ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МИР ШАХМАТ»
рабочая программа по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Носова Ольга Анатольевна

Программа "МИР ШАХМАТ"физкультурно-спортивной направленности  (стартовый уровень)    Возраст учащихся: 5-8 лет Срок реализации программы:2 года.Программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствующее совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте, а также на обучение детей основам шахматной игры, способствующим в большей степени развитию всех психических процессов: внимания, памяти, всех форм мышления, а также воображения и творчества; формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._mir_shahmat_5-8_let_2022.docx59.59 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации Надымского района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Надыма»

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий МДОУ

«Детский сад «Родничок» г. Надыма»

Приказ №  ___  от  __________   г

РАССМОТРЕНО:

на заседании Педагогического совета

Протокол №  ____  от  __________   г.

        


                     

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

физкультурно-спортивной направленности

«МИР ШАХМАТ»

(стартовый уровень)

Возраст учащихся: 5-8 лет

Срок реализации программы:2 года

Авторы программы:

Носова Ольга Анатольевна,

воспитатель

Сафронова Эльвира Салаватовна,

заместитель заведующего по УВР

г. Надым, 2022

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее – ДООП, ДОП, программа, программа дополнительного образования) «МИР ШАХМАТ» - физкультурно-спортивная. Программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствующее совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте, а также на обучение детей основам шахматной игры, способствующим в большей степени развитию всех психических процессов: внимания, памяти, всех форм мышления, а также воображения и творчества; формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решений.

ДООП «МИР ШАХМАТ» разработана в соответствии с:

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 (в редакции приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 №533);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
  • Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);
  • Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
  • Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2;
  • Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. №1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
  • Постановлением Администрации МО Надымский район от 10.08.2020 N 434 «Об утверждении Положения Об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа»;
  • Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район от 03 сентября 2019 года №531 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории муниципального образования Надымский район».

Уровень освоения содержания программы: стартовый.

Актуальность программы обусловлена благотворным влиянием раннего обучения игре в шахматы на развитие личности детей дошкольного возраста, повышение продуктивности их мышления, расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации, возможностей преодоления замкнутости, мнимой ущербности детей некоммуникативного типа.

Новизна программы состоит в простоте, доступности, а также в вариативном использовании нетрадиционных наработок предшествующих авторов, взятых в основу программы, в числе которых применение нестандартных дидактических заданий и игр, широкое использование в учебном процессе игр на фрагментах шахматной доски и игровых положений с ограниченным количеством фигур, разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры и др.

Педагогическая целесообразность. Программа «МИР ШАХМАТ» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в мир шахмат, лучше успевают в дальнейшем в точных науках. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность.

        Отличительные особенности программы. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме педагог вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат, рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее особенностях. В программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и викторины. является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Также отличительной особенностью программы является заложенный в ней индивидуальный подход. Воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учетом личностных особенностей.

                Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы, воспитание у них интереса и любви к этой игре.

                Задачи:

Образовательные (программные):

- Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий (шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на партию, и др.).

- Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.

- Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии.

- Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.

- Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение.

Метапредметные:

- Формировать устойчивый интерес воспитанников к игре в шахматы.

- Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.

- Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.

- Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника.

- Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач.

- Формировать мотивацию к познанию и творчеству создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).

Личностные: 

- Формировать культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни.

- Познакомить с правилами поведения партнеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с этими правилами.

- Воспитывать усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.

Планируемые результаты реализации программы.

Первый год обучения

Образовательные (программные) результаты

- понимают: основные шахматные понятия.

- умеют: самостоятельно расставлять фигуры на шахматной доске, обыгрывать простейшие комбинации, логически мыслить, действовать в уме, классифицировать, сравнивать и обобщать, ориентироваться на плоскости.

- владеют: начальными математическими представлениями (число, величина, геометрическая фигура и т. д.), начальными графическими навыками: обводка, штриховка, рисование и срисовывание по клеткам.

Метапредметные результаты:  

- понимают: пространственные представления: между, за, перед, посередине, раньше, позже и т.п.

- умеют: использовать полученные знания в процессе игровой практики за шахматной доской;

- владеют: смекалкой, сообразительностью, волевыми качествами, правилами этикета при игре в шахматы.

Личностные результаты:

- понимают: правила поведения во время шахматной игры

- умеют: действовать во время шахматной партии в соответствие с установленными правилами;

- владеют: усидчивостью, организованностью, самостоятельностью в принятии решений.

Второй год обучения

Образовательные (программные) результаты

- понимают: правила разыгрывания основных дебютов и окончаний, порядок проведения и организации шахматных соревнований (турниров), коротких шахматных партий с частью фигур.

- умеют: использовать знания в шахматных турнирах, викторинах и КВН, применять тактические приемы и сочетать их в своей игре, строить и реализовывать свои стратегические планы.

- владеют: представлениями о шахматах как об игре, знакомы с историей шахматных турниров, «королями» шахматного мира.

Метапредметные результаты:

- понимают: необходимость систематических тренировок, а также начальных математических представлений (числа, величины, геометрические фигуры и т. д.) и графических навыков: обводка, штриховка, рисование и срисовывание по клеткам.

- умеют: активно использовать полученные знания в процессе игровой практики за шахматной доской.

- владеют: устойчивой мотивацией к игре в шахматы, потребностью в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности к познанию и творчеству;

Личностные результаты:

- понимают: правила поведения во время шахматной игры, необходимость анализа в части «ошибок» своих и соперника и работы над ошибками.

- умеют: делать выводы, прибегая к мыслительной деятельности; самостоятельно решая логические задачи;

- владеют: ключевыми компетенциями (коммуникативными интеллектуальными, социальными), навыками организации самостоятельной игры в шахматы, основами тактики и стратегии шахмат и организацией шахматных турниров за пределами занятий, в домашних условиях с членами семьи, сверстниками и др.

Адресат программы: Программа разработана для детей старших и подготовительных групп в возрасте 5-8 лет.

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 2 года, количество учебных часов по программе – на 1 и 2 годах обучения - 72 часа, в том числе на каждом году предусмотрено по 30 часов теоретических и по 42 часа практических занятий.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий - групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность одного занятия для детей 5 лет составляет 25 минут, для 6-8 лет - 30 мин. Перерыв между учебными занятиями для воспитанников - 10 минут. На первый и второй год обучения отводится по 72 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом действующих СанПиН.

Наполняемость групп: не более 15 воспитанников.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

                Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль программных умений и навыков.

                Уровень сформированности программных умений и навыков и их качество определяются в рамках текущего контроля, мониторинга.

                Виды контроля:         

  • Начальный – проводится в начале каждого учебного года с 15 по 25 сентября;
  • Промежуточный – с 15 по 25 мая первого года обучения, в течение каждого года обучения;
  • Итоговый, по завершению реализации программы – в конце второго года обучения с 15 по 25 мая.

                Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.

                Контроль умений и навыков осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой.

                Оценка УиН осуществляется по 2-балльной системе (от 0 - 2 баллов) при проведении мониторинга. В остальных формах оценки УиН балльной системы не предполагается.

                Начальный контроль проводится в форме мониторинга. Используемые методы – диагностические задания.

                Промежуточный контроль - в форме мониторинга, демонстрации игр, разыгрывании партий, игр в парах, комбинаций, эстафет, мини-конкурсов, викторин.

Используемые методы – диагностические задания, игры в парах, эстафеты, мини-тесты, шахматные викторины, конкурсы и др.  

                Итоговый контроль по завершении реализации программы проводится в форме мониторинга.  Используемые методы – диагностические задания.

                Содержание мониторинга по завершении реализации программы определяется на основании содержания ДОП и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.

                Формы контроля: устный, письменный, фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный, самоконтроль.

                Методы контроля: беседа, викторина, демонстрационная игра, игра в парах, загадки, задачки-шутки, логические минутки, мини-конкурс, мини-турнир, наблюдение, объяснение, опрос, письменное задание, показ, практическая работа, работа с диаграммами, разыгрывание партии и комбинаций, решение задач, собеседование, теоретические и практические упражнения, тест, чтение сказок и стихотворений, экскурсия, эстафета, этюд.

Критерии оценки результатов освоения программы

На 1 году обучения:

К концу первого года обучения дети должны знать: историю возникновения шахматной игры; шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем и др.; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; решать элементарные шахматные задачи.

Критерии оценки:

2 (Высокий) - Ребенок имеет представление об истории шахмат, «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры, их отличия и ходы. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. У ребёнка развита  познавательная активность, логическое мышление, воображение, ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Ребенок умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ.

1 (Средний) - Ребенок имеет представление об истории шахмат, «шахматном королевстве». Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».

0 (Низкий) - Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.

На 2 году обучения:

К концу второго года обучения ребенок должен знать: историю возникновения шахматной игры; имена выдающихся шахматистов; шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур; правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу второго года обучения ребенок должен уметь:  разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры; ставить мат в один ход; решать шахматные задачи в 1-2 хода.

Критерии оценки:

2 (Высокий) - Ребенок имеет представление об истории шахмат, «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приемах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук, ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии.

1 (Средний) -  Ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше», «рокировка», «шах» и «мат».

0 (Низкий) -  Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.

Условия реализации программы

                Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

Учебное помещение соответствует действующим требованиям санитарных норм и правил.

Материально-техническое обеспечение: интерактивная панель «Колибри», монитор, системный блок, облучатель-рециркулятор.

Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования.

Методическое и дидактическое обеспечение: методические разработки, планы-конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям; методическая, дополнительная литература; развивающие и диагностические процедуры: тестовые задания, игры, викторины; дидактические материалы; рабочие тетради.

Воспитательная деятельность. Работа с родителями (законными представителями)

                Для реализации данной программы необходимо тесное сотрудничество с родителями (законными представителями) (далее - родителями) воспитанников, которое направлено на вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс. В работе по данному направлению используются разнообразные формы сотрудничества. Работа с родителями предусматривает: тематические родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации; размещение наглядного материала в родительском информационном уголке, составление и раздача памяток с целью закрепления пройденного материала воспитанниками в кругу семьи; привлечение родителей к сотрудничеству; анкетирование с целью обеспечения обратной связи с семьей и др.

                Взаимодействие педагога, детей и их родителей строится по трем направлениям: познавательной, практико-ориентированной и досуговой деятельности.

                Формы познавательной деятельности: дни открытых занятий и воспитательных мероприятий, выпуск газет, тематических альбомов с рассказами, совместная деятельность в рамках мероприятий.

                Формы практико-ориентированной деятельности: участие в различных акциях, мастер-классах, мини-турнирах.

                Формы досуговой деятельности: совместные праздники, соревнования, конкурсы, посещение экскурсий и др. мероприятий.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

Мониторинг

2

1

1

Диагностические задания

Путешествие в шахматную страну

3

1

2

Беседа, викторина, демонстрационная игра, загадки, задачки-шутки, игра, мини-конкурс, мини-турнир, наблюдение, опрос, объяснение, письменное задание, показ разыгрывание партий, комбинаций, собеседование, тест, упражнение, чтение сказок и стихотворений, экскурсии, эстафеты, этюды.

 

Шахматная доска.

Центр, поля. Диагонали, вертикали.

3

1

2

Шахматные фигуры

3

1

2

«Ценность шахматных фигур»

2

1

1

«И король жаждет боя: Король -

ход. Король – нападение»

3

1

2

Ладья – ход, взятие.

2

1

1

Ладья – нападение, шах.

2

1

1

«Вежливые слоны: Ход – взятие»

2

1

1

«Слон: Нападение –шах»

2

1

1

Могучая фигура (Ферзь)

2

1

1

«Ферзь: Нападение – взятие.

Нападение – Шах»

2

1

1

«Маленькое войско: пешка – ход,

взятие»

2

1

1

«Превращение пешки»

2

1

1

Пешка: Нападение – Шах»

2

1

1

«Битое поле, взятие на проходе»

3

1

2

«Ответь, как в сказке, сам, без подсказки (шахматная викторина)»

2

1

1

«Прыг, скок и вбок»

Конь – ход взятие

3

1

2

«Поход на три поля»

Конь – нападение, шах!

3

1

2

Шахматная эстафета

2

-

2

Защита

2

1

1

Шах

2

1

1

Мат

3

1

2

Здоровые телом - сильные духом!

2

1

1

Волшебный мир шахматного

королевства

3

1

2

«Реши этюд, отгадай задачу»

3

1

2

Шахматные чудеса

2

1

1

«Великие гроссмейстеры»

2

2

-

Шахматный этикет

2

1

1

Шахматный праздник

2

-

2

Мониторинг

2

1

1

Диагностические задания

ИТОГО

72

30

42

2 год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

Мониторинг

2

1

1

Диагностические задания

Повторение. Король, ладья, слон:

нападение – взятие.

3

1

2

Беседа, викторина, демонстрационная игра, загадки, задачки-шутки, игра, мини-конкурс, мини-турнир, наблюдение, опрос, объяснение, письменное задание, показ разыгрывание партий, комбинаций, собеседование, тест, упражнение, чтение сказок и стихотворений, экскурсии, эстафеты, этюды.

 

Повторение: Ферзь, пешка, конь:

нападение – взятие.

3

1

2

Подводные камни в нападении. Выгодный размен

3

2

1

Мат разными фигурами

3

2

1

Мат в один ход

2

1

1

Защита: уничтожение угрозы

3

1

2

Защита: уход из под удара

3

1

2

Защита: защита своей фигуры

3

1

2

Защита: перекрытие линии нападения

3

1

2

Защита: Защита-контр нападение

3

1

2

Рокировка

3

1

2

Подготовка к интеллектуальному турниру

3

1

2

Начало шахматной партии

2

-

2

Шахматная нотация

1

1

-

Ничья: пат и вечный шах

1

1

-

Дебют. Короткие поучительные партии. Детский мат

3

1

2

Мат одинокому королю разными

фигурами

2

-

2

Интеллектуальный турнир

1

1

-

Двойной удар разными фигурами

3

1

2

Звездный конкурс двойной удар

2

1

1

Связка ладьей и ферзем

2

1

1

Мат с помощью связки.

Защита от связки

2

1

1

Звездный конкурс «Связка»

2

1

1

Сквозной удар разными фигурами

2

1

1

Звездный конкурс: «Сквозной удар»

2

1

1

Вскрытое нападение

2

1

1

Вскрытый шах

2

1

1

Шахматный турнир

3

1

2

Шахматный праздник

1

-

1

Мониторинг

2

1

1

Диагностические задания

ИТОГО

72

30

42

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

Тема 1. Проведение мониторинга. 

Теория: уточнение уровня освоения программного материала.

Формы и методы обучения: собеседование.

Форма подведения итогов: выполнение тестовых заданий.

Тема 2. «Путешествие в шахматную страну».

Теория: чтение сказки «Легенда о происхождении шахмат».

Формы и методы обучения: беседа.

Форма подведения итогов: собеседование, опрос.

Тема 3. «Шахматная доска. Центр, поля. Диагонали, вертикали».

Теория: шахматные поля, линии на шахматной доске - горизонтали, вертикали и диагонали.

Формы и методы обучения: беседа, вопросы воспитателя, показ, игры.

Форма подведения итогов: собеседование.

Тема 4. «Шахматные фигуры».

Теория: знакомство с шахматными фигурами с начальной позиции фигур.

Формы и методы обучения: беседа, вопросы воспитателя, показ.

Форма подведения итогов: упражнение «Найди ошибку»

Тема 5. «Ценность шахматных фигур».

Теория: беседа о значении шахматных фигур на шахматной доске. Понятие - ценность (стоимость) шахматных фигур измеряют в пешках.

Формы и методы обучения: беседа, объяснение, вопросы воспитателя.

Форма подведения итогов: опрос, упражнения: «Закрась столько пешек, сколько стоит фигура», «Обведи фигуру».

Тема 6. «И король жаждет боя: Король - ход. Король – нападение» «Познакомить детей с главной шахматной фигурой-король».

Теория и практика: знакомство с целью шахматной игры: «поймать» короля соперника, поставить шах и мат. Понятие о перемещении фигуры на шахматной доске. Ввести понятие – нападение.

Формы и методы обучения: беседа, показ.

Форма подведения итогов: упражнения «Собери королем все звездочки», «Доберись королем до солнышка не наступая на облака» и др.

Тема 7. «Ладья – ход, взятие».

Теория и практика: ладья.

Формы и методы обучения: беседа, показ.

Форма подведения итогов: упражнения «Собери королем все звездочки», «Доберись ладьей до солнышка, не наступая на облака» и др.

Тема 8. «Ладья – нападение, шах»

Практика: нападение ладьи на фигуры.

Формы и методы обучения: беседа, показ, вопросы воспитателя.

Форма подведения итогов: упражнения «Нападение на короля противника – шах», «Найди фигуру на которую напала ладья», «Покажи ход стрелкой».

Тема 9. «Вежливые слоны: Ход – взятие».

Теория: нападении слона на фигуру соперника.

Формы и методы обучения: беседа, вопросы воспитателя, показ.

Форма подведения итогов: игровые упражнения. «Найди диаграмму», «Обведи фигуру».

Тема 10. «Слон: Нападение –шах».

Практика: значении и действие слонов в игре.

Формы и методы обучения: беседа, объяснение, вопросы воспитателя, показ.

Форма подведения итогов: Упражнения «Напади на короля», «Покажи стрелкой».

Тема 11. «Могучая фигура (Ферзь)». Нападение – Шах».

Теория: понятие о фигуре ферзь.

Формы и методы обучения: беседа, вопросы воспитателя, показ, игра.

Форма подведения итогов: опрос.

Тема 12. «Ферзь: Нападение –взятие».

Практика: взаимодействии ферзя с другими фигурами.

Формы и методы обучения: беседа, вопросы воспитателя, показ, игра.

Форма подведения итогов: практическая работа, опрос.

Тема 13. «Маленькое войско: пешка – ход, взятие».

Теория и практика: закрепить знания детей о действиях пешек и ладей и их взаимодействии в игре.

Формы и методы обучения: беседа, объяснение, вопросы воспитателя, показ.

Форма подведения итогов: игровые упражнения.

Тема 14. «Превращение пешки».

Практика: знакомство с фигурами – пешка, каждая пешка обладает волшебным свойством: дойдя до последней линии доски, она может превратиться в любую фигуру.

Формы и методы обучения: беседа, объяснение, вопросы воспитателя, показ.

Форма подведения итогов: игровые упражнения «Доберись до солнышка, не наступая на облака».

Тема 15. Пешка: Нападение – Шах».

Практика: нападении пешки на короля.

Формы и методы обучения: беседа, объяснение, вопросы воспитателя, показ.

Форма подведения итогов: игровые упражнения.

Тема 16.  «Битое поле, взятие на проходе».

Теория и практика: знакомство с особенным ходом пешки: взятие на проходе.

Формы и методы обучения: беседа, объяснение, вопросы воспитателя, показ.

Форма подведения итогов: игровые упражнения, практическая работа в парах.

Тема 17. «Ответь, как в сказке, сам, без подсказки».

Теория: закрепление полученных знаний.

Формы и методы обучения: игра, эстафета.

Форма подведения итогов: шахматная викторина.

Тема 18. «Прыг, скок и вбок», «Конь – ход взятие», «Поход на три поля», «Конь – нападение, шах!».

Практика: знакомство с фигурой – конь, его значении и действиях в игре.

Формы и методы обучения: показ, объяснение.

Форма подведения итогов: игровые упражнения.

Тема 19. «Поход на 3 поля. Конь – нападение, шах».

Практика и теория: взаимодействие коня с другими фигурами и пешками.

Формы и методы обучения: чтение сказки, показ, объяснение.

Форма подведения итогов: игровые упражнения.

Тема 20. «Шахматная эстафета».

Практика: закрепление полученных знаний.

Формы и методы обучения: игра, эстафета.

Форма подведения итогов: загадки, опрос.

Тема 21. «Защита».

Теория: знакомство детей,  что каждая фигура может не только нападать на фигуры соперника, но и защищать свои фигуры от нападения.

Формы и методы обучения: игровые упражнения, показ, объяснение.

Форма подведения итогов: опрос.

Тема 22. «Шах».

Практика: взаимодействии короля с другими фигурами и пешками.

Формы и методы обучения: игровые упражнения, показ, объяснение.

Форма подведения итогов: опрос.

Тема 23. «Мат».

Теория и практика: мат - цель игры, позиция, когда король находиться под нападением (шахом) и не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать.

Формы и методы обучения: показ, объяснение.

Форма подведения итогов:  опрос, игровые упражнения.

Тема 24. «Здоровые телом - сильные духом!»

Практика: беседа о зависимости теоретической шахматной подготовки от физкультуры и спорта, чтение сказки.

Формы и методы обучения: чтение сказки, игра.

Форма подведения итогов: пробные шахматные партии.

Тема 25. «Волшебный мир шахматного королевства». 

Теория: анализ позиции на шахматной доске.

Формы и методы обучения: игры в парах, загадки.

Форма подведения итогов: практические упражнения.

Тема 26. «Реши этюд, отгадай задачу».

Практика: знакомство с элементарными комбинациями: рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, сохранившимися на доске.

Формы и методы обучения: показ, объяснение.

Форма подведения итогов: игры, практические упражнения.

Тема 27.  «Шахматные чудеса».

Теория: закрепление полученных знаний, развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи.

Формы и методы обучения: сказки, игра, игры в парах.

Форма подведения итогов: опрос, задачки-шутки.

Тема 28.  «Великие гроссмейстеры».

Теория: закрепление пройденного материала. Знакомство с именами великих шахматистов.

Формы и методы обучения: игры, вопросы воспитателя

Форма подведения итогов: д/и «Расставь на доске», «Пройди и назови поле», работа с диаграммами.

Тема 29.  «Шахматный этикет». 

Теория: научить детей следовать правилам игры в шахматы.

Формы и методы обучения: беседа, игры.

Форма подведения итогов: «Продолжи фразу», «Неправильные картинки».

Тема 30. «Шахматный праздник».

Теория: закрепление полученных знаний.

Формы и методы обучения: чтение стихов, викторина, игры в парах.

Форма подведения итогов: решение задач.

Тема 31.  Проведение мониторинга.

Теория и практика: оценить уровень овладения шахматной игрой.

Формы и методы обучения: опрос, игра.

Форма подведения итогов: диагностические задания.

2 год обучения

Тема 1. Проведение мониторинга.

Теория: уточнение уровня освоения программного материала.

Формы и методы обучения: собеседование.

Форма подведения итогов: выполнение тестовых заданий.

Тема 2. «Повторение. Король, ладья, слон: нападение взятие».

Практика: игра всеми фигурами

Формы и методы обучения: беседа, вопросы, игра.

Форма подведения итогов: опрос, практические и теоретические упражнения.

Тема 3.  «Повторение: Ферзь, пешка, конь: нападение –взятие». 

Практика: игра всеми фигурами.

Формы и методы обучения: беседа, вопросы, игра.

Форма подведения итогов: практические и теоретические упражнения.

Тема 4. «Подводные камни в нападении. Выгодный размен».

Теория: игра всеми фигурами.

Формы и методы обучения: беседа, вопросы, показ, объяснение, игра.

Форма подведения итогов: упражнения «Обведи фигуры на которые напал слон…», «Зачеркни фигуру, которую ты съел». Практические упражнения на шахматной доске.

Тема 5. «Мат разными фигурами». 

Теория и практика: мат - цель игры, мат разными фигурами.

Формы и методы обучения: беседа, вопросы, показ, объяснение, игра.

Форма подведения итогов: дидактическое задание «Мат или не мат». Практические упражнения.

Тема 6. «Мат в один ход».

Теория и практика: защита в шахматах – ответный ход, способы защиты.

Формы и методы обучения: беседа, вопросы, показ сложных примеров, объяснение. Игра

Форма подведения итогов: упражнения «Найди позиции, в которых королю поставлен – шах», «Сравни позиции» рассматривание диаграмм, «Невозможный ход».

Тема 7. «Защита: уничтожение угрозы».

Теория: защита в шахматах – ответный ход, способы защиты.

Формы и методы обучения: беседа, вопросы, показ, объяснение.

Форма подведения итогов: упражнения «Найди позиции, в которых королю поставлен – шах», «Сравни позиции» рассматривание диаграмм.

Тема 8. «Защита: уход из -под удара».

Теория: Учить находить позиции, в которых королю объявлен шах; уходить из-  под шаха.

Формы и методы обучения: беседа, вопросы, показ, объяснение.

Форма подведения итогов: практические упражнения: «Найди позиции, где королю поставлен шах», «Уйти из под шаха» мини-тест.

Тема 9. «Защита: защита своей фигуры», «Познакомить с приемом -защита своей фигуры».

Теория: Разбор ситуаций нападений и приемы защиты своей фигуры.

Формы и методы обучения: беседа, вопросы, показ, объяснение.

Форма подведения итогов: работа с диаграммами.

Тема 10. «Защита: перекрытие линии нападения».

Теория: прием – перекрытие линии нападения. Разобр ситуации нападений и приемы защиты.

Формы и методы обучения: беседа, вопросы, показ, объяснение. Игра

Форма подведения итогов: работа с диаграммами.

Тема 11.  «Защита: Защита-контр нападение».

Теория: прием защиты – контр-нападение. Разбор ситуации нападений и приемы защиты.

Формы и методы обучения: беседа, вопросы, показ, объяснение, игра.

Форма подведения итогов: работа с диаграммами.

Тема 12. «Рокировка». 

Практика: правила рокировки. Длинная и короткая рокировка.

Формы и методы обучения: беседа, вопросы, показ, объяснение, игра.

Форма подведения итогов: дидактическое задание «Рокировка».

Тема 13. «Подготовка к интеллектуальному турниру».

Теория: отгадывание ребусов, логических задач. Жеребьевка, продумывание заданий.

Формы и методы обучения: мини-конкурс «Ее величество Загадка».

Форма подведения итогов: игровые развивающие задания.

Тема 14. «Начало шахматной партии».

Практика: важность первых ходов: вывести легкие фигуры, затем сделать рокировку.

Формы и методы обучения: беседа, вопросы, показ, объяснение, игра в парах.

Форма подведения итогов: упражнения «Покажи легкие и тяжелые фигуры». Работа с диаграммами: короткая и длинная рокировка.

Тема 15. «Шахматная нотация».

Теория: Формирование представлений и умения записывать шахматную нотацию.

Формы и методы обучения: беседа.

Форма подведения итогов: упражнения на запоминания и написания букв и цифр на шахматной доске, «Определи адрес шахматного поля, на котором расположены фигуры», «Поставь фигуру на указанный адрес».

Тема 16.  «Ничья, пат и вечный шах».

Теория: положение «пат», отличия пата от мата, варианты ничьей.

Формы и методы обучения: чтение сказки «Мат и пат», показ примеров  на пат, беседа.

Форма подведения итогов: дидактическое задание «Пропавшая фигура».

Тема 17. «Дебют. Короткие поучительные партии. Детский мат».

Теория и практика: принципы разыгрывания дебюта и важность первых ходов.

Формы и методы обучения: объяснение, показ, разыгрывание партий на шахматной доске.

Форма подведения итогов: разыгрывание дебюта с пояснениями, дидактическая игра «Два хода».

Тема 18. «Мат одинокому королю разными фигурами».

Практика: работа с диаграммами и выполнение заданий.

Формы и методы обучения: беседа, вопросы, показ, объяснение, игра.

Форма подведения итогов: разыгрывание позиций на шахматной доске. Упражнения «Мат в 2 хода».

Тема 19. «Интеллектуальный турнир».

Теория: закрепление знаний о принципах разыгрывания дебюта.

Формы и методы обучения: беседа, вопросы, показ, объяснение.

Форма подведения итогов: логическая минутка, демонстрация коротких партий, выполнение игровых развивающих заданий. Игра всеми фигурами из начального положения.

Тема 20. «Двойной удар разными фигурами». 

Практика: сравнение фигур, их различие и сходства.

Формы и методы обучения: беседа, вопросы, показ, объяснение, демонстрация игр.

Форма подведения итогов: выполнение игровых развивающих заданий.

Тема 21. «Звёздный конкурс двойной удар».

Практика: решение шахматных задач.

Формы и методы обучения: беседа, вопросы, показ, объяснение, игра.

Форма подведения итогов: работа с диаграммами и выполнение заданий. За каждый правильный ответ – звездочка.

Тема 22. «Связка ладьёй слоном ферзём».

Теория: «Связка». Закрепление хода слоном, ладьей, ферзем. Д/и «Расставь на доске».

Формы и методы обучения: беседа, вопросы, показ, объяснение.

Форма подведения итогов: задание «Пройди и назови поле».

Тема 23. «Мат с помощью связки. Защита от связки».

Теория: «Мат с помощью связки. Защита от связки».

Формы и методы обучения: беседа, вопросы, показ, объяснение.

Форма подведения итогов: рассматривание диаграмм, решение шахматных задач.

Тема 24. «Звёздный конкурс «Связка».

Практика: закрепление пройденного материала.

Формы и методы обучения: беседа, вопросы, показ, объяснение, игра.

Форма подведения итогов: конкурс – опрос «Связка», логическая минутка.

Тема 25. «Сквозной удар разными фигурами».

Теория: тактический прием «Сквозной удар».

Формы и методы обучения: беседа, вопросы, показ, объяснение, игра.

Форма подведения итогов: решение шахматных задач, рассматривание диаграмм.

Тема 26. «Звёздный конкурс «Сквозной удар».

Практика: закрепление пройденного материала.

Формы и методы обучения: беседа, вопросы, показ, объяснение, игра.

Форма подведения итогов: логическая минутка.

Тема 27. «Вскрытое нападение».

Теория: тактический прием «Вскрытое нападение».

Форма подведения итогов: беседа, вопросы, показ, объяснение, игра.

Форма подведения итогов: решение шахматных задач.

Тема 28. «Вскрытый шах».

Теория: тактическим прием «Вскрытый шах».

Формы и методы обучения: беседа, вопросы, показ, объяснение.

Форма подведения итогов: рассматривание диаграмм, решение шахматных задач.

Тема 29. «Шахматный турнир».

Практика: Закрепление полученных знаний.

Формы и методы обучения: приветствие, игра.

Форма подведения итогов: награждение.

Тема 30. «Шахматный праздник».

Практика: закрепление полученных знаний, чтение стихотворений, викторина.

Формы и методы обучения: игра, вопросы,  игры в парах.

Форма подведения итогов: опрос, решение шахматных задач.

Тема 31.  Проведение мониторинга.

Теория: Оценить уровень овладения шахматной игрой.

Формы и методы обучения: беседа, вопросы.

Форма подведения итогов: диагностические задания.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

- принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;

- принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

-принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;

-принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих;

-принцип наглядности;

-принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

-принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

-принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

-принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

-принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

- методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

- формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая;

- формы организации учебного занятия – арт-брейк, беседа, видео-брейк, викторина, игра, конкурс, мастер-класс, мини-турнир, наблюдение, открытое занятие, плей-брейк, праздник, практическое занятие, соревнование, спорт-брейк, турнир, физкультминутки, экскурсия, экзамен, эстафета, этюды;  

- педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения, технология разноуровневого, развивающего, проблемного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности.

- дидактические материалы – раздаточные материалы, упражнения, дидактические игры и задания.

5.        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Абрамов С.П., В. Барский. Шахматы первый год обучения. Методика проведения занятий. Издательство: Дайв, 2009 г.

2.        Гришин В.Г. Шахматная азбука [Текст]/ В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980 г.;

3.        Журавлев А. В стране шахматных чудес. Издательство: Русский шахматный дом, 2010 г.

4.        От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.

5.        Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [Текст]/ И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004 г.

6.        Чеваннс С. Шахматы для детей Издательство «Эксмо», 2015 г.

7.        «Шахматы с Енотом». Программа, рабочие тетради под ред. Е. Волковой и Е. Прудниковой, 2018 г.

8.        Шахматные задачки онлайн https://chessok.net/zadachi/

9.        [Электронные ресурс] http://chessmaestro.ru/

10.        [Электронный ресурс] http://www.shahmatik.ru/

11.        [Электронный ресурс] http://webchess.ru/ebook/

12.        [Электронный ресурс] http://chesshmao.ru/?p=4364/

6. Календарный учебный график на 2022/2023 учебный год

к ДООП «МИР ШАХМАТ»

физкультурно-спортивной (стартовый уровень)

Календарный учебный график к дополнительной общеразвивающей программе «МИР ШАХМАТ» разработан для каждой учебной группы (приложение к программе).

- количество учебных недель – 36;

- количество учебных дней – 72;

- даты начала и окончания учебных периодов – сентябрь / май.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Королевство шахмат"

Данная программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, таких как логическое мышление, восприятие, внимание, воображение, память, начальны...

Программа по шахматам "Белая ладья"

Перспективный план обучения детей старшего дошкольного возраств обучению игры в шахматы...

Рабочая программа по шахматам для первого года обучения. Внеурочная деятельность

Рабочая программа по шахматам для первого года обучения. Внеурочная деятельность в школе или дополнительных занятий с детьми 6-7 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа по шахматам для детей 5-6 лет

Цель программы – привлечения к шахматной игре детей с раннего возраста, как средству интеллектуального  развития ребенка....

Рабочая программа по шахматам

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому сп...