проект «Организационные формы физической культуры , как способы формирования Нравственно - патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста »
проект по физкультуре (подготовительная группа)

Хаматова Зарина Рафаиловна
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. В решении этой проблемы немаловажную роль играет предмет «физическая культура”. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса,  а так же является одним из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм (спортивно - патриотическое воспитание).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_patriotich_vospitanie1.pptx1.74 МБ
Файл nrav-_patriotichesoe_vospit.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 7 «Звездочка» г. Дюртюли Ознакомительно – ориентированный проект «Организационные формы физической культуры , как способы формирования Нравственно - патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста »

Слайд 2

Актуальность проекта Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. В решении этой проблемы немаловажную роль играет предмет «физическая культура”. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса, а так же является одним из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм (спортивно - патриотическое воспитание).

Слайд 3

Особую важность и актуальность должны получить физкультура в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию. в 2010 году утверждена государственная программа «Патриотическая программа РФ на 2010 – 2015», которая в большей мере должна способствовать пропаганде физкультуры и спорта

Слайд 4

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы: занятия, праздники и досуги, подвижные игры, эстафеты. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы («бравые солдаты», «Мама папа я спортивная семья»,) объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма, формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения.

Слайд 5

Цель проекта – Развитие патриотических чувств, через ознакомление с различными видами спорта, подвижных игр и праздников; создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом, ознакомление со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России. Задачи проекта: Способствовать формированию положительного отношения к занятиям физкультурой и спортом в детском саду и семье. Прививать потребность к участию в соревнованиях, чувство сопричастности к соревнованиям Развивать у детей навыки партнерской деятельности и сотрудничества, умения взаимодействовать друг с другом. Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты. Развивать познавательные интересы Развивать физические качества (быстроту, ловкость, смелость) Способствовать приобщению семьи к физической культуре и спорту.

Слайд 6

Этапы проекта Подготовительный 1.Изучение и подборка литературы по данной проблеме. 2.Изготовление атрибутов необходимых для проекта; 3.Анкетирование 4.Оформление стендов о спорте; 5. Подбор подвижных игр и мероприятий; Реализационный - выставка рисунков о спорте - проведение беседы со старшими дошкольниками: ознакомление со спортивными достижениями страны; беседы о видах спорта (чем отличается профессиональный и любительский спорт; какой спорт преобладает в нашем городе; понятие и значение проведения Олимпийских игр в мире, знакомство с символиками Олимпийских игр) - Проведение подвижных игр (дидактические и игры народов Башкортостана) - Проведение мероприятий «Спартакиада» , «Семейные старты» - Апробация анкеты, консультация Итоговый - Подведение итогов реализации проекта; - Создание презентации

Слайд 8

занимались или занимаются родители спортом?

Слайд 9

есть ли у вас дома спортивный снаряд?

Слайд 10

«Посещает ли Ваш ребенок сейчас спортивную секцию?

Слайд 11

Установлен ли для Вашего ребенка дома режим дня?

Слайд 12

Знаете ли вы основные принципы и методы закаливания

Слайд 13

«Проводите ли вы с детьми закаливающие мероприятия?

Слайд 14

Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком?

Слайд 15

«Гуляете ли вы с ребенком после детского сада?»

Слайд 16

деятельность ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни?»

Слайд 17

Выставка рисунков о спорте

Слайд 18

Знакомство с различными видами спорта, просмотр мультфильма о спартакиаде

Слайд 19

Беседа о наших городских спортсменах и об их достижениях в спорте

Слайд 20

Активное участие детей в Республиканских и городских соревнованиях

Слайд 21

Активное участие детей в Республиканской олимпиаде «Мы Гагаринцы »

Слайд 22

Прослушивание гимна

Слайд 23

Физкультурные занятия с преемственностью с СОШ №4, а так же активное участие детей в соревнованиях внутри нашего детского сада

Слайд 24

Дидактические игры «Снаряди спортсмена» «Подбери пиктограмму» «Раскрась олимпийскую символику»

Слайд 25

Русские народные игры: «Жмурки» «Гори, гори ясно»

Слайд 26

Татарские игры: «Тюбетейка» «Пустое место»

Слайд 27

Башкирские игры: «Юрта» «Иголка и нитка» «Липкие пеньки»

Слайд 28

Марийские игры: «гнилая картошка» « Биляша »

Слайд 29

«Зимняя спартакиада»

Слайд 30

«Спортивное развлечение «Бравые солдаты»

Слайд 31

Мероприятие с родителями «Мама, папа, я – спортивная семья»

Слайд 32

Досуг в семье

Слайд 33

Подводя итог, хочу сказать, что патриотическое воспитание средствами физкультуры и спорта занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе. По данному направлению у меня уже сложилась система работы и достигнуты определенные результаты, что подтверждается грамотами воспитанников за спортивные достижения, активным участием семей в физкультурно-спортивных мероприятиях. Я закладываю основу патриотического воспитания, прививаю любовь к Отечеству, приобщаю детей к общественно – нравственным ценностям, развиваю их физические качества, любознательность, творческие навыки, воспитываю потребность быть здоровым.

Слайд 34

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 7 «Звездочка»  г. Дюртюли

Ознакомительно – ориентированный

 проект

«Организационные  формы физической культуры , как способы формирования

Нравственно - патриотического воспитания

у детей старшего  дошкольного возраста »

     

     Актуальность проекта

Проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.

За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. В решении этой проблемы немаловажную роль играет предмет «физическая культура”. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса.

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и свестниками, т.е неразрывно связаны с воспитанием у ребенка уверенности в себе и формированием социальных навыков . Следует подчеркнуть, что нравственно- патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно реализуется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т.е включает в себя решение задач не только непосредственно нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания

Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на мой взгляд, являются занятия физкультурой и спортом , т.к. регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, но и помогает развивать физические качества (будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, ловкими). В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно - патриотическое воспитание. 

Особую важность и актуальность должны получить физкультура в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию. Кроме того, в 2010 году утверждена государственная программа «Патриотическая программа РФ на 2010 – 2015», которая в большей мере должна способствовать пропаганде физкультуры и спорта, чем другие. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы: занятия, праздники и досуги, подвижные игры, эстафеты.

Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы («бравые солдаты», «Мама папа я спортивная семья») объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма, формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.  

Формирование у детей нравственных чувств — таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.

Цель проекта  – Развитие патриотических чувств, через ознакомление с различными видами спорта, подвижных игр (дидактических, разнонациональных); создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом, ознакомление со спортивными достижениями  детей. высокими личными достижениями людей, ставших славой России.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка необходимо поставить перед собой следующие Задачи:  

  • Способствовать формированию положительного отношения к занятиям физкультурой и спортом в детском саду и семье.
  • Прививать потребность к участию в соревнованиях, чувство сопричастности к соревнованиям
  • Развивать у детей навыки партнерской деятельности и сотрудничества, умения взаимодействовать друг с другом.
  • Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты.
  • Развивать познавательные интересы
  • Развивать физические качества (быстроту, ловкость, смелость)
  • Способствовать приобщению семьи к физической культуре и спорту.

Тип проекта: ознакомительно-ориентированный (сбор информации); творческий.

По продолжительности проекта: краткосрочный

По составу участников: Групповой

Участники проекта: дети подготовительных групп, воспитатели, родители.

 Формы  работы проекта: беседы о спорте, анкетирование для родителей «какое место занимает физкультура в вашей семье» , консультация для родителей «Занятие спортом всей семьей», подвижные (дидактические, игры народов- татар, башкир, русских), выставка рисунков на тему «Спорт в моей жизни».

Методы проекта: словесные (беседы (о видах спорта), наглядные (просмотр картинок о спорте, просмотр мультфильма); практический метод (подвижные игры, спортивные развлечения, выставка рисунков.

Ожидаемые результаты:

Для детей

  • Сформированность знаний детей об истории спорта;
  • Формирование у детей интереса к физическому совершенствованию.
  • Пополнение словарного запаса детей спортивной терминологией.
  • Сформированность осознанного отношения к своему собственному здоровью

              Воспитание патриотизма, уважения к прошлому России средствами

              подвижных игр

     Для родителей

             Проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом совместно с   детьми.

Этапы проекта

Подготовительный

1.Изучение и подборка литературы по данной теме.

2Подбор вопросов для анкеты

3..Изготовление атрибутов, необходимых для мероприятий

4 .Оформление  стендов о спорте;

4. Подбор  подвижных игр и мероприятий;

Реализационный

-  проведение и апробация анкетирования;

- проведение беседы со старшими  дошкольниками: ознакомление со спортивными достижениями страны;  беседы о видах спорта (чем отличается профессиональный и любительский спорт; какой спорт преобладает в нашем городе; понятие и значение проведения Олимпийских игр в мире, знакомство с символиками Олимпийских игр

Просмотр мультфильма о спорте. Смешарики Спартакиада

- выставка рисунков о спорте

- участие детей в Республиканской олимпиаде «Мы  гагаринцы»

- Проведение подвижных игр (дидактические и игры народов Башкортостана)

- Проведение мероприятий  «Спартакиада» , «Семейные старты»

-консультация для родителей.

Итоговый

Подведение итогов реализации проекта;

Создание презентации

Перспективный план

Мероприятия

Цель мероприятия

Анкетирование родителей «какое место занимает физкультура в вашей семье»

Позволяет выявить какое место физическое развитие ребенка занимает в семье

Консультация для родителей «Занятие спортом всей семьей»

Привлечение внимания родителей к сознанию о важности физическому воспитанию детей в семье

Выставка рисунков «Спорт в моей жизни»

Отражение формирования у детей Здорового Образа Жизни в семье, какие качества формирует  спорт

Беседа о спорте

Просмотр мультфильма «Смешарики (Спартакиада)»

Знакомство  детей о различных видах спорта, спортсменов.

Развить и поддержать интерес к спорту  

Подвижные игры :

Дидактическая игра « Снаряди спортсмена»

Раскрась олимпийскую символику

«Сложи картинку»

Игры народов Башкортостана

Формировать у детей интерес к спорту, учить узнавать и называть  виды спорта

- развитие у детей двигательной активности. Воспитывают интерес и любовь  к подвижным играм разных народов.

Спортивное развлечение:

«Зимняя Спартакиада»

«Семейные старты»

Укрепление здоровья детей, популяризация видов спорта

Воспитывает соревновательные качества, чувство взаимовыручки, поддержки.

Прививать детям и родителям интерес к занятиям физической культурой и спортом.  Воспитать чувство коллективизма, сопереживания.

             В реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию приняли участие воспитанники старших и подготовительных групп, их родители и  воспитатели. Для начала на базе МБДОУ детского   сада №7  «Звездочка »  было проведено анкетирование среди родителей воспитанников. Результаты анкеты позволяет выявить какое место занимает физическое развитие  в семье.

В анкетировании приняли участие 21 родитель из подготовительных групп. Все родители с огромным желанием приняли участие в анкетировании.

На вопрос анкеты, занимались или занимаются родители спортом. Да - 15 (71%), не занимались никогда 6 (29)  . на вопрос каким? Отвечали куреш, волейбол, лыжи, баскетбол

На второй вопрос«есть ли у вас дома спортивный снаряд?» 16 (76,%) –ответили«Да», а не имеют снаряда-5 (24%). Велотренажер, гантели, беговая дорожка, турник, обруч, лыжи

На третий вопрос «Посещает ли Ваш ребенок сейчас спортивную секцию?» 15 (71,%) родителей ответили, что дети не занимаются в спортивных секциях, а 6 ч (29%) родитель ответил, что посещает  спортивные секции.  Каратэ, курэш, хоккей

Родители ответили на вопрос «Установлен ли для Вашего ребенка дома режим дня? Соблюдает ли он его? Да, установлен-13  родителей (62%);нет не установлен и нет возможности – 8 человек (38 %).

Соблюдает ли ваш ребенок режим дня? Ответили да- 7 (36 %) родителей, нет не соблюдает-9 ( 41%), иногда-5 ( 23%)

Соблюдает ли ваш ребенок правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги 100%)

На вопрос «Знаете ли вы основные принципы и методы закаливания? Ответили  Да-16 ( 76%,)считают, что это самоконтроль или активный режим. не ответили-5  ( 24%),В основном отвечали обливание холодной водой, нырять в снег после бани. Босокохождение, контрастный душ. Прогулки, солнечные ванны, обтирание.

На вопрос «Проводите ли вы с детьми закаливающие мероприятия?» Ответили да-7 (33%), нет-14 (67%)

 «Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком?» мама-10 (48%), папа- 5 (24%), всей семьей 6 (28%)

 «Гуляете ли вы с ребенком после детского сада?» Да-9 (43%), нет-2 (9,%), иногда-10 (48%).

 «Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни?»

Не ответили-3 (14%), играют на улице, дома- 5 (23%), смотрят мультфильмы, телевизор- 6 (27%), играют в развивающие и дидактические игры-3 (18%), рисует и читает сказки-17 (34%)

По результатам анкетирования можно сказать что раньше сами взрослые чаще занимались спортом,  чем их дети. Слабо интересуются дополнительными спортивными  кружками. В наше время дети проводят много времени за компьютером, редко бывают на улице, пренебрегая прогулками на свежем воздухе и подвижными играми, что не может не отразиться на состоянии здоровья. Вывод: необходимо усилить работу с родителями по некоторым вопросам физкультурно – оздоровительной работы: использование разнообразных форм проведения активного отдыха вместе с детьми, проведение праздников, день открытых дверей, выставок.

       Так как формирование патриотических чувств  проходит эффективно в тесной связи с семьей,  я часто организовываю спортивно - массовые мероприятия с привлечением родителей. Данная форма работы позволяет не только закрепить и обобщить знания и умения в рамках определенной темы, но и обьединить  детей и родителей общими чувствами и переживаниями. Духовному единению детей и взрослых способствует проведение в детском саду «Дня Здоровья». Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически и справятся с теми большими целями, которые определяет для него государство.

В процессе организации, проведении спортивных досугов -  «Папа, мама, я спортивная семья» совершенствуются физические, нравственные качества личности ребёнка, укрепляются дружеские взаимоотношения со сверстниками, родителями, повышается командный дух, формируется чувство коллективизма, воспитывается стремление к ЗОЖ.

Для того чтобы привлечь  внимание детей к занятиям физической культурой и спортом, а так же помочь детям выразить свой интерес к спорту была   проведена выставка рисунков о спорте. Юные художники очень ответственно отнеслись к предложению поучаствовать   в мероприятии. Любимыми видами спорта у дошколят стали футбол, лыжные гонки, гимнастика. А так же  проведена беседа  на тему «Виды спорта» , просмотр мультфильма о спартакиаде и проведение праздника «Зимняя Спартакиада» . Целью  данных мероприятий заключались в том, чтобы закрепить знания детей о различных видах спорта, ее символиках; воспитывать стремление заниматься спортом и заботиться о своем здоровье.

Отдельным направлением   нравственного воспитания подрастающего поколения в нашем ДОУ является военно – патриотическое воспитание. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки к праздникам, посвящённым Дню Защитника Отечества на физкультурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей под военные марши. При подготовке празднования Дня защитника Отечества у воспитанников формируется понятие, что они сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. Так на базе нашего детского сада ежегодно проводятся спортивные мероприятия совместно с СОШ №4, такие как «Зарница» , «Бравые солдаты». Одной из самых необходимых форм в работе по патриотическому воспитанию дошкольников безусловно является развитие социального партнерства детского сада и организациями, имеющими отношение к развитию спортивного дела.  Была проведена и беседа на базе ДЮСШ «Алпан», где дошколят познакомили  с юными спортсменами нашего города.

     На своих занятиях я стараюсь часто  агитировать заниматься спортом и посещать детям  дополнительные  кружки и секции. Результатами являются  участие детей в различных спортивных мероприятиях и их победах.

С целью развития у детей физических способностей, поиска талантливых детей, сохранения памяти о величайшем событии современности - первом полете человека в космос- на уровне  Республики  Башкортостан, организуется олимпиада для детей старшего дошкольного возраста  «Мы Гагаринцы».  Воспитанники нашего Дошкольного учреждения принимают  в нем активное участие.

Главной  традицией  спортивных мероприятий не обходится без прослушивания гимна. Это является еще одним  шагом в вопросе воспитания детей в духе патриотизма, любви к России.

Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются подвижные народные  игры. В них отражается образ жизни людей,  их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью,  проявлять смекалку, выдержку, находчивость.

   Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности.  На своих физкультурных занятиях использую подвижные   игры нашего народа Республики Башкортостан, такие как: «Юрта», «Липкие пеньки», «Поймай воробья поясом» (Башкирские игры); татарские игры: «Тюбетейка», «Пустое место»;

Игры русского народа: «Жмурки», «Гори, гори ясно», « Гуси- Лебеди»; Марийские игры: «Гнилая картошка», «Биляша».

        Подводя итог, хочу сказать, что патриотическое воспитание средствами физкультуры и спорта занимало и будет занимать центральное место в  воспитательной системе. По данному направлению у меня уже сложилась система работы и достигнуты определенные результаты, что подтверждается грамотами воспитанников за спортивные достижения, активным участием семей в физкультурно-спортивных мероприятиях. Я закладываю основу патриотического воспитания, прививаю любовь к Отечеству, приобщаю детей к общественно – нравственным ценностям, развиваю их физические качества, любознательность, творческие навыки, воспитываю потребность быть здоровым.

Список литературы:

1.  Эдакаев, А.Р. Формирование патриотизма молодежи через спорт и физическое воспитание. / А.Р. Эдакаев. // Young science – 2016. – Т. 3, №2. – С. – 36-38

2. Акинина Е. И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Е. И. Акинина, С. И. Ростовщикова, Ю. А. Акинина // Вестник научных конференций. - 2019.

3. Блинова Г. М. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта / Г. М. Блинова, Е. Ф. Горохова, А. М. Блинова - 2018.

 4. Дедюкина М. И. Организация экскурсий к местным памятникам великой Отечественной войны в рамках патриотического воспитания дошкольников / М. И. Дедюкина, А. Д. Тимофеева // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019.

+❤ В Мои закладки

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»

Проект на тему:«Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»...

Муниципальный конкурс «Творческая папка по самообразованию» Тема: «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»

Актуальность работы:Чувство патриотизма необходимо закладывать с самого раннего детства. Его становление - это сложный, целенаправленный, длительный процесс.Большая Родина всегда начинается с малой, А...

План работы по самообразованию «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково» вторая младшая группа на 2023/2024 учебный год

        Развить в  ребенке чувства ответственности,  любви к близким,  интереса к родной стране, потому что именно это, все вместе взятое,  дает человеку...

Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

О формировании нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста....

«Дидактическое пособие Лепбук как средство формирования нравственно - патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»

  Интерактивное дидактическое пособие – лэпбук, является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированног...