродуктивной работы до настоящей творческой деятельности с созданием собственного интеллектуального продукта.
Свою деятельность по физическому воспитанию детей в детском саду осуществляю на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В работе также использую парциальные программы "Занимательная физкультура для дошкольников" К.К. Утробиной, «Система оздоровления дошкольников» Т.С. Никаноровой, Е.М. Сергиенко.
Рабочую документацию составляю в соответствие с ФГТ. С учетом примерного перечня основных видов организованной образовательной деятельности, согласно принципу интеграции физическое воспитание детей осуществляется при организации, всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
В качестве основы моей концепции положена модель, опирающая на ситуации совместной деятельности педагога и воспитанников. По мнению психологов: маленький ребенок познаёт мир через деятельность. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движение, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психологического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредствам движения наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни. Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движения являются важным средством воспитания.
Поэтапная деятельность по созданию педагогической системы.
Весь процесс внедрения здоровьесберегающих и игровых технологий с использованием мяча в работе дошкольного учреждения строился в несколько этапов
Первый этап: «Диагностический»
Цель: исследования особенностей использования игр с мячом как средства развития физических качеств дошкольников и формирования основ здоровьесбережения.
Осуществлялся анализ состояния проблемы обучения дошкольников двигательным действиям в теории и практике физического воспитания, определялся методологический аппарат исследования, включающий проблему, объект, предмет, цель, основные положения рабочей гипотезы и вытекающие из ее содержания частные задачи выявляется актуальный уровень развития двигательной сферы воспитанников.
Девиз моей педагогической системы отражают слова С.Л. Эйгорн: "Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей".
Нормативно-правовое обеспечение включает в себя внешние законодательные акты и внутренние документы, регламентирующие деятельность учреждения. Одним из путей решения этой проблемы в нашем ДОУ является целенаправленное внедрение в процессе физического воспитания дошкольников основополагающих документов по проблеме обеспечения здоровья, известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.
Работая над данной темой, поняла, что физическое развитие дошкольников неразрывно связано уровнем развития двигательной сферы детей (воспитанников), с этой целью необходимо было определить:
- уровень развития и сформированности двигательных навыков и умений воспитанников
- уровень сформированности навыков обращения с мячом
Проанализировав первоначальные результаты, полученные в сентябре 2010 года, пришла к выводу, что преимущественно на начальном этапе в средних, старших группах преобладает средний уровень развития таких двигательных умений и навыков как, катание мяча, бросание, ловля. В диагностике приняли участие 47 детей средних групп, 44 человека - старших групп, 20 человек подготовительной к школе группы.
Из анализа полученных данных выяснила, что у большинства воспитанников средних групп движения с мячом напряженные, скованные, плохо скоординированные. реакция на ловлю мяча замедленная.
В старших группах дети допускают ошибки в технике движения с мячом. Не соблюдают темп и ритм задания, действуют только в сопровождении показа взрослого. Упражнения с мячом выполняют неуверенно.
Воспитанники подготовительной к школе группы, выполняя упражнения с мячом, часто не замечают своих ошибок, не обращают внимание на качество действий я мячом, не соблюдают заданный им ритм и темп работы с мячом.
Учла рекомендации данные в педагогической литературе и пришла к выводу, что:
- для дальнейшего развития двигательных умений и навыков необходимо продолжать обучать детей приёмам работы с мячом: броскам, катанию, ловле, и другим приёмам работы с мячом;
- развивать общую моторную ловкость в процессе упражнений с использованием мячей;
- использовать в работе игровые здоровьесберегающие технологии в процессе работы с мячом в различных формах работы. С целью создания повышенного интереса и активности детей.
Значит, в процессе образовательной деятельности надо создать такие условия, которые бы стимулировали активность и развивали индивидуальные двигательные способности дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- достижение высокой внутренней мотивации через улучшение качества двигательных умений и навыков;
- увеличение активности воспитанников их двигательной деятельности в процессе НОД
- формирование системы двигательных умений, навыков, способов действия с мячом в процессе НОД
Критерии оценки педагогической деятельности:
- конкретные показатели образовательного процесса (итоговые результаты развития двигательной сферы воспитанников);
- повышение уровня функциональных возможностей и моторного развития детей дошкольного возраста
Второй этап: «Подготовительный»
На втором этапе мною проводился структурно-логический анализ техники использования мяча. Определялся комплекс педагогических условий реализации принципа обобщения в формировании школы мяча. Определялась последовательность изучения двигательных действий с мячом, составляющих содержание этих спортивных игр. Разрабатывались экспериментальная методика, обеспечивающая реализацию этих условий в образовательном процессе, программа формирующего педагогического эксперимента и определялись методики измерения и оценки качества усвоения знаний и умений выполнять разучиваемые двигательные действия с мячом.
С целью обеспечения воспитания здорового ребёнка, работа на данном этапе мною в детском саду проведена по нескольким направлениям:
-анализ научно-методической литературы;
- создание материально-технических, организационных, научно-методических условий;
- разработка программы кружка «Весёлый мяч»;
- оценка степени развития двигательной сферы воспитанников
- анкетирование родителей.
Повышая уровень теоретических знаний по теме, изучила психолого-педагогическую литературу:
1. Бородатова А.А., Игра в мяч как путь в пещеру предков (К вопросу о семиотике ритуальной игры в мяч в древней Мезоамерике).// История и семиотика индейских культур Америки. М., 2002, с. 129-175
2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003
3. Гужаловский А.А., Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Народная асвета, 1978. - 88 с.
4. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. - М.: Владос, 2001.
5. Ковалько В.И., Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. – М.: ВАКО, 2005. -176с. .
6. Литвинова М.Ф., «Русские народные подвижные игры». - М.: Айри-Ди. дактика, 2003.
7. Николаева Н.И ,Школа мяча.- СПб: Детствор -пресс, 2008 - 75 с.
При изучении данной литературы отметила, что для развития двигательной сферы дошкольника необходимо обеспечить устойчивый интерес к моим занятиям на основе деятельностного метода и игровых методов работы с детьми, добиваться стремления к активности детей без принуждения.
Третий этап: «Практический»
Цель: Введение здоровьесберегающих и игровых технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. На данном этапе был проведен формирующий педагогический эксперимент, направленный на обоснование эффективности реализации выделенных мною педагогических условий формирования школы мяча в физическом воспитании детей 5-7 лет.
Реализация концепции предполагает наличие некоторых аспектов:
Первый аспект - создание педагогических условий. С позиции изучаемой мною проблемы, необходимо подчеркнуть, что приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, которые в значительной мере перекрывают врождённые двигательные задатки благодаря высокой пластичности мозга и удлиненному периоду биологического созревания, может быть достигнуто только при условии целенаправленного грамотно организованного двигательного режима в детском саду. С этой целью должны быть созданы соблюдаться определённые условия.
Необходимым условием для повышения двигательной активности детей, а также для их расслабления и отдыха оборудован спортивный зал, в котором представлено разнообразное стандартное и нестандартное оборудование, пособия, которые повышают интерес к организованной и самостоятельной двигательной активности, развивает физические качества.
Второй аспект - развитие потребности у детей в двигательной деятельности, как основы формирования установки к здоровому образу жизни.
Двигательная деятельность воспитанников способствует формированию одной из важных потребностей человека – в здоровом образе жизни. Она представляет собой отношение человека к собственной деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье. Здоровье ребенка, с которым в смысловом отношении связан термин: здоровый образ жизни,- показатель уровня развития общества, в котором он живет.
В дошкольном возрасте начинает складываться самооценка – наиболее сложный продукт развития сознательности ребенка, проявляющейся в оценке личности самой себя.
Формированию самооценки способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры-драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры -эстафеты). Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.
Третий аспект - использование деятельностного метода и игровых технологий.
Особую значимость в формировании двигательной активности дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры с мячом, спортивные развлечения которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей.
При проведении специально организованных тематических физкультурных мероприятий с детьми: "Весёлый мяч", Быстрый мяч", "Школа мяча", подбираю такое сочетание упражнений с мячом, которые обогащают действия детей с мячом. В работе использую мячи разного размера, фактуры, цвета. Предлагаю воспитанникам разнообразные, разнонаправленные игры: «Дарц», « Меткий стрелок» (бросание мяча двумя руками снизу вдаль), «Ловкие ребята» (катания мяча друг другу с увеличением расстояния), «Догони мяч» (ползание на четвереньках за катящимся мячом), «Разноцветные мячи" (катания мяча между предметам), Попрыгаем как «мячики». Использую мяч в таких основных движениях как прыжки, равновесие, ходьба, бег, лазание. Мяч в них, как зрительный ориентир (допрыгни до мяча, перепрыгни через мяч, бег и ходьба с перешагиванием через мяч). Закрепление и совершенствование действий с мячом осуществляю в основном в процессе подвижных игр с мячом: "Мячик к верху", "Ловишки с мячом", "Выбивала". Большое подспорье в реализации моей системы оказывает созданная мною картотека игр с мячом.
При всём многообразии традиционных форм, наиболее эффективными формами, использования мяча в развитии двигательных навыков и умений в моей работе являются:
- использование мячей на утренней гимнастике;
- использование упражнений и игр с мячом на гимнастика после дневного сна:
- использование мячей на физкультурных занятиях;
- игры с мячом на прогулках;
- совместные досуги, спортивные праздники и развлечения дошкольников и родителей ("Праздник мяча" и др.);
- кружок " Веселый мяч" ".
Четвёртый аспект – связь и взаимодействие с семьёй.
В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: "Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".
Для развития двигательных умений и навыков в процессе НОД, определены следующие условия:
- создание атмосферы заинтересованности и потребности в двигательной активности воспитанников:
-участие в конкурсах, эстафетах, спартакиадах;
- участие в семейных физкультурно-оздоровительных конкурсах муниципального уровня
- возрастание самостоятельности воспитанников в области здоровье и творческой деятельности.
Формы, методы, средства организации образовательного процесса.
Основной учебно-воспитательной задачей я считаю не только усвоение двигательных умений и навыков с мячом в процессе активной двигательной деятельности. Образовательный процесс должен базироваться на следующих принципах обучения: сознательности, систематичности, сотворчества, дифференциации и индивидуализации. Поэтому адаптировала применительно к своим воспитанникам программу кружковой работы "Школа мяча" Николаевой Н.И.
Создала условия, в которых воспитанники сознательно ставят цели и задачи и их достигают, в этом помогают следующие методы обучения:
- деятельностный метод;
- игровые методы работы.
Применение данных методов помогает вовлекать воспитанников в самостоятельную двигательную деятельность, а также повышает мотивацию к освоению новых двигательных умений и навыков. Таким образом, дело не сводится лишь к механическому использованию программного материала, а ребята подходят к проблеме освоения двигательных навыков осознанно и непринуждённо.
К активным формам и приёмам организации моей работы относятся:
- использование упражнений и игр с мячом на утренней гимнастике;
- использование упражнений и игр с мячом на гимнастика после дневного сна ;
- использование мячей на физкультурных занятиях,
- игры с мячом на прогулках;
- совместные досуги, спортивные праздники и развлечения дошкольников и родителей ( "Праздник мяча" и др) ;
- кружок " Веселый мяч"".
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Взаимодействие с семьёй мною осуществляется в различных формах:
- Привлечение родителей к совместным спортивным праздникам таким например как "Мама, папа, я - спортивная семья", "Веселый старты", "Быстрее, выше, сильнее" и др.
- Проведение просветительской деятельности среди родительской общественности через участие в родительских собраниях, конференциях, организацию тематических бесед, размещения информации по формирования здорового образа жизни в групповых информационных уголках для родителей. Мною подготовлены и размещены в информационных уголках тематические материалы на темы: "Роль родителей в физическом развитии детей дошкольного возраста", "Игры и игровые упражнения с мячом, их роль в развитии двигательной сферы дошкольников".
- Осуществление просветительской деятельности с родителями посредством современных информационных компьютерных технологий. Материалы по вопросу организации работы с мячом размещены на сайте ratusheva.3dn.ru.
- Организация и проведение для родителей Дней открытых дверей, когда они могут посетить любое мероприятие.
Создание учебно-методического обеспечения.
Накоплен диагностический инструментарий, позволяющие проводить как текущий, так и итоговый мониторинг уровня развития двигательных навыков и умений. Для проведения мероприятий подготовлены Мультимедийные презентации для сопровождения утренних физкультурных гимнастик, спортивных мероприятий, и праздников. Учебно-методические материалы постоянно обновляются. Используются возможности сети Интернета.
Четвёртый этап: « Обобщающий»
Цель: совершенствование результатов работы.
Основная задача моей педагогической деятельности состоит в том, чтобы дети не только освоили обязательный минимум двигательных умений с мячом, но и научились самостоятельно мыслить; получали удовлетворение от движения.
С целью совершенствования результатов работы был проведен качественный и количественный анализ результатов исследования, их теоретическое обобщение и систематизация, формулирование выводов и основных положений, оформление результатов исследования по внедрению разработанной мною педагогической системы.
Методами исследования являются: изучение литературы по педагогике и психологии; наблюдение; педагогический эксперимент; математические и статистические методы обработки результатов
Ожидаемый результат:
С учетом примерного перечня основных видов организованной образовательной деятельности дошкольников, согласно принципу интеграции физическое воспитание детей осуществляется при организации, всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. Такая организация учебно-воспитательного процесса позволяет формировать у детей не только двигательные качества, но и такие интегративные качества как «Любознательный, активный», «Эмоционально отзывчивый», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий общепринятые нормы и правила поведения», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».
Полагаю, что с помощью подвижных игр с мячом можно влиять на развитие физических качеств дошкольников. Систематическое проведение оздоровительных мероприятий с использованием мяча и рационально организованный двигательный режим позволит добиться улучшения состояния здоровья детей, повысит уровень их функциональных возможностей и моторного развития. Приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, будет достигнуто при целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме.
Целенаправленная работа по развитию двигательной сферы воспитанников с использованием мячей будет способствовать укреплению мышц, развивать координацию движений, создавать реальные возможности для овладения основными видами движений. Движения детей станут увереннее, целенаправленнее, сократятся ненужные усилия, дети станут активнее, самостоятельнее. Дальнейший рост силы расширит двигательные возможности и ведет к появлению новых движений, а также будут совершенствоваться имеющиеся двигательные умения и навыки.
Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.
Результатом работы считаю – положительную динамику в развитии физических функций воспитанников. Дети показывают достаточный уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений.
Диагностика уровня развития двигательной сферы воспитанников (умение владеть мячом)
С целью оценки двигательных умений с мячом воспитанникам предлагались следующие упражнения:
средняя группа:
- прокатывание мяча двумя руками между двумя линиями, веревочками;
- катание мяча между предметами;
- катание мяча друг другу;
- броски из-за головы из разных положений;
- броски от груди;
- подбрасывание и ловля мяча;
- броски и ловля мяча друг другу;
- отбивание мяча левой и правой рукой;
старшая группа:
- прокатывание мяча одной рукой и двумя руками из разных положений между предметами;
- броски мяча вверх и ловля его на месте;
- подбрасывание мяча с хлопками и др. заданиями на месте;
- броски мяча вверх и ловля его в движении;
- подбрасывание мяча с хлопками в движении;
- отбивание мяча правой и левой рукой в движении;
- передача мяча друг другу в разных направлениях стоя и сидя;
- перебрасывание и ловля мяча сидя и стоя спиной друг к другу, разными способами;
- перебрасывание мяча через сетку;
-прокатывание мяча друг другу;
-забрасывание в баскетбольное кольцо;
-бросок мяча об стену и ловля его двумя руками;
подготовительная к школе группа:
- броски мяча вверх, об землю и ловля его двумя руками;
- броски и ловля мяча одной рукой;
- прокатывание мячей из разных исходных положений;
- перебрасывание мячей разными способами, из разных исходных положений;
- перебрасывание мяча в движении, с отскоком, одной и двумя руками;
- отбивание мяча на месте и в движении, по кругу;
- ведение мяча, продвигаясь между предметами, с поворотами, продвигаясь бегом, прыжками;
- бросание мяча в цель, из разных исходных положений, вдаль до указанного ориентира;
- забрасывание мяча в баскетбольное кольцо.
Результаты диагностики и мониторинга
1. диагностика и мониторинг по возрастам
группа
2019-2020
2021-2022
2022-2023
2023-2024
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Дети средних групп
Н-44%
С-50%
В-6%
Н-14%
С-66%
В-20%
Н-23%
С-55%
В-22%
Н-13%
С-55%
В-32%
Н-28%
С-56%
В -16%
Н-14%
С-66%
В-20%
Дети старших групп
Н-54%
С-41%
В-5%
Н-16%
С-52%
В-32%
Н-36%
С-48%
В-16%
Н-12%
С-54%
В-34%
Н-32%
С-56%
В-12%
Н-8%
С-66%
В-31%
Дети подготовительной к школе группы
Н-25%
С-60%
В-15%
Н-7%
С-60%
В-33%
Н-28%
С-52%
В-20%
Н-9%
С-55%
В-36%
Н-12%
С-62%
В-26%
Н- 0%
С-56%
В-70%
1. диагностика и мониторинг в целом по учреждению на конец года
Учебный год
Количество воспитанников
Выше нормы
Норма
Ниже нормы
2023-2024
47
28%
60%
12%
2024-2025
44
34%
55%
11%
20
20
40%
53%
7%
Таким образом, моя педагогическая система представляет собой комплексный подход к обучению и развитию у детей дошкольного возраста двигательной сферы, общей моторной ловкости, посредством использования мяча. При использовании игровых развивающих технологий каждый воспитанник включается активную и эффективную деятельность. Ребёнок имеет возможность в большей степени самореализоваться и это способствует повышению мотивации на моих занятиях, положительно сказывается на результативности.
В средней группе к концу года воспитанники успешно овладевают главными элементами техник движения с мячом. Проявляют интерес к действиям с мячом. Научаются соблюдать заданный темп и ритм работы с мячом.
В старшей группе воспитанники научаются технически правильно выполнять большинство упражнений с мячом. Уверенно, точно и технически правильно. В заданном темпе выполняют упражнения с мячом.
В подготовительной к школе группе воспитанники не только технически правильно, результативно, уверенно и точено выполняют упражнения с мячом, но и обучаются оценивать движения с мячом других детей. Проявляют элементы творчества. Самостоятельно составляют варианты упражнений с мячом.
В результате проведённой работы достигнуты позитивные результаты в динамике развития двигательной сферы 89% воспитанников:
- наблюдается совершенствование навыков ловли, ведения мяча
- повышение интереса к здоровому образу жизни и активности
- повышение двигательной активности большинства воспитанников.
- увеличилось количество воспитанников участвующих в соревнованиях муниципального уровня и имеющих призовые места.
ИГРЫ С МЯЧОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Методические рекомендации:
Дети любят игры с мячом, поэтому им надо дать возможность почувствовать природу мяча, проявить самостоятельность во время движения с мячом. При выполнении упражнений с мячом уделять внимание каждому ребенку.
Вовремя находить слова одобрения, позволяющие ребенку непринужденно выполнять движения, в связи с большой нагрузкой во время занятия особое внимание обратить на интервалы активного отдыха: дети могут свободно поиграть с мячом, происходит как бы подготовка к выполнению последующих двигательных задач.
Упражнения, предваряющие бросок в цель, для маленьких детей необходимы. Рука ребенка постепенно привыкает к мячу, движения становятся более уверенными, особенно важна работа кистью руки.
В младших группах необходимо постоянно обыгрывать действия с мячом: «маленький мяч легкий», «мяч может убежать – это он играет с вами».
Во время выполнения упражнений педагог постоянно комментирует действия и движения детей, корректирует их, особенно если эти действия однообразны.
При выполнении броска мяча об пол желательно обратить внимание детей на движение мяча, что он делает, а затем уже на действия детей с мячом.
Не оставлять без внимания тех детей, кто не смог выполнить задание, следует поработать с ними индивидуально, помочь развитию моторной памяти.
Соблюдать прием «мяч отдыхает», что позволяет ребенку получить кратковременный перерыв, происходит смена движений, переключение внимания на другое действие.
При метании мяча вдаль следует показать детям, как занять правильную исходную позицию (ноги пошире, одна нога впереди, туловище при замахе наклонено вперед). Движение кистью – важный элемент в метании, показать, как выполняется движение, сравнить его с моментом положения руки во время прощания, когда говорим «до свидания».
При бросках мяча двумя руками обратить внимание на технику броска мяча о землю с последующей ловлей.
Очень важно научить ребенка регулировать силу отталкивания: отталкивать мяч не только с силой, но и с меньшими усилиями, не отводя его далеко от груди.
Если прокатывание мяча ногами друг другу и между предметами не получается (это трудно), можно предложить детям попробовать прокатывать мяч между предметами без передачи его друг другу.
Смену движений (заданий) в подгруппах производят после того, как все выполнят данное задание указанное количество раз.
Избегать необоснованных длительных объяснений во время выполнения заданий, упражнений.
При перебрасывани мяча друг другу напоминать детям, что они должны быть внимательными при приеме мяча - тот, кто ловит, не стоит неподвижно на месте, а правильно рассчитывает полет и выполняет ловлю мяча.
Добиваться от детей хорошего управления движением мяча, умения мягко отталкивать его пальцами рук.
Техника передачи мяча усваивается детьми постепенно, поэтому не стоит их излишне торопить; в процессе обучения передаче мяча необходимо напоминать детям, что:
- локти следует опускать около туловища;
- стараться бросать мяч на уровне груди партнера;
- мяч сопровождать взглядом и определенным положением рук.
При обучении броску мяча в корзину с места надо обратить внимание на то, чтобы дети бросали мяч, стоя в правильной стойке, прицеливались, сопровождали мяч взглядом, не разводили локти в стороны.
Отмечать любые успехи детей.
От педагога зависит интерес детей к занятиям, важно поддерживать его на протяжении всех моментов и даже тогда, когда делаются замечания по совершенствованию движений.
При занятии с мячом педагог должен работать только с половинным составом группы. Только в этом случае дети могут получить умения и навыки, и инструктор может контролировать индивидуально каждого ребенка (семь-восемь детей); остальные дети должны работать с другим взрослым (воспитателем) и с другим содержанием заданий (повторение и закрепление ранее знакомых движений и действий).
Школа мяча для дошкольников
Автор: Бутова Юлия Викторовна, инструктор по физкультуре, воспитатель МКДОУ детский сад № 6 «Ягодка», г. Киров, Калужская область.
Описание: данный материал будет полезен воспитателям детских садов, инструкторам по физкультуре.
Предлагаю Вашему вниманию задачи физического воспитания, рекомендации педагогом и игры с мячами, методическую разработку под названием "Школа мяча"
Цель:
Формировать у детей интерес к занятиям с мячом.
Задачи физического воспитания:
При катании мячей энергично отталкивать их руками.
Ловить мяч кистями рук, не прижимая к груди.
Развивать умение бросать мяч двумя руками.
Развивать ловкость рук.
Познакомить детей с формой, объемом, свойствами резинового мяча.
Учить спокойно и четко выполнять упражнения с мячом.
Обучать броскам маленького мяча в цель.
Учить энергично отбивать мяч кистью.
Обучать приему мяча двумя руками.
Обучать упражнениям общеразвивающего характера с большими мячами.
Развивать умения и навыки в ловле и передаче большого мяча друг другу.
Учить попадать большим мячом в висящую корзину.
Упражнять в прокатывании мяча ногами между предметами и в направлении друг другу.
Совершенствовать точность передачи мяча друг другу снизу, из-за головы, от груди.
Методические рекомендации:
Дети любят игры с мячом, поэтому им надо дать возможность почувствовать природу мяча, проявить самостоятельность во время движения с мячом. При выполнении упражнений с мячом уделять внимание каждому ребенку.
Вовремя находить слова одобрения, позволяющие ребенку непринужденно выполнять движения, в связи с большой нагрузкой во время занятия особое внимание обратить на интервалы активного отдыха: дети могут свободно поиграть с мячом, происходит как бы подготовка к выполнению последующих двигательных задач.
Упражнения, предваряющие бросок в цель, для маленьких детей необходимы. Рука ребенка постепенно привыкает к мячу, движения становятся более уверенными, особенно важна работа кистью руки.
В младших группах необходимо постоянно обыгрывать действия с мячом: «маленький мяч легкий», «мяч может убежать – это он играет с вами».
Во время выполнения упражнений педагог постоянно комментирует действия и движения детей, корректирует их, особенно если эти действия однообразны.
При выполнении броска мяча об пол желательно обратить внимание детей на движение мяча, что он делает, а затем уже на действия детей с мячом.
Не оставлять без внимания тех детей, кто не смог выполнить задание, следует поработать с ними индивидуально, помочь развитию моторной памяти.
Соблюдать прием «мяч отдыхает», что позволяет ребенку получить кратковременный перерыв, происходит смена движений, переключение внимания на другое действие.
При метании мяча вдаль следует показать детям, как занять правильную исходную позицию (ноги пошире, одна нога впереди, туловище при замахе наклонено вперед). Движение кистью – важный элемент в метании, показать, как выполняется движение, сравнить его с моментом положения руки во время прощания, когда говорим «до свидания».
При бросках мяча двумя руками обратить внимание на технику броска мяча о землю с последующей ловлей.
Очень важно научить ребенка регулировать силу отталкивания: отталкивать мяч не только с силой, но и с меньшими усилиями, не отводя его далеко от груди.
Если прокатывание мяча ногами друг другу и между предметами не получается (это трудно), можно предложить детям попробовать прокатывать мяч между предметами без передачи его друг другу.
Смену движений (заданий) в подгруппах производят после того, как все выполнят данное задание указанное количество раз.
Избегать необоснованных длительных объяснений во время выполнения заданий, упражнений.
При перебрасывани мяча друг другу напоминать детям, что они должны быть внимательными при приеме мяча - тот, кто ловит, не стоит неподвижно на месте, а правильно рассчитывает полет и выполняет ловлю мяча.
Добиваться от детей хорошего управления движением мяча, умения мягко отталкивать его пальцами рук.
Техника передачи мяча усваивается детьми постепенно, поэтому не стоит их излишне торопить; в процессе обучения передаче мяча необходимо напоминать детям, что: - локти следует опускать около туловища; - стараться бросать мяч на уровне груди партнера; - мяч сопровождать взглядом и определенным положением рук.
При обучении броску мяча в корзину с места надо обратить внимание на то, чтобы дети бросали мяч, стоя в правильной стойке, прицеливались, сопровождали мяч взглядом, не разводили локти в стороны.
Отмечать любые успехи детей.
От педагога зависит интерес детей к занятиям, важно поддерживать его на протяжении всех моментов и даже тогда, когда делаются замечания по совершенствованию движений.
При занятии с мячом и со скакалкой, педагог должен работать только с половинным составом группы. Только в этом случае дети могут получить умения и навыки, и инструктор может контролировать индивидуально каждого ребенка (семь-восемь детей); остальные дети должны работать с другим взрослым (воспитателем) и с другим содержанием заданий (повторение и закрепление ранее знакомых движений и действий).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...