Педагогический проект «Хорошо быть здоровым»
материал по физкультуре (подготовительная группа)
Педагогический проект «Хорошо быть здоровым»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-fizicheskoe_razvitie.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическое развитие
Проектная деятельность в физическом воспитании дошкольников
Воспитание здорового, физически развитого ребенка является общей целью работы учреждений дошкольного образования. Во ФГОС ДО содержание образовательной области «Физическая культура» включает и деятельность по формированию двигательного опыта, и решение задач по укреплению физического и психического здоровья. Особенность организации двигательной и здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что педагог опирается на индивидуальнее потребности, учитывает закономерности развития, обеспечивает свободу выбора, создает необходимые условия для реализации базовой потребности в движении и безопасности. Дошкольные образовательные учреждения организуют процесс взаимодействия взрослого и детей, в котором естественным образом объединены различные образовательные области, раскрываются возможности ребенка, удовлетворяется его интерес к происходящему в окружающем мире. Федеральная образовательная программа дошкольного образования определяет задачи образовательной деятельности в области физического развития старших дошкольников: «формировать осознанную потребность в двигательной деятельности, поддерживать интерес к физической культуре и спортивным достижениям России, расширять представления о разных видах спорта; сохранять и укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, расширять и уточнять представления о здоровье, факторах, на него влияющих, средствах его укрепления, туризме как форме активного отдыха, физической культуре и спорте, спортивных событиях и достижениях, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности и при проведении туристских прогулок и экскурсий; воспитывать бережное, заботливое отношение к здоровью и человеческой жизни, развивать стремление к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей, оказывать помощь и поддержку другим людям…».
Решение поставленных задач предполагает использование в педагогическом процессе методов, позволяющих активно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса, а также социальными партнерами. Двигательная деятельность является основным средством формирования культуры здоровья как целенаправленного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса (детей, педагогов, родителей) в среде образовательной организации, семьи, социального окружения, цель которого – восстановление, сохранение, укрепление, формирование и передача физического, психического, социального и духовного здоровья.
Формирование культуры здоровья детей способствует здоровьесберегающая образовательная среда, один из компонентов которой – широкое внедрение инновационных программ и технологий оздоровительного направления, уровень сотрудничества дошкольного учебного заведения с семьями и другими социальными институтами.
Рассмотрим содержание и организацию работы по формированию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста на примере педагогического опыта конкретной дошкольной образовательной организации (ДОО).
Здоровьесберегающая деятельность МКОУ «СОШ с. Старокучергановка» СПДО «СКАЗКА» осуществляется в конткретных условиях, которые определяются следующими факторами: социокультурной средой Астраханской области. характером взаимоотношений «дети - взрослые», «дети - дети», «педагоги - родители», уровнем здоровья детей и педагогов. Одним из направлений работы стал поиск новых путей, которые позволяют получить качественные результаты не только в оздоровлении ребенка, но и в создании устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни, осознанному отношению к своему здоровью.
Проблема формирования осознанного отношения к здоровью у дошкольников решается на основе системного и деятельностного подходов. Педагогическое наблюдение позволило изучить особенности осознанного отношения детей к здоровью, мотивацию к здоровому образу жизни. Я как Педагог обращала внимание на следующие детские проявления:
- Интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного м гигиенической и двигательной культуры;
- Интерес к физическим упражнениям, двигательной активности;
- Положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания;
- Интерес к самопознанию;
- Радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
- Удовлетворенность самостоятельными и совместными действиями и их результатами.
«Хорошо быть здоровым». Педагогический проект
На основании анализа педагогических наблюдений инструктором по физической культуре Исанбаевой Региной Робертовной разработан и реализован педагогический проект «Хорошо быть здоровым».
Цель проекта. Формирование у старших дошкольников представлений о здоровье как об одной из главных ценностей человеческой жизни.
• В разделе «Я и мое тело» осознали себя как человека, научились находить общее с другими людьми и понимать существенные отличия. Игры-занятия помогли детям познакомиться с собственным телом; появилось понимание, для чего части тела (кто/что?) нужны и что могут делать. Темы данного раздела имели важное воспитательное значение, при их изучении были созданы условия для накопления первичных представлений о себе, возник интерес дальнейшему познанию.
• В разделе «Я и мой организм» воспитанники узнали о своем организме, его строении и назначении, появилось понимание, что свой организм нужно беречь.
• В разделе «Безопасность и здоровье» научились самостоятельно следить за своим здоровьем, познакомились с доступными приемами самомассажа.
Игровые ситуации и занятия
Весь учебный материал давался в игровых формах: развивающих игровых ситуациях, игровых физкультурных занятиях.
• Педагогами разработаны развивающие игровые ситуации четырех видов: ситуации-иллюстрации; ситуации-упражнения; ситуации партнерского взаимодействия (ситуации-проблемы); ситуации-оценки.
• Ситуации-иллюстрации чаще всего использовались в повседневной жизни детей при разыгрывании простых сценок из жизни с использованием картинок, кукольного театра, игрушек.
•Параллельно с ситуациями иллюстрациями предлагались игровые ситуации-упражнения. Дети тренировались в выполнении отдельных игровых действий; учились регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
• Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия учило их осваивать основные социальные отношения, оценивать свое поведение.
• Дошкольники определяли, правильно ли выполняется физическое упражнение или последовательность общеразвивающих упражнений в комплексе утренней гимнастики или основой части занятия.
• Игровые физкультурные занятия состоят из двигательных инсценировок, которые помогают ребенку раскрыть двигательные возможности и характеристики своего тела, способствуют формированию осознанного отношения дошкольников к здоровью, формируют ориентировку в многочисленных и разнообразных движениях.
При реализации проекта использовались разные варианты проведения игровых физкультурных занятий (4).
• Первый вариант – занятие-игра, построенное на основе сюжета сказки, литературного произведения, авторского рассказа педагога. Оно имеет форму двигательной инсценировки, помогающей ребенку разыграть двигательный образ, проявить творческое воображение. В занятие включались проблемные ситуации, стимулирующие развитие творческих способностей: придумать и показать движения для необычной ситуации; придумать и показать движения на предложенную тему; придумать к движению как можно больше аналогов.
• Второй вариант – занятие-игра, в основе которого подвижные игры. Наряду с получением положительных эмоций, формированием интереса к физическим упражнениям происходит совершенствование навыка выполнения основных движений, развиваются физические и личностные качества, интеллектуальные способности детей.
В результате использования игрового материала в оздоровительной работе появилась положительная эмоциональная направленность на выполнение действий, связанных с сохранением и укреплением здоровья (гигиенические процедуры, закаливание, зарядка и др.). Дети научились объективно оценивать собственное поведение и поведение других людей, приходит понимание того, что здоровье – это ценность.
Родители – активные участники проекта
При реализации проекта на всех этапах активными участниками стали родители.
• Анкетирование позволило установить, что среди родителей активно занимаются физической культурой 8 человек, популярный среди родителей баскетбол и волейбол, есть мамы и папы, которые готовы поделиться своим опытом по физическому воспитанию в семье. Одна из семей в рамках «Семейного клуба» провела онлайн мастер-класс для родителей на тему «Хочу стать чемпионом». Семья Керимовых рассказала о разработанном ими комплексе упражнений для оздоровления детей, имеющих некоторые отклонения в здоровье. Показали, что с помощью физических упражнений, правильного питания и режима дня можно снять у детей некоторые диагнозы и даже начать серьезно заниматься в спортивной секции. После проведенного мероприятия 15 семей заинтересовались этим опытом и решили попробовать внедрить его в семейном воспитании.
Реализуя проект «Хорошо быть здоровым», внедрили инновационную форму работы с детьми и родителями – «Спортивный репортаж». В роли корреспондентов, ведущих спортивных новостей, блогов побывали дети вместе со своими родителями. Дети самостоятельно придумывали темы, брали интервью у родителей и делали репортажи: «Каким видом спорта родители занимались в детстве», «Любимая подвижная дворовая игра», «Любимые полезные продукты», «Как стать здоровым», «Что полезней – бегать или плавать» и т.д. Родители активно включились в игру и в ходе репортажей давали детям полезные советы, рекомендации. Часть репортажей была напечатана в журнале детского сада «Растем вместе».
• В рамках проекта проведен круглый стол для родителей и педагогов на тему «Роль игровых педагогических ситуаций в формировании здоровьесберегающей среды ДОО», на котором обсуждался вопрос о применении игровых педагогических ситуаций в процессе формирования культуры здоровья дошкольников; какие трудности могут возникнуть при создании здоровьесберегающей среды в домашних условиях. Родители свободно общались с педагогами и между собой, делились опытом, задавали вопросы и оперативно получали ответы. Провели презентацию семейных мини-проектов на тему «Мой самый лучший выходной» и решили продолжить традицию совместных зарядок с родителями по пятницам «Вместе с мамой, вместе с папой на зарядку становись!».
• Проект «Семейный туризм «Хорошо в краю родном» направлен на приобщение дошкольников и их родителей к здоровому образу жизни посредством ознакомления с элементами туризма. Ввели традицию ежегодных туристических походов с родителями «Здравствуй, осень» и «Зимние путешествия». Результаты реализации проекта: увеличилось количество детей, у которых показатели выносливости стали выше нормы, воспитанники овладели доступными приемами туристической техники, освоили правила ориентирования на местности. Удалось заинтересовать родителей детским туризмом как средством активного совместного отдыха. Увеличилось количество родителей, желающих участвовать во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОО.
Мероприятия в ДОО
• Педагоги в группах вместе с воспитанниками рассматривали иллюстрации в книгах, знакомили детей с энциклопедиями про зимние виды спорта. Провели цикл познавательных занятий по знакомству с разными видами спорта, олимпийским движением, историей возникновения Олимпийских игр, а также провели беседы об известных спортсменах и чемпионах нашей страны. Воспитанники самостоятельно сделали выбор вида спорта, которым бы они хотели заниматься. Из 12 старших дошкольников 4 выбрали футбол, 2 – художественную гимнастику, 2 – баскетбол, 1 – плавание, 2 – карате, 1 – бокс. На основе данного выбора разработаны индивидуальные образовательные маршруты для дальнейшей долгосрочной реализации.
• В группах прошли тематические клубные часы «Здоровым быть здорово», спортивный досуг «Чемпионы среди нас», спортивные соревнования «Малые олимпийские игры» под девизом «Здоровье – путь к олимпийским играм».
• В Детском саду введена новая форма работы «Спортивный час»: во второй половине дня любой воспитанник может посетить спортивный зал и индивидуально позаниматься (по своему выбору). Педагоги разработали индивидуальный образовательный маршрут по физическому развитию для каждого воспитанника на основе выявленных потребностей и возможностей, интереса к выбранному виду спорта. Дополнительно начали внедрять технологию первоначального обучения детей спортивным играм и упражнениям по методике, стал обязательным динамический час на прогулке.
• Проектная деятельность предоставляет возможность поддержки детской инициативы, развития творческих способностей в процессе активной деятельности детей.
• При проведении викторины «Вкусная и полезная пища» дети придумали загадки о полезных продуктах, сочиняли короткие истории о том, какую пользу приносит правильное питание. Продукты детской деятельности педагоги собрали в один альбом и предложили для чтения родителям и воспитанникам младших групп.
• В ходе интегрированного занятия «Мастерская «Как сделать полезные конфеты» воспитанники создали рецепт полезных конфет и изготовили их в детском саду.
• В Мини-центре «Кулинария» Узнали о пользе квашеной капусты, разработали рецепт полезного блюда, совместно с воспитателем заквасили капусту и потом угощали весь детский сад.
• Родители, участвовавшие в конкурсе «Вкусно и полезно», представили свои блюда на совместных занятиях. На этих встречах дети получили ответы на интересующие их вопросы, у них появилось понимание, что необходимо следить за здоровьем для того, чтобы добиться высоких достижений в спорте.
• Предметно-пространственная среда групп, участвующих в проекте, была дополнена спортивным инвентарем, атрибутами, наглядными пособиями по разным видам спорта, создан «олимпийский уголок». Для расширения и обогащения кругозора воспитанников подобрали и изготовили дидактические игры, посвященные разным видам спорта.
За время реализации проекта удалось привлечь родителей к совместной работе по оздоровлению детей. Продуктом проекта стали видеоролики на тему «На зарядку с родителями», совместно с родителями составлена виртуальная книга «Самодельные загадки», оформлена интерактивная картотека домашних игр «Играем дома».
Таким образом, проектная деятельность в образовательной области «Физическая культура» способствует развитию у детей интереса к занятиям физкультурой, формированию ценностного отношения к своему здоровью, пониманию того, как можно его сохранить, а также позволяет решать задачи развития творческих способностей, вовлечения родителей в деятельность детского образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Быть здоровым -хорошо, быть здоровым-важно!"
Сборник материалов по итогом регионального семинара-практикума для педагогов дошкольных образовательных учреждений...
Педагогический проект «Время быть здоровым!»
Реализация проекта актуализирует знания и умения в вопросах здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса дошкольной организации....
Проект " Хорошо быть здоровым!"
Совершествовать культурно - гигиенические навыки у детей....
Педагогический проект"Хочу быть здоровым"
Проект «Хочу быть здоровым» реализовался на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад №72 «Мир детства&raqu...
Долгосрочный проект " Хорошо быть здоровым"
Как научить детей дошкольного возраста быть здоровыми, беречь свое здоровье и заботится о нем....
Проект "Хорошо быть здоровым"
Проект "Хорошо быть здоровым"...
Проект хорошо быть здоровым
Формирование в раннем возрасте здорового образа жизни...