Конспект НОД по физической культуре «Игры народов России »
план-конспект занятия по физкультуре
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по физической культуре
«Игры народов России »
(для детей старшей группы №4 «Лучики» (6-7 года), общеобразовательной направленности)
Цель: Познакомить детей с играми народов, поживающих в России.
Задачи:
- образовательные:
обобщение и расширение знаний детей о красоте и разнообразии игр различных народов; объединение опыта и знаний детей для создания у них целостной картины многонациональности России; формирование умения видеть и понимать другого человека, проявлять уважение к культуре и обычаям других народностей; формирование культуры межличностного взаимодействия детей в группе.
- развивающие:
развитие двигательных качеств: скоростно-силовые, координацию, ловкость.
- воспитательные:
воспитание у детей чувства патриотизма и сопричастности ко всему, что происходит в России, уважения и терпимости к людям независимо от национальной принадлежности.
Планируемые результаты:
познавательные - умение самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель, извлекать необходимую информацию,
коммуникативные - умение слушать друг друга и проявлять активность при выполнении игр,
регулятивные - умение выполнять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, способность к организации своей деятельности,
личностные - положительная мотивация обучения, целенаправленная двигательная деятельность.
Тип занятия: комбинированное.
Предшествующая работа:
– рассматривание иллюстраций по заданной теме;
– беседы по темам: «Путешествие по России», «Люди разных народов», «Я русский человек».
- прослушивание Гимна России, русских народных мелодий.
Оборудование: пазлы «Народы России», малые и средние мячи, 2 веревки, шарфы (10 шт.), папаха, музыкальное сопровождение (колонка, флеш-карта), 2 трещотки, 2 палки, фитболы, кегли, кубик – смайлик.
Ход мероприятия:
I Вводная часть: мотивационно-ориентировочный этап.
Путешественник: Здравствуйте. Я величайший путешественник. Я объездил много стран, а особенно люблю путешествовать по нашей стране. Вы вот, например, знали, что в нашей стране живут разные народы и каждого народа свои особенные традиции?
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
Для этого у меня есть вот такой кубик-путешественник и 6 станций. На каждой станций вас ждут интересные игры. Собрав пазлы и выполнив все игры, вы получите звания «Знатоки нашей страны».
- Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? (Россия)
- Ребята, сегодня не я один подготовился к нашему путешествию. Ваня тоже решил мне помочь и выучил стихотворения, а о чём оно вы мне ответите, прослушав его.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём.
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тихий вечер за окном.
- О чем это стихотворение? (ответы детей)
Путешественник: Ребята, а как называют людей, которые живут в России? (Россияне).
Ребята, а вы любите играть? Хотите узнать, в какие игры играют люди других национальностей, проживающих в России?
Ответы детей: ДА
Путешественник: Перед тем как отправится в увлекательное путешествие, нам необходимо хорошенечко размяться.
Перестраиваемся в три шеренги.
ОРУ с предметом и элементами дыхательной гимнастики
И.п. о.с. - круговые вращения головой.
дуем на мячики
2. И.п. о.с. - мячики к плечам, в стороны, к плечам, вверх.
дуем на мячики
И.п. тоже.- мячики вверх над собой подняли, через стороны опустили.
И.п.- наклоны в сторону, со сменой рук.
4. И.п.- наклоны вперед с прогибом назад.
дуем на мячики.
5. И.п.- стойка на коленях, повороты туловища с прямыми руками.
6. И.п.- сесть на ковер, ноги врозь, наклоны.
Дуем на мячики
И.п.- о.с. выполняем глубокий вдох, руки вверх, выдох руки опускаем вниз.
Путешественник: Здорово! Теперь мы можем отправиться в путешествие, чтобы познакомится с играми народов необъятной России.
Ребята, занимайте места в вагонах (машиниста выбираем считалочкой, дети становятся в паровоз), делают круг по залу и останавливаются.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
И поделиться радостью,
Весельем каждый рад.
II. Основная часть: операционально-исполнительный этап.
- Станция «Татарские народные игры»
«В узелок»
Для этой игры можно использовать мяч средних размеров, но лучше играть так, как играли в старину: платком или шарфом, завязанным в узелок.
Водящий должен отойти на несколько шагов от остальных детей, которые стоят или усаживаются в кружок. Расстояние между детьми должно быть примерно 1,5—2 м.
Игроки перекидывают узелок (или мяч) по кругу, своим соседям слева или справа, а водящий бегает за кругом и пытается его поймать. Если ему удастся хотя бы коснуться узелка на лету или в руках у одного из игроков, то игрок, не сумевший защитить узелок, становится водящим. Игра продолжается.
Правила:
1. Водящий может находиться только вне круга и оттуда пытаться поймать мяч.
2. Нельзя прятать узелок от водящего, надо как можно быстрее перебрасывать его своему соседу.
3. Нельзя перебрасывать узелок не соседям, а, например, ребенку напротив, если это не было специально обговорено до начала игры».
2. Станция «Игра народов севера»
«Рыбалка»
Ход игры: дети делятся на команды (количество команд зависит от количества детей). На противоположном конце площадки на веревочке подвешены рыбки (бутафорские, по сигналу нужно добежать сорвать рыбку, вернуться к команде и положить в ведро. Выигрывает та команда, в чьем ведре рыбы будет больше. Время игры 1 минута.
3. Станция «Дагестанские народные игры»
Много игр на празднике нашем
Играем, шутим, поем и пляшем.
В играх рот не разевай,
Кавказскую смелость и ловкость проявляй!
«Надень папаху»
Ход игры: Мальчик-джигит сидит на стуле. На 8-10 шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, ют в руку папаху. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети.
Главное правило: водящий не должен подсматривать; играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему.
«Подними платок» Ход игры: Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.
4. Станция «Осетинские народные игры»
«Перетягивание»
Для проведения этой игры надо крепко связать концы веревки длиной 2-2,5 м и, начертив на земле круг радиусом 2 м, разделить его линией на две равные половинки.
Дети из пары, которая будет меряться силами, становятся спиной друг к другу, по разные стороны линии, на одинаковом от нее расстоянии. Каждый участник «впрягается» в веревку, завязанную в кольцо, со своей стороны. Он пропускает веревку под мышками и слегка натягивает ее. Остальные дети внимательно следят, чтобы, заняв исходную позицию, оба участника были на одинаковом расстоянии от разделительной линии.
По условленному сигналу соперники тянут веревку, каждый в свою сторону. Победителем считается ребенок, который перетянул соперника на свою сторону круга, а затем и вообще вытащил его за пределы круга.
Правила:
1. Нельзя тянуть соперника в сторону, игроки должны «перетягивать» друг друга только в направлении «вперед».
2. Перетягивание осуществляется всем корпусом, но нельзя при этом опираться руками о землю.
Проигравшим считается игрок, заступивший за линию круга обеими ногами.
«Слепой медведь»
Традиционно в этой игре внимание «слепого медведя» игроки привлекали с помощью трещоток: две деревянные палочки длиной с карандаш. Концы одной из палочек имели «зазубрины», при проведении по которым гладкой стороной другой палочки можно было получить своеобразный треск. Однако можно использовать и другие звуковые сигналы, например звон колокольчика.
По жребию выбирают водящего «слепого медведя». Этому ребенку плотно завязывают глаза.
Остальные дети приближаются к медведю и начинают трещать деревянными палочками. «Слепой медведь» идет на звук и пытается поймать или «осалить» любого игрока. Спасаясь от медведя, игроки убегают врассыпную. Но при этом они не должны покидать пределов игрового поля.
Пойманный игрок сам становится «слепым медведем».
5. И вот она конечная станция «Игра народов Коми»
Люди, которые сюда приходят всегда радуются и веселятся. Вот и мы с вами сейчас повеселимся, а для этого нам понадобятся большие фитболы и волшебные палочки.
Путешественник:
В России дружной и большой национальностей не счесть:
Калмыки с дагестанцами, карелы, чукчи есть.
Татары и мордовцы, армяне, ингуши,
Башкиры и буряты, коряки, чуваши.
Народностей так много, что всех не перечесть,
Но главное в России – народ единый есть.
Вражде и ссорам места нет,
Кругом лишь радость и веселье.
И жизнь в стране кипит, летит.
Путешественник: Молодцы. Вы справились со всеми заданиями и получили все части пазла, осталось только его собрать и посмотреть, что получится.
Дети собирают пазл «Народы России».
Путешественник: Посмотрите, что у вас получилось на картинке? (Народы России держатся за руки). Несмотря на то, что мы все такие разные: у каждого народа своя культура, традиции, язык, дома, одежда. Нас всех объединяет то, что наша родина – Россия, мы все говорим на русском языке, любим и уважаем друг друга.
III. Заключительная часть: рефлексивно-оценочный этап.
Путешественник: Какие вы все молодцы, сколько положительных эмоций мы получили. Но пришла пора расставаться и возвращаться в наш любимый детский сад. Но, прежде чем, вы пойдете в группу, мне хотелось бы узнать с каким настроением вы туда вернетесь! А для этого я приготовил кубик-смайлик! Сейчас встаем в круг и по очереди передаем этот куб. Как только он оказывается в руках - ваша задача показать «эмоджи» согласно вашим собственным впечатлениям от нашего путешествия.
- Большое спасибо, ребята, за положительные смайлики. Мне тоже понравилось наше путешествие. До встречи на следующем занятии!!!
Спасибо за занятие, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по проделанной работе по физической культуре: «Ознакомление с окружающим миром в процессе знакомства детей с подвижными играми народов России».
О том, как дети знакомятся с разными подвижными играми народов России....
КОНСПЕКТ ООД ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «ИГРАЕМ С МИШКОЙ» во 2 младшей группе
КОНСПЕКТ ООД ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ«ИГРАЕМ С МИШКОЙ»во 2 младшей группеЦель: Создать условия для побуждения к эмоциональному отклику на игровое занятие и желания участвовать в нем....
Образовательная деятельность физическая культура "Игры народов Поволжья"
Образовательная организованная деятельность с использованием этнокультурных технологий. Формирование интереса и ценостного отношения к народным играм....
Конспект занятия по физической культуре "Игры с мячом"
Воспитатель: Ребята, в каких видах спорта используют мяч? Я приготовила для вас картины, давайте внимательно посмотрим и повторим с вами, в каких видах спорта используются мячи. А как вы думаете...
Конспект занятия по физической культуре "игра путешествие"
Конспект занятия по физической культуре старшая группа ...
Конспект музыкально-спортивного развлечения по играм народов России «Проказы Бабы Яги»
Итоговое развлечение по проекту "Игры и хороводы народов России". Можно использовать как развлечение ко дню Народного единства....
«Подвижные игры народов России, как средство не только физического, но и духовного формирования человека»
Народные подвижные игры легко использовать в самых разных условиях: начиная от дворов, лужаек, водоёмов до спортивных площадок и залов; от массовых праздников и гуляний до физкультурных ...
- Мне нравится (2)