Олимпийское образование, как технология в системе физического воспитания
статья по физкультуре (подготовительная группа)
Главная цель олимпийского образования состоит в создании условий для формирования у субъектов социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих их всестороннее, гармоничное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ
В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №14 комбинированного вида
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Частихина Екатерина Викторовна
Одним из путей реализации целей физического воспитания является использование идей олимпизма. Включение олимпийского образования в систему физического воспитания позволит воспитать его субъектов активными, самостоятельными носителями ценностей, накопленных в этой сфере культурного развития.
Главная цель олимпийского образования состоит в создании условий для формирования у субъектов социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих их всестороннее, гармоничное развитие [1].
Олимпийское образование, цель которого – приобщение к идеалам и ценностям олимпизма, должно занять важное место в системе физического воспитания. В 1994 г. при поддержке президента МОК создан Руководящий комитет проекта всемирной кампании «Национальные олимпийские комитеты в действии: продвижение олимпийских идеалов через образование». Это означает, что каждый национальный олимпийский комитет обязан заниматься олимпийским образованием, пропагандой идеи (концепции) современного олимпизма, принадлежащей Пьеру де Кубертену. Термин «олимпийское образование» в основном применяется в олимпийском движении. В системе образования нередко используется понятие «основы олимпийских знаний». В дальнейшем мы будем использовать термин, принятый в олимпийском движении. Бывший президент МОК Х.А. Самаранч на юбилейном XII Олимпийском конгрессе в Париже (1994 г.), который вошел в историю как «Конгресс единства», заявил: «Олимпийское образование должно осуществляться на всех уровнях общества и на всех национальных языках»[3].
Приобщение к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, особенно важно в современных условиях нашей страны − с учетом разрушения прежних идеологических стереотипов, а также принимая во внимание охватившие часть молодежи чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям.
Основной недостаток современной теории и практики педагогической деятельности в рамках олимпийского движения состоит в том, что из нее, как правило, определяются отдельные аспекты, блоки, компоненты, проводятся разрозненные, не связанные между собой акции, мероприятия, имеющие целью приобщение молодежи к идеалам и ценностям олимпизма. В настоящее время назрела необходимость перехода к осмыслению и практической реализации этой деятельности как определенной системы.
Прежде всего, можно выделить три тесно связанные между собой, но все же отдельные (самостоятельные) составляющие олимпийского образования, которые предполагают формирование и совершенствование: а) определенной системы знаний; б) определенной системы мотивации: интересов, потребностей, ценностных ориентаций, установок и т.п.; в) определенной системы способностей, умений и навыков [2].
Педагогическая деятельность в рамках олимпийского движения должна быть направлена на то, чтобы сформировать интерес к спорту, потребность в систематических занятиях спортом, стремление показывать как можно более высокие спортивные результаты и качества (способности), те знания (в том числе из области истории и современной практики олимпийского движения), которые способствуют достижению именно этих результатов. Для обозначения этого направления педагогической деятельности в рамках системы олимпийского образования используют термин «спортивно-рекордистское направление».
Учитывая важную роль и значение спортивно-рекордистского направления олимпийского образования, ошибочно сводить к этому все его содержание, что, к сожалению, наблюдается довольно часто. Ошибочно потому, что современное олимпийское движение имеет (по крайней мере, по замыслу его основателя Пьера де Кубертена) ярко выраженную гуманистическую ориентацию, призвано содействовать реализации гуманистических идеалов и ценностей. Поэтому целью педагогической деятельности в рамках олимпийского движения должно быть гуманистическое воздействие на личность специфическими средствами, обусловленными природой этого движения, его связью со спортом. Следовательно, она должна носить «спортивно-гуманистический» характер, будучи направлена на формирование у человека знаний о тех гуманистических идеалах и ценностях, которые могут быть реализованы в спорте и посредством спорта, интереса к ним, стремления (и даже потребности) их реализовать, тех умений и навыков, которые действительно позволяют это делать, а также тех эмоциональных реакций, которые этому способствуют.
Цель педагогической деятельности в рамках олимпийского движения – формирование у субъектов не любых связанных со спортом и физическим воспитанием знаний, интересов, умений и навыков, а лишь тех, которые ориентируют его на высокие достижения в спорте, на соответствующую физическую подготовку, а вместе с тем позволяют правильно оценить и в полной мере использовать гуманистический потенциал спорта и физического воспитания, а также избежать их антигуманного применения. Все остальные знания, интересы, умения и навыки могут не только не составлять предмет педагогической деятельности в рамках олимпийского движения (например, те из них, которые связаны с использованием спорта в коммерческих целях), но даже быть прямо противоположными ей (к примеру, интересы, умения, связанные с агрессивностью в спорте, использованием допинга и т.д.).
В приобщении к ценностям олимпизма могут сыграть известные спортсмены, в том числе олимпийцы, деятели науки и культуры, известные художники, писатели, артисты, работники средств массовой информации.
Создание эффективной системы олимпийского образования предполагает значительное повышение творческой активности субъектов в пропаганде и реализации идеалов и ценностей олимпизма (например, на основе их участия в работе самодеятельного олимпийского клуба).
Для характеристики педагогической деятельности в рамках олимпийского движения, направленной на приобщение к идеалам и ценностям олимпизма, используются различные понятия. Одни авторы предпочитают понятие «олимпийское образование», другие − «олимпийское воспитание», третьи − «олимпийское обучение». Иногда используется несколько этих понятий. Каждому из них разные авторы, как отмечалось выше, дают различную интерпретацию. В связи с этим возникает ряд вопросов, касающихся данных понятий: нужно ли вводить три этих понятия или можно ограничиться одним из них и т.д. При ответе на эти вопросы важно выбрать правильную методологию, и, прежде всего, четко различать, не смешивать содержательный и терминологический аспекты определения понятий.
В содержательном плане при введении понятий, характеризующих педагогическую деятельность в рамках олимпийского движения, главное состоит в том, чтобы с помощью системы этих понятий учесть все многообразие явлений, связанных с этой деятельностью, четко выделить и дифференцировать их, не смешивать друг с другом. В этом плане, прежде всего, необходимо различать три указанных выше тесно связанных между собой, но все же отдельных (самостоятельных) направления данной деятельности, которые предполагают формирование и совершенствование определенной системы знаний, определенной системы мотивации: интересов, потребностей, ценностных ориентаций, установок и т.п. и определенной системы способностей, умений и навыков.
Что касается терминологической стороны дела, то для обозначения данной педагогической деятельности в целом можно использовать либо термин «олимпийское образование» или термин «олимпийское воспитание», оговаривая при этом, что они используются в широком смысле. Для обозначения же трех указанных направлений педагогической деятельности в рамках олимпийского движения целесообразно использовать следующие термины: первое направление обозначить термином «олимпийское образование», второе − термином «олимпийское воспитание» и третье − термином «олимпийское обучение». При этом следует оговориться, что они используются в узком смысле и в сопоставлении друг с другом [2].
В практике работы по олимпийскому образованию в настоящее время применяется довольно широкий круг разнообразных форм и методов работы.
Центральное место среди них занимает работа по разъяснению и пропаганде идей олимпизма, олимпийского движения во время учебного процесса, и в первую очередь в рамках тех учебных дисциплин, которые непосредственно связаны с областью физической культуры и спорта. В последнее время многие исследователи обращают внимание на необходимость существенного повышения доли такой информационной, разъяснительной работы. Все более широкое распространение получают и занятия, специально организуемые для этих целей − «олимпийские уроки», «уроки олимпийских знаний», «олимпийские часы» и т.д. В настоящее время во многих странах подготовлены различные методические материалы, включая кино- и видеофильмы, для проведения работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма. Работа по созданию таких программ и материалов начата и в России [1].
Среди эффективных форм для разъяснения и пропаганды идей олимпизма можно назвать: Олимпийский день; просмотр фильмов и слайдов на спортивную и олимпийскую тематику, проведение «олимпийских КВН»; оформление стендов; проведение лекций, семинаров, диспутов, дискуссий, конференций, викторин по олимпийской тематике; организация «Досок почета»; организация встреч со спортсменами, тренерами и ветеранами спорта.
К сожалению, в реальной практике физического воспитания олимпийскому образованию внимание уделяется недостаточно. И даже единичные случаи проведения «олимпийских уроков», «уроков олимпийских знаний», «олимпийских часов», построенных на одних лишь лозунгах и призывах, не могут привести к формированию олимпийской образованности, решить проблему приобщения подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма.
Главный системообразующий фактор олимпизма − гуманистически организованный педагогический процесс, направленный на обеспечение условий для активного овладения людьми знаниями, идеалами и ценностями олимпизма, превращение последних в действенные мотивы поведения индивидов, нормы гуманистического образа жизни людей. Данное положение объясняется тем, что олимпизм как гуманистическое мировоззрение, система ценностей и идеалов не может быть реализован (т.е. переведен из объективированной, зафиксированной в текстах, ритуалах, обычаях и традициях, формы в живую, личностную форму усвоенных индивидами знаний, умений, навыков и привычек действовать в соответствии с идеалами и ценностями олимпизма) иначе как путем гуманистической организации олимпийского образования. Только гуманистически ориентированный педагогический процесс может быть адекватной формой содержания олимпизма, а стало быть, и закономерностью реализации олимпийского образования.
Отсюда следует, что все средства, методы, формы и направления олимпийского образования должны быть пронизаны гуманистическим смыслом, ориентированы на развитие личности, а не на ее подавление.
Литература
1. Контанистов А.Т. Формирование организационно-педагогических основ олимпийского образования в России: автореф. дисс. … канд.пед.наук.–М., 2001.–23 с.
2. Сергеев В.Н. Олимпийское образование: определение сущности и перспективные направления научных исследований. URL.http://mbsi.mossport.ru
3. Твой олимпийский учебник: Учебное пособие для учреждений образования России /В.С. Родиченко и др. – М.: Сов.спорт, Физкультура и спорт, 2006. –136 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование игровых технологий в системе физического воспитания"
В данном материале раскрывается понятие "игровые педагогические технологии", которые включают обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагог...
«Применение игровых технологий в системе физического воспитания дошкольников»
Приоритетным средством и методом обучения и развития дошкольника остается игра....
«Игровые технологии в системе физического воспитания в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Игровые технологии используемые в ДОУ....
Статья на тему: "Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников"
Игрвые технологии - обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....
Отчет по самообразованию на тему «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»
Знакомство с новыми технологиями, методиками, играми в работе с детьми. Повышение профессионального уровня...
Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения дошкольника в реальную (или воображаемую) действительность, с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, ак...
Использование игровых технологий в системе физического воспитания в дошкольной образовательной организации (выступление на педагогическом совете)
Использование игровых технологий в системе физического воспитания в дошкольной образовательной организации (выступление на педагогическом совете)...