Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья».
проект (старшая группа)

Матвиевская Наталия Михайловна

Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольников

через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольников

через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья».

Методологическая основа нашего проекта:

-формирование человека, способного к активной и эффективной деятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего чувством понимания и уважения других национальностей, умеющего жить в согласии с людьми разных национальностей;

- подготовка к жизни в политическом социуме;

- взаимосвязь этнических. национальных, языковых элементов нашего мира и их влияние на духовно-нравственное развитие человека.

Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств и толерантности у старших дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов Поволжья.

Задачи проекта:

создание культурно-образовательной среды в группе;

знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов Поволжья;

вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;

обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;

воспитание нравственно – патриотических чувств: воспитание у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому, детскому саду, городу, родному краю; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию народов Поволжья; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;

взаимодействие с родителями по вопросам воспитания нравственно –

патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

          Все вышеперечисленные задачи реализуются как во время проведения  организованно образовательной деятельности так и во всех режимных отрезках.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта: проект долгосрочный – работа над проектом ведется в течение 2 лет (в старшей и подготовительной группах).

Сроки реализации проекта: сентябрь 2013 – май 2015.

Проект реализуется в 3 этапа:

1 организационно-подготовительный этап;

2 этап реализации;

3 заключительный этап.

На организационно-подготовительном этапе была проведена следующая работа:

Анализ специальной и методической литературы по разрабатываемой проблеме.

Изучение специальной литературы о творческом наследии

народов Поволжья.

Выбор методов диагностики, первоначальная диагностика; определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности, направленных на решение выявленных проблем.

Разработка проекта.

Налаживание взаимодействия с родителями, привлечение членов семьи к совместной работе над проектом.

Первоначальная диагностика проводилась в 3 направлениях, определяющих критерии оценки: знания – отношения – действия.

Цель диагностики – выявить: степень знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о народах Поволжья; уровень сформированности патриотических чувств и освоения моральных норм межнациональных взаимоотношений; наличие умений применять полученные навыки в различных видах деятельности.

         Оценка проводилась по 3 уровням: высокий (имеет достаточные знания о культуре своего народа и его этнических соседей), средний (соответствует возрасту), низкий (отдельные компоненты не развиты).

Методы диагностики: наблюдение, анализ детских работ, опрос детей.

Критерии:

1. Когнитивный критерий

Показатели:

Знания и представления детей об обычаях и традициях народов Поволжья

Знания и представления детей о фольклоре народов Поволжья;

Знания и представления детей об особенностях национальных костюмов народов Поволжья.

2. Эмоционально-мотивационный критерий

Показатели:

Наличие интереса у детей к обычаям и традициям народов Поволжья;

Желание у детей изучать фольклор и особенности национальных костюмов народов Поволжья

Эмоционально-положительное отношение к народам Поволжья.

3. Деятельностный критерий

Показатели:

Умение детей организовывать народные игры;

Умение детей действовать с предметами быта народов Поволжья;

Умение детей применять в изобразительной деятельности знания о декоративно-прикладном искусстве поволжских народов.

Знание детьми литературного и музыкального фольклора своих этнических соседей

        На этапе реализации проекта поставлены следующие задачи:

Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.

Создание образовательно – культурной среды в группах: пополнение краеведческого уголка материалом «Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья», «Национальный костюм народов Поволжья», «Национальный орнамент», «Сказки поволжских народов», «Пословицы и поговорки народов Поволжья», «Игры народов Поволжья»;  оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.

Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой народов Поволжья.

Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

Промежуточная диагностика (в конце учебного года в старшей группе и в начале учебного года в подготовительной группе) с целью анализа и корректирования образовательной работы в сторону выявленных проблемных направлений.

Работа над проектом осуществляется в таких формах образовательной деятельности с детьми, как:

- Игры: дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные, музыкальные, хороводные, театрализованные;

- Беседы.

- Организованно образовательная деятельность на основе метода интеграции.

- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.

- Выставки детских работ по художественно-эстетическому развитию в детском саду.

- Просмотр видеофильмов.

- Экскурсии в Музей краеведения, Этнографический музей, Музей искусств им. Н.А.Радищева, КВЦ «Радуга», в Музей под открытым небом «Национальная деревня».

- Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки с участием родителей;

- Использование малых фольклорных форм в физминутках, считалках.

- Создание альбомов по художественно-эстетическому развитию.

- Слушание музыкальных произведений, исполнение песен, знакомство с национальными инструментами.

- Создание галереи детского творчества: «Пока мы едины – мы непобедимы».

Приложение

Перспективный план образовательной деятельности

по реализации проекта «Патриотическое воспитание

старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья».

Старшая группа.

Октябрь

Тема: «Дружная семья народов».

Задачи: дать детям общее представление о жизни

и быте наших предков (русских людей — славян, татар, казахов), их душевных качествах — доброте, отзывчивости, почтении к людям, сострадании к ним, взаимном уважении, дружбе; вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство уважения и гордости за наших предков.

Содержание

Рассматривание литографий Л.Вдовичева «Домашние крестьянские занятия», «Вечер в крестьянской избе», «Жатва», иллюстраций Серова к стихотворениям А.С.Пушкина.

Рассматривание иллюстраций о жизни и быте  народов Поволжья.

Разучивание пословиц о дружбе.

Ноябрь

Тема: «Культура казахского народа».

Задачи: дать детям представление об истории возникновения казахского национального костюма, о названии элементов мужского (шапа, түбәтәй, читек) и женского (кулмәк,  калфак, читек) костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

Содержание

Рассматривание иллюстраций о жизни и быте казахов.

Рассказывание  казахских  сказок

Беседа о казахском растительном орнаменте.

Аппликация «Национальный узор ковра».

Знакомство с национальными играми казахского народа.

Национальные праздники

Декабрь

Тема: «Русский национальный костюм».

Задачи: познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси; прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; обогащать словарный запас: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

Содержание

Рассматривание иллюстраций

Гиляровская Н. «Русский исторический костюм для сцены».

Рисование: «Укрась полотенце, поясок, платок».

Рассматривание на картине В.М.Васнецова «Иван Грозный» — элементы одежды царя.

Посещение этнографического музея.

январь

Тема: «Культура народов Башкирии»

Задачи: дать детям представление о территориальном расположении республики Башкортостан; познакомить с легендой происхождения башкир, их одеждой, орнаментом; прививать уважение к культуре башкирского народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; обогащать словарный запас : бешмет, казакин, коломянка, кумач, нанка, ситек.

Воспитывать уважение к башкирскому народу, интерес и эмоциональный отклик.

Изучение журнала «Куклы в народных костюмах», Башкирский праздничный костюм.

Содержание

Разучивание башкирских народных пословиц.

Башкирская подвижная игра «Кто быстрее?».

Национальные праздники

Аппликация: национальный узор.

февраль

Тема: «Культура народов Мордовии»

Задачи: дать детям представление об истории мордовского народа, о национальном костюме, познакомить с элементами мужского и женского костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; воспитывать уважение и интерес к культуре мордовского народа.

Содержание

Рассматривание иллюстраций мордовских национальных костюмов, посуды, жилища, игрушек.

Чтение мордовских сказок.

Аппликация: «Укрась тарелку».

Разучивание народных игр.

Национальные праздники

март

Тема: «Культура татарского народа»

Задачи: дать детям представление об истории татарского народа, о национальном костюме и его элементах; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта.

Содержание

Рассматривание иллюстраций с изображением татарских костюмов, утвари, игрушек, орудий труда.

Чтение сказок.

Рисование: «Татарский национальный ковер» (коллективная работа)

апрель

Тема: «Культура чувашского народа»

Задачи: дать детям представление об истории возникновения чувашского национального костюма, о названии элементов мужского и женского костюмов, значении черного цвета в орнаменте; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; развивать эстетическое восприятие; воспитывать уважение к чувашскому народу.

Беседа о чувашском растительном орнаменте.

Аппликация «Национальный платок».

май

«Поволжская ярмарка».

Закрепить представления детей о промыслах народов Поволжья, закрепить умение различать изделия и орнамент русского, татарского, мордовского, башкирского, чувашского, марийского народов; формировать интерес к истории и культуре народов Поволжья.

Воспитывать уважение, эмоционально-положительное отношение к народам Поволжья и их культуре.

Мастер класс для родителей : декоративное рисование «Укрась посуду

орнаментом » (на выбор).

Оформить стенд фотографий: «Мы – единая семья».

Подготовительная группа

октябрь

Тема: «Дружное братство — дороже богатства».

Закреплять у детей понятие — наши предки; расширять представления детей о нравственных категориях: сострадании, почтении, уважении и дружбе народов; подчеркнуть общие положительные черты народов, проживающих на территории республики; формировать убеждение, что народы, живущие вместе — дружная семья.

Чтение и рассматривание иллюстраций к сказкам народов Поволжья.

Разучивание пословиц о дружбе.

Рассматривание картин с изображением быта народов Поволжья.

ноябрь

Тема: «Татарский национальный орнамент в прикладном искусстве».

Дать общее представление детям о связи искусства с жизнью и бытом народа, о различной технике орнамента  (вышивка, кожаная мозаика, ювелирное, гончарное дело), о типах узоров (растительные, геометрические), об особенностях художественной образности в произведениях народного творчества; воспитывать гордость за татарский народ.

Рассказ о народных умельцах, которые создают красивые вещи (тюбетейка, калфак, керамическая посуда, ичиги украшения). Познакомить со спецификой национального костюма, орнаментальным оформлением.

Дидактические игры: «Третий лишний», «Составь узор».

Сюжетно ролевая игра «Магазин посуды».

Раскраска «Народные костюмы».

В рамках празднования Дня толерантности: Вечер досуга с родителями «Бабушкин сундук».

декабрь

Тема: «Разновидности русского костюма «.

Дать детям представление о народном искусстве — вышивка. Познакомить с работами мастериц, особенностями техники вышивания, колоритом цветов. Развивать творческие замыслы детей, воспитывать любовь к народному искусству и умение отличать один промысел от другого.

Дидактические игры «Одень куклу в русский национальный костюм»;

Использование силуэтного моделирования.

Экспериментирование с различными художественными материалами (аппликация).

Посиделки «Русские народные песни» (с родителями).

Создание книжки-малышки «Русский костюм».

январь

Тема: «Мотивы башкирских

узоров».

Дать представление о работе башкирских мастериц, характерной манерой декорирования одежды в виде геометрического орнамента и изображения звезд и солнца, узоре «кускар»; познакомить детей со свадебными нарядами жениха и невесты;развивать художественный вкус и интерес к башкирскому народному костюму.

Познакомить детей с новейшей историей Башкирского узора.

Рассмотреть иллюстрации с видами национальной обуви.

Просмотр видеофильмов;

Дидактические игры: «Раскрась платье невесты башкирским орнаментом».

Использование силуэтного моделирования в свободной деятельности;

фольклорный досуг «Карга боткасы»

февраль

Тема: «Декоративно-прикладное творчество мордовских женщин».

Дать представление о мордовской рубахе, оригинальному расположению нашивок, особенностями ношения и значении орнамента;

Чтение сказок. Рассматривание женских украшений. Выставка творческих работ на тему: «Мордовский народный костюм» (совместная работа)март

Тема: «Особенности национального марийского орнамента».

Познакомить детей с культурными традициями марийского народа, с особенностями марийского костюма, своеобразием орнамента, его основных цветов (красного, зеленого и белого), с народными играми; развивать чувство уважения к культуре марийского народа.

Рассматривание национальных марийских костюмов, элементов орнамента.

Чтение марийских сказок.

Рассматривание музыкальных народных инструментов: гусли, волынка, свирель, гармонь и д.р.

Проведение конкурса рисунков «По дорогам марийских сказок».

апрель

Тема: «Чувашская вышивка».

Познакомить детей с чувашской вышивкой, которая обожествляет явления природы; объяснить языческие представления в орнаменте и утвари древних предков чувашей;

Развивать интерес детей к укладу жизни и творчеству чувашского народа, кругозор и любознательность; воспитывать уважение к людям разных национальностей.

Посетить центральную библиотеку для ознакомления с материалом о чувашском народе.

Чтение сказок. Рассматривание иллюстраций природы, быта, праздников чувашского народа.

Оформить стенд фотографий на тему:»Мы знакомимся с культурой и жизнью чувашского народа» (фотографии, сделанные в центральной библиотеке).

май

КВН с участием родителей «Промыслынародов Поволжья «.

Закрепить знания о культуре и быте народов Поволжья; развивать интерес детей к обычаям и традициям народов Поволжья; воспитывать эмоционально-положительное отношение к народам Поволжья.

Дидактические игры для закрепления знаний о народах Поволжья.

Рассказывание детьми сказок.

Повторение пословиц.

Музыкальный киоск «Узнай мелодию».

Литература

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.

Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005.

Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.

Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. – Казань: Таткнигоиздат, 1969.

Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. – Казань: Таткнигоиздат, 1984.

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997.

Гулова Ф.Ф. Татарская народная вышивка. – Казань: Таткнигоиздат, 1984.

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. – Москва, 1991.

Куклы в народных костюмах №19, Deagostini, 2012.

Кочетков Е. Раскраска «Народные костюмы», Москва, 2006.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.

Файзуллина Р. Ш. Татарский народный орнамент /Пособие для воспитателей детских садов. – Казань, 1984.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – Москва, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья

Материал содержит актуальность, цель, задачи, перспективный план на два года, ожидаемые результаты....

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ И КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ.

В статье рассматривается работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников через ознакомление с культурой и традициями народов Поволжья...

Проект: "Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю и культуру родного края"

Период дошкольного возраста имеет важное значение в становлении личности человека.Проблема патриотического воспитания в настоящее время особенно актуальна, так как утрачена связь между прошлым и...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов России

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ...

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения через ознакомление с традициями семьи и народа

В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения....

Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с достопримечательностями родного города методом семейного проекта.Создание книги "Азбука юного салдинца"

Материалы  выступлений педагогов на VII городском педагогическом форуме "Современные форматы по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"...