Описание опыта работы инклюзивной практики инструктора по физической культуре.
статья по физкультуре
Описание опыта работы инклюзивной практики инструктора по физической культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_microsoft_word_2.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы инклюзивной практики инструктора по физической культуре.
Говоря о физическом воспитании слепых, можно выделить две проблемы: социальная депривация и гиподинамия незрячих детей. Преодолеть самостоятельно ребенок их не в состоянии.
У детей же старшего дошкольного возраста, существует потребность быть нужными, помогать, чувствовать свою значимость. Мы решили объединить эти потребности и попробовать внедрить идеи волонтерского движения на примере Олимпийских игр, т.к. в то время Россия готовилась принять их в Сочи. Детям оказались понятны и близки идеи волонтерского движения. Идеи бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается, мысль, которая находит отражения во всех сказках, так любимыми детьми.
Волонтерами сталидети из старшей коррекционной группы со статусом «амблиопия, косоглазие» «Светлячки». Эта группа была выбрана не случайно:
- Дети имеют зрительный диагноз, им понятно, что значит «плохо видеть», им легче поставить себя на место незрячего ребенка.
- Малочисленность группы, по сравнению с массовыми группами. А для незрячих детей шум – это очень большой отвлекающий фактор, источник стресса и «причина потеряться»;
- Дети этих групп практически ровесники. (Группа со статусом «слепые» разновозрастная);
- Готовность педагога участвовать в инклюзивной практике.
Наличие всех этих факторов позволило нам надеяться на успешное взаимодействие, общение детей этих групп.
Дети – волонтеры в процессе подготовке имели возможность выполнить разные задания без опоры на зрения (с завязанными глазами), почувствовать себя в роли незрячих спортсменов. Они смогли оценить, как самое простое действие, сесть на скамейку, надеть лыжи, пройтись, трудно сделать, ничего не видя. Освоили простейшие способы помощи незрячим людям. Прочувствовали, в какой момент им нужна помощь, а когда нет. Стали с уважением относиться к этим детям.
Параллельно шла подготовка наших маленьких паралимпийцев из группы «Мишутки»
Цель:для группы со статусом «слепые» «Мишутки»: Вызвать у детей чувство радости от движения, уверенности в своих силах.
Задачи:
1.Ознакомить детей с доступными сведениями о соревнованиях и видах спорта.
2.Вызвать желание заниматься физическими упражнениями, спортом.
3.Дать детям чувство уверенности в своих силах, радости от движения.
Цель для группы со статусом «амблиопия, косоглазие» «Светлячки»: Придать детям уверенность в своей значимости, задействовав в волонтерском движении.
Задачи:
1.Создать у детей представления о волонтерском олимпийском движении.
2.Ознакомить дошкольников с доступными сведениями о паралимпийском движении.
3.Способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через нравственный и эстетический опыт олимпизма.
4.Развитие эмпатии у детей, ознакомить дошкольников с доступными способами помощи людям с ограниченными возможностями.
План работы:
Неделя | «Светлячки» | «Мишутки» |
1 | совместная деятельность - беседа с использованием проектора «Кто такие волонтеры?» | совместная деятельность – беседа о спорте |
Тематические физкультурные занятия «Волонтеры» | Тематические физкультурные занятия «Мы спортсмены» | |
2 | познавательно – исследовательская деятельность: игры с закрытыми глазами | познавательно – исследовательская деятельность: знакомство со спортивным инвентарем (лыжами) |
Тематические физкультурные занятия «Волонтеры» | Тематические физкультурные занятия «Мы спортсмены» | |
3 | Тематический досуг «Посвящение в волонтеры» | познавательно – исследовательская деятельность: знакомство с олимпийским мишкой. |
Итоговое мероприятие: совместный тематический досуг паралимпийские игры «Мы чемпионы!» |
Итогомстал совместный тематический досуг паралимпийские игры«Мы чемпионы!»
Цель для группы со статусом «слепые» «Мишутки»: Вызвать желание заниматься физическими упражнениями, спортом. Дать детям чувство уверенности в своих силах, радости от движения.
Цель для группы со статусом «амблиопия, косоглазие» «Светлячки»: Вызвать желание помогать другим людям, радоваться чужим успехам. Дать детям чувство своей необходимости, значимости.
Наши игры, как и настоящие, начинались с открытия, парада и приветствия участников и клятвы спортсменов, передачи олимпийского огня и талисманов. Во время соревнований дети участвовали в лыжных гонках, бобслейных и санных заездах и хоккейном матче. Во всем им помогали дети-волонтеры. Помогали занять место на старте и подавали звуковой ориентир, готовили спортивное оборудование и помогали в состязаниях, по окончанию вручили спортсменам медали. Все участники получили огромный заряд энергии. Возвращаясь в группу, дети делились впечатлениями, и стало понятно, насколько им понравилось и как им необходимы подобные мероприятия.
Результатом мероприятия стали:
- для группы со статусом «слепые» «Мишутки»: огромный заряд положительной энергии, настроения, желание заниматься спортом, общаться со сверстниками; дети освоили новые движения, стали лучше ориентироваться в пространстве, появилось больше уверенности в себе.
- для группы со статусом «амблиопия, косоглазие» «Светлячки»: заряд хорошего настроения, трепетное отношения к незрячим детям и желание им помогать; появилось чувство своей значимости, уверенности в себе и желание заниматься спортом.
- для педагогов: коллеги стали более тесно взаимодействовать, были разработаны интересные задания для детей с разными возможностями, сценарии мероприятий, и самое главное педагоги увидели положительный результат инклюзивной практики, ее необходимость для детей, появилось желание заниматься этим в дальнейшем.
Подведя итоги первых паралимпийских игр на круглом столе, было решено, продолжать инклюзивную практику в рамках спортивно – познавательных досугов. Был разработан совместный план и структура работы, подобран тематический план и распределены обязанности. Решено было расширить тематику и сделать акцент на взаимодействие между детьми, коммуникацию. Результатом стал проект «Навстречу друг другу».
Участники: Дети, воспитатели и специалисты групп со статусом «слепые» «Мишутки» и со статусом «амблиопия, косоглазие» «Светлячки» и инструктор по физической культуре.
Продолжительностью 1 года.
Актуальность: Современная педагогика позиционируется, как педагогика равных возможностей для всех детей, внедрение инклюзивного образования для детей с ОВЗ.
Проблема для педагогов: внедрение инклюзивного образования.
Проблема для детей группы со статусом «слепые» «Мишутки»: гиподиномия детей, слабая заинтересованность детей в двигательной активности, неуверенность в своих возможностях.
Проблема для детей группы со статусом «амблиопия, косоглазие» «Светлячки»: эмоциональная депривация современных детей.
Проблема, мотивирующая детскую деятельность: нехватка движений, желание играть.
Удовлетворяет потребность: | ||
Дети группы «Светлячки» | Дети группы «Мишутки» | |
в движении | + | + |
в игре со сверстниками | + | + |
в познании себя и своих возможностей | + | + |
в достижении цели, преодоление себя | + | + |
быть востребованным | + | + |
чувствовать себя победителем | + | + |
расширять границы познания | + | + |
в чувстве собственной значимости | + | + |
Цель проекта: Придать детям уверенность в собственных силах, своей значимости.
Для группы со статусом амблиопия косоглазие «Светлячки»
Цель: Придать детям уверенность в своей значимости, развить эмпатию.
Задачи:
- Вызвать желание общаться со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья.
- Учить детей выполнять задания в парах, ориентируясь на возможности партнера.
- Закреплять навыки ориентировки в пространстве и разных видов основных движений.
- Развитие эмпатии у детей, ознакомить дошкольников с доступными способами помощи людям с ограниченными возможностями.
Для группы со статусом «слепые» «Мишутки»
Цель: Вызвать у детей чувство радости от движения, уверенности в своих силах.
Задачи:
- Вызвать желание заниматься физическими упражнениями, общаться со сверстниками.
- Учить ориентироваться в пространстве.
- Закрепить навыки разных видов основных движений.
- Дать детям чувство уверенности в своих силах, радости от движения.
Опыт показал, что оптимально организовывать совместные досуги раз в месяц. За этот период дети успевают накопить новый двигательные опыт, освоить новые игры и упражнения. А подобные встречи стимулируют их к дальнейшему развитию, позволяют освоить более сложные движения.
Примерный план совместных тематических досугов
месяц | тема |
сентябрь | «Веселые старты» |
октябрь | «Осенняя прогулка» |
ноябрь | «В осеннем лесу» |
январь | «Зимние забавы» |
февраль | «Масленица» |
март | «Вместе весело шагать» |
апрель | «Палочка-выручалочка» |
май | «Путешествие на воздушном шаре» |
июнь | «В поисках клада» |
Результатом проекта стали:
- для группы со статусом «слепые» «Мишутки»:
- положительное отношение к двигательной активности, желание заниматься спортом, играть в подвижные игры;
- освоены новые движения, упражнения;
- движения стали более координированы, осмысленны, правильные, появилась двигательная смелость;
- дети стали лучше ориентироваться в пространстве;
- с удовольствием общаются со зрячими сверстниками;
- не бояться посторонних людей, с удовольствием выступают для гостей, демонстрируя свои достижения;
- стали увереннее в себе.
- для группы со статусом «амблиопия, косоглазие» «Светлячки»:
- Дети с удовольствием общаются со сверстниками с особыми потребностями, проявляют желание общаться вне организованной деятельности, появились предпочтения и приятельские отношения;
- Стали лучше ориентироваться в пространстве;
- Стали более отзывчивые, предупредительные, внимательные не только по отношения к тем детям, но и по отношения друг к другу, внимательные к своему здоровью.
- с удовольствием выступают для гостей, демонстрируя свои достижения;
- стали увереннее в себе, активнее, инициативнее, ощущают свою необходимость, значимость.
- для педагогов:
- разработано межгрупповое взаимодействие между воспитателями и специалистами групп, новые игровые материалы для детей, сценарии мероприятий;
- заинтересованность педагогов в инклюзивной практике;
Проанализировав физические возможности детей из группы «Мишутки» после проведенных мероприятий, стало понятно, что дети значительно повысили свои физические возможности, что дало возможность детей с остаточным зрением из этой группы, в дальнейшем включать в НОД по физической культуре на занятия подготовительной группы, как полноценных участников образовательного процесса. Что позволило еще больше развить их физические возможности и приобрести больший опыт общения со сверстниками.
Дети с ограниченными возможностями в ходе инклюзивной практики заметно прогрессировали в социальном развитии, стали увереннее в себе. Совместные мероприятия дали мощный толчок для физического развития, движения детей стали более координированы, осмысленны, правильные, появилась двигательная смелость, положительное отношение к двигательной активности, желание заниматься спортом, играть в подвижные игры, дети стали лучше ориентироваться в пространстве.
Очень важно организовать сотрудничество различных специалистов, работающих с детьми и в этом мне помогли принципы работы:
- принцип «не навреди» - это самое главное в работе с детьми, а особенно с детьми, имеющими проблемы со здоровьем. Любая работа начинается с консультации врача, окулиста, тифлопедагога и педагогов. Очень важно подобрать для каждого ребенка образовательный маршрут, позволяющий максимально развить его способности, укрепить здоровье и не навредить ему.
- Отсюда вытекает следующий принцип, принцип профессионального сотрудничества и совместного творчества. Только при тесной взаимосвязи всех педагогов и специалистов, работающих в детском саду, возможно, достичь положительных результатов воспитания и развития. У детей этой группы очень ограничен кругозор, несформированное или нарушено представление о предметном мире. Слепой ребенок лишен возможности получать полную информацию о мире, так как зрячие люди более 90% получают ее через зрение. Совместно с дефектологом мы знакомили каждого ребенка со спортивными атрибутами: лыжами, клюшками, воротами, учили ими действовать, ориентироваться в пространстве, опираясь на звуковой ориентир. Воспитатели помогали нам расширить кругозор детей, словарный запас и поддержать желание заниматься.
- У детей этой группы очень разные возможности, кто-то незрячий с рождения, кто-то имел зрительный опыт, а у кого-то сохранилось остаточное зрения. Отсюда принцип доступности и индивидуализации. Каждому ребенку подбирается доступная для него нагрузка, упражнения, способ ориентировки в пространстве, методы и приемы освоения предлагаемого материала. Например, дети с остаточным зрением, могут пройти небольшую дистанцию на лыжах или попасть в ворота, ориентируясь на зрительный образ, а незрячему ребенку нужен звуковой ориентир.
- принцип осознанности и активности. Для этих детей очень важна осознанность, понимание того, что они делают и для чего. Они не могут, как зрячие сверстники, копировать движения за педагогом, не могут сами додумать правила и освоить движения. Им очень важно, понимать, что они делают, что бы они могли применить полученные знания и умения в жизни.
- И конечно, принцип доброжелательности, уважения и открытости в общении с детьми.Каждый ребенок это личность, маленький герой, способный совершить невозможной, просто потому, что он не знал, что это не возможно. А мы должны просто поддержать его, направить, показать возможности.
- И последний принцип, но не по значению, принцип позитивного отношения к жизни. Улыбкой, смехом, поддержкой, похвалой и шуткой можно достичь гораздо большего, чем нотацией и поучением. Положительный эмоциональный настрой способен совершать чудеса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклограмма работы на неделю инструктора по физической культуре.
Циклограмма работы....
План работы с родителями инструктора по физической культуре Агарковой Н. А. на учебный год
План работы с родителями на год...
Совместная работа родителей и инструктора по физической культуре.
В работе по физическому воспитанию, организованную с семьями воспитанников, я использую разнообразные формы, средства и методы.Ежегодную работу с родителями я начинаю с участия в родительс...
План работы по самообразованию инструктора по физической культуре «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС»
План работы по самообразованию инструктора по физической культуре «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС»...
План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Халитовой Миляуши Мухамедхановны на тему:«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС
Цель:Усовершенствование комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, сохранение у родителей и воспитанников здоровья ...
«Современные здоровьесберегающие технологии в практике инструктора по физической культуре с детьми ОВЗ в ДОУ»
laquo;Современные здоровьесберегающие технологии в практике инструктора по физической культуре с детьми ОВЗ в ДОУ»...
План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Водолазской Оксаны Александровны. На тему:Использование современных фитнес-технологий при решении задач физического развития и формирования представлений о ЗОЖ дошкольников в рамках ре
Цель: охрана и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма ребёнка посредством внедрения фитнес- технологий в физкультурные занятия на этапе реализации ФГОС ДО. За...