Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья».
проект (старшая группа)
Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольников
через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 31.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольников
через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья».
Методологическая основа нашего проекта:
-формирование человека, способного к активной и эффективной деятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего чувством понимания и уважения других национальностей, умеющего жить в согласии с людьми разных национальностей;
- подготовка к жизни в политическом социуме;
- взаимосвязь этнических. национальных, языковых элементов нашего мира и их влияние на духовно-нравственное развитие человека.
Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств и толерантности у старших дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов Поволжья.
Задачи проекта:
создание культурно-образовательной среды в группе;
знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов Поволжья;
вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;
обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;
воспитание нравственно – патриотических чувств: воспитание у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому, детскому саду, городу, родному краю; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию народов Поволжья; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;
взаимодействие с родителями по вопросам воспитания нравственно –
патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
Все вышеперечисленные задачи реализуются как во время проведения организованно образовательной деятельности так и во всех режимных отрезках.
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: проект долгосрочный – работа над проектом ведется в течение 2 лет (в старшей и подготовительной группах).
Сроки реализации проекта: сентябрь 2013 – май 2015.
Проект реализуется в 3 этапа:
1 организационно-подготовительный этап;
2 этап реализации;
3 заключительный этап.
На организационно-подготовительном этапе была проведена следующая работа:
Анализ специальной и методической литературы по разрабатываемой проблеме.
Изучение специальной литературы о творческом наследии
народов Поволжья.
Выбор методов диагностики, первоначальная диагностика; определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности, направленных на решение выявленных проблем.
Разработка проекта.
Налаживание взаимодействия с родителями, привлечение членов семьи к совместной работе над проектом.
Первоначальная диагностика проводилась в 3 направлениях, определяющих критерии оценки: знания – отношения – действия.
Цель диагностики – выявить: степень знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о народах Поволжья; уровень сформированности патриотических чувств и освоения моральных норм межнациональных взаимоотношений; наличие умений применять полученные навыки в различных видах деятельности.
Оценка проводилась по 3 уровням: высокий (имеет достаточные знания о культуре своего народа и его этнических соседей), средний (соответствует возрасту), низкий (отдельные компоненты не развиты).
Методы диагностики: наблюдение, анализ детских работ, опрос детей.
Критерии:
1. Когнитивный критерий
Показатели:
Знания и представления детей об обычаях и традициях народов Поволжья
Знания и представления детей о фольклоре народов Поволжья;
Знания и представления детей об особенностях национальных костюмов народов Поволжья.
2. Эмоционально-мотивационный критерий
Показатели:
Наличие интереса у детей к обычаям и традициям народов Поволжья;
Желание у детей изучать фольклор и особенности национальных костюмов народов Поволжья
Эмоционально-положительное отношение к народам Поволжья.
3. Деятельностный критерий
Показатели:
Умение детей организовывать народные игры;
Умение детей действовать с предметами быта народов Поволжья;
Умение детей применять в изобразительной деятельности знания о декоративно-прикладном искусстве поволжских народов.
Знание детьми литературного и музыкального фольклора своих этнических соседей
На этапе реализации проекта поставлены следующие задачи:
Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
Создание образовательно – культурной среды в группах: пополнение краеведческого уголка материалом «Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья», «Национальный костюм народов Поволжья», «Национальный орнамент», «Сказки поволжских народов», «Пословицы и поговорки народов Поволжья», «Игры народов Поволжья»; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.
Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой народов Поволжья.
Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
Промежуточная диагностика (в конце учебного года в старшей группе и в начале учебного года в подготовительной группе) с целью анализа и корректирования образовательной работы в сторону выявленных проблемных направлений.
Работа над проектом осуществляется в таких формах образовательной деятельности с детьми, как:
- Игры: дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные, музыкальные, хороводные, театрализованные;
- Беседы.
- Организованно образовательная деятельность на основе метода интеграции.
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.
- Выставки детских работ по художественно-эстетическому развитию в детском саду.
- Просмотр видеофильмов.
- Экскурсии в Музей краеведения, Этнографический музей, Музей искусств им. Н.А.Радищева, КВЦ «Радуга», в Музей под открытым небом «Национальная деревня».
- Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки с участием родителей;
- Использование малых фольклорных форм в физминутках, считалках.
- Создание альбомов по художественно-эстетическому развитию.
- Слушание музыкальных произведений, исполнение песен, знакомство с национальными инструментами.
- Создание галереи детского творчества: «Пока мы едины – мы непобедимы».
Приложение
Перспективный план образовательной деятельности
по реализации проекта «Патриотическое воспитание
старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья».
Старшая группа.
Октябрь
Тема: «Дружная семья народов».
Задачи: дать детям общее представление о жизни
и быте наших предков (русских людей — славян, татар, казахов), их душевных качествах — доброте, отзывчивости, почтении к людям, сострадании к ним, взаимном уважении, дружбе; вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство уважения и гордости за наших предков.
Содержание
Рассматривание литографий Л.Вдовичева «Домашние крестьянские занятия», «Вечер в крестьянской избе», «Жатва», иллюстраций Серова к стихотворениям А.С.Пушкина.
Рассматривание иллюстраций о жизни и быте народов Поволжья.
Разучивание пословиц о дружбе.
Ноябрь
Тема: «Культура казахского народа».
Задачи: дать детям представление об истории возникновения казахского национального костюма, о названии элементов мужского (шапа, түбәтәй, читек) и женского (кулмәк, калфак, читек) костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
Содержание
Рассматривание иллюстраций о жизни и быте казахов.
Рассказывание казахских сказок
Беседа о казахском растительном орнаменте.
Аппликация «Национальный узор ковра».
Знакомство с национальными играми казахского народа.
Национальные праздники
Декабрь
Тема: «Русский национальный костюм».
Задачи: познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси; прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; обогащать словарный запас: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
Содержание
Рассматривание иллюстраций
Гиляровская Н. «Русский исторический костюм для сцены».
Рисование: «Укрась полотенце, поясок, платок».
Рассматривание на картине В.М.Васнецова «Иван Грозный» — элементы одежды царя.
Посещение этнографического музея.
январь
Тема: «Культура народов Башкирии»
Задачи: дать детям представление о территориальном расположении республики Башкортостан; познакомить с легендой происхождения башкир, их одеждой, орнаментом; прививать уважение к культуре башкирского народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; обогащать словарный запас : бешмет, казакин, коломянка, кумач, нанка, ситек.
Воспитывать уважение к башкирскому народу, интерес и эмоциональный отклик.
Изучение журнала «Куклы в народных костюмах», Башкирский праздничный костюм.
Содержание
Разучивание башкирских народных пословиц.
Башкирская подвижная игра «Кто быстрее?».
Национальные праздники
Аппликация: национальный узор.
февраль
Тема: «Культура народов Мордовии»
Задачи: дать детям представление об истории мордовского народа, о национальном костюме, познакомить с элементами мужского и женского костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; воспитывать уважение и интерес к культуре мордовского народа.
Содержание
Рассматривание иллюстраций мордовских национальных костюмов, посуды, жилища, игрушек.
Чтение мордовских сказок.
Аппликация: «Укрась тарелку».
Разучивание народных игр.
Национальные праздники
март
Тема: «Культура татарского народа»
Задачи: дать детям представление об истории татарского народа, о национальном костюме и его элементах; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта.
Содержание
Рассматривание иллюстраций с изображением татарских костюмов, утвари, игрушек, орудий труда.
Чтение сказок.
Рисование: «Татарский национальный ковер» (коллективная работа)
апрель
Тема: «Культура чувашского народа»
Задачи: дать детям представление об истории возникновения чувашского национального костюма, о названии элементов мужского и женского костюмов, значении черного цвета в орнаменте; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; развивать эстетическое восприятие; воспитывать уважение к чувашскому народу.
Беседа о чувашском растительном орнаменте.
Аппликация «Национальный платок».
май
«Поволжская ярмарка».
Закрепить представления детей о промыслах народов Поволжья, закрепить умение различать изделия и орнамент русского, татарского, мордовского, башкирского, чувашского, марийского народов; формировать интерес к истории и культуре народов Поволжья.
Воспитывать уважение, эмоционально-положительное отношение к народам Поволжья и их культуре.
Мастер класс для родителей : декоративное рисование «Укрась посуду
орнаментом » (на выбор).
Оформить стенд фотографий: «Мы – единая семья».
Подготовительная группа
октябрь
Тема: «Дружное братство — дороже богатства».
Закреплять у детей понятие — наши предки; расширять представления детей о нравственных категориях: сострадании, почтении, уважении и дружбе народов; подчеркнуть общие положительные черты народов, проживающих на территории республики; формировать убеждение, что народы, живущие вместе — дружная семья.
Чтение и рассматривание иллюстраций к сказкам народов Поволжья.
Разучивание пословиц о дружбе.
Рассматривание картин с изображением быта народов Поволжья.
ноябрь
Тема: «Татарский национальный орнамент в прикладном искусстве».
Дать общее представление детям о связи искусства с жизнью и бытом народа, о различной технике орнамента (вышивка, кожаная мозаика, ювелирное, гончарное дело), о типах узоров (растительные, геометрические), об особенностях художественной образности в произведениях народного творчества; воспитывать гордость за татарский народ.
Рассказ о народных умельцах, которые создают красивые вещи (тюбетейка, калфак, керамическая посуда, ичиги украшения). Познакомить со спецификой национального костюма, орнаментальным оформлением.
Дидактические игры: «Третий лишний», «Составь узор».
Сюжетно ролевая игра «Магазин посуды».
Раскраска «Народные костюмы».
В рамках празднования Дня толерантности: Вечер досуга с родителями «Бабушкин сундук».
декабрь
Тема: «Разновидности русского костюма «.
Дать детям представление о народном искусстве — вышивка. Познакомить с работами мастериц, особенностями техники вышивания, колоритом цветов. Развивать творческие замыслы детей, воспитывать любовь к народному искусству и умение отличать один промысел от другого.
Дидактические игры «Одень куклу в русский национальный костюм»;
Использование силуэтного моделирования.
Экспериментирование с различными художественными материалами (аппликация).
Посиделки «Русские народные песни» (с родителями).
Создание книжки-малышки «Русский костюм».
январь
Тема: «Мотивы башкирских
узоров».
Дать представление о работе башкирских мастериц, характерной манерой декорирования одежды в виде геометрического орнамента и изображения звезд и солнца, узоре «кускар»; познакомить детей со свадебными нарядами жениха и невесты;развивать художественный вкус и интерес к башкирскому народному костюму.
Познакомить детей с новейшей историей Башкирского узора.
Рассмотреть иллюстрации с видами национальной обуви.
Просмотр видеофильмов;
Дидактические игры: «Раскрась платье невесты башкирским орнаментом».
Использование силуэтного моделирования в свободной деятельности;
фольклорный досуг «Карга боткасы»
февраль
Тема: «Декоративно-прикладное творчество мордовских женщин».
Дать представление о мордовской рубахе, оригинальному расположению нашивок, особенностями ношения и значении орнамента;
Чтение сказок. Рассматривание женских украшений. Выставка творческих работ на тему: «Мордовский народный костюм» (совместная работа)март
Тема: «Особенности национального марийского орнамента».
Познакомить детей с культурными традициями марийского народа, с особенностями марийского костюма, своеобразием орнамента, его основных цветов (красного, зеленого и белого), с народными играми; развивать чувство уважения к культуре марийского народа.
Рассматривание национальных марийских костюмов, элементов орнамента.
Чтение марийских сказок.
Рассматривание музыкальных народных инструментов: гусли, волынка, свирель, гармонь и д.р.
Проведение конкурса рисунков «По дорогам марийских сказок».
апрель
Тема: «Чувашская вышивка».
Познакомить детей с чувашской вышивкой, которая обожествляет явления природы; объяснить языческие представления в орнаменте и утвари древних предков чувашей;
Развивать интерес детей к укладу жизни и творчеству чувашского народа, кругозор и любознательность; воспитывать уважение к людям разных национальностей.
Посетить центральную библиотеку для ознакомления с материалом о чувашском народе.
Чтение сказок. Рассматривание иллюстраций природы, быта, праздников чувашского народа.
Оформить стенд фотографий на тему:»Мы знакомимся с культурой и жизнью чувашского народа» (фотографии, сделанные в центральной библиотеке).
май
КВН с участием родителей «Промыслынародов Поволжья «.
Закрепить знания о культуре и быте народов Поволжья; развивать интерес детей к обычаям и традициям народов Поволжья; воспитывать эмоционально-положительное отношение к народам Поволжья.
Дидактические игры для закрепления знаний о народах Поволжья.
Рассказывание детьми сказок.
Повторение пословиц.
Музыкальный киоск «Узнай мелодию».
Литература
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.
Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005.
Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.
Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. – Казань: Таткнигоиздат, 1969.
Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. – Казань: Таткнигоиздат, 1984.
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997.
Гулова Ф.Ф. Татарская народная вышивка. – Казань: Таткнигоиздат, 1984.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. – Москва, 1991.
Куклы в народных костюмах №19, Deagostini, 2012.
Кочетков Е. Раскраска «Народные костюмы», Москва, 2006.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.
Файзуллина Р. Ш. Татарский народный орнамент /Пособие для воспитателей детских садов. – Казань, 1984.
Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – Москва, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья
Материал содержит актуальность, цель, задачи, перспективный план на два года, ожидаемые результаты....
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ И КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ.
В статье рассматривается работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников через ознакомление с культурой и традициями народов Поволжья...
Проект: "Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю и культуру родного края"
Период дошкольного возраста имеет важное значение в становлении личности человека.Проблема патриотического воспитания в настоящее время особенно актуальна, так как утрачена связь между прошлым и...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов России
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ...
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения через ознакомление с традициями семьи и народа
В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения....
Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с достопримечательностями родного города методом семейного проекта.Создание книги "Азбука юного салдинца"
Материалы выступлений педагогов на VII городском педагогическом форуме "Современные форматы по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"...
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов России»
В презентации представлен опыт работы...