ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ И КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ.
статья по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
В статье рассматривается работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников через ознакомление с культурой и традициями народов Поволжья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.24
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ И КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ.
М.Н.Елпатова
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8»
воспитатель
Аннотация. В статье рассматривается работа по эстетическому развитию старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья(русской).
Ключевые слова: изобразительная деятельность, продуктивная деятельность, культура, традиции, воображение.
В современном мире утрачены многие духовные ценности, которые определяют этническое своеобразие народа. За последние несколько лет были нарушены пути передачи традиций из поколения в поколение. Поэтому важно, чтобы современная система образования была насыщена культурно-национальной самобытностью, и смогла воспитывать высокодуховную, толерантную личность.
Регион Поволжья - это уникальная возможность поиска путей развития личности через взаимодействие культур. Образование его маленьких граждан должно проводиться как этнокультурная деятельность, которая учитывает все богатство и разнообразие национальных культур. Воспитывая в ребенке любовь и уважение к своей Родине, к культуре, обычаям и традициям своего народа, мы воспитываем в нем уважительное и доброжелательное отношение к другим народам.
Детский коллектив – это уникальный мир взаимодействия культур, где каждый является представителем своего народа, традиций. Дети группы должны иметь представления об особенностях и многообразии этнической культуры народов своего региона. Важно научить их эмоционально положительно, толерантно относиться к традициям и культуре других наций. Но ребенок способен любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своих предков.
Так появилась идея разработать проект: «Эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья(русской)».
Цель: способствовать эстетическому воспитанию у старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья.
Были поставлены следующие задачи:
- содействовать созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе;
- способствовать усвоению детьми знаний о традициях и обычаях, промыслах, художественного творчества, особенностях национальных костюмов народов Поволжья;
- вовлекать детей в художественно-творческую деятельность,
- способствовать развитию детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь,
- побуждать создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;
- обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;
- способствовать воспитанию у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому, детскому саду, городу, родному краю;
- способствовать формированию эмоционально-положительного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию народов Поволжья.
Далее изучалась методическая, научно – популярная и художественная литература, подбирался дидактический материал с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
В группе была создана развивающая предметно-пространственная среда в группе, которая пополнилась следующим материалом: альбомами «Традиционный национальный костюм, национальный орнамент, национальная вышивка народов Поволжья», «Дымковская игрушка», «Как нарисовать дымковскую игрушку», «Дымковская роспись», «Городецкая роспись», «Хохлома», «Семеновская матрёшка», «Русская изба», «Народные промыслы»; книги «Сказки поволжских народов», «Пословицы и поговорки народов Поволжья», картотека «Игры народов Поволжья», дидактические игры «Чей сувенир?», «Составь узор», «Узнай узор», «Народные узоры», «Оденем куклу на праздник»(элементы народного костюма), «Собери матрешку», и/у Смешай краску», и/у «Назови полученный цвет.
С детьми были проведены следующие беседы «Были ли вы в музее», «Маша варежку надела», «Что такое народная игрушка?», «Традиции россиян», «Праздники народов Поволжья», «Матрешки – народные игрушки», «Городец – город мастеров».
Благодаря созданию детьми атрибутов к играм: лотков для ярмарки; шапки скоморохов; расписанные народными узорами гребешки, кокошники; вылепленные из соленого теста и раскрашенные пряники и коржи; игрушки, смастеренные детьми из ниток и бумаги, побудили к развитию сюжета игр «Ярмарка», «Путешествие в сёла прикладного искусства», «К нам гости пришли», «Магазин-лавка народных игрушек». Обогащению сюжета помогали просмотренные презентации и короткие фильмы о мастерах-ремесленниках, разыгрывание сценок «Фома и Ерема», «Купец и Лотошник», «Коляда», «Масленица», чтение русских народных сказок, разучивание старинных закличек и русских народных игр «Гуси-лебеди», «Гори-гори ясно», «У медведя во бору», «Самовар кипит», «Ручеек», «Бездомный заяц», «Петушиный бой» и др.
Результатами НОД явились выставки рисунков, аппликаций, народные игрушки из соленого теста и пластилина.
В современном обществе родители очень заняты, большинство не находят времени и возможности дать детям элементарные знания о культуре и традиции даже своего народа, не говоря уже о многообразии этнической культуры народов своего региона. Поэтому работа в этом направлении проводилась и с родителями. С их помощью в группе была создана выставка «Художественные промыслы народов Поволжья». Для родителей проводился мастер-класс «Этот яркий Городец», на котором им были даны представления и рекомендации «Как правильно создать условия дома для занятий по декоративному рисованию», показан необходимый материал.
Итогом проекта стал фольклорный праздник «Народные посиделки» с выставками детских работ.
Благодаря изучению культуры и традиций народов Поволжья (русской) в группе были созданы условия для эстетического развития детей. У детей появилось чувство гордости за свой народ, желание развивать его культуру и поддерживать его традиции, умение видеть красоту в окружающем мире, воображение.
Литература:
- Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997..
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. – Москва, 1991.
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000.
AESTHETIC EDUCATION OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN THROUGH FAMILIARIZATION WITH THE TRADITIONS AND CULTURE OF THE VOLGA REGION NATIONS.
M.N.Elpatova
Municipal preschool educational institution “Kindergarten №8”
Abstract: This article discusses the working on the aesthetic development of senior preschool children through familiarization with the traditions and culture of the Volga region nations (Russian).
Keywords: figurative activity, productive activity, culture, traditions, imagination
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья
Материал содержит актуальность, цель, задачи, перспективный план на два года, ожидаемые результаты....
Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа
Хочу представить вашему вниманию презентацию о цикле мероприятий, проведенных мной в подготовительной группе детского сада, направленных на патриотическое воспитание детей через ознакомление с традици...
Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья».
Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольниковчерез ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья»....
Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой
Детская литература как часть общей литературы является искусствомслова. Её особенности определяются воспитательно-образовательнымизадачами и возрастом детей. Детская литератураспособствует развитию эс...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов России
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ...
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов России»
В презентации представлен опыт работы...
Современные формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов России.
Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особе...