проект «Организационные формы физической культуры , как способы формирования Нравственно - патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста »
проект по физкультуре (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_patriotich_vospitanie1.pptx | 1.74 МБ |
nrav-_patriotichesoe_vospit.docx | 32.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. В решении этой проблемы немаловажную роль играет предмет «физическая культура”. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса, а так же является одним из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм (спортивно - патриотическое воспитание).
Особую важность и актуальность должны получить физкультура в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию. в 2010 году утверждена государственная программа «Патриотическая программа РФ на 2010 – 2015», которая в большей мере должна способствовать пропаганде физкультуры и спорта
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы: занятия, праздники и досуги, подвижные игры, эстафеты. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы («бравые солдаты», «Мама папа я спортивная семья»,) объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма, формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения.
Цель проекта – Развитие патриотических чувств, через ознакомление с различными видами спорта, подвижных игр и праздников; создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом, ознакомление со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России. Задачи проекта: Способствовать формированию положительного отношения к занятиям физкультурой и спортом в детском саду и семье. Прививать потребность к участию в соревнованиях, чувство сопричастности к соревнованиям Развивать у детей навыки партнерской деятельности и сотрудничества, умения взаимодействовать друг с другом. Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты. Развивать познавательные интересы Развивать физические качества (быстроту, ловкость, смелость) Способствовать приобщению семьи к физической культуре и спорту.
Этапы проекта Подготовительный 1.Изучение и подборка литературы по данной проблеме. 2.Изготовление атрибутов необходимых для проекта; 3.Анкетирование 4.Оформление стендов о спорте; 5. Подбор подвижных игр и мероприятий; Реализационный - выставка рисунков о спорте - проведение беседы со старшими дошкольниками: ознакомление со спортивными достижениями страны; беседы о видах спорта (чем отличается профессиональный и любительский спорт; какой спорт преобладает в нашем городе; понятие и значение проведения Олимпийских игр в мире, знакомство с символиками Олимпийских игр) - Проведение подвижных игр (дидактические и игры народов Башкортостана) - Проведение мероприятий «Спартакиада» , «Семейные старты» - Апробация анкеты, консультация Итоговый - Подведение итогов реализации проекта; - Создание презентации
занимались или занимаются родители спортом?
есть ли у вас дома спортивный снаряд?
«Посещает ли Ваш ребенок сейчас спортивную секцию?
Установлен ли для Вашего ребенка дома режим дня?
Знаете ли вы основные принципы и методы закаливания
«Проводите ли вы с детьми закаливающие мероприятия?
Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком?
«Гуляете ли вы с ребенком после детского сада?»
деятельность ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни?»
Выставка рисунков о спорте
Знакомство с различными видами спорта, просмотр мультфильма о спартакиаде
Беседа о наших городских спортсменах и об их достижениях в спорте
Активное участие детей в Республиканских и городских соревнованиях
Активное участие детей в Республиканской олимпиаде «Мы Гагаринцы »
Прослушивание гимна
Физкультурные занятия с преемственностью с СОШ №4, а так же активное участие детей в соревнованиях внутри нашего детского сада
Дидактические игры «Снаряди спортсмена» «Подбери пиктограмму» «Раскрась олимпийскую символику»
Русские народные игры: «Жмурки» «Гори, гори ясно»
Татарские игры: «Тюбетейка» «Пустое место»
Башкирские игры: «Юрта» «Иголка и нитка» «Липкие пеньки»
Марийские игры: «гнилая картошка» « Биляша »
«Зимняя спартакиада»
«Спортивное развлечение «Бравые солдаты»
Мероприятие с родителями «Мама, папа, я – спортивная семья»
Досуг в семье
Подводя итог, хочу сказать, что патриотическое воспитание средствами физкультуры и спорта занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе. По данному направлению у меня уже сложилась система работы и достигнуты определенные результаты, что подтверждается грамотами воспитанников за спортивные достижения, активным участием семей в физкультурно-спортивных мероприятиях. Я закладываю основу патриотического воспитания, прививаю любовь к Отечеству, приобщаю детей к общественно – нравственным ценностям, развиваю их физические качества, любознательность, творческие навыки, воспитываю потребность быть здоровым.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 7 «Звездочка» г. Дюртюли
Ознакомительно – ориентированный
проект
«Организационные формы физической культуры , как способы формирования
Нравственно - патриотического воспитания
у детей старшего дошкольного возраста »
Актуальность проекта
Проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.
За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. В решении этой проблемы немаловажную роль играет предмет «физическая культура”. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса.
Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и свестниками, т.е неразрывно связаны с воспитанием у ребенка уверенности в себе и формированием социальных навыков . Следует подчеркнуть, что нравственно- патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно реализуется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т.е включает в себя решение задач не только непосредственно нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на мой взгляд, являются занятия физкультурой и спортом , т.к. регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, но и помогает развивать физические качества (будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, ловкими). В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно - патриотическое воспитание.
Особую важность и актуальность должны получить физкультура в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию. Кроме того, в 2010 году утверждена государственная программа «Патриотическая программа РФ на 2010 – 2015», которая в большей мере должна способствовать пропаганде физкультуры и спорта, чем другие. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы: занятия, праздники и досуги, подвижные игры, эстафеты.
Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы («бравые солдаты», «Мама папа я спортивная семья») объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма, формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Формирование у детей нравственных чувств — таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.
Цель проекта – Развитие патриотических чувств, через ознакомление с различными видами спорта, подвижных игр (дидактических, разнонациональных); создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом, ознакомление со спортивными достижениями детей. высокими личными достижениями людей, ставших славой России.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка необходимо поставить перед собой следующие Задачи:
- Способствовать формированию положительного отношения к занятиям физкультурой и спортом в детском саду и семье.
- Прививать потребность к участию в соревнованиях, чувство сопричастности к соревнованиям
- Развивать у детей навыки партнерской деятельности и сотрудничества, умения взаимодействовать друг с другом.
- Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты.
- Развивать познавательные интересы
- Развивать физические качества (быстроту, ловкость, смелость)
- Способствовать приобщению семьи к физической культуре и спорту.
Тип проекта: ознакомительно-ориентированный (сбор информации); творческий.
По продолжительности проекта: краткосрочный
По составу участников: Групповой
Участники проекта: дети подготовительных групп, воспитатели, родители.
Формы работы проекта: беседы о спорте, анкетирование для родителей «какое место занимает физкультура в вашей семье» , консультация для родителей «Занятие спортом всей семьей», подвижные (дидактические, игры народов- татар, башкир, русских), выставка рисунков на тему «Спорт в моей жизни».
Методы проекта: словесные (беседы (о видах спорта), наглядные (просмотр картинок о спорте, просмотр мультфильма); практический метод (подвижные игры, спортивные развлечения, выставка рисунков.
Ожидаемые результаты:
Для детей
- Сформированность знаний детей об истории спорта;
- Формирование у детей интереса к физическому совершенствованию.
- Пополнение словарного запаса детей спортивной терминологией.
- Сформированность осознанного отношения к своему собственному здоровью
Воспитание патриотизма, уважения к прошлому России средствами
подвижных игр
Для родителей
Проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми.
Этапы проекта
Подготовительный | 1.Изучение и подборка литературы по данной теме. 2Подбор вопросов для анкеты 3..Изготовление атрибутов, необходимых для мероприятий 4 .Оформление стендов о спорте; 4. Подбор подвижных игр и мероприятий; |
Реализационный | - проведение и апробация анкетирования; - проведение беседы со старшими дошкольниками: ознакомление со спортивными достижениями страны; беседы о видах спорта (чем отличается профессиональный и любительский спорт; какой спорт преобладает в нашем городе; понятие и значение проведения Олимпийских игр в мире, знакомство с символиками Олимпийских игр Просмотр мультфильма о спорте. Смешарики Спартакиада - выставка рисунков о спорте - участие детей в Республиканской олимпиаде «Мы гагаринцы» - Проведение подвижных игр (дидактические и игры народов Башкортостана) - Проведение мероприятий «Спартакиада» , «Семейные старты» -консультация для родителей. |
Итоговый | Подведение итогов реализации проекта; Создание презентации |
Перспективный план
Мероприятия | Цель мероприятия |
Анкетирование родителей «какое место занимает физкультура в вашей семье» | Позволяет выявить какое место физическое развитие ребенка занимает в семье |
Консультация для родителей «Занятие спортом всей семьей» | Привлечение внимания родителей к сознанию о важности физическому воспитанию детей в семье |
Выставка рисунков «Спорт в моей жизни» | Отражение формирования у детей Здорового Образа Жизни в семье, какие качества формирует спорт |
Беседа о спорте Просмотр мультфильма «Смешарики (Спартакиада)» | Знакомство детей о различных видах спорта, спортсменов. Развить и поддержать интерес к спорту |
Подвижные игры : Дидактическая игра « Снаряди спортсмена» Раскрась олимпийскую символику «Сложи картинку» Игры народов Башкортостана | Формировать у детей интерес к спорту, учить узнавать и называть виды спорта - развитие у детей двигательной активности. Воспитывают интерес и любовь к подвижным играм разных народов. |
Спортивное развлечение: «Зимняя Спартакиада» «Семейные старты» | Укрепление здоровья детей, популяризация видов спорта Воспитывает соревновательные качества, чувство взаимовыручки, поддержки. Прививать детям и родителям интерес к занятиям физической культурой и спортом. Воспитать чувство коллективизма, сопереживания. |
В реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию приняли участие воспитанники старших и подготовительных групп, их родители и воспитатели. Для начала на базе МБДОУ детского сада №7 «Звездочка » было проведено анкетирование среди родителей воспитанников. Результаты анкеты позволяет выявить какое место занимает физическое развитие в семье.
В анкетировании приняли участие 21 родитель из подготовительных групп. Все родители с огромным желанием приняли участие в анкетировании.
На вопрос анкеты, занимались или занимаются родители спортом. Да - 15 (71%), не занимались никогда 6 (29) . на вопрос каким? Отвечали куреш, волейбол, лыжи, баскетбол
На второй вопрос: «есть ли у вас дома спортивный снаряд?» 16 (76,%) –ответили«Да», а не имеют снаряда-5 (24%). Велотренажер, гантели, беговая дорожка, турник, обруч, лыжи
На третий вопрос «Посещает ли Ваш ребенок сейчас спортивную секцию?» 15 (71,%) родителей ответили, что дети не занимаются в спортивных секциях, а 6 ч (29%) родитель ответил, что посещает спортивные секции. Каратэ, курэш, хоккей
Родители ответили на вопрос «Установлен ли для Вашего ребенка дома режим дня? Соблюдает ли он его? Да, установлен-13 родителей (62%);нет не установлен и нет возможности – 8 человек (38 %).
Соблюдает ли ваш ребенок режим дня? Ответили да- 7 (36 %) родителей, нет не соблюдает-9 ( 41%), иногда-5 ( 23%)
Соблюдает ли ваш ребенок правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги 100%)
На вопрос «Знаете ли вы основные принципы и методы закаливания? Ответили Да-16 ( 76%,)считают, что это самоконтроль или активный режим. не ответили-5 ( 24%),В основном отвечали обливание холодной водой, нырять в снег после бани. Босокохождение, контрастный душ. Прогулки, солнечные ванны, обтирание.
На вопрос «Проводите ли вы с детьми закаливающие мероприятия?» Ответили да-7 (33%), нет-14 (67%)
«Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком?» мама-10 (48%), папа- 5 (24%), всей семьей 6 (28%)
«Гуляете ли вы с ребенком после детского сада?» Да-9 (43%), нет-2 (9,%), иногда-10 (48%).
«Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни?»
Не ответили-3 (14%), играют на улице, дома- 5 (23%), смотрят мультфильмы, телевизор- 6 (27%), играют в развивающие и дидактические игры-3 (18%), рисует и читает сказки-17 (34%)
По результатам анкетирования можно сказать что раньше сами взрослые чаще занимались спортом, чем их дети. Слабо интересуются дополнительными спортивными кружками. В наше время дети проводят много времени за компьютером, редко бывают на улице, пренебрегая прогулками на свежем воздухе и подвижными играми, что не может не отразиться на состоянии здоровья. Вывод: необходимо усилить работу с родителями по некоторым вопросам физкультурно – оздоровительной работы: использование разнообразных форм проведения активного отдыха вместе с детьми, проведение праздников, день открытых дверей, выставок.
Так как формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьей, я часто организовываю спортивно - массовые мероприятия с привлечением родителей. Данная форма работы позволяет не только закрепить и обобщить знания и умения в рамках определенной темы, но и обьединить детей и родителей общими чувствами и переживаниями. Духовному единению детей и взрослых способствует проведение в детском саду «Дня Здоровья». Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически и справятся с теми большими целями, которые определяет для него государство.
В процессе организации, проведении спортивных досугов - «Папа, мама, я спортивная семья» совершенствуются физические, нравственные качества личности ребёнка, укрепляются дружеские взаимоотношения со сверстниками, родителями, повышается командный дух, формируется чувство коллективизма, воспитывается стремление к ЗОЖ.
Для того чтобы привлечь внимание детей к занятиям физической культурой и спортом, а так же помочь детям выразить свой интерес к спорту была проведена выставка рисунков о спорте. Юные художники очень ответственно отнеслись к предложению поучаствовать в мероприятии. Любимыми видами спорта у дошколят стали футбол, лыжные гонки, гимнастика. А так же проведена беседа на тему «Виды спорта» , просмотр мультфильма о спартакиаде и проведение праздника «Зимняя Спартакиада» . Целью данных мероприятий заключались в том, чтобы закрепить знания детей о различных видах спорта, ее символиках; воспитывать стремление заниматься спортом и заботиться о своем здоровье.
Отдельным направлением нравственного воспитания подрастающего поколения в нашем ДОУ является военно – патриотическое воспитание. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки к праздникам, посвящённым Дню Защитника Отечества на физкультурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей под военные марши. При подготовке празднования Дня защитника Отечества у воспитанников формируется понятие, что они сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. Так на базе нашего детского сада ежегодно проводятся спортивные мероприятия совместно с СОШ №4, такие как «Зарница» , «Бравые солдаты». Одной из самых необходимых форм в работе по патриотическому воспитанию дошкольников безусловно является развитие социального партнерства детского сада и организациями, имеющими отношение к развитию спортивного дела. Была проведена и беседа на базе ДЮСШ «Алпан», где дошколят познакомили с юными спортсменами нашего города.
На своих занятиях я стараюсь часто агитировать заниматься спортом и посещать детям дополнительные кружки и секции. Результатами являются участие детей в различных спортивных мероприятиях и их победах.
С целью развития у детей физических способностей, поиска талантливых детей, сохранения памяти о величайшем событии современности - первом полете человека в космос- на уровне Республики Башкортостан, организуется олимпиада для детей старшего дошкольного возраста «Мы Гагаринцы». Воспитанники нашего Дошкольного учреждения принимают в нем активное участие.
Главной традицией спортивных мероприятий не обходится без прослушивания гимна. Это является еще одним шагом в вопросе воспитания детей в духе патриотизма, любви к России.
Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются подвижные народные игры. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость.
Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности. На своих физкультурных занятиях использую подвижные игры нашего народа Республики Башкортостан, такие как: «Юрта», «Липкие пеньки», «Поймай воробья поясом» (Башкирские игры); татарские игры: «Тюбетейка», «Пустое место»;
Игры русского народа: «Жмурки», «Гори, гори ясно», « Гуси- Лебеди»; Марийские игры: «Гнилая картошка», «Биляша».
Подводя итог, хочу сказать, что патриотическое воспитание средствами физкультуры и спорта занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе. По данному направлению у меня уже сложилась система работы и достигнуты определенные результаты, что подтверждается грамотами воспитанников за спортивные достижения, активным участием семей в физкультурно-спортивных мероприятиях. Я закладываю основу патриотического воспитания, прививаю любовь к Отечеству, приобщаю детей к общественно – нравственным ценностям, развиваю их физические качества, любознательность, творческие навыки, воспитываю потребность быть здоровым.
Список литературы:
1. Эдакаев, А.Р. Формирование патриотизма молодежи через спорт и физическое воспитание. / А.Р. Эдакаев. // Young science – 2016. – Т. 3, №2. – С. – 36-38
2. Акинина Е. И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Е. И. Акинина, С. И. Ростовщикова, Ю. А. Акинина // Вестник научных конференций. - 2019.
3. Блинова Г. М. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта / Г. М. Блинова, Е. Ф. Горохова, А. М. Блинова - 2018.
4. Дедюкина М. И. Организация экскурсий к местным памятникам великой Отечественной войны в рамках патриотического воспитания дошкольников / М. И. Дедюкина, А. Д. Тимофеева // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019.
+❤ В Мои закладки
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»
Проект на тему:«Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»...
Обобщение инновационного педагогического опыта Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»
Обобщение инновационного педагогического опыта...
Проект в старшей группе "Квест - технологии как средство формирования нравственно - патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста"
Презентация на тему " Квест - технологии"...
Муниципальный конкурс «Творческая папка по самообразованию» Тема: «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»
Актуальность работы:Чувство патриотизма необходимо закладывать с самого раннего детства. Его становление - это сложный, целенаправленный, длительный процесс.Большая Родина всегда начинается с малой, А...
План работы по самообразованию «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково» вторая младшая группа на 2023/2024 учебный год
Развить в ребенке чувства ответственности, любви к близким, интереса к родной стране, потому что именно это, все вместе взятое, дает человеку...
Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.
О формировании нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста....
«Дидактическое пособие Лепбук как средство формирования нравственно - патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»
Интерактивное дидактическое пособие – лэпбук, является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированног...