Стратегия организации физического воспитания детей с ОВЗ
статья по физкультуре
Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется формирование умственных способностей, нравственно-эстетических чувств, развитие речи, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Стратегия организации физического воспитания детей с ОВЗ».
Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется формирование умственных способностей, нравственно-эстетических чувств, развитие речи, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности.
Целью физического воспитания с детьми ОВЗ является создание целостной системы педагогического процесса, обеспечивающего создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей и укрепления здоровья, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с ОВЗ, путём повышения физиологической активности органов и систем детского организма; коррекция двигательных нарушений; разработка и использование таких методов, приёмов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, в рамках реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС ДОУ.
Задачи физического развития и физического воспитания детей с ОВЗ:
Формировать у детей интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками;
Охранять жизнь и укреплять здоровье детей;
Формировать правильную осанку и содействовать профилактике плоскостопия;
Создавать условия и формировать у детей потребность в разных видах двигательной деятельности;
Развивать у детей движения, двигательные качества, физическую и умственную работоспособность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;
Тренировать у детей сердечно сосудистую и дыхательную системы, закаливать организм;
Создавать условия для эффективной профилактики простудных и инфекционных заболеваний;
Осуществлять систему коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие психических процессов и личностных качеств воспитанников, предупреждать возникновение вторичных отклонений в психофизическом развитии ребёнка;
Учить детей выполнять движения и действия по подражанию действиям взрослого;
Учить детей выполнять действия по образцу и речевой инструкции;
Формировать у детей игровые двигательные действия.
На занятиях по физическому воспитанию решаем как общие, так и коррекционные задачи.
Средства физического воспитания:
1. физические упражнения;
2. коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
3. спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;
4. наглядные средства обучения.
Методы физического воспитания:
1)Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности воспитанников. Чтобы совершенствовать у детей определённые умения и навыки, необходимо многократное повторение изучаемых движений.
Учитывая трудности в координации учебного материала, ребёнок с ОВЗ нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, которые вызывают доверие, ощущение безопасности, комфортности и надёжной страховки.
Необходимо выделить следующие направления использования метода практических упражнений:
• выполнение упражнения по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;
• выполнение движения в облегчённых условиях;
• использование имитационных упражнений, подражательные упражнения;
•использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребёнку при выполнении движения;
• использование изученного движения в сочетании с другими действиями;
• изменение исходных положений для выполнения упражнения;
• изменение внешних условий выполнения упражнений;
• изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда, траектория и т. д;
• изменение эмоционального состояния.
2)Метод дистанционного управления (относится к методу слова), он предполагает управление действиями ребёнка на расстоянии посредством команд;
3)Метод наглядности занимает особое место, наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями.
В занятия по физическому воспитанию включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазанье, ползание, прыжки), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.
Стратегия организации физического воспитания базируется на физиологических механизмах становления движений в процессе развития растущего детского организма. В ходе утренней гимнастики и на занятиях в ДОУ предлагаем детям основные виды движений в следующей последовательности: движения на растягивание в положении стоя/лежа; метание, ползание и движения в положении низкого приседа, на коленях; упражнения в вертикальном положении (ходьба, лазанье, бег) и подвижные игры. Также проводится работа по развитию ручной и тонкой ручной моторики. В ходе образовательной деятельности у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движений пальцами и кистями обеих рук. Подобные движения выполняются с речевым сопровождением и опорой на зрительные и тактильные образы-представления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация физического воспитания детей раннего возраста в семье
Описаны особенности двигательного поведения детей раннего возраста и подвижные игры с детьми...
Консультация для родителей "Организация физического воспитания детей в семье"
Консультация для родителей "Организация физического воспитания детей в семье"...
Консультация на тему: "Организация физического воспитания детей дошкольного возраста."
"Организация физического воспитания детей дошкольного возраста." ...
Формы организации физического воспитания детей 3-6 лет
К формам организации физического воспитания детей 3-6 лет относятся:¢Физкультурные занятия ¢Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня:а)утренняя гимнастика;б)физкультминутки;в)закалив...
Методические материалы "Организация физического воспитания детей".
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ ведется путем внедрения в практику работы современных методик и технологий. Двигательная активность является важным компонентом образа жизни и поведения дошко...
Организация физического воспитания детей в семье
Консультация для родителей "Организация физического воспитания детей в семье "...
Консультация для воспитателей на тему: « Физкультурные занятия – одна из форм организации физического воспитания детей »
Главная задача физического воспитания в ДОУ - обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков. Обогащение двигатель...