РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ
статья по физкультуре (младшая группа)

Мясникова Оксана Дмитриевна

Движение является биологической потребностью растущего организма. Двигательную активность ребёнка не надо подавлять, а наоборот всячески поддерживать ребенка в его стремлении двигаться, быть активным. Благодаря правильно организованной двигательной активности создаются благоприятные условия для растущего организма: обмен веществ, развитие нервной системы, костно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистая система и органов дыхания, улучшает пищеварение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dvizheniy_u_detey_3-go_goda_zhizni.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ

«Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Заставьте ребенка сидеть – он очень скоро устанет, лежать – тоже самое, идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать и менее всего долго думать, но он  резвится и движется  целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устает ни на минуту, а крепкого детского сна достаточно, чтоб возобновить детские силы на будущий день.»  К.Д.Ушинский

Одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития является правильно организованная двигательная активность детей.

Часто родителей раздражает чрезмерная активность детей, их постоянное стремление куда-то забраться, что-то взять.

Движение является биологической потребностью растущего организма. Надо не подавлять двигательную активность, а всячески поддерживать ребенка в его стремлении двигаться, быть активным, создавать условия для этого. Сколько же должен двигаться здоровый ребенок в течение дня?

Дети двух-трех лет преодолевают за сутки приблизительно 2,5 км. Мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки. Летом у детей потребность в движении больше, чем зимой. Это связано с изменением обмена веществ. В течение суток потребность в движении также меняется. Так, наибольшая активность проявляется с 9 до 12 часов в первой половине дня и с 17 до 19 - во второй.

Двигательная активность зависит от индивидуальных особенностей. Есть дети с повышенной двигательной активностью, со средней, умеренной и малой потребностью в движениях.

 Дети со средней двигательной активностью, как правило, не вызывают у родителей тревоги: они отличаются уравновешенным поведением, хорошо регулируют свою двигательную деятельность и практически не переутомляются.

Дети с повышенной двигательной активностью, они неуравновешенны, не могут регулировать свою двигательную деятельность, не склонны к выполнению действий, требующих точности, координации, быстро утомляются. Детей с повышенной двигательной активностью необходимо вовремя переключать на другой вид деятельности.

Ни в коем случае не следует прекращать резко двигательную деятельность ребенка. Переход от динамического состояния к статистическому должен быть постепенным. Если вы считаете, что ребенок устал от бега, предложите ему, например, поискать пропавшую игрушку. Малыш ходит, ползает, разыскивая игрушку, и организм его постепенно приходит в равновесие. А после этого предложите послушать сказку. Детям с повышенной возбудимостью необходимо периодически давать задания, требующие точности, координации движений. Например, предложите малышу пройти по узкой дорожке, попасть в цель.

Малоактивные дети не склонны много бегать, куда-то залезать, предпочитают играть в песочнице, что, к сожалению, вполне устраивает многих пап и мам. Однако родители должны знать, что у малоподвижных детей медленнее формируются двигательные навыки, необходимые ребенку в игре, в бытовой деятельности. Таким детям не хватает ловкости, выносливости, они избегают подвижных игр со сверстниками.

Как сделать так, чтобы ребёнок  хотел двигаться? Этому поможет лишь совместная деятельность взрослого и ребенка. Можно предложить ребёнку во время прогулки догнать вас или сами догоняйте его. Пусть малыш попрыгает, как зайчик или воробышек, а вы посчитайте, сколько раз он прыгнет. Обязательно похвалите его, даже если он не очень хорошо справился с заданием. Хорошо активизируют действия малышей различные игрушки, особенно мяч. Выйдя на прогулку с ребёнком необходимо позаботиться о том, чтобы взять с собой игровой материал: мяч, скакалку, для двигательной активности.

Действия с мячом дают нужную нагрузку организму и в то же время не утомляют. Бросайте мяч, а ребенку предложите догнать его, потом пусть малыш сам бросает и догоняет мяч. Постепенно действия с мячом будут усложняться.

Очень важно, чтобы ребенок своевременно овладел всеми видами основных движений.

Помогите ему в этом. Познакомьтесь с особенностями развития основных движений и задачами обучения этим движениям детей раннего возраста.

На протяжении второго-третьего года ходьба совершенствуется, а к концу дошкольного периода формируется походка. Для малыша, начинающего ходить, характерны следующие особенности: ноги сильно согнуты в коленях и тазобедренном суставе, ступни повернуты внутрь. Ребенок ставит ногу не с пятки на носок, а опускает на всю стопу, шлепая ею. Шаг неравномерный, короткий, семенящий. Малышу трудно выдерживать направление при ходьбе. Все это возрастные физиологические особенности, но если своевременно не обращать внимание, то некоторые из них могут сохраниться на всю жизнь.

Умение бегать формируется у ребенка к концу второго года, а иногда только на третьем году. Это зависит от физических данных малыша.

Особенности бега в этом возрасте: мелкие семенящие шаги, ноги опускаются на землю всей стопой, движения рук и ног не согласованны, заметны боковые раскачивания корпуса, скорость бега очень небольшая. Малыш быстро устает. Поэтому нужно способствовать формированию у детей умения бегать: переходить от ходьбы к бегу и наоборот, бегать в заданном направлении, менять темп бега (ускорять, замедлять).

Чтобы ребенок своевременно научился бегать, необходимо с ребенком играть в такие игры, как «Догони папу», «Догони меня». На прогулке можно предложить ребенку добежать до скамейки, до машины, кто вперёд и т. п. Детям нравятся подобные задания и одновременно они учатся ориентироваться в пространстве и знакомятся с названием деревьев, окружающих построек, воспитываем чувство соревнования.

Прыжковыми движениями малыш начинает овладевать одновременно с бегом на втором-третьем году. Прыжок, так же как и бег, требует известной физической подготовленности. Вначале ребенок овладевает подскоками на месте с продвижением вперед, затем учится прыгать в длину с места, спрыгивать с предметов. При прыжке малыш тяжело опускается на всю ступню, колени почти не сгибает, движения его рук и ног плохо согласованны. Руки не помогают отталкиванию и приземлению. Прыжок даже с незначительной высоты может при неправильном приземлении привести к сотрясению внутренних органов, что вредно для организма.

Поэтому нужно способствовать развитию у малыша следующих умений:

- Ритмично приседать, сгибая ноги в коленях («пружинка»), постепенно отрываться от пола;

 - подскакивать на месте на двух ногах, отталкиваясь носками. Приземляться мягко, слегка согнув ноги в коленях;

 - подскакивать с продвижением вперед;

 - перепрыгивать через линии, нарисованные на полу (расстояние между линиями 10, затем 20, 30 см), прыгать через скакалку, ручеек, канавку и т. д.;

 -  подпрыгивать вверх, касаясь предмета, находящегося на высоте 10-15 см от поднятой руки ребенка;

 -  спрыгивать с высоты 10, 20, 30 см..

Покажите ребенку, как прыгает зайчик, мячик. Прочитайте стихотворение "Мой веселый звонкий мяч». Попрыгайте вместе с ребенком. Вначале он будет просто сгибать ноги в коленях, не отрываясь от почвы. Но постепенно овладеет прыжком.

Перечисленные выше трудности в освоении движений сами по себе не исчезают. Некоторые из них могут сохраняться на протяжении всей жизни. Прежде всего, создайте условия для развития движений. В распоряжении ребенка должны быть разнообразные игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность. Движения требуют пространства. Не мешайте ребенку проявлять самостоятельность и активность, не спешите на помощь. Пусть малыш сам преодолевает препятствия.

Всегда радуйтесь успехам ребенка. Ваше положительное отношение к двигательной деятельности обязательно пробудит интерес к ней у малыша.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы формирования основ безопасного поведения в сфере дорожного движения у детей 7 - ого года жизни

В последние десятилетия проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности детей приобрела чрезвычайную актуальность. В числе этих проблем – безопасность дошкольников на улицах города. Число транспор...

Развлечение по правилам дорожного движения для детей 6-го года жизни «Красный, жёлтый, зелёный»

В игровой форме закрепить представления детей о правилах дорожного движения, расширять представления о правилах поведения на улице, способствовать развитию осторожности внимания, осмотрительности, сос...

Методическая разработка серии занятий по теме: «Развитие формообразующих движений у детей 3-го года жизни в процессе лепки из пластилина»

В возрасте 2-3 лет лепка в качестве свободного вида деятельности не может быть применена, дети не владеют формообразующими движениями, у них нет соответствующего опыта пластической деятельности, они н...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Подвижные игры как средство совершенствования основных движений у детей 7-го года жизни на занятиях по физической культуре»

В представленном опыте раскрыта система работы по совершенствованию основных движений у детей 7-го года жизни на занятиях по физической культуре....

Программа дополнительного образовательного кружка по ознакомлению с правилами дорожного движения для детей 6-го года жизни «Азбука дорожной безопасности»

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...

Программа дополнительного образовательного кружка по ознакомлению с правилами дорожного движения для детей 6-го года жизни «Азбука дорожной безопасности»

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...