«Ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья» на тему «Шорыкйол»
план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа)

Кириллова Елена Викторовна

КОНСПЕКТ

спортивного развлечения

 для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_sportivnogo_razvlecheniya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №164 присмотра и оздоровления»

Московского района г. Казани

КОНСПЕКТ

спортивного развлечения

 для детей старшего дошкольного возраста

в рамках проекта

 «Ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья»

на тему «Шорыкйол»

Подготовили:

                                                        Воспитатель высшей категории:

   Кириллова Елена Викторовна

                                                                                   Инструктор по физкультуре:

                                                                                  Ботарева Наталья Сергеевна

Казань

Цель: Пробуждать интерес детей к народному марийскому фольклору,     календарно-обрядовому празднику «Шорыкйол». Развивать двигательную активность                детей через спортивное развлечение.

Задачи:

Воспитательные:

воспитывать в детях потребность в ежедневных физических упражнениях;

побуждать желание нести добро и радость через веселый народный праздник.

Развивающие:

развивать быстроту, ловкость, память;

развивать интерес к спортивным играм;

Образовательные:

знакомить с календарно – обрядовым праздником «Шорыкйол» обычаями и традициями народа мари;

формировать двигательные умения и навыки;

формировать представление детей о подвижных играх народов Поволжья;

обучать игре в команде.

Критерии оценки результата:

Пополнение представлений о республики Марий эл, о праздниках и традициях марийского народа.

Активизация двигательной активности, через народные подвижные игры. Активизация словаря: «обряд», «Марийская республика», «колядки», «марийцы», «ряженные»

Интеграция образовательных областей:

«Физическое развитие», «Художественно-Эстетическое развитие»,   «Познавательное развитие»

Предварительная работа: Выставки предметов быта, фотографий и рисунков детей и родителей, фольклорные концерты и театрализованные представления, чтение художественной литературы (мифы, легенды, сказки, предания), беседы, оформление развивающей предметно- пространственной среды групп, прослушивание народной марийской музыки, рассматривание альбомов

Оборудование:

Проектор, ноутбук, экран, музыкальный центр.

Демонстрационный материал:

Украшение зала, вазы с имитацией яблонь, марийские костюмы ведущих.

Раздаточный материал:

Снежки из ваты, обручи, тазы, колосья, муляжи яблочек, маски, костюмы.

Используемые технологии:

ИКТ, здоровьесберегающие, игровые.

Методы и приемы:

Словесные: рассказ, объяснения, художественное слово.

Практические: показ, игры подвижные.

Наглядные: использование слайдов, костюмы, оформление зала.

Музыкальный репертуар:

Марийская народная плясовая мелодия.

Танец восточных мари- «Кандыра пунымаш»

Танец луговых мари- «Строй»

Ремикс на марийскую народную мелодию.

Плясовая мари.

Действующие лица: 2 ведущих в марийских национальных костюмах, ягненок, бабушка, дедушка, ряженные. (Васликува – бабушка-ребенок Васликугыза – дедушка- ребенок)

Ход развлечения: Сценарий развлечения позволяет провести праздник, как в помещении детского учреждения, так и на улице.

Дети заходят в зал под веселую марийскую народную плясовую- шагом.

Следом заходят ведущие в национальных костюмах:

1 Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!

2 Ведущий: Уна-влакын салам, Ребята, а как вы думаете, что я сказала?

(Ответы детей) я с вами поздоровалась на марийском языке, ведь сегодня

Мы с вами отправимся в новогоднее путешествие к нашим соседям.

1 Ведущий: Конечно же вы все знаете, что в нашей стране живут много разных народов. Какие народы Поволжья вы знаете? (Ответы детей)

2 Ведущий: в какой республике мы с вами живем? (Ответы детей)

И недалеко от нашего Татарстана, находиться Республика под названием Марий эл.

1 Ведущий: У каждого народа есть свои традиции по проведению новогодних праздников и сейчас мы с вами посмотрим какие обычаи существуют у марийцев.

2 Ведущий: Зима не только самое холодное время года, но и самое богатое праздниками. И вот один из них у народов Марий эл называется —Шорыкйол, что в переводе означает Овечья нога или Новогодние святки. Шорыкйол – это праздник веселья, гаданий, игр, плясок. Сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник.

1 Ведущий:

Праздник этот самый длинный,

Он веселый и старинный.

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Игра «Шуточное гадание» (Дети встают в круг и под музыку «Кандыра пунымаш» передают корзинку, на ком музыка остановится, тот вытаскивает их корзинки предмет, и ведущая рассказывает, что означает этот предмет. Значение предмета- напутствие на будущее)

2 Ведущий:

А сейчас мы погадаем

И в корзиночку заглянем.

Что вас ждёт в этом году?

Кто сердится на судьбу?

В этой маленькой корзинке,

Что угодно для души.

Кому вынется, тому сбудется,

Скоро сбудется, не минуется.

ПУГОВИЦА – жить в большой семье

МОНЕТА – к богатству

ЩЕПКА – крепкое здоровье

КАРТОШКА – ждёт большое счастье

ГВОЗДЬ -на пороге гость

СКРЕПКИ - к новым друзьям

ПОЛОТЕНЦЕ- далеко расстилается, ждёт тебя дорога, путешествие.

МЫЛО- хорошее известие.

1 Ведущий: Каждая игра имела свое значение, вот, например, следующая игра которая называется «Большой сугроб», означала, что, у кого больше будет сугроб, у того и будет больше урожай. Сугроб украшали колосьями.

Игра «Большой сугроб» - играют 2 команды. (Команды соревнуются, кто быстрее и больше сделает сугроб из имитированных снежков, если развлечение проводится на улице, то дети делают сугробы из снега, украшают их колосьями) Музыка- «Плясовая мари»

2 Ведущий: а следующая игра, которая называется «Укрась яблоню» предвещала, какой урожай плодов будет у хозяев.

Игра «Укрась яблоню». (Соревнование на быстроту и ловкость. Соревнуется по два ребенка. Кто быстрее развесит муляжи яблок на имитированном дереве, то и победил). «Марийская народная плясовая мелодия»

1 Ведущий: а сейчас мы поиграем в главную игру праздника «Овечья нога» - в этой игре, кто быстрее дотронется до овечий ноги, тот весь год будет счастлив.

Игра «Овечья нога» (Командное соревнование- 2 команды. Участники должны пролезть в обручи и дотронуться до ноги овечки. В роли овечки- переодетый ребенок. Та команда, которая быстрее пройдет эстафету, побеждает). Музыка- «Танец луговых мари-Строй»

2 Ведущий: Ребята, и у меня есть очень интересная игра «Ведьмина метелка»

Проводится игра «Ведьмина метелка». (Ребенок в костюме и парике с метелкой в руках, под народную марийскую музыку бежит по кругу. Около кого «Ведьмочка» положила метелку, тот с ней и соревнуется, оббегая в противоположные стороны круг. Кто быстрее встанет на место, тот и победитель. Кто не успел- выполняет роль «Ведьмочки»). Музыка- «Ремикс на марийскую народную мелодию»

1 Ведущий:

Ой, колядка, коляда золотая голова!

Приходила коляда всем добра принесла

А сейчас ребятки, приглашаем всех на веселые колядки! Главные герои колядок это: Васликува – бабушка и Васликугыза – дедушка и конечно же ряженные. Они ходили по домам с большим мешком и колядовали. А жители домов за это им давали различное угощение. Приглашаем мы так же и родителей принять участие в веселых колядках. (Дети, ряженные, обходят с большим мешком стоящих в зале родителей и приветствуют их на марийском языке «Уна-влакын салам», родители складывают детям в мешок приготовленное угощение)

2 Ведущий:

Ну как, ребята, понравился вам наш марийский праздник?

Ответы детей…….

Ребята, а в какие народные марийские игры мы сегодня с вами поиграли?

Ответы детей….

Какие марийские обычаи вы запомнили?

Ответы детей….

1 Ведущий:

Молодцы ребята, мы сегодня от души повеселились. В следующий раз, мы с вами отправимся в путешествие, к другим нашим соседям.

До свидания!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья

Материал содержит актуальность, цель, задачи, перспективный план на два года, ожидаемые результаты....

Приобщение детей к традициям и культуре народов поволжья

Одним из направлений работы МДОУ "Детский сад №121" является приобщение детей к традициям и культуре народов Поволжья как части патриотического воспитания. Мы знакомим детей с русской, татарско...

Педагогический проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья"

Познавательно-творческий проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста страдициями и культурой народов Поволжья. Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной ...

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ И КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ.

В статье рассматривается работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников через ознакомление с культурой и традициями народов Поволжья...

Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья».

Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольниковчерез ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья»....

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ

laquo;СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ» Из опыта работы...