СЕМИНАР
консультация по физкультуре (старшая группа)

Бирюкова Ю.Н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Как говорил Василий Александрович Сухомлинский:

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье - это важнейший труд взрослого. От жизнерадостности , бодрости детей зависит их духовная жизнь , мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

По данным отечественных и зарубежных исследователей здоровье человека зависит:

•на 50% от собственного образа жизни;

•на 20% от окружающей среды;

•на 20% от наследственности;

•на 1 0% от уровня развития здравоохранения в стране».

Нельзя улучшить свою на следственность, лично повлиять на уровень здравоохранения, значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни , который человек выбирает , целиком зависит от него самого.

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования. И в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Применительно к ребенку - это обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры , как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человек . Знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения , задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым - это содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  1. Медико-профилактические;
  2. Физкультурно -оздоровительные;

з. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

  1. Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  2. Валеологического просвещения родителей.

1.Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании - технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств , двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика , массаж и самомассаж ,

профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки , воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

3.Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка - технологии,обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого ­ педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

4.Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

5.Технологии валеологического просвещения родителей - задача данных технологий- обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  1. Приобщение детей к физической культуре

  2. Использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно -профилактических мер , система надежных средств коррекции психофизического развития  на протяжении  всего  дошкольного детства.

С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Формы организации в процессе физического развития дошкольника.

  1. физкультурные занятия
  2. самостоятельная деятельность детей

з.   подвижные игры

  1. утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
  2. двигательно-оздоровительные физкультминутки
  3. физические упражнения после дневного сна
  4. физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
  5. физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
  6. физкультурные досуги

1о. спортивные праздники

  1. оздоровительные процедуры в водной среде.
  2. Занятия по плаванию в бассейне.

Существующие современные образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

1 .Организационно - педагогические        технологии, определяющие структуру

воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; 2.Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

3.Учебно -воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Выбор современных образовательных педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Разнообразные технологии сохранения и стимулирования здоровья: Динамические паузы - во время  занятий,  2-5  мин.,  по  мере  утомляемости детей. Рекомендуется для всех  детей  в  качестве  профилактики  утомления. Могут включать в себя элементы  гимнастики  для глаз, дыхательной  гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация - в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп . Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создана сенсорная комната.

Гимнастика пальчиковая - с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми

проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога .

Гимнастика дыхательная - в различных формах физкультурно­ оздоровительной работы . Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Гимнастика ортопедическая - в различных формах физку льтурно ­ оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие - 2-3 раза в неделю в спортивном  или  музыкальном залах . Ранний возраст - в групповой комнате, 1 О мин. Младший возраст - 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин ., старший возраст -  25-30 мин . Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение и провести  влажную уборку.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) -  в  свободное  время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может  быть  организовано  не  заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Коммуникативные игры - 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др .

Занятия из серии «ЗОЖ» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится  строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный

материал (специальные модули).

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия - в различных формах физкультурно­ оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия - 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы.

Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом - как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают  эмоциональный  настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге

формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов.

Принципы закаливания:

  1. Закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
  2. Проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
  3. Проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей,

состояния здоровья, уровня закаленности;

  1. Сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только  в комплексе закаливающих мероприятий ,  проводимых  в повседневной  жизни ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания на год, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с врачом дошкольного учреждения и утверждается заведующим ДОУ.

Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:

  1. Нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;
  2. Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года;
  3. Прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом , когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую  погоду  в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка.
  4. Комплекс пробуждения после дневного сна.
  5. Хождение босиком в летний период или по дорожке здоровья в группе после сна.

Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...