Использование здоровьсберегающих технологий в первой младшей группе
методическая разработка по физкультуре (младшая группа)

Анисимова Надежда Вячеславовна

Обобщение педагогического опыта по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                              «Детский сад № 71» «Яблонька»

Обобщение педагогического опыта работы по теме:

 «Использование здоровьесберегающих технологий                                                          в первой младшей группе»

F:\Users\Ирина\Desktop\image004.jpg

  Автор опыта воспитатель первой квалификационной категории:                                                                                                                                         Анисимова Н.В.

                 

2023 г

Содержание.

  1. Актуальность и перспективность опыта……………………………..2
  2. Ведущая педагогическая идея………………………………………….. 3
  3. Новизна опыта …………………………………………….3
  4. Технология опыта ………………………………………………………… 4
  5. Результативность опыта………………………………………………….10
  6. Адресная направленность……………………………………………… 11
  7. Литература                                                                                                  11

Актуальность и перспективность опыта

   Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации образовательной деятельности с  акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.
Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро.     Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные  на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс  в настоящее время получил название «здоровьесберегающие технологии».

Так что же такое «здоровьесберегающие технологии?»                                                                                                        

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных  на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

 В настоящее время здоровьесберегающие педагогические технологии разделяют на три большие группы. Это: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здорового образа жизни и коррекционные технологии.

Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по  здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Всё это начинает закладываться в группе раннего возраста.

    Для реализации  задачи по сохранению и поддержанию физического и психического  здоровья, я работаю с психологом детского сада, инструктором  по физическому воспитанию, с медицинской сестрой. Опыт работы над темой «Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе» складывался постепенно. Вся проводимая работа была нацелена на то, чтобы находить  разнообразные формы работы с детьми раннего возраста для обеспечения ребёнку возможность сохранения здоровья, сформировать  у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Опыт обобщался на протяжении 2-х лет работы в первой младшей группе.

Данный опыт позволил решить такие задачи:

-  снизился уровень частых простудных заболеваний в группе;

-  повысилась общая посещаемость в группе;

-  снизилась непосещаемость детей из-за ОРВИ, ОРЗ, ларингита, тонзиллита;

-  появился интерес к занятиям физкультурой;

-  появился интерес к различного рода гимнастикам (зрительным, корригирующим, дыхательным);

-  появился интерес к закаливающим процедурам.

Идея опыта:                                                                                                                                                             Укрепление здоровья детей раннего возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий.

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих  технологий для сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей через:

  •  внедрение  инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми;
  • использование различных методов и приёмов  для мотивации к здоровому образу жизни;
  • использование ИКТ  для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни;
  • создание развивающей  предметно-пространственной среды, способствующей укреплению здоровья детей.

                                                                                                 

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Главной целью  данного опыта является  развитие  у детей устойчивого интереса к физкультуре, формирование и сохранение  привычки здорового образа жизни.

Основные принципы работы:

  •  «Не навреди» — Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка
  • принцип научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик)
  • принцип доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей)
  • принцип активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников)
  • принцип сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью)
  • принцип систематичности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели)
  • принцип целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели)
  • принцип оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).

В  группе «Карапузы» ежедневно предусмотрено несколько форм физического воспитания и двигательной деятельности детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.

     Особое внимание в режиме дня я уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая мной система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей, обязательно учитываются требования и нормы СанПин.

 При работе с детьми обязательно соблюдаю основные принципы закаливания:

  • осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;
  • недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
  • тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
  • интенсивность закаливающих процедур увеличиваю постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;
  • систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).

      Для наибольшей эффективности закаливания обеспечиваю:

 - чёткую организацию теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);

-       рациональную, облегченную одежду детей;

-      соблюдение режима прогулок во все времена года;

-  гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры).

       Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, я, в своей работе, меняю последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице. Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Воробышки и автомобиль», «Мой весёлый звонкий мяч», «Найди флажок», «Бегите ко мне»; игры с прыжками: «Зайка беленький сидит», «Через ручеек»; игры с метанием: «Целься точнее» и очень много других подвижных  игр.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен  не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений стараюсь соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулирую допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.

Кроме подвижных игр, в своей работе широко использую разнообразные упражнения в основных видах движений:

- Бег и ходьба

- Прыжки

-Бросание и ловля мяча

- Упражнения на полосе препятствий

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики, которая включает в себя: приветствие друг друга, гимнастические упражнения, подвижную игру. Цель утренней гимнастики – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.
       Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, хождение на пятках, на внутренней стороне стопы. Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме и босиком.
     
     В перерывах между занятиями, проводится 
двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 2-3 минут), доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, я провожу физкультминутки.

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

Физкультминутки проводятся мной по мере необходимости во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и других статичных занятиях. Длительность составляет 2-3 минуты.

Физкультминутка сопровождается текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.

          Наряду с различными оздоровительными мероприятиями провожу и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Ежедневно, по окончании дневного сна провожу упражнения, направленные на медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений.        Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению, проводимых мною с детьми. Для поддержания микроклимата в нашей группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, влажная уборка и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.

       Предлагаю детям обширное умывание, которое предполагает ополаскивание лица, шеи, рук до плеч водой комнатной температуры.     Стало традицией проведение спортивных праздников, развлечений при проведении которых дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, знакомые детям подвижные игры и упражнения, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.  «Мой веселый звонкий мяч», «Мы сильные, ловкие, смелые, умелые, «Веселые старты» и много других, проведенных мной развлечений с детьми группы вызывали сильный эмоциональный отклик,увлекали,захватывали,радовали,удивляли.
                 

Более пристальное внимание я уделяю занятиям пальчиковой гимнастикой, ведь упражнения направлены на развитие ловкости каждого пальчика и снятия скованности движений кисти руки. Это нужно для того, чтобы ребенок хорошо чувствовал ручку или карандаш, когда он начинает осваивать премудрости правописания.
    Воздействие согласованных движений на мозговой центр оттачивает артикуляцию и повышает внимание, зрительную и слуховую память. Все эти навыки очень пригодятся ребенку в начальных классах, где также продолжаются пальчиковые пятиминутки для снятия напряжения во время письма. Дети  осваивают незнакомые движения под рифмованные строчки – «Семья», «Наш малыш» и другие несложные движения. На первых порах, когда мы были малышами, мы  учились «солить суп», изображать, как птички клюют крошки с ладони. Позже играли во встречу пальчиков правой и левой руки, поочередно прикасаясь к противоположному пальцу и в другие игры для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика:

  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает внимание, память, воображение;
  • способствует развитию пространственного мышления;
  • снимает тревожность.


Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх, знают много комплексов пальчиковой гимнастики из имеющейся в группе картотеки таких игр.

    Дыхательная гимнастика.

У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных движениях, причем ритм дыхания и движения образуют одно ритмическое целое. К гимнастическим упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника. Все упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за вдохом и выдохом и компенсаторной паузой после выдоха.

Гимнастика для глаз — проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Я  использую наглядный материал и  показ педагога.

           Осуществление образовательного процесса, насыщенного разными видами активности, требует рациональной организации предметно-пространственной среды, отличающейся функциональностью, доступностью материалов и пособий, обеспечивающих самореализацию детей с разным уровнем развитием.

Развивающая среда организована мною таким образом, что детям представлена возможность для самостоятельного выбора той или иной двигательной деятельности. В групповой комнате есть: спортивный уголок для развития движений с различным спортивным оборудованием; атрибуты для игр малой подвижности;  дидактические игры.

На прогулочном участке имеется: спортивная площадка для занятия физкультурой, «дорожка здоровья», обручи, мячи, скакалки, кегли, модули.

Для эффективности работы по оздоровлению детей использую и постоянно пополняю имеющийся в группе методический материал, где собраны упражнения по постановке речевого дыхания, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, корригирующие гимнастики, динамические паузы и подвижные игры, удовлетворяющие детей в двигательной активности. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Ни для кого не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй.

Одна из проблем с которой сталкиваюсь в своей работе это то, что все воздействия по физическому оздоровлению ребенка в детском саду теряют свою эффективность в период длительного пребывания детей дома. Особенно остро данная проблема стоит в праздничные дни, в отпускной период: большинство детей не имеют дневного сна, сокращается и ночной сон в связи с просмотром телепередач, игр с компьютером и другими гаджетами и т.п. Редко в какой семье имеется хотя бы маленький спортивный уголок. Дети мало общаются со сверстниками, мало играют в подвижные игры во дворе, редко бывают на  природе. Всё это создаёт предпосылки к перенапряжению нервной системы, а хроническое недосыпание, утомление отрицательно влияет на физическое и нервно-психическое развитие дошкольников.

Конечно, это еще зависит и от бюджета семьи, жилищных условий. На сегодня еще не решен вопрос об удобной одежде для прогулок детей в холодное время года: многие родители предпочитают приобретать комбинезоны, в которых ребёнок потеет и скован в движениях.

Если заболевают дети в моей группе, то я замечаю, что в большей части это происходит после выходных дней. Все эти проблемы требуют большой разъяснительной и просветительской работы с родителями.

Нам, работникам дошкольных учреждений, доверено самое ценное – наши дети: нежные, хрупкие, каждый в отдельности и все вместе. Знаем, что с самых ранних лет надо воспитывать уважение друг к другу, культуру поведения, чувство красоты, развивать познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплинированность.

Наша сегодняшняя жизнь предъявляет повышенные требования и к детям: ведь многие малыши приступают к учёбе на год раньше. Это означает, что необходимо формировать поколение физически здоровое с высокой моралью и развитыми умственными способностями, с повышенной способностью к сосредоточению, к труду, а так же с более развитой силой воли. 

Для повышения родительской компетентности я провожу беседы с родителями  о профилактике здорового образа жизни дошкольников. В информационном уголке располагаю статьи о формировании гигиенических навыков у детей, рекомендации по безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур. В данном направлении создала буклеты для родителей с советами правильного поведения во время прогулок в лес, во время купания в реке, на море.

Использую различные формы распространения информации, большое внимание уделяю родительским собраниям и индивидуальным консультациям в вечернее время. Данными действиями добиваюсь активной помощи родителей в соблюдении режима дня, ограничения употребления вредных пищевых продуктов ( чипсов, колы, пепси) и охраны жизни ребёнка в условиях нахождения вне стен детского сада.

Основы здоровья человека закладываются в детстве. Как подтверждает практика, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество «дети - родители - педагоги».

Не будет преувеличением, если сказать, что семья и дошкольное учреждение - это социальные структуры, которые в основном и определяют уровень здоровья ребенка.

В результате такого взаимодействия определяются новые пути
интеграции образовательного учреждения и семьи, вырабатываются
общие стратегии действий по вопросам развития личности ребенка,
формируется общее образовательное пространство.

Итогом комплексного подхода к укреплению здоровья детей является положительная динамика состояния здоровья детей.

В моей группе прослеживается тенденция к снижению заболеваемости. Это очевидно по следующим показателям:

- количеству дней, пропущенных одним ребенком по болезни;

- по инфекционным заболеваниям;

- по количеству часто и длительно болеющих детей.                                     Подготовила консультации для родителей:  « Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»(2022г.)  и  «Особенности организации здоровьесберегающего пространства в группе» (2023г.).

Рекомендации для родителей «10 простых условий здоровья»,Картотеку подвижных игр. (2022 г.)

Методическая разработка сценария к празднику « Весенние старты».2024г.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Анализ проведенной работы показал, что систематическая  и планомерная работа  по использованию здоровьесберегающих технологий в группе эффективно помогает укрепить и сохранить здоровье детей,  научить их вести здоровый образ жизни, заниматься спортом. По определению                Н.К. Смирнова здоровьесберегающие технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у дошкольников культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, на формирование представления о здоровье как ценности, то есть создают мотивацию на ведение здорового образа жизни. При использовании здоровьесберегающих технологий имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на сохранение, укрепление и формирование здоровья  ребенка. В процессе использования технологий здоровьясбережения происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка. Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе перенимается педагогами МБДОУ  Детский сад № 71 « Яблонька»  и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений города.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя д/с., М.: Просвещение, 1986.
  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М.: Мозайка-синтез, 2016.
  4. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). М.: ВЛАДОС, 2002.
  5. Тихомирова Л. Ф. Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. Ярославль, 1997.
  6. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., " Просвещение" 1972.
  7.   Манахеева М. Д. «Воспитание здорового ребенка», «Аркти», М. , 2000 г.
  8.   Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение,
    1986.С 3-7.
  9.   Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. Москва «Просвещение» 2005.
  10.    Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе. "В гости к Мишке"

Данное занятие направлено на расширение знаний об окружающем мире, на закрепление знания цветов, на развитие мелкой и общей моторики, а также координации движений. Совершенствование двигательных навык...

Открытое интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе

Конспект открытого занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе....

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологии в первой младшей группе

Тема: «В гостях у сказки «Репка»Программное содержание: развивать внимание, формировать у детей желание рассказывать вместе с воспитателей, побуждать детей договаривать и повторять вслед за воспитател...

Открытое интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе "Помощники большого солнца"

В процессе данного занятия дети первой младшей группы сначала помогают солнышку собрать потерянные лучики, а затем помогают зверятам в лесу....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ «РЕПКА»

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологии в первой младшей группе...

Интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе

Цель:·        расширять знания об окружающем мире;·        продолжать учить различать цвета (красный, синий, зелёный...