Олимпийское образование, как технология в системе физического воспитания
статья по физкультуре (подготовительная группа)

Частихина Екатерина Викторовна

Главная цель олимпийского образования состоит в создании условий для формирования у субъектов социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих их всестороннее, гармоничное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ

В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14 комбинированного вида

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Частихина Екатерина Викторовна

Одним из путей реализации целей физического воспитания является использование идей олимпизма. Включение олимпийского образования в систему физического воспитания позволит воспитать его субъектов активными, самостоятельными носителями ценностей, накопленных в этой сфере культурного развития.

Главная цель олимпийского образования состоит в создании условий для формирования у субъектов социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих их всестороннее, гармоничное развитие [1].

Олимпийское образование, цель которого – приобщение к идеалам и ценностям олимпизма, должно занять важное место в системе физического воспитания. В 1994 г. при поддержке президента МОК создан Руководящий комитет проекта всемирной кампании «Национальные олимпийские комитеты в действии: продвижение олимпийских идеалов через образование». Это означает, что каждый национальный олимпийский комитет обязан заниматься олимпийским образованием, пропагандой идеи (концепции) современного олимпизма, принадлежащей Пьеру де Кубертену. Термин «олимпийское образование» в основном применяется в олимпийском движении. В системе образования нередко используется понятие «основы олимпийских знаний». В дальнейшем мы будем использовать термин, принятый в олимпийском движении. Бывший президент МОК Х.А. Самаранч на юбилейном XII Олимпийском конгрессе в Париже (1994 г.), который вошел в историю как «Конгресс единства», заявил: «Олимпийское образование должно осуществляться на всех уровнях общества и на всех национальных языках»[3].

Приобщение к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, особенно важно в современных условиях нашей страны  с учетом разрушения прежних идеологических стереотипов, а также принимая во внимание охватившие часть молодежи чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям.

Основной недостаток современной теории и практики педагогической деятельности в рамках олимпийского движения состоит в том, что из нее, как правило, определяются отдельные аспекты, блоки, компоненты, проводятся разрозненные, не связанные между собой акции, мероприятия, имеющие целью приобщение молодежи к идеалам и ценностям олимпизма. В настоящее время назрела необходимость перехода к осмыслению и практической реализации этой деятельности как определенной системы.

Прежде всего, можно выделить три тесно связанные между собой, но все же отдельные (самостоятельные) составляющие олимпийского образования, которые предполагают формирование и совершенствование: а) определенной системы знаний; б) определенной системы мотивации: интересов, потребностей, ценностных ориентаций, установок и т.п.; в) определенной системы способностей, умений и навыков [2].

Педагогическая деятельность в рамках олимпийского движения должна быть направлена на то, чтобы сформировать интерес к спорту, потребность в систематических занятиях спортом, стремление показывать как можно более высокие спортивные результаты и качества (способности), те знания (в том числе из области истории и современной практики олимпийского движения), которые способствуют достижению именно этих результатов. Для обозначения этого направления педагогической деятельности в рамках системы олимпийского образования используют термин «спортивно-рекордистское направление».

Учитывая важную роль и значение спортивно-рекордистского направления олимпийского образования, ошибочно сводить к этому все его содержание, что, к сожалению, наблюдается довольно часто. Ошибочно потому, что современное олимпийское движение имеет (по крайней мере, по замыслу его основателя Пьера де Кубертена) ярко выраженную гуманистическую ориентацию, призвано содействовать реализации гуманистических идеалов и ценностей. Поэтому целью педагогической деятельности в рамках олимпийского движения должно быть гуманистическое воздействие на личность специфическими средствами, обусловленными природой этого движения, его связью со спортом. Следовательно, она должна носить «спортивно-гуманистический» характер, будучи направлена на формирование у человека знаний о тех гуманистических идеалах и ценностях, которые могут быть реализованы в спорте и посредством спорта, интереса к ним, стремления (и даже потребности) их реализовать, тех умений и навыков, которые действительно позволяют это делать, а также тех эмоциональных реакций, которые этому способствуют.

Цель педагогической деятельности в рамках олимпийского движения – формирование у субъектов не любых связанных со спортом и физическим воспитанием знаний, интересов, умений и навыков, а лишь тех, которые ориентируют его на высокие достижения в спорте, на соответствующую физическую подготовку, а вместе с тем позволяют правильно оценить и в полной мере использовать гуманистический потенциал спорта и физического воспитания, а также избежать их антигуманного применения. Все остальные знания, интересы, умения и навыки могут не только не составлять предмет педагогической деятельности в рамках олимпийского движения (например, те из них, которые связаны с использованием спорта в коммерческих целях), но даже быть прямо противоположными ей (к примеру, интересы, умения, связанные с агрессивностью в спорте, использованием допинга и т.д.).

В приобщении к ценностям олимпизма могут сыграть известные спортсмены, в том числе олимпийцы, деятели науки и культуры, известные художники, писатели, артисты, работники средств массовой информации.

Создание эффективной системы олимпийского образования предполагает значительное повышение творческой активности субъектов в пропаганде и реализации идеалов и ценностей олимпизма (например, на основе их участия в работе самодеятельного олимпийского клуба).

Для характеристики педагогической деятельности в рамках олимпийского движения, направленной на приобщение к идеалам и ценностям олимпизма, используются различные понятия. Одни авторы предпочитают понятие «олимпийское образование», другие  «олимпийское воспитание», третьи  «олимпийское обучение». Иногда используется несколько этих понятий. Каждому из них разные авторы, как отмечалось выше, дают различную интерпретацию. В связи с этим возникает ряд вопросов, касающихся данных понятий: нужно ли вводить три этих понятия или можно ограничиться одним из них и т.д. При ответе на эти вопросы важно выбрать правильную методологию, и, прежде всего, четко различать, не смешивать содержательный и терминологический аспекты определения понятий.

В содержательном плане при введении понятий, характеризующих педагогическую деятельность в рамках олимпийского движения, главное состоит в том, чтобы с помощью системы этих понятий учесть все многообразие явлений, связанных с этой деятельностью, четко выделить и дифференцировать их, не смешивать друг с другом. В этом плане, прежде всего, необходимо различать три указанных выше тесно связанных между собой, но все же отдельных (самостоятельных) направления данной деятельности, которые предполагают формирование и совершенствование определенной системы знаний, определенной системы мотивации: интересов, потребностей, ценностных ориентаций, установок и т.п. и определенной системы способностей, умений и навыков.

Что касается терминологической стороны дела, то для обозначения данной педагогической деятельности в целом можно использовать либо термин «олимпийское образование» или термин «олимпийское воспитание», оговаривая при этом, что они используются в широком смысле. Для обозначения же трех указанных направлений педагогической деятельности в рамках олимпийского движения целесообразно использовать следующие термины: первое направление обозначить термином «олимпийское образование», второе  термином «олимпийское воспитание» и третье  термином «олимпийское обучение». При этом следует оговориться, что они используются в узком смысле и в сопоставлении друг с другом [2].

В практике работы по олимпийскому образованию в настоящее время применяется довольно широкий круг разнообразных форм и методов работы.

Центральное место среди них занимает работа по разъяснению и пропаганде идей олимпизма, олимпийского движения во время учебного процесса, и в первую очередь в рамках тех учебных дисциплин, которые непосредственно связаны с областью физической культуры и спорта. В последнее время многие исследователи обращают внимание на необходимость существенного повышения доли такой информационной, разъяснительной работы. Все более широкое распространение получают и занятия, специально организуемые для этих целей  «олимпийские уроки», «уроки олимпийских знаний», «олимпийские часы» и т.д. В настоящее время во многих странах подготовлены различные методические материалы, включая кино- и видеофильмы, для проведения работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма. Работа по созданию таких программ и материалов начата и в России [1].

Среди эффективных форм для разъяснения и пропаганды идей олимпизма можно назвать: Олимпийский день; просмотр фильмов и слайдов на спортивную и олимпийскую тематику, проведение «олимпийских КВН»; оформление стендов; проведение лекций, семинаров, диспутов, дискуссий, конференций, викторин по олимпийской тематике; организация «Досок почета»; организация встреч со спортсменами, тренерами и ветеранами спорта.

К сожалению, в реальной практике физического воспитания олимпийскому образованию внимание уделяется недостаточно. И даже единичные случаи проведения «олимпийских уроков», «уроков олимпийских знаний», «олимпийских часов», построенных на одних лишь лозунгах и призывах, не могут привести к формированию олимпийской образованности, решить проблему приобщения подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма.

Главный системообразующий фактор олимпизма  гуманистически организованный педагогический процесс, направленный на обеспечение условий для активного овладения людьми знаниями, идеалами и ценностями олимпизма, превращение последних в действенные мотивы поведения индивидов, нормы гуманистического образа жизни людей. Данное положение объясняется тем, что олимпизм как гуманистическое мировоззрение, система ценностей и идеалов не может быть реализован (т.е. переведен из объективированной, зафиксированной в текстах, ритуалах, обычаях и традициях, формы в живую, личностную форму усвоенных индивидами знаний, умений, навыков и привычек действовать в соответствии с идеалами и ценностями олимпизма) иначе как путем гуманистической организации олимпийского образования. Только гуманистически ориентированный педагогический процесс может быть адекватной формой содержания олимпизма, а стало быть, и закономерностью реализации олимпийского образования.

Отсюда следует, что все средства, методы, формы и направления олимпийского образования должны быть пронизаны гуманистическим смыслом, ориентированы на развитие личности, а не на ее подавление.

Литература

1. Контанистов А.Т. Формирование организационно-педагогических основ олимпийского образования в России: автореф. дисс. … канд.пед.наук.–М., 2001.–23 с.

2. Сергеев В.Н. Олимпийское образование: определение сущности и перспективные направления научных исследований. URL.http://mbsi.mossport.ru

3. Твой олимпийский учебник: Учебное пособие для учреждений образования России /В.С. Родиченко и др. – М.: Сов.спорт, Физкультура и спорт, 2006. –136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых технологий в системе физического воспитания"

В данном материале раскрывается понятие "игровые педагогические технологии", которые включают обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагог...

«Применение игровых технологий в системе физического воспитания дошкольников»

Приоритетным средством и методом обучения и развития дошкольника остается игра....

Статья на тему: "Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников"

Игрвые технологии -  обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....

Отчет по самообразованию на тему «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»

Знакомство с новыми технологиями, методиками, играми в работе с детьми. Повышение профессионального уровня...

Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения дошкольника в реальную (или воображаемую) действительность, с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, ак...

Использование игровых технологий в системе физического воспитания в дошкольной образовательной организации (выступление на педагогическом совете)

Использование игровых технологий в системе физического воспитания в дошкольной образовательной организации (выступление на педагогическом совете)...