индивидуальный маршрут для ребенка калясочника
календарно-тематическое планирование по физкультуре (средняя группа)
даммый материал будет полезен (я надеюсь) для педагоговработающими в детьми-инвалидами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizruk.docx | 47.17 КБ |
Предварительный просмотр:
План инструктора по физической культуре Реализуется в режимных моментах в совместной деятельности педагога с ребенком в различных видах детской деятельности | |||||||||||||
Сенябрь -декабрь 2024г. | Игровые упражнения на развитие навыков самообслуживания «Собери шарики в корзину»; «Будь аккуратным» - воспитатель бросает мяч играющиму, а поймавший возвращает его, называя предмет гигиены ; «Убери на место»- по просьбе воспитателя ребенок убирает спортивный инвентарь на места - «Самый внимательный».- перед ребенком разложить мячи разных цветов, играющий закрывает глаза, а ведущий убирает один из предметов, ребенок докладывает недостающий предмет на место Ритмичная гимнастика под музыку «Чудак» (дыхательные упражнения на основе парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой)(Иванова «Йога для детей» стр. 59 Самомассаж «Дождик» (Иванова «Йога для детей» стр. 82) Упражнение с массажным мячиком ОРУ для укрепления мышц спины для детей дошкольного возраста
| ||||||||||||
Январь-май 2025г | Игровое упражнение на формирование навыков наводить порядок, все предметы убирать на место: «Кто быстрее уберет», «Решаем вместе» Упражнения на укрепление мышц тазового пояса и бедер: «Рак», «Зайчик», «Паучок» Игры с головой и шеейАккуратно заводим руки под голову ребенка, складываем их лодочкой и держим её. «Я буду качать твою голову, как в лодочке» — мягко тянем шею на себя. Движения медленные и аккуратные, делаем упражнение от трех до пяти раз. «Сейчас поиграем с головой. Я поверну ее направо, а ты удержи ее в этом положении». Осторожно повернем голову в правую сторону, мягко удержим ее в этом положении, рука при этом лежит на щеке возле уха. Ведем счет до 3–5 раз. «А сейчас голова лежит прямо, и я ее опять покачаю». Мягко качаем голову ребенка. Затем повторяем манипуляции, повернув голову налево. Удерживаем ее, считая до 3–5 раз. Снова покачиваем в прямом положении. Повторяем упражнение по три раза в каждую сторону. Таким же образом делаем наклоны головы вперед-назад. Главное в этом упражнении — чтобы пациент фиксировал нужное положение до конца счета. Помощник слегка придерживает, оказывает небольшую помощь в фиксации головы, помогает ее поворачивать. Но такая помощь оказывается только на первых порах, когда ребенок только начинает работу по взаимодействию со своим телом. Ритмичная гимнастика под музыку «на море» (комплекс упражнений направлен для предупреждения миопии) (Иванова «Йога для детей» стр. 64 Самомассаж «Лисонька» (Иванова «Йога для детей» стр. 82) Упражнение с массажным мячиком ОРУ для укрепления мышц спины для детей старшего дошкольного возраста
| ||||||||||||
Июнь-август 2025г. | Расставить кегли по кругу для ходьбы «змейкой» Подготовить кубики для игры«Найди и промолчи» Разложить флажки дляОРУ Игры с рукамиДопустим, помощник тянет свою руку ребенку и говорит: «Давай поздороваемся». Но детская рука отодвигается назад или в сторону. Значит, нужно начать работать конкретно с этого движения. Четкое руководство поможет ребенку сосредоточиться на своих движениях и ощущениях, он сможет их осознать. Говорим: «Давай поиграем с твоей рукой, она хочет порезвиться. Она ушла наверх, напряглась, стала твердая и сильная. Вот и удержи руку наверху и сделай еще сильнее. Я буду считать до трех. На счет три ты очень сильно постараешься удержать ее на месте и сделать еще сильнее. Теперь пусть рука расслабится, отдохнет. Сейчас она стала расслабленная, мягкая, тяжелая». Игровое упражнение:«Кто быстрее уберет» Ритмичная гимнастика под музыку «Песня волшебника Сулеймана» (комплекс упражнений направлен формирование правильной осанки, развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук) (Иванова «Йога для детей» стр. 65 Самомассаж «Блины» (Иванова «Йога для детей» стр. 83) Упражнение с массажным мячиком ОРУ для укрепления мышц спины для детей старшего дошкольного возраста
| ||||||||||||
Сентябрь-декабрь 2025г. | Разложить гимнастические палки Собрать мостик из ленточек Подготовить мешочки для упражнения «пингвины» Раздатьленточки дляп/и «Ловушка» Поиграем:
Игра«Все лежит на местах» уборка спортивного инвентаря. Самомассаж «строим дом» (Иванова «Йога для детей» стр. 83) Упражнение с массажным мячиком ОРУ для укрепления мышц спины для детей старшего дошкольного возраста
| ||||||||||||
Январь-май 2026г. | Игровые упражнения на развитие навыков самообслуживания: опрятности, умения пользоваться спортивными атрибутами и быстро наводить порядок после игровой деятельности«Собери мячи в корзину»;«Будь внимательным»;«Убери на место»;«Сделай как надо». Самомассаж «Руковицы» (Иванова «Йога для детей» стр. 84) Упражнение с массажным мячиком (картотека) ОРУ Упражнение №1. Исходное положение - сидя в инвалидном кресле. Выполнение - поворачиваем голову влево-вправо. Далее совершаем наклоны головой вперед-назад. Заканчиваем выполнять упражнения полукруговыми движениями по 5 раз в каждую сторону (если кружится голова, уменьшите количество движений). Количество выполнения 10 раз. Движения очень плавные без рывков! Упражнение №2. Исходное положение - тоже самое. Выполнение - вращаем кисти рук, затем вращаем предплечья, заканчиваем вращения всей рукой. Можно присоединить плечевые вращения, когда руки опущены вниз. Количество выполнения 10 раз. Упражнение №3. Исходное положение - сидя в инвалидном кресле. Выполнение - переплетаем пальцы, вывернутыми руками тянемся к потолку. Количество выполнения 10 раз. | ||||||||||||
Июнь-август 2026г. | Игровоеупражнениенаформированиенавыковнаводитьпорядок, все предметы убирать на место: «Каждой вещи своеместо»,«Быстро возьми–быстро положи» Самомассаж «Труба» (Иванова «Йога для детей» стр. 84) Упражнение с массажным мячиком ОРУ Упражнение №1. Исходное положение – сидя в инвалидном кресле. Выполнение - делаем наклон вперед, чтобы грудь располагалась на коленях. В это время сцепляем руки за спиной и поднимаем как можно выше - 5-6 раз. Количество выполнения - 10 раз. Упражнение №2 . Исходное положение - сидя в инвалидном кресле, туловище прямо. Выполнение - согнуть руку, заводим за затылок и опустить вдоль спины, стремясь как можно ниже. Количество выполнения - каждой рукой до 8 раз. Упражнение №3. Исходное положение – сидя в инвалидном кресле. Выполнение - упражнение необходимо выполнять с предметами с небольшим весом или гантелями примерно по 1 кг. Берём гантели и опускаем их между ног, чтобы большие пальцы, указывали на пол. Далее по диагонали разводим руки в стороны и поднимаем гантели до уровня плеч. Количество выполнения – 10 раз. | ||||||||||||
Сентябрь-декабрь 2026г. | Игровыеупражнения на формированиенавыковподготавливатькубикидляигр,раскладыватьфлажкидля Поиграем!
ОРУ:«Найдиипромолчи», «Разложикакнадо» Самомассаж «Ежик» (Иванова «Йога для детей» стр. 84) Упражнение с массажным мячиком |
Январь-май 2020г | Игровыеупражнениянаразвитиенавыковсамообслуживания:опрятности,уменияпользоватьсяспортивными атрибутами и быстро наводить порядок послеигровой деятельности«Соберимячивкорзину»; «Будьвнимательным»; «Уберина место»;«Сделайкакнадо». |
Июнь-август 2020г. | Игровыеупражнениянаразвитиекоординациидвижений,навыков в ходьбе и беге в прямом направлении: «Пройди подорожке»,«Догони меня»,«Беги ко мне» |
Сентябрь-декабрь2020г. | Игры и упражнения, направленные на развитие статической идинамической координации движений тела «Катаем лодочку»Упражнениянаукреплениемышцтазовогопоясаибедер: «Рак»,«Зайчик»,«Паучок». |
Январь-май 2021г. | Упражнениянаразвитиекоординациидвижениятела:
|
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КОЛЯСОЧНИКОВ
Упражнения на растяжение можно выполнять лежа на спине или сидя в коляске. Их следует делать медленно, постепенно усиливая нагрузку, но не доводя ее до неприятных и, тем более, болевых ощущений в суставах. Интенсивное растяжение можно выполнять только после тренировки, когда мышцы хорошо разогреты, а легкое растяжение - до тренировки, после небольшой разминки. Каждое упражнение надо выполнять не менее 10 секунд.
Упражнение 1. а) Лежа на спине или сидя, разведите руки в стороны на уровне плеч или чуть выше; б) развести руки в стороны и вверх под углом 30-45~ выше уровня плеч. Из этих двух положений руки вытягиваются прямо назад. При этом происходит растяжение верхних и нижних пучков больших грудных мышц. Для одновременного растяжения сгибателей кисти надо с силой разогнуть кулаки в запястьях.
Упражнение 2. "Потягушка". Переплести пальцы перед грудью и, вывернув кисти ладонями кверху, вытянуть руки, пытаясь "достать до потолка".
Упражнение 3. Служит для растяжения широчайших мышц спины и способствует предотвращению ротации плеча вовнутрь. Лечь на спину, согнуть ноги и положить голени на высокую скамейку. Это делается для максимального расслабления бедер и выравнивания спины. Прямые руки вынести за голову, плечи выворачиваются наружу (большие пальцы направляются через потолок к полу, ладони обращены вниз).
Упражнение 4. Сидя в коляске, лечь грудью на колени или на стол. Сцепив руки за спиной, поднять их как можно выше.
Упражнение 5. Сидя в коляске, завести согнутую руку на затылок и лопатку и опустить ее вдоль спины, помогая надавливанием на локоть другой рукой. Затем руки поменять.
Упражнение 6. Похожее на упражнение 5. Рука, заведенная снизу за спину, захватывается пальцами другой руки, опущенной за лопатку, и тянется ею вверх. Руки меняются местами.
Упражнение 7. Для растяжения мышц шеи и верхней части спины. Поочередно опустить плечи, держась пальцами за спицы колеса у оси и наклоняя голову в противоположную сторону, как бы пытаясь опрокинуть коляску набок.
Потеря эластичности не единственная причина мышечных травм. Другой причиной оказывается слабость сгибающих мышц рук, задних мышц плечевого пояса, шеи и верхней части спины. Для их укрепления специалисты рекомендуют на одно упражнение с усилием, направленным от себя, делать два-три упражнения с усилием, направленным к себе. В общем случае толкательные движения развивают передние группы мышц, а тянущие - задние.
Упражнение 8. Лежа на узкой кушетке, на груди, поднимать с полу гантели. Локти прижаты к бокам. Движения напоминают греблю. Количество упражнений увеличивайте от тренировки к тренировке. При всех упражнениях не задерживайте дыхание и не напрягайтесь. Особенно за этим должны следить те, кто не подготовлен к высоким нагрузкам, так как повышение внутригрудного давления может привести к нарушениям сердечной деятельности.
Упражнение 9. Из того же исходного положения поднимите гантели на прямых руках, разводя их в стороны и сводя лопатки, имитируя взмахи крыльями.
Упражнение 10. Похоже на предыдущее, но выполняется с более узкой кушетки или гимнастической скамьи, наклоненной под углом 30-45` к полу. Кисти рук с гантелями под скамьей почти касаются друг друга. Делайте взмахи прямыми руками, направленными в стороны и чуть вперед, сводя лопатки.
Упражнение 11. Сидя в коляске. Руки с гантелями между ногами, большие пальцы направлены вниз и внутрь. Прямые руки разведите по диагонали в стороны и вверх до уровня плеч.
Упражнение 12. Сидя в коляске. Одна рука за головой, другая в сторону ладонью кверху. Прогибания с небольшим поворотом туловища в сторону правой руки. Сменить положение рук и проделать то же в обратную сторону. На четыре счета - вдох и основное движение, на следующие четыре счета - выдох и возвращение в исходное положение. Это и каждое последующее упражнение выполняются в течении одной, двух минут.
Упражнение 13. Круговые движения во всех суставах рук. Сначала кистями, затем в ту же сторону предплечьями и наконец прямыми руками. Потом то же самое, в противоположную сторону. С каждым циклом амплитуда движений увеличивается.
Упражнение 14. Круговые движения головой, начиная с небольшой амплитуды, как бы постепенно раскручивая голову по спирали, но при этом, замедляя движения так, чтобы при максимальной амплитуде один круг выполнялся на пять счетов. Продолжительность - одна минута.
Упражнения 15 и 16 требуют особого внимания. Сидячий образ жизни способствует появлению так называемой круглой спины, что приводит к выпячиванию брюшной стенки и нарушению работы внутренних органов. Чтобы избежать этого, надо постоянно тренировать мышцы спины и развивать способность прогибаться в грудном и поясничном отделах позвоночника.
Упражнение 15. Положите под поясницу валик или сложенную подушку. Энергично поднимая прямые руки вперед и вверх, постарайтесь резко зафиксировать их в плечевых суставах в верхней точке и, не останавливаясь, по инерции продолжайте движения ими назад, но уже только за счет прогибания в груди и пояснице. В руки можно взять нетяжелые гантели для придания движению большей инерции. Колеса коляски заторможены. При работе с гантелями спинкой лучше прислониться к столу. Старайтесь, как можно дольше находиться в коляске с валиком под поясницей и постоянно контролируйте прогнутое положение спины и разворот плеч. Чаще лежите на животе, опершись на локти и подняв голову. Смотрите телевизор или читайте в этой "пляжной" позе.
Упражнение 16. Оттолкнитесь руками от подлокотников коляски или бедер и как можно больше прогнитесь, отведя плечи и голову назад. Прочувствуйте напряжение мышц спины. С каждым разом старайтесь меньше помогать руками. Ритм упражнения: 5 секунд удержания прогиба, 5 секунд расслабления. Начните с минуты, доводя продолжительность всего упражнения до ощутимого утомления мышц спины.
Упражнение 17. Развороты на коляске противоположно направленными вращениями обручей руками. Выполняйте его сначала спокойно, потом энергичнее и резче, в течении 1 - 2 минут, до заметного утомления мышц.
Упражнение 18. Повороты туловища из стороны в сторону сначала с помощью одних только рук, расставленных в стороны, затем с заведенной за плечи палкой. Постепенно и аккуратно (особенно при свежих травмах) увеличивайте угол разворота от занятия к занятию. Для контроля удобно делать упражнение спиной к стене, пытаясь коснуться ее концами палки.
Упражнение 19. "Лезгинка", или "косьба", также развивает подвижность позвоночника и все мышцы туловища, в особенности косые мышцы живота, что помогает перистальтике кишечника. Упражнение тренирует координацию движений и уверенность в себе, что важно для колясочников-новичков. Обеими руками сделайте резкое маховое движение, скажем, влево, с поворотом туловища в ту же сторону. У кого работают бедра, старайтесь развернуть таз в противоположную сторону, то есть вправо. Коляска при достаточной резкости движения также повернется вправо и сдвинется чуть вперед. Затем такой же резкий взмах с поворотом делается в обратную сторону - коляска смещается вперед и влево. Такими "галсами" вы можете перемещаться довольно быстро, не прибегая к вращению колес. Начинайте с несильного толчка коляски по гладкому полу, со временем это движение получится даже на ковре.
Упражнение 20. Выполняется с гантелями или бинтом-амортизатором длинной около 3 метров. Бинт сложить вдвое и наехать на него передними колесами или зацепить его за подножки. Растягивайте концы бинта, сгибая руки в локтях за счет работы бицепсов. Отягощение должно быть таким, чтобы его можно было преодолеть не более 8 - 12 раз. Если для вас это слишком легко, перехватите бинт ниже. Аналогичное упражнение делается с гантелями на таком же пределе.
Упражнение 21. Растягивание бинта поднятыми руками. Руки с бинтом над головой. Разводя руки вниз и в стороны, бинт опускаем за голову на плечи.
Упражнение 22. Бинт растягивается при положении рук впереди. Руки разводятся в стороны до касания бинтом груди.
Упражнение 23. Для разгибателей рук - трицепсов. Бинт заводится за ручки или спинку коляски. Руки, сжатые в кулаки, согнуты у плеч. Резина растягивается вперед или вверх только за счет движения предплечий - локти не опускать. С гантелями упражнение делается из положения руки вверх.
Упражнение 24. Для дельтовидных мышц, поднимающих руки в стороны. Резина под задними колесами растягивается движениями рук в стороны и немного назад. С гантелями руки поднимаются ладонями книзу.
Упражнение 25. Отжимание в упоре от подлокотников или колес. Полностью выпрямите руки, не провисая в плечах, максимально поднимаюсь над коляской. Делайте это как можно чаще и помногу раз. Кроме развития рук, вы даете отдых позвоночнику и ягодицам, предотвращаете застой крови в органах малого таза. Такое же облегчение дает вис на перекладине, которую можно соорудить на нужной высоте в дверном проеме.
Упражнение 26. Специально для лыже-саночников. Бинт перебрасывается через петлю, дверную ручку или крюк на высоте 1,5 метра от пола. Коляска тормозится на таком расстоянии, чтобы движения прямыми руками начинались на уровне чуть выше плеч. Тяните бинт одновременно обеими руками вниз и назад, имитируя толчок лыжными палками.
Заниматься физическими упражнениями можно в любое время, только не сразу после еды, и, конечно, первые тренировки должны проходить с минимальной нагрузкой.
Упражнения с мячом.
- Стоя, ноги на ширине плеч. Поднять вверху мяч. Смотреть вверх. Опустить мяч на грудь. Принять исходное положение.
- Взять мяч в правую руку. Завести ее за спину. Взять мяч левой рукой.
- Поднять мяч вверх. Развести согнутые в локтях руки в стороны. Лопатки сблизить. Выполнить несколько наклонов.
- Лечь на спину. Поднять ноги. Развести в стороны. Делать упражнение «ножницы».
Упражнения с палкой.
- Наклоны с поднятым вверх гимнастическим снарядом.
- Подъем рук с палкой, лежа на животе.
- В положении сидя или стоя заводит руки со снарядом назад и поднимать их.
- Нести палку, как коромысло.
- Ребенок повисает, держась за палку, находящуюся в руках тренера.
Способностьксамостоятельномупередвижению –1степень
Сроки | Мероприятия |
Планработывоспитателя реализуетсяврежимныхмоментахвсовместнойдеятельностипедагогасребенкомвразличныхвидахдетскойдеятельности | |
Апрель –декабрь2017г. | Игрыиупражнения,направленныенаразвитиестатическойидинамической координации движенийтела: «Звонок», «Пальчикиздороваются»-кончикипальцеводнойрукиприкасаются ккончикампальцевдругой; «Оса»-выпрямлениеуказательногопальцаправойрукии вращениеимв разныхнаправлениях. «Человечек»-указательныйисреднийпальцыбегающиепостолу; «Птичкилетят»-пальцамиобеихрук,производитьдвижения «вверх-вниз»-птичкилетят, машуткрыльями. |
Январь– май 2018г. | Игрыиупражнения,направленныенаразвитиестатическойидинамической координации движений тела: «Игранапианино»-имитацияигрынапианино.Игра на других музыкальныхинструментах-«Веселыйоркестр»; «Катаемлодочку»-пальцыобеихруксложенывместе,плавныедвижениякистейруквгоризонтальномположении; «Курочкапьетводу»-локтиопираютсянастол,пальцысложеныввидеклюва,ритмичныенаклоныруквпередсподключениекистевого замаха; |
Июнь-август 2018г. | Упражнения на развитие мышц-разгибателей и упражнениядляправильного формированияосанки:
Упражнениядляформированияправильнойосанки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуальный маршрут сопровождения ребенка
один из видов индивидуального маршрута сопровождения ребенка на дому или в ДОУ...
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР младшего (среднего) дошкольного возраста
Индивидуализация дошкольного образования является актуальным в период перехода на ФГОС. В связи с тем, что в настоящее время дети с заключениями ПМПКа остаются в группах общеобразовательно...
Индивидуальный маршрут развития ребенка с расстройством экспрессивной речи.
Индивидуальный маршрут развития выстраивается с учетом индивидуальных особенностей ребенка на основании комплексной диагностики (структура нарушений речи и анализ причин отклонений)....
Индивидуальный маршрут развития ребенка
Индивидуальный маршрут развития ребенка...
Создание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития, ТНР ОНР 3 уровня речевого развития)
Данный материал поможет специалистам (медицинскому работнику, учителю-логопеду, психологу, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре) образовательного учреждения логопедической гру...
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...