«Школа мяча» в физкультурно-оздоровительной работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. (из опыта работы)
статья по физкультуре (старшая группа)
Жизнь – это движение. Без двигательной активности человек не способен развиваться.Важным для дошкольников является формирование двигательных умений и навыков, связанных с различными видами спорта. Подвижные игры с элементами спортивных игр требуют особой подготовки организма ребенка для их проведения. С этой целью в ДОУ необходимо уделять большое внимание тем играм, которые дадут детям возможность быстрее овладеть элементами спортивных игр. И сегодня вряд ли можно встретить того, кто не знает, что такое мяч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_shkola_myacha_v_dou_.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Менделеевская СОШ
дошкольное отделение №37
«Школа мяча» в физкультурно-оздоровительной работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
(из опыта работы)
Автор: Вараксина Екатерина Валентиновна
инструктор по физической культуре
Жизнь – это движение. Без двигательной активности человек не способен развиваться.
Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка и определяет его готовность к дальнейшему обучению в школе.
Важным для дошкольников является формирование двигательных умений и навыков, связанных с различными видами спорта. Подвижные игры с элементами спортивных игр требуют особой подготовки организма ребенка для их проведения. С этой целью в ДОУ необходимо уделять большое внимание тем играм, которые дадут детям возможность быстрее овладеть элементами спортивных игр. И сегодня вряд ли можно встретить того, кто не знает, что такое мяч. Начиная с самого раннего детства, этот необычный по своим качествам предмет становится самым любимым «физкультурным снарядом», помогающим разностороннему развитию каждого, кто соприкасался с ним.
Мяч следует рассматривать как наиболее эффективный способ развития координационных способностей человека, и «школа мяча» предъявляет исключительно высокие требования к ловкости и координации движений и помогает их совершенствованию. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки.
Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
Главная цель таких упражнений состоит в овладении разнообразными действиями с предметами и развитие двигательных способностей, необходимых не только для этого, но и в других областях повседневной жизни.
К числу таких качеств в первую очередь следует отнести так называемое развитие «ручной умелости», которое обеспечивает формирование координационных механизмов управления мелкими мышцами кисти и предплечья. Это помогает овладению жизненно необходимыми навыками письма, рисования, лепки и др.
Такую же большую роль предметные действия выполняют и в процессах формирования зрительно-двигательной координации, позволяющей лучше ориентироваться в пространстве и достигать более высокой точности при метании в цель.
Игры с мячом, кроме вышесказанного, оказались ещё и ни с чем несравнимым средством развития психомоторики детей. Скорость полёта мяча и непредсказуемость его траектории требуют постоянно высокой концентрации внимания и сосредоточенности, необходимых для своевременного предугадывания и внесения изменений в первоначально сформированную программу действий, в быстрой смене игровых ситуаций.
В этих условиях рациональный рисунок поведения играющих в наибольшей мере возникает как результат взаимодействия процессов возбуждения и торможения и баланса между ними в коре головного мозга, что способствует формированию самоконтроля и самооценки у играющих. Необходимой составляющей готовности ребёнка к обучению в школе.
Таким образом, имеются все основания для того, чтобы отнести упражнения и игры с мячом к числу самых полезных для формирования психомоторной и интеллектуальной деятельности ребенка и становления у него важнейших двигательных навыков, составляющих основу не только игровой, но также учебной и трудовой деятельности.
Стабильность, надежность и эффективность навыков владения мячом в наибольшей степени зависит от возраста начала систематического общения с мячом и от частоты упражнений. Чем чаще контакты ребенка с мячом, тем быстрее и лучше усваивается навык. Поэтому одной из целей начального этапа обучения должно стать систематическое общение детей с мячом.
Процесс обучения основывается на ярко выраженном у детей рефлексе подражания. Поэтому главную роль здесь играет показ, сопровождаемый краткими пояснениями и положительной оценкой выполняемых действий. Какие-либо порицания здесь неуместны и могут привести к утрате интереса детей к занятиям в «школе мяча».
Важно постоянно разнообразить и чередовать упражнения, не задерживаться долго на каком-то одном элементе и как можно скорее превращать упражнение в игру.
Овладение «школой мяча» направлено, в первую очередь, на приобретение умения поймать, правильно удержать и бросать мяч. При этом наибольшее внимание следует обращать на освоение навыков метания. Это предполагает изучение бросков одной и двумя руками, выполняемых с места с шагом вперед.
Катание - полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия. Малыши любят скатывать мяч с горки. В этом движении еще не требуется толчка мяча. Затем катание совершается в любом направлении, дети постепенно учатся выполнять активные движения пальцами обеих рук одновременно. Более сложное умение - катить мяч в определенном направлении: между воротиками, по узкой дорожке, друг другу, «змейкой». Для успешного прокатывания следует направлять мяч вперед, стараясь, чтобы он не уклонялся в сторону, толчок должен быть более сильным и уверенным.
Бросание и ловля - более сложное движение, требующее глазомера. При ловле мяча важно правильно оценить направление его полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска. Полезно подбрасывание мяча вверх. Оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом, и это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, содействует хорошей осанке.
При первоначальном овладении действиями с мячом большое место занимают индивидуальные упражнения, самостоятельные попытки детей играть с мячом: бросать его в любом направлении, использовать усвоенный способ броска - снизу, сбоку, от плеча. Вначале дети усваивают бросок мяча вперед-вверх. Постепенно инструктор учит детей ловить мяч, отскочивший от пола, стены. Бросок о землю должен выполняться вертикально вниз с соблюдением точности направления и определенной силы толчка. При слабом ударе приходится наклоняться вниз, чтобы поймать мяч, а при излишне сильном ударе мяч высоко взлетает и его трудно поймать. Успех в данном упражнении во многом зависит не только от силы толчка, но и от состояния поверхности, о которую совершается бросок. Мяч, брошенный вверх или отскочивший от земли, ловят двумя руками одновременным хватом с двух сторон или снизу, подставляя ладони под взлетевший мяч. Пальцы слегка согнуты, образуя как бы чашу. Мяч, надо ловить, не прижимая к груди, стараясь встретить при ловле пальцами, руки выпрямлять по направлению к летящему мячу, а поймав, согнуть их и подтянуть мяч к груди
Метание - движение ациклического типа. В дошкольном возрасте ребенку доступно метание вверх, вперед, вниз. Оно способствует развитию всех групп мышц, особенно плечевого пояса, а также воспитанию ловкости, гибкости, быстроты, равновесия, глазомера.
Метание может производиться на дальность и в цель. Первое должно предшествовать второму, т.к. при метании на дальность основное усилие направляется на овладение правильными приемами, одновременно дети упражняются в силе броска в соответствии с расстоянием. При метании в цель внимание ребенка сосредотачивается на попадании предмета в указанную цель.
По мере роста и развития ребенка содержание «школы мяча» последовательно усложняется. Дети осваивают технику игры в волейбол и баскетбол, знакомятся с правилами этих игр. Учатся понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
Только постоянные упражнения помогут добиться высокого уровня остроты зрения, тактильной и внутримышечной чувствительности, что позволяет лучше контролировать мяч.
Наряду с базовыми навыками владения мячом развитие анализаторных способностей детей представляет собой важнейшую цель «школы мяча».
Формирование физической культуры личности с использованием «школы мяча» не только позволяет довести до сознания ребенка необходимость заботливого отношения к собственному здоровью, но и затрагивает характеристики его личностного развития, а значит и успешности.
Литература.
1. Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. Книга для воспитателей детского сада. М., «Просвещение», 1992.
2. Портных Ю.И., Фетисова С.Л., Несмеянов А.А. Баскетбол для самых маленьких. Учебное пособие. СПб., Изд-во «Олимп-СПб», 2012.
3. Спортивные игры в физическом воспитании. Учебное пособие под ред. Ю.И. Портных. СПБ., Изд-во РГПУ, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой буд...
«Организация взаимодействия с родителями в рамках работы клуба «В школу вместе» как условие успешной социализации детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).
Как писал Василий Александрович Сухомлинский, «от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – о...
СЦЕНАРИЙ выступления на РП(М)О воспитателя дошкольного образования, школ интернатов по теме: «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста» (из опыта работы)
Тема нашего выступления - «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста»....
Организация словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы).
Развитие словаря особенно значимо в дошкольном возрасте, потому что в этом возрасте идёт процесс целенаправленного формирования знаний и умение пользоваться полученными знаниями....
Выступление на РП(М)О «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста (из опыта работы)»
laquo;Использование здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях с детьми дошкольного возраста»...
" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.
Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....
Экскурсионная работа в детском саду для детей старшего дошкольного возраста» из опыта работы педагогов подготовительной к школе группы
Методическое объединение развитие познавательного интереса и познавательных действий в различных видах детской деятельности Эпиграф: Небольшой, но в нем дела большие. Мой Моршанск встае...