Организация физического воспитания детей в семье
консультация по физкультуре на тему
Консультация для родителей "Организация физического воспитания детей в семье "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_fizicheskogo_vospitaniya_detey_v_seme.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Организация физического воспитания детей в семье:
ключевые ситуации».
Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними. Особенно актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия образовательного учреждения и родителей по формированию семейных традиций, передаваемых младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также создание адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях.
Для реализации этой проблемы целесообразно использовать не только хорошо зарекомендовавшие себя формы информирования родителей о способах физического развития дошкольников: собрания, консультации, оформление наглядной агитации, но и нетрадиционные формы: индивидуальные беседы об организации предметно-развивающей среды в домашних условиях, организацией практикумов – с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря.
Основными компонентами предметно-развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома, являются физкультурно-оздоровительные комплексы «Домашний стадион», мячи, санки, велосипеды и лыжи. Это свидетельствует о наличии основных (ключевых) предметов, необходимых для нормального физического воспитания детей в семье.
Однако, зачастую возможности этой предметной среды используются ограниченно. Большинство родителей в силу различных причин не могут успешно организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Некоторые взрослые предпочитают занимать позицию стороннего наблюдателя или «контролера». При передачи родителям способов организации физического воспитания дошкольников в домашних условиях необходимо создать такую рабочую атмосферу, когда и взрослые, и дети могут чувствовать себя естественно и раскованно. Преимущественно невербальный характер организуемой двигательной деятельности делает подвижные игры, физические упражнения и тренинги эффективным средством взаимодействия с семьями, имеющими различный культурный опыт и несхожие педагогические установки.
Особенностями двигательного поведения детей раннего возраста (от года до трех лет) являются овладение ходьбой и развитие координации движений. Кроме того, ребенок активно осваивает бег, причем многие дети бегают гораздо успешнее, чем ходят. Эта особенность двигательного поведения определяется тем, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому малышу легче двигаться, чем стоять на одном месте. В этом возрасте дети также начинают осваивать лазание. Интерес к этому двигательному навыку проявляется в стремлении ребенка перелезать через какие – либо предметы: диванные подушки и кресла, скамейки, поваленные деревья и т.д.
Основным мотивом для выполнения детьми физических упражнений является совместная подвижная игра с взрослым.
Двигательная активность детей 1-3 лет во многом определяется созданной в семье предметно-развивающей средой. Необходимо выделить в квартире место, застелить его ковровым покрытием, на котором ребенок сможет самостоятельно бегать, прыгать и ползать, а также играть в такие игры, как «Сбей кегли», «Прокати шарик в воротики», «Пройди – не задень», «Допрыгни до колокольчика» и т.д.
Ключевыми предметами, стимулирующими проявление двигательной активности служат игрушки-каталки на колесиках (с палочкой и веревочкой), шары разного размера и фактуры и набор игры с ними: воротики, кегли, корзина, кубики, желоб - скат и т.д.
Использование игрушек-каталок способствует формированию навыков правильной и рациональной ходьбы, в том числе с изменением скорости, ритма и направления движения; ходьбы по ограниченной поверхности. Шары и атрибуты для игр стимулируют развитие глазомера, ловкости, выносливости, координации движений.
В качестве ключевых ситуаций предпочтительнее использовать совместные подвижные игры воспитателя с детьми и их родителями. Наиболее удобно осуществлять этот вид работы во второй половин дня, когда родители могут задержаться на некоторое время в детском саду.
Алгоритм взаимодействия воспитателя с родителями может быть следующим: воспитатель в присутствии детей приглашает взрослого к участию в совместной подвижной игре и демонстрирует возможные образцы деятельности с ключевыми предметами. Воспитатель приглашает ребенка и проигрывает с ним несколько вариантов действий с ключевыми предметами. При этом родитель ставится в позицию наблюдателя и еще раз получает возможность усвоить способы организации физического воспитания в семье. По окончании совместной игры с малышом воспитатель предлагает родителю самостоятельно организовать эту игру с одним –двумя детьми.
Младший дошкольный возраст (3-5 лет) – период формирования двигательных умений и навыков детей на основе подражания действиям взрослых или сверстников.
Особенностями двигательного поведения детей этого возраста является совершенствование навыков ходьбы, бега и лазания, а также освоение таких форм движения, как езда на трехколесном велосипеде, снегокате, катание на лыжах, выполнение движений с предметами и упражнений на тренажерах.
Ведущая роль в этот период отводится овладению различными формами прыжков, метания (бросание и ловля мяча, разных легких предметов: шишек, тряпичных и теннисных мячей); освоению упражнений с сохранением равновесия (при ходьбе по ограниченной поверхности: скамейке, бревну, снежному буму, бордюрному камню и т. д.). Особенно интенсивно в этом возрасте формируются навыки метания. Однако, бросая предмет в цель, ребенок не фиксирует направленность и дальность броска.
Основным мотивом для выполнения детьми физических упражнений остается совместная подвижная игра с взрослым и другими детьми и желание закрепить новые умения и навыки. На пятом году жизни соревновательный момент и ориентир на личный выигрыш также становится значительным побудительным мотивом к успешному овладению новыми движениями.
В условиях семейного воспитания детям младшего дошкольного возраста необходимо создать определенную развивающую среду: предоставить в свободный доступ велосипед, санки, качели, подвесную сетку-мешок для метания мячей, простейшие тренажеры, мяч-прыгунок.
Дома необходимо оборудовать место для самостоятельной двигательной активности детей, освободив участок комнаты и застелив его ковровым покрытием.
Но если без тренажеров и сетки для метания можно обойтись, то есть одна игрушка, без которой жизнь ребенка дошкольного возраста была бы тусклой и бедной – это мяч. Мяч является ключевым предметом, способствующим развитию у детей координации движений, ловкости, быстроты реакции, тренировки их в меткости, умении действовать по сигналу и согласовании своих действий с действиями других участников игры.
Уникальность и универсальность мяча определяется теми свойствами, которыми он обладает: катиться, подскакивать, подлетать вверх, отлетать от преграды. Изменение движения мяча в результате произвольного изменения направления и силы броска – двигательный навык, который формируется у детей на протяжении всего дошкольного детства.
Ключевой ситуацией взаимодействия воспитателя с родителями является совместная подвижная игра с использованием ключевого предмета – мяча. Взаимодействие воспитателя с родителями также строится на основе определенного алгоритма. Но в данном случае целесообразнее организовывать подобного рода деятельность не индивидуально, а малыми подгруппами (3-4 взрослых и столько же детей).
Алгоритм взаимодействия воспитателя с родителями детей 3-5 лет может быть таким: воспитатель начинает игру с подгруппой детей (2-3 человека), а затем привлекает к совместной деятельности родителей. После этого предоставляет участникам игры возможность продолжить действия самостоятельно. Можно порекомендовать родителям во время совместных упражнений использовать музыкальное сопровождение: включать песни из любимых мультфильмов. По окончании выполнения упражнений следует сменить характер музыкального сопровождения на спокойный и расслабляющий, чтобы ребенка было легче переключить на другой вид деятельности.
Подвижные игры для детей 2-3 лет
Подвижная игра – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность ребенка с соблюдением определенных правил.
Трудно переоценить пользу подвижных игр для малыша. Во время активного движения активизируются: дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме. Помимо этого, подвижные игры развивают координацию движений, быстроту реакции и внимание, тренируют силу и выносливость, снимают импульсивность.
В процессе этих игр малыши учатся:
1. Подчиняться общим правилам и действовать в коллективе.
2. У них закладываются и развиваются такие качества, как честность, справедливость, дисциплинированность
3. Развивается чувство сопереживания и появляется желание помогать друг другу.
На третьем году дети уже относительно хорошо ходят, бегают, ползают и лазают, поэтому двигательное содержание подвижных игр для этого возраста основано этих движениях.
В одну и ту же игру можно играть несколько раз подряд (до 5 раз), в зависимости от настроения детей и характера двигательных заданий. Общая продолжительность подвижных игр составляет примерно 10—15 мин.
Солнечный зайчик
Возьмите фонарь и покажите ребенку, как от него на стене появляется желтое пятно: «Это солнечный зайчик». Предложите ребенку поймать ладошками «зайчика». Если «зайчик» окажется на полу – его можно ловить ногами.
Скачут побегайчики
Солнечные зайчики,
Мы зовем их — не идут,
Были тут — и нет их тут.
Прыг, прыг по углам,
Были там — и нет их там.
Где же зайчики? Ушли,
Мы нигде их не нашли.
(А. Бродский)
У медведя во бору
Для этой игры необходимо участие двух взрослых. «Медведь» (один из взрослых) сидит на стульчике в углу комнаты и «спит». Другой взрослый вместе с ребенком (или детьми) ходит по лесу, собирает «грибы», «ягоды», они перекликаются: «Ау! Ау!». Затем взрослый и дети, взявшись за руки, начинают приближаться к «медведю» со словами:
У медведя во бору
Много шишек наберу,
А медведь слепой –
Не бежит за мной.
Веточка обломится –
Медведь за мной погонится!
На последнем слове «медведь» рычит (нежно!, чтобы не испугать малышей) и бежит за играющими, ловя их.
Медведь и дети
Один из взрослых назначается «медведем». Другой взрослый и дети сидят на корточках в одном конце комнаты. «Медведь» ходит по комнате, делает вид, будто ищет детей и приговаривает:
Мишка по лесу гулял,
Долго, долго он искал,
Мишка деточек искал,
Сел на травку, задремал.
Затем «медведь» садится в противоположном конце комнаты на стул и дремлет.
Взрослый и дети говорят:
Стали деточки плясать,
Мишка, Мишка, вставай,
Стали ножками стучать.
Наших деток догоняй.
На последнем слове дети бегут в другой конец комнаты и присаживаются там на корточки.
Раз, два, три – лови!
Дети становятся на одной стороне комнаты. Они говорят: «Раз, два, три – лови!» - и бегут к противоположной стене комнаты. Водящий, который находится в центре комнаты, должен успеть поймать игроков, пока они не добежали до стены.
Салки со змеей
Звучит веселая музыка, дети бегают, прыгают, веселятся. Музыка смолкает, и дети приседают на корточки и затаиваются (чтобы змея их «не заметила»). Змея (игрушечная) ползает мимо детей, а детям надо удержаться и не броситься убегать от змеи. В этой игре у детей развивается выдержка.
Гуси, гуси
Дети стоят у одной стены комнаты. Водящий (взрослый) посередине.
Ведущий говорит: «Гуси, гуси».
Дети: «Га, га, га».
Ведущий: «Есть хотите?»
Дети: «Да, да, да».
Ведущий: «Ну, летите - раз хотите, только крылья берегите».
Дети бегут к противоположной стене (там их домик), а ведущий должен успеть осалить как можно больше детей.
Волк и овечки
Дети встают в круг, в середине которого сидит «волк» (выбранный ребенок).
Остальные дети – «овечки» тихонько подходят к «волку», при этом можно предложить детям выполнять различные движения (приседать, хлопать в ладоши и т.п.).
Когда одна из «овечек» дотрагивается до «волка» – он вскакивает и начинает ловить детей. Пойманная «овечка» становится вместо него «волком», и игра продолжается.
Мыши водят хоровод
Дети - «мыши» - водят хоровод, в середине «спит» «кот» (один из детей)
Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
«Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька кот
Разобьёт наш хоровод!»
На последних словах «кот» просыпается и ловит «мышей». Спрятаться дети могут, если сядут на стульчики (заберутся в норки).
Мышки-трусишки
«Кот» (назначенный взрослый) спит на стульчике. Дети – «мышки» - медленно идут у нему, приговаривая слова потешки и выполняя соответствующие движения:
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз- два - три- четыре,
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон:
«Бом- бом- бом- бом!»
Убежали мышки вон!
«Кот» «просыпается» и догоняет «мышей». Детям надо успеть сесть на стульчики.
Птички в гнездышках
Дети – «птички» - встают на небольшие возвышения (кубы, бруски высотой 5—10 см), расположенные на одной стороне комнаты. Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки».
«Птички» спрыгивают или сходят с возвышений, «летают», размахивают «крылышками», приседают, «клюют» «зернышки». По сигналу взрослого: «Дождь пошел!» - птички улетают в свои гнездышки.
Перебрось игрушки
Если у вас дома много мягких игрушек, можно сыграть в очень веселую игру. Поделите ковер в комнате пополам (для обозначения границы на середину ковра положите длинную веревку).
Распределите мягкие игрушки между вами и ребенком поровну. Вы кидаете свои игрушки на территорию ребенка, а он - на вашу. Задача: перебросить все игрушки на площадь другого игрока.
День - ночь
Водящий говорит: «День», - все бегают, - «Ночь» - замирают на месте. Водящий должен заметить, кто двигается. Кто пошевелился – становится водящим.
Автомобили
Каждый из игроков назначается «автомобилем».
Его «гаражом» может быть стульчик или обруч, лежащий на полу. «Автомобили» «ездят» по комнате «рулят» и стараются не врезаться друг в друга.
Можно усложнить задачу и положить на полу широкую длинную дощечку (мост), поставить препятствия в виде стульев, коробок и т.п. По сигналу: «Автомобили, в гараж!» - все стараются побыстрее занять свой «домик».
Поезд
Дети встают друг за другом в колонну и кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку. Получается «поезд», который медленно двигается по комнате со словами:
Вот поезд наш едет,
колеса стучат,
а в поезде этом
ребята сидят.
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу»,
- бежит паровоз
далеко, далеко,
ребят он повез
далеко-далеко.
Но вот остановка:
«Кто хочет слезать?
Вставайте, ребята,
пойдемте гулять!».
(А. Ануфриева)
На последних словах дети разбегаются и могут делать вид, будто собирают грибы – ягоды. По сигналу взрослого они опять встают друг за другом, изображая вагончики.
Комарики и лягушка
Взрослый назначается «лягушкой», дети – «комариками». У каждого ребенка в руках платочек. Дети бегают оп комнате, машут «крыльями». Взрослый произносит:
Сел комарик на кусточек,
На еловый на пенечек,
Свесил ножки под листочек, спрятался!
Дети, услышав эти слова, рассаживаются на заранее приготовленные стульчики и накрывают голову и лицо платочками. «Лягушка» ищет «комариков», приговаривая: «Ква-ква! Где же комарики? Ква-ква!». Затем игра повторяется.
Птички и автомобили
Девочки назначаются «воробьями», а мальчики – «автомобилями». Взрослый говорит: «Птички вылетели погулять». Девочки - «птички» - «летают» по комнате, «машут крыльями», «клюют зерна». По сигналу взрослого: «Автомобили выехали!» — «птички» быстро убегают с дороги, а мальчики начинают изображать машины: «крутят руль» и «ездят» по «дороге». В следующий раз детям можно поменяться ролями.
Пчелки
Дети – «пчелки» - бегают по комнате, «размахивают крыльями» и жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется «медведь» (взрослый или игрушка в руках взрослого) и говорит:
Мишка-медведь идет
Мед у пчелок унесет.
Пчелки отвечают:
Этот улей — домик наш.
Уходи, медведь, от нас,
Ж-ж-ж-ж!
«Пчелки» машут «крыльями», жужжат, прогоняя «медведя» от своих «ульев».
Развитие у ребенка навыков и умений
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается. Поэтому так важно уделять внимание развитию общей и мелкой моторики малыша, начиная с самого раннего детства.
Условно двигательные умения и навыки можно разделить на две группы:
1. Движения и действия, совершаемые всем телом: умение ходить и бегать, спускаться и подниматься по ступенькам, лазать по лестнице, канату, кататься на роликах, коньках, велосипеде, плавать, кувыркаться, лазать по деревьям и упражняться на турниках, играть с мячом и др.
2. Движения и действия, совершаемые руками: умение использовать различные инструменты – нож, ложку и вилку, ножницы, иголку, молоток, отвертку и плоскогубцы, карандаш, ручку и кисть; умение шить и вязать; одеваться и раздеваться; завязывать шнурки и застегивать пуговицы, кнопки; стирать, готовить еду, гладить и складывать одежду; печатать и др.
Обе группы навыков невероятно важны в жизни любого человека.
Общие двигательные навыки (движения всего тела) формируют моторную ловкость, быстроту, выносливость, помогают лучше реагировать на изменения условий окружающей жизни. Действия, которые мы выполняем руками – самые разнообразные. Навыки ручных действий весьма полезны (умение резать, шить и пр.), а часто просто необходимы в жизни современного человека (умение писать). Более сложные специфические навыки часто являются необходимой частью профессиональных умений (многие рабочие специальности подразумевают использование специфических инструментов и особых умений – например, изготовление ключей, ремонт обуви, обработка дерева и пр.).
Большинство из этих навыков (за исключением профессиональных) формируются в детстве, а затем используются каждым из нас на протяжении последующей жизни. Мы даже перестаем замечать их, потому что они выполняются автоматически, мы воспринимаем эти умения как должное.
Каков же физиологический механизм формирования двигательных навыков?
При формировании навыков и умений в коре головного мозга формируются связи между нейронами. При многократном повторении определенного действия или серии действий эти связи становятся устойчивыми. Поэтому в дальнейшем в случае, когда мы пользуемся навыком, нервные сигналы между нейронами мозга движутся «по накатанной колее», что значительно ускоряет и упрощает процесс выполнения привычного действия. Кроме того, развитие многих умений – шить, вязать, выполнять поделки из различных материалов – учит планировать действия, искать оптимальный путь выполнения практической задачи, находить и исправлять ошибки, что в значительной степени влияет на развитие мышления ребенка.
Время формирования используемых в повседневной жизни двигательных навыков – раннее, дошкольное и младшее школьное детство. Психологи называют этот возраст «чувствительным» к формированию определенных знаний, умений, навыков. Именно в этот период развития ребенка мозг гибок и пластичен, формирование навыков происходит наиболее быстро и просто. Чем старше становится человек, тем меньше возможностей для формирования многих навыков – они формируются труднее, дольше.
В наше время почему-то мало говорят о важности формирования умений и навыков у малышей. Больший упор делается на знания – сейчас модно уже в раннем возрасте развивать логическое мышление, учить читать, заниматься иностранными языками. А пользоваться ложкой, мыть посуду, шить, ухаживать за собой и другие навыки, так необходимые в быту и в жизни, воспринимаются как нечто простое, что само собой разумеется. Однако эти навыки невероятно важны для всей последующей жизни, и, несмотря на то, что в детстве они формируются наиболее легко и быстро, часто требуют особого внимания и специальной работы. В противном случае родители могут вдруг обнаружить, что их подросший ребенок, который рано научился читать, рисовать, решать задачки, в то же время не умеет перелезть через забор, играть в футбол, аккуратно сложить свою одежду или приготовить себе бутерброд. Неужели кому-то хочется, чтобы их ребенок был беспомощен в быту и повседневной жизни? И правомерно ли в угоду модным течениям лишать ребенка многих детских забав, которые некоторым могут показаться пустым времяпрепровождением – бегать по улице, лазить по деревьям и заборам, играть в подвижные игры с детьми во дворе?
На занятиях с ребенком советуем обращать больше внимания развитию практических умений и навыков (особенно ручных действий). Это не только укрепит руки и пальцы, сделает их более гибкими и умелыми, но и окажет благотворное влияние на развитие речи, мышления, поможет стать более самостоятельным и уверенным в себе. Такую работу надо начинать в раннем возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация физического воспитания детей раннего возраста в семье
Описаны особенности двигательного поведения детей раннего возраста и подвижные игры с детьми...
Консультация для родителей "Организация физического воспитания детей в семье"
Консультация для родителей "Организация физического воспитания детей в семье"...
Консультация на тему: "Организация физического воспитания детей дошкольного возраста."
"Организация физического воспитания детей дошкольного возраста." ...
Формы организации физического воспитания детей 3-6 лет
К формам организации физического воспитания детей 3-6 лет относятся:¢Физкультурные занятия ¢Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня:а)утренняя гимнастика;б)физкультминутки;в)закалив...
Методические материалы "Организация физического воспитания детей".
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ ведется путем внедрения в практику работы современных методик и технологий. Двигательная активность является важным компонентом образа жизни и поведения дошко...
Консультация для воспитателей на тему: « Физкультурные занятия – одна из форм организации физического воспитания детей »
Главная задача физического воспитания в ДОУ - обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков. Обогащение двигатель...
«Организация физического воспитания детей в семье».
laquo;Организация физического воспитания детей в семье». В последнее время ведущими направлениями в исследованиях по физической культуре стали изучение эффективной двигательной активности ...