Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников
статья по физкультуре

Голубева Марина Геннадьевна

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения дошкольника в реальную (или воображаемую) действительность, с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №48 Пушкинского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ:

«Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»

Подготовила:

инструктор по физической культуре

Голубева М.Г.

Санкт-Петербург

2021

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения дошкольника в реальную (или воображаемую) действительность, с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

Игра снимает напряжение, способствует эмоциональной разрядке, помогает ребёнку изменить отношение к себе и другим, изменить способы общения, психическое самочувствие.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как в этот период игра является ведущей деятельностью.

Игровая форма непосредственной образовательной деятельности создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей это система деятельности, основанная на определенной идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования.

Образовательная технология – это система деятельности, основанная на определенной идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования.

Игровая технология включает в себя достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр.

Игровая технология имеет чёткую последовательность действий:

- отбор материала;

- разработка и подготовка игры;

- включение детей в игровую деятельность;

- осуществление самой игры;

- подведение итогов;

Игровые технологии используются:

- для развития физических качеств,

- для обучения двигательным действиям,

- для формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений

- для активизации и совершенствования основных психических процессов

- для увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой

- для повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Игровая технология используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения движений определённого вида;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве занятия или его части;

- как дополнительное образование.

Характерные признаки игровых технологий:

- присутствие соперничества и эмоциональность в двигательных действиях;

- непредсказуемая изменчивость, как условий, так и действий самих игроков;

- проявление максимальных физических усилий и психического воздействия;

- применение разнообразных двигательных навыков, целесообразных в конкретных условиях игры.

На данный момент в практике физического воспитания детей дошкольного возраста существует несколько игровых технологий:

• Фитбол - гимнастика

• Степ - аэробика

• Танцевально - ритмическая гимнастика

• Игроритмика

• Игрогимнастика

• Игротанец

• Игровой самомассаж

• Пальчиковая гимнастика

• Музыкально-подвижные игры

• Креативная гимнастика

• Игровой стретчинг

• Игры-путешествия

Рассмотрим поподробнее эти виды игровых технологий и опробуем некоторые из них.

Фитбол-гимнастика

Фитбол – это аэробика с использованием мячей диаметром от 55 до 70 см. Эти мячи вносят игровой момент в занятие, а также создают неповторимый эмоциональный подъем. Они имеют ярко выраженный лечебный эффект. Задача состоит в развитие гибкости, подвижности суставов, укрепление мышц без нагрузки на позвоночник, мягкая растяжка - все это прекрасно осуществляется с помощью мяча. Упражнения на мяче укрепляют все основные группы мышц, способствуют развитию выносливости, силы, координации движений. Формируют правильную осанку, заряжают энергией. Занятия в сочетании с движениями и музыкой развивают творческие способности, раскрывают природный потенциал детей, формируют положительные эмоционально-волевые качества: саморегуляцию, настойчивость, уверенность, оптимизм, смелость, выдержку, справедливость. Ребята получают приятные эмоции от общения с фитболами, победы над своим неумением, понимания того, что они делают что-то очень важное для своего здоровья.

(Упражнения на мяче сидя, наклоны в сторону, круговые движения тазом, сидя ноги отрывая от пола ставим в стороны, лежа на животе, прокатываемся вперед-назад, лежа на животе сгибаем ноги к попе, прыгаем на мяче вокруг себя, ноги на фитболе все мячи в середине поднимаем ногу правую-левую. также можно выполнять упражнения на фитболе с различными предметами, сидя на пятках мяч впереди отдых)

Степ-аэробика

Танцевальная аэробика с применением специальных платформ - степов. Может проводиться как дополнительная образовательная услуга. Проводится под музыку с использованием игровых упражнений. Упражнения на степах тренируют сосудистую систему, усиливают обмен веществ в организме, влияют на сердце и лёгкие, увеличивая потребность организма в кислороде, улучшают психологическое и эмоциональное состояние ребёнка.

Танцевально-ритмическая гимнастика

Представляет собой образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Суть танцевально-ритмической гимнастики состоит в единстве воздействия на организм и личность ребенка движений, музыки и сюжета, как основы, которая представляет интегрированную систему активной двигательной деятельности детей, направленную на формирование физической культуры личности.

Игрогимнастика

Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки разнообразные жесты, танцевальные движения и т.д.

Игровой стретчинг

Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание.

Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются в ходе физкультурного занятия. Упражнения выполняются в медленном, а значит, безопасном ритме. Начинать занятия с детьми игровым стретчингом лучше всего со старшего дошкольного возраста. К 5 годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционально выразительно. Ребенок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз.

Игроритмика

Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. Многократное повторение элементов в ритм музыке объединяется в музыкально-ритмический комплекс.

В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры. Современные ритмические танцы, используя ленты, мячи, флажки.

Игротанец

Игротанец – танец, в котором несложные движения, обозначающие какие-либо движение, объединены единым сюжетом. Такой танец можно включать в праздники и развлечения даже без подготовки. Движения его просты, порядок их запоминается благодаря сюжету, их легко комментировать, вместе с детьми его с удовольствием будут танцевать все.

Креативная гимнастика

Это – музыкально-творческие игры, образно-игровые движения (упражнения с превращениями), специальные задания, способствующие развитию выдумки, творческой инициативы, для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

Упражнения: - «выразительная ходьба» (ходьба с закрытыми глазами; с концентрацией внимания на телесных ощущениях при вхождении в образ: «усталость», «бодрость», «напряженность», «страх», «расслабленность»).

- «создай образ предмета» (имитация движения неодушевленных предметов (паровоз, башенный кран, ножницы, циркуль).

- «пробеги как…» (вхождение в образ различных животных).

- «придумай свой прыжок».

- «проползи как …» (змея, жук, следопыт).

- игровые задания: «сад скульптур», «театр поз»)

Игровой самомассаж

Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью,  развитие  навыков собственного оздоровления.

При игровом самомассаже для частей тела используем следующие приемы:

1. Поглаживание

2. Растирание

3. Пиление

3. Разминание

4. Поколачивание

5. Пощипывание

Массаж шариком (выполняем движения шариком, в соответствии с текстом)

Сказка про «Маленького Ёжика»

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек

По ладошке он бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(шарик между ладошками)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

(движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика для детей – это пассивные или активные движения пальцами рук. Этот метод развития детей может быть представлен несколькими видами: массаж, пальчиковые упражнения с предметами и материалами, детские пальчиковые игры в сопровождении рифмованных текстов движениями. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию и речь.

Музыкально-подвижные игры

Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели.

Спортивные игры

Используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые проводятся по упрощенным правилам. Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость.

Игры-путешествия

Они включают все виды подвижной деятельности, используя средства всех разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть, что пожелаешь. Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.

Преимущества физкультурных занятий с использованием игровых технологий по сравнению с традиционными занятиями в том, что:

- повышается двигательная активность и степень участия в занятии каждого

ребенка;

- у старших дошкольников формируется устойчивый интерес к двигательной активности, развивается двигательное творчество;

- ненавязчиво формируется культура здоровья, которая позволяет ребёнку творить самого себя в той деятельности, которая приносит ему наибольшее удовлетворение и удовольствие;

-физическая нагрузка воспринимается детьми легко и с интересом (они не испытывают усталости);

- создается и поддерживается оптимальный психологический комфорт.

Вышеперечисленные технологии используют на занятиях следующим образом:

в вводной части физкультурного занятия необходимо не только разогреть мышцы и суставы, но и «настроить» чувства, т.е. подготовить детей эмоционально к предстоящему занятию при помощи «эмоциональной разминки». Проводя «эмоциональную разминку», моя задача:  

- научить воспитанников «вслушиваться» в ощущения, возникающие в мышцах при выполнении физических упражнений, наслаждаться этими ощущениями, запоминать их. В этом мне помогают упражнения, которые дают образное представление о формах движения, выражающих эмоциональное состояние души (например, «Грустный и веселый», «Гномы и великаны», «Холодно – жарко» и т.д.). А это, по существу, слово, ставшее видимым в жесте, мимике, движениях тела.

В зависимости от того, в каких формах проявляются движения - пластически-округлые, плавные  или, наоборот, резкие, угловатые, прямолинейные, можно судить о состоянии души. Поэтому на физкультурных занятиях, проводимых под музыкальное сопровождение, использую красочные рисунки, световые и цветовые эффекты, подчеркивающие сущность выполняемых упражнений и вызывающие эмоциональный подъем. Все это помогает гармоничному развитию личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение игровых технологий в системе физического воспитания дошкольников»

Приоритетным средством и методом обучения и развития дошкольника остается игра....

Статья на тему: "Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников"

Игрвые технологии -  обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....

Отчет по самообразованию на тему «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»

Знакомство с новыми технологиями, методиками, играми в работе с детьми. Повышение профессионального уровня...

Самообразование на тему: «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»

Самообразование на тему: «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»...

Отчет по самообразованию : «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Отчет по самообразованию :«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

САМООБРАЗОВАНИЕ :«Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»

Совершенствование двигательных навыков и развития физических качеств через игровую деятельность дошкольника Актуальность данной проблемы: Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно ...

Тема самообразования: «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»

Тема самообразования: «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»...