«Дидактическое пособие Лепбук как средство формирования нравственно - патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)
Интерактивное дидактическое пособие – лэпбук, является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. В работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Это сравнительно новая технология, представляющая собой разновидность метода проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskoe_posobie_lepbuk_.docx | 462.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Гурулева Альбина Васильевна
Воспитатель
МБДОУ детский сад № 96 «Калинка» г. Улан – Удэ, Республика Бурятия
«Дидактическое пособие Лепбук как средство формирования нравственно - патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»
Главное место в жизни каждого человека занимает семья, учёба, работа. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья, любимые книги, природа – всё это и есть наша Родина. Невозможно недооценивать её значения для каждого в его жизни.
Согласно ФОП ДО - целью нравственно – патриотического воспитания является всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Таким образом нравственно–патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев в системе воспитательной работы с дошкольниками. Работа в данном направлении должна начинаться с младшего дошкольного возраста, осуществляться ежесекундно, во всех режимных моментах, начиная от игры и различных бытовых моментов, заканчивая праздниками и развлечениями.
Задача педагога – как можно раньше пробудить в детях любовь и уважение к родной земле, к родному дому, семье, детскому саду, родной улице, городу, используя современные инновационные технологии и новые нестандартные формы сотрудничества с воспитанниками и их семьями.
Увлечённый своей работой воспитатель всегда старается искать новые подходы, идеи, методы в своей педагогической деятельности, которые бы максимально заинтересовали детей и соответствовали бы их возрасту. Вот так и возникла идея создания интерактивного дидактического пособия лэпбук на тему: «Моя родина Россия, моя малая родина – Бурятия», который объединил в себе многие направления работы по формированию представлений у детей о России, о малой родине Республика Бурятия, воспитанию патриотических чувств, гордости за свой народ, воспитанию уважения и любви к России, к своей малой Родине.
Интерактивное пособие – лэпбук, является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. В работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Это сравнительно новая технология, представляющая собой разновидность метода проекта.
В дословном переводе с английского языка «лэпбук» означает «книга на коленях». Лэпбук еще можно назвать интерактивная папка, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое сам или вместе с детьми, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы, с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать в них любую информацию на любую тему.
Цель использования лэпбука: получение, расширение и закрепление знаний детей о своей Родине, как о богатой и многонациональной стране, о своей малой Родине; формирование гражданской позиции и воспитание нравственно-патриотических чувств.
Задачи:
- Обучать детей всесторонне смотреть на проблему.
- Развивать творчество в подходе к вопросу организации и подбору информации.
- Развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление).
- Развивать общую моторику детей.
- Развивать поисково-исследовательские навыки детей.
- Развивать связную речь.
- Воспитывать самостоятельность, любознательность, проявление инициативы, чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи.
- расширять общий кругозор, эмоциональную сферу ребенка.
Лепбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Дети учатся самостоятельно собирать и размещать информацию. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками или фигурками по данной теме, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку. И совместное создание Лэпбука - это просто интересно!
Подборка материалов для лэпбука
Если организация устройства лэпбука зависит от фантазии педагога, то содержательная часть определяется ФГОС ДО и уровнем развития детей конкретной группы. Материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Данный лэпбук создан для детей подготовительной группы. В подготовительной группе знания детей систематизируются, поэтому в лэпбук можно включать общую информацию о стране, символике, достопримечательностях, государственном устройстве. информационный блок уместно наполнить исторической справкой о столице, родном городе, улицах города.
Обязательно включается информация о героическом подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. О героях специальной военной операции.
Оформление лэпбука «Моя родина - Россия, моя малая родина – Бурятия»
Инструкция по оформлению:
- Подбираем небольшие пластиковые кармашки с кнопкой.
- Размещаем получившиеся кармашки во внутренней части лэпбука, закрепляя их двусторонним скотчем.
- На каждый кармашек крепим название и подходящую картинку, иллюстрирующую тот или иной материал.
- Для Лэпбука делаем небольшие фотографии для презентации разных блоков: «Достопримечательности России», «Города России», «Мой любимый город – Улан – Удэ», «Озеро Байкал», «Народы России», «Народы Бурятии», «Народные промыслы», «Герои нашего времени» и другое. Обязательно указываем основные сведения о городе (дата основания, численность населения, чем знаменит, яркие события из истории).
Пособие имеет две стороны. С одной стороны - оформлен материал по России, с другой стороны - по Республике Бурятия.
Оформление левой части
Наполнение: на левой стороне размещаем портрет президента В.В. Путина. Кармашки: «Государственные символы России» (флаг, герб, гимн); карта России; Золотое кольцо России; «Негосударственные символы России»; «Защитники Отечества»; «Народы России»; «Москва – столица нашей Родины»; «Народный русский костюм». «Традиционное жилище русских».
Оформление средней части
Наполнение: средняя часть посвящена искусству России. Распечатываем и ламинируем картинки для карманов: «Русские народные промыслы», «Народные праздники»., «Стихи о Родине», «Пословицы и поговорки», «Загадки».
Оформление правой части
Наполнение: правая часть лэпбука включает знакомство с народными играми, размещены кармашки с различными дидактическими играми: «Народные промыслы»; «Символы России»; дидактическая игра – лото «Наша Родина»; дидактическая игра «Найди фрагмент»; «Найди флаг России»; дидактическая игра «Подбери костюм»; дидактическая игра «Золотое кольцо России» и др. Также размещен кармашек с раскрасками по теме лэпбука.
Другая сторона лэпбука представлена наполнением материала о малой родине Бурятия.
В первой части размещен портрет главы Республики Бурятия – А.С. Цыденова, карта Бурятии, Государственные символы Бурятии (флаг, герб, гимн), кармашек «Герои нашего времени» (участники СВО, герои России), кармашки: «Народы Бурятии», «Традиционное жилище Бурят», «Национальная одежда Бурят», «Народные промыслы Бурятии».
Вторая часть лэпбука посвящена природе родного края, озеру Байкал, городу Улан – Удэ – столице Бурятии, его достопримечательностям.
В третьей части представлены стихи о Бурятии, Бурятские сказки, легенды; народные игры Бурят, дидактические игры: «Где находится достопримечательность», «Мой адрес», «Бурятские узоры». Есть творческий кармашек с раскрасками и идеями для творчества детей.
Дидактический материал лэпбука, который прост по своему содержанию и техническому оформлению, может быть изготовлен самими детьми; подвижен и легко приспосабливается к выполнению различных дидактических задач. Многие материалы лэпбука рассчитаны на длительную работу, изучение с детьми дополнительной подробной информации. Поэтому лэпбук недостаточно использовать как экспонат, по нему надо заниматься.
Применение лэпбука в практике работы с детьми обеспечивает познавательную, исследовательскую, игровую и творческую активность всех воспитанников. Структура и содержание лэпбука доступны детям, что позволяет использовать его как с группой детей, так и во время индивидуальной работы. Вариативность пособия может быть использована отдельно для решения вопросов нравственно – патриотического воспитания детей, а также во взаимосвязи со всеми образовательными областями.
Таким образом лэпбук - это современное познавательное и игровое пособие, яркое и привлекательное для детей и в то же время оно несет в себе огромный развивающий потенциал. Его внедрение в воспитательно – образовательный процесс ДОУ позволяет системно решать программные задачи в соответствии с ФГОС ДО.
Литература:
1. Андрюшина, Н.Н. Лэпбук как нетрадиционная форма работы с детьми на логопункте дошкольной образовательной организации. Азбука детства/ Н.Н. Андрюшина. – Самара: ООО «НТЦ». – 2017. – С. 84-86.
2. Блохина, Е. Лэпбук – наколенная книга/ Т. Лиханова, Л. Морозова, О. Харина // Обруч. Образование: Ребенок и Ученик. – 2015. – № 4
3. Ветохина, А. Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий / Методическое пособие для педагогов /А. Я. Ветохина, З. С. Дмитриенко. – СПб.: «ООО Издательство «Детство - пресс», 2010. С– 192.
4. Гатовская, Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС/ Д.А. Га-товская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI международная научная конференция Пермь, апрель 2015 г. – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 162-164.
5. Герасимова, З. Родной свой край люби и знай / З. Герасимова, Н. Казачок // Дошкольное воспитание. – 2001. — №12. – С. 47-60.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в старшей группе "Квест - технологии как средство формирования нравственно - патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста"
Презентация на тему " Квест - технологии"...
Семинар-практикум "Лепбук - как средство формирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
quot;Никто не может стать сыном своего народа, проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа"В. В. Зеньковский...
Лэпбук – чемоданчик «Моя Россия» – как средство формирования основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.
Дидактическое пособие по НРК....
Муниципальный конкурс «Творческая папка по самообразованию» Тема: «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»
Актуальность работы:Чувство патриотизма необходимо закладывать с самого раннего детства. Его становление - это сложный, целенаправленный, длительный процесс.Большая Родина всегда начинается с малой, А...
План работы по самообразованию «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково» вторая младшая группа на 2023/2024 учебный год
Развить в ребенке чувства ответственности, любви к близким, интереса к родной стране, потому что именно это, все вместе взятое, дает человеку...
Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.
О формировании нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста....
Дидактическое пособие лэпбук как средство формирования нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста
Оформление лэпбука:«Моя родина – Россия»,«Моя малая родина город – Ангарск»...