ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
методическая разработка по физкультуре
Использование здоровье-сберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении представляет собой комплекс подходов, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Эти технологии включают в себя разнообразные методы и практики, которые обеспечивают гармоничное развитие ребенка в условиях образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx | 35.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Разработала:
Власенкова Т.А.
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад№71 «Кристаллик»
г. Смоленск, 2024
Цель: обеспечение и сохранение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и формирования и поддержания навыков здорового образа жизни.
Условия реализации: дошкольные образовательные учреждения.
Участники взаимодействия при реализации:
Полноценная работа невозможна без участия в ней воспитателей, инструкторов по физической культуре, медицинских работников и родителей.
Способы взаимодействия: консультации воспитателей, мастер - класс с привлечением таких специалистов как психолог, логопед, медицинские работники, семинар-практикум для родителей.
Результат внедрения методической разработки:
использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ позволит сохранить и улучшить здоровье всех участников образовательного процесса в ДОУ. Поможет воспитателю грамотно спланировать и реализовать работу с детьми по формированию у них здорового образа жизни.
Введение
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания здоровьесберегающие технологии и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех подразделений образовательной сферы, начиная с дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?
Известный польский ученый Януш Корчак когда - то давно поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься»
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.
В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку. Нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, инициативные и, конечно же, здоровые. В национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально- экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи.
Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
2. Применение здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – направлен на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогощение – важнейшие условия организации педагогического процесса.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В Концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни воспитанников.
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника, воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения к здоровью и
жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, а также задачи, связанные с элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к педагогам – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих сил учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только в познавательном развитии детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
2. Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда не интересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими.
3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок – объект образовательного обучающего общения, он должен быть вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы не в ущерб здоровью.
4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствие с закономерностями психических функций. Прежде всего, имеется ввиду переход от совместных действий, к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе, по речевому, по умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапно действий к свернутым и автоматизированным.
5. Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовой педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты и готовность к формированию новой функции.
6. Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала целостности.
7. Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным – он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалив старание в определенный период времени.
8. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровительного воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.
9. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование напряженной активной работы и расслабления, смена эмоциональной активизации необходимо во избежание переутомления у детей.
10. Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения – условие здоровьесберегающих технологий.
2. Характеристика здоровьесберегающих технологий используемых в ДОУ.
Современные здоровьесберегающие технологии условно можно разделить:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная, корригирующая гимнастика.
2. Технология обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия; проблемное обучения (игротренинги и игротерапия); коммуникативные игры; занятия из серии «Здоровье»; точечный самомассаж.
3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, логопедическая ритмика.
Рассмотрим некоторые виды гимнастики:
Дыхательная гимнастика. Работа над дыханием является важной в работе по культуре речи, но так же, важна как профилактика простудных заболеваний. Упражнения можно использовать как физкультминутки в процессе занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются, ритмизируются дыхательные движения, в целом улучшается функциональная деятельность органов и систем.
Например, такие упражнения:
«Ветер». И.П. – основная стойка. - Дует легкий ветерок – фу-фу-фу (выполнить глубокий, спокойный вдох носом и мягкий, продолжительный выдох ртом).
- И качает так листок – ш-ш-ш (выполнить активный вдох носом и активный ступенчатый выдох ртом).
- листочки на веточках сидят и ребятам говорят:
- осиновый - а-а-а. Рябиновый – и-и-и.
- березовый – о- о - о. Дубовый – у-у-у.
(Выполнить глубокий мягкий вдох носом и на выдохе пропеть гласные звуки, а последний вытолкнуть).
«Тихо-тихо мы подышим, сердце мы свое услышим».
И.П. – о.с. медленный вдох через нос, когда грудная клетка начинает расширяться, прекратить вдох и сделать паузу на 4 сек.
2. – плавный выдох через нос.
«Крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг».
И.П.- встать прямо, ноги врозь, руки опустить.
1- поднять руки в стороны – вдох.
2- хлопнуть руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» - выдох.
Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью работы воспитателя и регулярное ее выполнение помогает:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
- уменьшить напряженность артикуляционных органов.
Биоэнергопластика. Биоэнергия – это энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощенные движения рук, тела. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движением рук. Выполняя артикуляционное упражнение, ребенок сопровождает его движением одной или двумя руками. При этом развивается координация движений мелкой моторики пальцев. Эффективность исправления дефектов звуков возрастает в несколько раз, т.к. работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Примеры артикуляционных упражнений с движением рук:
«Часики» - ладони влево-вправо.
«Качели»- ладонь вверх-вниз.
«Улыбка» - пальцы врозь и в кулачок.
«Чашечка» - пальцы имитируют чашечку.
Обращать внимание ребенка на ритмичность и четкость движений.
Пальчиковая гимнастика. Давно известно, что истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев рук. От них, образно говоря, идут тонкие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью на занятиях используются игры и упражнения на формирование движений пальцев рук. Часто для таких минуток «шалостей» используются литературные произведения, народный фольклор. Например:
«К нам на стол забрался слон».
- К нам на стол забрался слон, начал громко топать он.
(Стучим кулачками по столу).
- И лошадки прибежали и копытцами стучали.
(Стучим кончиками пальцев рук).
-Осторожны и легки, приползали паучки.
(Медленно перебираем пальцами по поверхности стола).
- А лягушки прискакали и в болотце убежали.
(отталкиваться пальцами обеих рук от стола приподнимая кисти).
- Мимо зайки прискакали: «С добрым утром» им сказали.
(Поставить ладонь на ребро. Подушечки пальцев сводить в щепоть и разводить).
- Тихо по земле шурша, ползет змейка не спеша.
(Ладони на ребре, выполнять волнообразные движения ладонями).
Гимнастика для глаз. Функциональная анатомическая незрелость зрительных центров, значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка, обуславливает необходимость применения этого вида гимнастики.
Укрепляют мышцы глаз простые упражнения, например:
«Круг, овал». «Вправо, вниз, на потолок».
В верхних углах помещения разместить геометрические фигуры круг и овал. Ребенок фиксирует голову, поставив подбородок на руки, согнутые в локтях. Не поворачивая головы, переводить взгляд то на овал, то на круг.
- Вправо, вниз, на потолок. В правый верхний уголок.
Влево, вниз, на потолок. В левый верхний уголок.
Для снятия усталости глаз проводят следующие упражнения:
«Штурман». Педагог ведет указкой, на конце которой силуэт автомобиля. Ребенок , не поворачивая головы, следит глазами за направлением указки.
В середине занятия с детьми можно провести специальную гимнастику для глаз.
1. Дети сидят, откинувшись на спинку стула. Делают глубокий вдох. Наклоняясь вперед к крышке стола, делают выдох. (Повторить 5-6 раз)
#1048;.п. то же. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть (4 раза).
3. И.п. руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки (5-6раз).
4. И.п. сидя. Смотреть прямо перед собой на педагога (2-3сек.). Поставить руки по средней линии лица на расстоянии 15-20см от глаз, перевести взор на кончик среднего пальца и смотреть на него 3-5сек., опустить руки (5-6 раз).
5. И.п. сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх -вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы. Опустить руки – выдох.
С целю оздоровления детей используют такие здоровьесберегающие технологии как цветотерапия , точечный массаж, самомассаж.
Цветотерапия. Как метод оздоровления известен с древних времен. С помощью цвета можно скоординировать расстройства не только тела, но и души. Например, если у вас мигрень, положите на глаз намоченное холодной водой красное полотенце и прилягте. При больном горле рекомендуется надевать красный шарф. А желтый цвет – цвет радости и оптимизма. Он имеет способность укреплять нервную систему и зрение. Так детей в группе могут встречать ярко желтые бабочки. И это будет способствовать улучшению настроения у детей.
Точечный массаж. Массаж разных точек тела способствует оздоровлению, регулированию работе внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Под воздействием массажа организм и взрослого и ребенка начинает лечить сам себя.
Самомассаж делать не сложно. Например:
«Поиграем ручками».
1. Подготовительная часть. Дети растирают ладони до приятного тепла.
2. Основная часть. Большим и указательным пальцем одной руки растираем поочередно пальцы другой.
Пять пальцев на руке своей назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой, называется – Большой.
Пальчик второй – указчик старательный, не зря называют – указательный.
Третий твой пальчик – как раз по середине, поэтому средний дано ему имя.
Палец четвертый зовут Безымянный, неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье, братец младший – любимчик,
По счету он – пятый зовется Мизинчик.
Циркулярное растирание кистей:
«Намыливание рук мылом».
Не секрет для нас с тобой, каждый знает это –
Руки мой перед едой и после туалета.
Круговое разминание ладони подушечками большого пальца.
Толстушка – ползушка, дом – завитушка.
Ползи по дорожке, ползи по ладошке.
Ползи, не спеши, рога покажи.
Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони: Гуси, гуси! Га-га-га!
Есть хотите? Да – да – да!
Так летите же домой.
Серый волк под горой не пускает нас домой.
Поколачивание ладоней впадины кончиком указательного пальца:
По сосновой по коре дятел долбит старый сук.
Тук – тук – тук и тук – тук – тук!
Он стучать не устает, клювом мошек достает.
Замолчит на миг. И вдруг снова слышим тук-тук-тук!
Массаж расческой.
Взять массажную расческу для волос, зажать её между ладоней и катать по голове.
И ежи, и дикобразы – если тронешь, колют сразу.
Ты не бойся их сейчас, это тоже ведь массаж.
Аурикулярный массаж.
На поверхности ушных раковин расположено более тысячи биологически активных точек, поэтому, массируя их, мы опосредованно воздействуем на весь организм. Массаж с детьми проводится в игровой форме «Поиграем с ушками»:
1. «Ослики». С юмором тянем ушные раковины вниз и одновременно назад за плечо, так, чтобы оттянулась внутренняя часть уха. Потом аналогично вверх и назад.
2. «Слоники». Взяться за середину ушной раковины. Тянуть ухо в стороны и чуть назад от наружного слухового прохода.
3. «Горячие ушки». Не меняя положения рук, делаем круговые движения.
4. «Наушники». Меняем захват ушной раковины. Ладонь основанием большого пальца плотно прижимаем к ушам таким образом, чтобы внутри возникло ощущение вакуума. Выполняем круговые движения в обе стороны.
5. «Хлопок». Не меняя положения рук, ещё плотнее прижимаем ладони к ушам и резко открываем их, чтобы в ухе раздался хлопок.
Выводы:
Таким образом, здоровьесберегающие технологии используются педагогами и специалистами в образовательном процессе дошкольных учреждений. В большей степени они имеют место в работе с детьми, имеющими нарушения здоровья. Стоит подчеркнуть, что с детьми, имеющими астматические или аллергические проявления, широко применяются игры и упражнения дыхательной гимнастики, а также точечный массаж. Дети с нарушением осанки занимаются дополнительно со специалистами лечебной гимнастики или инструктором физкультуры. В практике физкультурных занятий с целью снятия физической нагрузки используются упражнения психогимнастики, логоритмики, подвижных игр. Детям дошкольного возраста доступно самостоятельно провести самомассаж, используя простые игровые упражнения. Внедряя в работу дошкольного учреждения здоровьесберегающие технологии, нужно помнить, что их конечная цель – сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ с использованием: здоровьесберегающих технологий, игровых технологий
конспект занятия с детьми младшей группы...
Конспект совместной деятельности с родителями и детьми старшего дошкольного возраста "Профессии наших мам" (с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии нетрадиционной изобразительной деятельности
Занятие позволит уточнить знание детей о профессиях.Вызвать интерес к труду взрослых разных профессий....
Методические рекомендации для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми.
Использование элементов здоровьесберегающих технологий для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми...
Конспект вечера-досуга «Путешествие в страну стихов» с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии диалогового общения в I младшей группе
Конспект вечера-досуга в I младшей группе...
Конспект открытого занятия с использованием здоровьесберегающих технологий, технологий ТРИЗ Тема «Путешествие капельки»
Цель: учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным; замещать при отборе требуемого количества предметов (без использования счёта), устанавливая взаимно однозначное соответстви...
Методическая разработка открытой образовательной деятельности по детскому дизайну с использованием здоровьесберегающих технологий, технологии игрового обучения, личностно-ориентированных технологий по теме «Приглашение на день рождения»
Развитие творческой активности детей в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской, коммуникативной, конструировании....
Конспект физкультурного занятия с использованием здоровьесберегающей технологии, технологии проблемного обучения , ИКТ в подготовительной к школе группе: «Морское приключение»
фИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ...