РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ инструктора по физической культуре
рабочая программа по физкультуре

Игнатенко Татьяна Николаевна

Рабочая программа для с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа для детей с ОВЗ129.39 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на педагогическом совете

МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Сказка"

Протокол № 1 от 30 августа 2022 г

Утверждаю

заведующий МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Сказка"

___________ Л.А. Ткаченко

Приказ № 115 от 31.08. 2022 г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

инструктора по физической культуре

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

 "Центр развития ребёнка - детский сад "Сказка"

 Борисовка, 2023

Содержание:

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка……………………………………………...3

1.2 Цели и задачи реализации программы……………………………..4

1.3 Принципы и подходы к формированию программы……………...5

1.4. Характеристики особенностей развития детей с речевыми нарушениями, посещающими группы комбинированной направленности для детей с ТНР………………………………………………………………...6

1.5.Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста…………………………………...7

1.6. Планируемые результаты освоения программы………………….9

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1 Содержание образовательной деятельности «Физическое развитие» для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи……………...10

2.2. Формы организации образовательного процесса по физическому развитию (модель проектирования воспитательно-образовательного процесса, модель физического воспитания)………………………………………………..18

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Циклограмма деятельности……………………………………….19

  1. Расписание физкультурных занятий…………………………...19
  2. Модель организации образовательного процесса

 образовательной области физическое развитие……………………………21

  1. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с

тяжелым нарушением речипо образовательной обрасти «Физическая культура» первого года обучения……………………………………………23

IV. Дополнительный раздел.

 4.1. Краткая презентация Программы……………………………......37

 - Особенности осуществления образовательной деятельности…….38

 - Список используемой литературы …………………………………39

Пояснительная записка

«Рабочая программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад «Сказка» предназначена для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) от 5 до 7 лет и разработана на основе программ:

- Адаптированная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад «Сказка» предназначена для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) от 5 до 7 лет

- «Примерная адаптированная основная  образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Лопатиной Л.В.;

- Программы дошкольных  образовательных учреждений компенсирующего вида  для детей с нарушениями речи  «Коррекция нарушений речи», Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина;

- с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования ДЕТСТВО: / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013)

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

«Программа» обеспечивает образовательную деятельность в  группах комбинированной направленности (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ) в соответствии с основной образовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребёнка - детский сад "Сказка".

Программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности по образовательной области «физическое развитие»

Среди невербальных симптомов в структуре речевых нарушений, приводящих к затруднению в овладении ребенком предметным миром с раннего возраста, выступает двигательная недостаточность. У большинства детей дошкольного возраста с нарушениями речи специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Недостаточно развитая крупная моторика (движение рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических упражнений, как по показу, так и по словесной инструкции. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживается в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания.

1.2 Цели и задачи реализации «Программы»

 Цель: коррекция и укрепления физического развития детей с тяжелыми нарушениями речи, формированиеосознанного отношения к своим силам и уверенности в них.

Задачи Программы:

Образовательные задачи:

  1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.
  2. Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.
  3. Формирование навыка ориентировки в пространстве.

Развивающие задачи:

  1. Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции)
  2. Формирование и совершенствование двигательных навыков.
  3. Развитие пространственно-временной дифференцировки.

Оздоровительные и коррекционные задачи:

  1. Укрепление и сохранение здоровья детей
  2. Укрепление и развитие  дыхательной системы.
  3. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
  2. Воспитание   устойчивого   интереса к занятиям физическими упражнениями.
  3. Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.

1.3 Принципы и подходы к формированию «Программы»

Эффективность решения данных задач зависит от правильного подбора принципов,  подходов, методов  в воспитании и развитии детей.

Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), индивидуальные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи;

  1. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
  3. возможности освоения ребенком с нарушением речи «Программы» на разных этапах ее реализации;
  4. специальные условия для получения образования детьми с ТНР, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Наряду с общепедагогическими принципами(сознательности и активности, наглядности и доступности и др.), имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания:

  1. Принцип оздоровительной направленности,согласно которому инструктор по физической культуре несет ответственность за жизнь и здоровье своих воспитанников, должен обеспечить рациональный общий и двигательный режим, создать оптимальные условия для двигательной активности детей.
  2. Принцип разностороннего и гармоничного развития личности, который выражается в комплексном решении задач физического и умственного, социально - нравственного и художественно - эстетического воспитания, единства своей реализации с принципом взаимосвязи физической культуры с жизнью.
  3. Принцип индивидуализации позволяет создавать гибкий режим дня в процессе проведения занятий по физическому развитию учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, подбирая для каждого оптимальную физическую нагрузку и моторную плотность, индивидуальный темп двигательной активности в процессе двигательной активности, реализуяпринцип возрастной адекватности физических упражнений.
  4. Принцип единства с семьей,предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления,распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно - гигиенических навыков, развития двигательных навыков.

1.4.Характеристики особенностей развития детей с речевыми нарушениями, посещающими группы комбинированной направленности для детей с ТНР

Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические изменения в центральной нервной системе. Из-за органического поражения мозга они плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, катание на качелях, часто жалуются на головные боли, тошноту и головокружения; у многих наблюдаются различные двигательные нарушения. Дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности, они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Дети эмоционально неустойчивы, у них быстро меняется настроение, нередко с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства, реже наблюдаются заторможенность и вялость. Дети быстро утомляются, утомление накапливается к концу дня и к окончанию недели. Утомление сказывается на поведении ребенка, на его самочувствии; усиливаются головные боли, появляется расстройство сна, вялость либо, напротив, повышенная двигательная активность. Детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и внимание на протяжении всего занятия. Отмечаются неустойчивость внимания и памяти, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля собственной деятельности, нарушение познавательной деятельности.  Психическое состояние детей неустойчиво, поэтому и работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе.

Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами.

Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста


Основной признак тяжелого нарушения речи - ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
У детей дошкольного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Как показывает изучение анамнеза детей с речевой патологией, особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста: позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются локомоторные функции (лазание, ходьба, прыжки и др.). Родители таких детей отмечают задержку у них формирования манипулятивных действий с игрушками, трудности в овладении навыками самообслуживания и т.д.
Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. Обнаруживается застревание на одной позе. 
Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживается в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами, а также занимаются продуктивными видами деятельности (рисованием, аппликацией, конструированием)

Таким образом, у детей с ТНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук.
Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что у детей с отклонениями в речевом развитии несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.
Наша задача сделать все возможное для устранения рече-моторного нарушения у воспитанников.

Комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса предусматривает логопедическое воздействие не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе на занятиях по физической культуре.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.Формирование движений происходит при участии речи.Важным средством развития тонкой моторики рук служат упражнения с предметами, поскольку именно предметно-манипулятивная деятельность лежит, в основе развития двигательных функций рук.

Наиболее эффективным средством развития и коррекции моторной организации детей с ограниченными возможностями здоровья является использование на физкультурных занятиях игр и игровых упражнений с предметами.
Действия с предметами, в отличие от упражнений без атрибутов, благодаря их наглядности и практической направленности осознаются и принимаются детьми как необходимые. В связи с этим у них повышается мотивация к таким занятиям, появляются осмысленность и целенаправленность при выполнении различных предметных манипуляций. Работа над упражнениями с предметами приобретает для ребенка ценностно-смысловой характер, что позволяет детям в большинстве случаев достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики рук.

Ведущее место среди разнообразных и многочисленных заданий на развитие предметно-манипулятивной деятельности детей занимают упражнения с мячом.

Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы. 

Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Разные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. 

Мяч (большой или маленький) – это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания. Сюжеты упражнений с мячом разнообразны. Мяч можно перебрасывать, надо уметь его ловить, мячом можно пятнать, выбивать.

Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются мячи из различных материалов. Эти игры не требуют большого пространства.
Комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса предусматривает логопедическое воздействие не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе в режимных моментах, самостоятельных играх, на занятиях по физической культуре. Поскольку потребность в движении у дошкольников огромна, они с удовольствием выполняют все задания педагога.

1.5Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты освоения программы к концу шестого года жизни(старшая группа)

  1. Ребенок обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующий возрастно-половым нормативам.
  2. Проявляет желание участвовать в подвижных играх с элементами соревнования; самостоятельно организует подвижные игры, придумывая разные варианты.
  3. Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку.
  4. Умеет прыгать на месте, прыгать в обозначенное место, прыгать в длину с места на расстояние не менее 80 см, с разбега не менее 100 см.
  5. Умеет метать мяч и предметы на расстояние удобной рукой, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3 м; отбивать мяч на месте не менее 10 раз.
  6. Имеет представление об элементах спортивных игр: волейбол, баскетбол, футбол, хоккей.
  7. Самостоятельно одевается и раздевается, правильно умывается и моет руки, пользуется предметами личной гигиены (мыло, расческа, полотенце, носовой платок).
  8. Умеет привлечь внимание взрослого в случае травмы или недомогания; может элементарно охарактеризовать свое самочувствие.

Планируемые результаты освоения программы к концу седьмого года жизни (подготовительная группа)

  1. Ребенок обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующий возрастно-половым нормативам.
  2. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
  3. Самостоятельно организовывает подвижные игры (в разных вариантах).
  4. Умеет прыгать на мягкое покрытие с высоты, мягко приземляться прыгать в длину с места на расстояние не менее 120 см, с разбега - 150 см; прыгать через короткую и длинную скакалку.
  5. Умеет перебрасывать набивные мячи весом 1 кг, метать мяч и предметы на расстояние не менее 10 м., владеть «школой мяча».
  6. Владеет элементами спортивных игр и умеет организовать спортивные игры по облегченным правилам: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол
  7. Имеет представления о ЗОЖ (о некоторых особенностях строения и функционирования организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности, о полезных и вредных привычках и др.); о поведении во время болезни.
  8. Владеет основными культурно-гигиеническими навыками (быстро и правильно умывается, чистит зубы, поласкает рот после еды, моет уши, причесывается, правильно пользуется носовым платком, следит за своим внешним видом, самостоятельно одевается и раздевается, следит за чистотой одежды и обуви и т.п.). Выполняет правила культуры еды.
  9. Понимает, как нужно вести себя в опасных ситуациях, и при напоминании, выполняет эти правила.
  10. Имеет представления о способах обращения за помощью в опасных ситуациях, знает номер телефона вызова экстренной помощи.
  11. Умеет привлечь внимание взрослого в случае травмы или недомогания; оказывает элементарную помощь.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1Содержание образовательной деятельности «Физическое развитие»для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Движения детей старшего дошкольного возраста уже достаточно скоординированы, подконтрольны их сознанию и могут регулироваться и подчиняться волевому усилию. В этом возрасте дети интересуются, почему надо выполнять так, а не иначе, понимают пользу упражнений, связь между способом выполнения и конечным результатом. Они становятся более настойчивыми в преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения, работать в коллективе, организоваться для решения соревновательных и игровых задач, хорошо понимают и выполняют команды. Поэтому в ходе физического воспитания детей на третьей ступени обучения большое значение приобретает формирование у детей осознанного понимания необходимости здорового образа жизни, интереса и стремления заниматься спортом, желания участвовать в подвижных и спортивных играх со сверстниками и самим организовывать их.

На занятиях физкультурой реализуются принципы ее адаптивности, концентричности в выборе содержания работы. Этот принцип обеспечивает непрерывность, преемственность и повторность в обучении.

В структуре каждого занятия выделяются разминочная, основная и релаксационная части. В процессе разминки мышечно-суставной аппарат ребенка подготавливается к активным физическим нагрузкам, которые предполагаются в основной части занятия. Релаксационная часть помогает детям самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние и нормализовать процессы возбуждения и торможения.

В этот период продолжается развитие физических качеств детей: объема движений, силы, ловкости, выносливости, гибкости, координированности движений. Потребность в ежедневной осознанной двигательной деятельности формируется у детей в различные режимные моменты: на утренней гимнастике, на прогулках, в самостоятельной деятельности, во время спортивных досугов и т.п.

Физическое воспитание связано с развитием музыкально-ритмических движений, с занятиями логоритмикой, подвижными играми.

Основной формой коррекционно-развивающей работы по физическому развитию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи остаются специально организованные занятия, утренняя гимнастика. Кроме этого, проводятся закаливающие процедуры, подвижные игры, игры со спортивными элементами, спортивные досуги, спортивные праздники и развлечения. При наличии бассейна детей обучают плаванию, организуя в бассейне спортивные праздники и другие спортивные мероприятия.

На третьей ступени обучения продолжается работа по формированию правильной осанки, организованности, самостоятельности, инициативы. Во время игр и упражнений дети учатся соблюдать правила, участвуют в подготовке и уборке места проведения занятий. Взрослые привлекают детей к посильному участию в подготовке физкультурных праздников, спортивных досугов, создают условия для проявления их творческих способностей в ходе изготовления спортивных атрибутов и т. д.

Педагогические ориентиры:

  • учить детей произвольному мышечному напряжению и расслаблению,
  • развивать точность произвольных движений, учить детей переключаться с одного движения на другое;
  • учить детей выполнять упражнений по словесной инструкции взрослых;
  • закреплять навыки самоконтроля в процессе мышечного и эмоционального расслабления;
  • воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах движений;
  • развивать у детей двигательную память, выполняя двигательные цепочки из четырех-шести элементов;
  • развивать у детей необходимый для их возраста уровень слухомо-торной и зрительно-моторной координации движений;
  • развивать у детей навыки пространственной организации движений;
  • совершенствовать умения и навыки одновременного выполнения детьми согласованных движений, а также разноименных и разнонаправленных движений;
  • учить детей самостоятельно перестраиваться в звенья с опорой на ориентиры;
  • формировать у детей навыки контроля динамического и статического равновесия;
  • учить детей сохранять заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы;
  • учить детей выполнять разные виды бега, быть ведущим колонны, при беге парами соизмерять свои движения с движениями партнера;
  • учить детей прыжкам: энергично отталкиваться и мягко приземляться с сохранением равновесия;
  • учить детей ловить мяч (расстояние до 3 м), отбивать его от пола не менее шести-семи раз подряд;
  • учить детей принимать исходное положение при метании, осуществлять энергичный толчок кистью и т.п.;
  • продолжать учить детей ползать разными способами;
  • формировать у детей умения лазать по гимнастической лестнице, перелезать с пролета на пролет по диагонали, соблюдая ритмичность при подъеме и спуске;
  • продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, предлагать свои игры, варианты игр, комбинации движений;
  • закреплять у детей умения анализировать свои движения, движения сверстников, осуществлять элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;
  • развивать творчество и инициативу детей, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.
  • учить детей сложным по правилам подвижным играм, эстафетам, играм с элементами спорта;
  • уточнять и закреплять значения слов, отражающих пространственные отношения, обозначающих названия движений, спортивного инвентаря, спортивных игр и т. д.

Основное содержание

Построения и перестроения

Самостоятельное или с незначительной организующей помощью взрослого построение в колонну по одному и парами, в круг, в несколько колонн (звеньев), в шеренгу. Равнение при построении. Перестроение из одной колонны в несколько (на ходу) или из одного круга в несколько кругов. Повороты, стоя в колонне, в кругу, в шеренге на 90° и 180° (налево и направо). Формирование умения рассчитываться на «первый-второй», после чего перестраиваться из одной шеренги в две. Повороты в углах зала (площадки) во время движения, ориентируясь на пространство помещения (площадки). Формирование умения одновременно заканчивать ходьбу.

Ходьба и упражнения в равновесии

Ходьба в разных построениях (в колонне по одному, парами, четверками, в кругу, в шеренге) с различными движениями руками. Ходьба обычным, гимнастическим, скрестным, приставным шагом, выпадами, в полуприседе и приседе, «змейкой» со сменой темпа, спиной вперед. Ходьба приставным шагом в сторону на пятках, приставным шагом с приседанием, с перешагиванием через предметы, по наклонной доске, с предметами в руках, на голове, без предметов. Ходьба приставным шагом по шнуру, дидактической «Змейке», по сенсорной тропе и т.п. Ходьба с утяжелителями на голове, в руках (в руке).

Ходьба на полной стопе, на носках по коврикам и дорожкам со специальным покрытием и ориентирами: по сенсорной дорожке, по игровой дорожке, по коврику «Топ-топ», по дорожке «Гофр» со следочками, по коврику со следочками, по напольной дорожке «Гусеница», по толстой веревке, ленточкам, мягким с изменением темпа движения (быстро, медленно).

Ходьба внутри замкнутой ленты из полимерной ткани шириной 30 см, длиной 2 или 5 м (для трех-пяти детей) по типу «Ленты-гусеницы», согла-суя движения рук, ног, туловищ, ритмично, меняя темп, рисунок движений.

Балансировка на сенсорном (набивном) мяче (диаметром 50 см; 75см).

Ходьба в ходунках, в мешках, по тренажерам («Ходунки для спортивных игр», «Беговая дорожка механическая», «Бегущая волна» и др.).

Движения под музыку в соответствии с заданным темпом и ритмом, с прихлопыванием и проговариванием слов, коротких стишков и т.п.

Бег

Бег в колонне по одному и парами, «змейкой» между предметами, со сменой ведущего и темпа, между линиями, между ориентирами и т.п. (интеграция с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» — раздел «Музыка»).

Выполнение упражнений в беге легко, стремительно. Бег, сгибая ноги в коленях, спиной вперед. Бег через препятствия: барьеры, мягкие модули (цилиндры, кубы и др.), не задевая них, сохраняя скорость. Бег с ускорением и замедлением (с изменением темпа). Челночный бег. Бег на носках. Бег из разных стартовых положений. Чередование бега с ходьбой, прыжками, подлезанием. Бег с преодолением препятствий в естественных условиях. Бег на расстояние до 10 м с наименьшим числом шагов. Бег наперегонки, на скорость(до 30 м). Сочетание бега с движениями с мячом, со скакалкой.

Бег на месте с использованием тренажеров «Беговая дорожка механическая», «Бегущая по волнам» и др.

Прыжки

Прыжки на двух ногах с поворотом кругом, со смещением ног вправо — влево, сериями по 30-40 прыжков три-четыре раза. Прыжки, продвигаясь вперед на 5-6 м, перепрыгивание через линии, веревки. Прыжки боком с зажатыми между ногами мешочками с наполнителем, «блинчиками» с наполнителем. Перепрыгивание через препятствия: мягкие модули (цилиндры, бруски, кубы и др.). Перепрыгивание на одной ноге через линию, веревку вперед и назад, вправо и влево, на месте и с продвижением вперед. Выпрыгивание вверх из глубокого приседа. Подпрыгивание на месте и с разбега, чтобы достать предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка на 20-25 см. Вспрыгивание с разбега в три шага на предмет высотой до 40 см, спрыгивание с него. Прыжки в длину с места, с разбега, в высоту с разбега. Прыжки через короткую скакалку разными способами: на двух ногах с промежуточными прыжками и без них, с ноги на ногу. Прыжки через большой обруч, как через скакалку.

Бросание, ловля, метание

Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками (не менее двадцати раз подряд), одной рукой (не менее десяти раз подряд), перебрасывание мяча в воздухе, бросание мяча на пол и ловля его после отскока от пола. Выполнение упражнений с хлопками, поворотами и т. п. Перебрасывание мяча из одной руки в другую. Перебрасывание мяча друг другу снизу, из-за головы (расстояние 3-4 м), из положения сидя «по-турецки», через сетку.

Бросание мячей разного объема из различных исходных позиций: стоя на коленях, сидя и др. Метание мячей, летающих тарелок (пластмассовых), мешочков с наполнителями, балансировочных подушек в горизонтальную или вертикальную цель с расстояния 4-5 м; метание в движущуюся цель с расстояния 2 м; метание вдаль на расстояние не менее 6-10 м.

Катание сенсорных (набивных) мячей двумя руками (одной рукой) по прямой, между ориентирами и т.п. Прокатывание на сенсорных мячах, лежа на них на животе. Катание колец дидактической «Пирамиды» (диаметр самого большого кольца 65 см) друг другу, по залу, между ориентирами и т.п. Катание модуля «Труба» или трубы от тренажера «Перекати поле» с игрушкой или с кем-либо из детей внутри по прямой, меняя направления.

Бросание баскетбольного (облегченного) мяча в баскетбольную корзину, укрепленную на стойку с фиксацией высоты (в зависимости от роста детей).

Ползание и лазанье

Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке на животе или на спине, подтягиваясь на руках и отталкиваясь ногами. Ползание по бревну. Проползание под гимнастической скамейкой, под рейками, укрепленными на стойках, пролезание в обручи, укрепленные на стойках (набор «Кузнечик» и др.).

Проползание на четвереньках и на животе под дугой, рейкой, в воро-тики из мягких модульных наборов (например, «Радуга», «Забава») и т.п.

Ползание на четвереньках и на животе по дорожке с последующим перелезанием через небольшие препятствия: мягкие модули из наборов «Гномик», «Радуга», «Забава», «Островок» и др.

Упражнения на следочках от рук и цыпочек (движение на четвереньках) на коврике со следочками и подобном оборудовании.

Лазание по гимнастической стенке с переходом с пролета на пролет по диагонали. Влезание на вертикальную лестницу и спуск с нее: быстро, меняя темп лазания, сохраняя координацию движений, используя перекрестную и одноименную координацию движений рук и ног.

Элементы спортивных игр и спортивных упражнений

Городки

Бросание биты сбоку, от плеча, занимая правильное положение. Выбивание городков (четыре пять фигур) с полукона и кона, стараясь затратить меньшее количество бит.

Баскетбол (освоение игры по упрощенным правилам)

Передача мяча друг другу: двумя руками от груди, одной рукой от плеча. Перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди в движении. Ловля мяча, летящего на разной высоте (от уровня груди, над головой, сбоку, внизу у пола и т. п.) и с различных сторон. Бросание мяча в корзину двум руками из-за головы, от плеча. Ведение мяча в игру одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу.

Футбол (освоение игры по упрощенным правилам)

Передача мяча друг другу, отбивание его правой и левой ногой, стоя на месте (расстояние 3-4 м). Подкидывание мяча ногой, ловля его руками (индивидуальное упражнение). Ведение мяча ногами «змейкой» между расставленными предметами, попадание в предметы, забивание мяча в ворота.

Хоккей (на траве с мячом или на снегу с шайбой)

Ведение шай-бы(мяча) клюшкой, не отрывая клюшку от шайбы (мяча). Прокатывание шайбы (мяча) клюшкой друг другу, задерживание клюшкой шайбы (мяча). Обводка шайбы (мяча) клюшкой вокруг предметов и между ними. Забивание шайбы (мяча) в ворота, держа клюшку двумя руками справа и слева от себя. Попадание шайбой (мячом) в ворота, ударяя по шайбе (мячу) с места и после ведения.

Бадминтон

Удар по волану, правильно держа ракетку, перебрасывая его на сторону партнера по игре (без сетки или через сетку). Свободное передвижение по площадке для того, чтобы не пропустить удар партнера.

Настольный теннис

Подготовительные упражнения с ракеткой и мячом: подбрасывать и ловить мяч одной рукой, ракеткой, с ударом об пол, о стенку и т.п. Отбивание мяча через сетку после отскока его от стола.

Катание на санках

Подъем с санками на горку, скатывание с горки, торможение при спуске. Скольжение по ледяным дорожкам (горкам) самостоятельно и с незначительной страховкой взрослым.

Игры-эстафеты с санками.

Ходьба на лыжах

Передвижение на лыжах скользящим шагом, повороты на месте и переступания, подъемы на горку «елочкой», «лесенкой». Передвижение переменным шагом на лыжне друг за другом, заложив руки за спину. Спуск с горки в низкой и высокой стойке, торможение, игры-эстафеты на лыжах.

2.2. Формы организации образовательного процесса по физическому развитию

ОД

ОД в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие

с семьями воспитанников

-образовательная деятельность (физическая культура)

-спортивные игры

-подвижные игры

-утренняя гимнастика

-игровые упражнения

-спортивные игры

-подвижные игры

-игровые упражнения

- игра «Городки»

-спортивные праздники

 Особенности организации образовательной деятельности:

  • организация образовательной деятельности без принуждения; ненасильственные формы организации;
  • присутствие субъектных отношений педагога и детей (сотрудничество, партнерство);

преобладание диалога педагога с детьми;

  • предоставление детям возможности выбора материалов, оборудования, деятельности;
  • более свободная структура ОД;

Модель проектирования воспитательно-образовательного процесса

Образовательнаяобласть

Виды детской деятельности

Формы образовательной деятельности

Физическое развитие

Двигательная

Подвижные  игры, спортивные игры и упражнения, эстафеты, физкультурные занятия, гимнастика, физкультминутки, игры-имитации, физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, прогулки, реализация проектов

Модель физического воспитания дошкольников

Формы организации

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнения режимных моментов деятельности детского сада

1.1.Утренняя гимнастика

ежедневно

7  минут

ежедневно

7  минут

2. Физкультурные занятия

2.1 Физкультурные занятия в спортивном зале

2 раза в неделю по 25 минут

2 раза в неделю по 30 минут

2.3 Физкультурные занятия по программе Волошиной

  1. раз в неделю

  1. раза в неделю

3. Спортивный досуг

3.1 Спортивные праздники

2 раза в год

2 раза в год

3.2 Физкультурные досуги и развлечения

1 раз в месяц

1 раз в месяц

3.3 Дни здоровья

1 раз в квартал

1 раз в квартал

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Циклограмма деятельности

инструктора по физической культуре

на 2022-2023 учебный год

Дни недели

время

Время работы

Содержание деятельности

Понедельник

8.00 – 12.30

8.00 - 8.35

Утренняя гимнастика во всех возрастных группах

8.35- 9.00

Взаимодействие с родителями

9.00 - 9.15

Физкультурное занятие во 2 младшей «Б» группе (в группе)

9.15 – 9.30

Подготовка к занятиям

9.30 - 9.45

Физкультурное занятие во 2 младшей «А» группе (зал)

9.45 – 10.30

Индивидуальная работа с детьми

10.30 - 11.00

Физкультурное занятие в подготовительной  группе (зал)

11.00 – 12.00

Работа с документацией, подготовка материала к проведению досугов и развлечений, работа с методической литературой

12.00 - 12.30

Взаимодействие с педагогами

Вторник

8.00 – 12.30

8.00 - 8.35

Утренняя гимнастика во всех возрастных группах

8.35 - 9.00

Взаимодействие с родителями

9.00 - 9.20

Физкультурное занятие в средней группе (в группе)

9.25 - 9.35

Физкультурное занятие в 1 младшей группе (в группе)

9.35 - 9.55

Подготовка к занятиям

9.55 – 10.20

Физкультурное занятие в старшей группе (зал)

10.20 - 11.00

Индивидуальная работа с детьми

11.20 – 12.00

Работа с документацией, подготовка материала к проведению досугов и развлечений, работа с методической литературой.

12.00 - 12.30

Участие в общественной жизни детского сада

Среда

8.00 – 12.30

8.00 - 8.35

Утренняя гимнастика во всех возрастных группах

8.35 - 9.00

Взаимодействие с родителями

9.00 – 9.20

Подготовка к занятиям

9.20 – 9.30

Физкультурное занятие в 1 младшей группе (в группе)

9.30 – 10.10

Индивидуальная работа с детьми

10.10 – 10.40

Физкультурное занятие в подготовительной  группе (зал)

10.40 – 10.50

Подготовка к занятиям

10.50 – 11.05

Физкультурное занятие во 2 младшей «Б» группе  (на свежем воздухе)

11.10 – 11.25

Физкультурное занятие во 2 младшей «А» группе (на открытом воздухе )

11.25 – 12.30

Работа с документацией, подготовка материала к проведению досугов и развлечений, работа с методической литературой.

Четверг

8.00 – 12.30

8.00 - 8.35

Утренняя гимнастика во всех возрастных группах

8.35 - 9.00

Взаимодействие с родителями

9.00 - 9.10

Физкультурное занятие в 1 младшей группе (в группе)

9.10 – 9.25

Подготовка к занятиям

9.25 - 9.40

Физкультурное занятие во 2 младшей «А» группе (зал)

9.40 – 10.20

Индивидуальная работа с детьми

10.20 – 10.40

Физкультурное занятие в средней группе (на свежем воздухе)

10.40 – 10.50

Подготовка к занятиям

10.50 – 11.15

Физкультурное занятие в старшей группе (на свежем воздухе)

11.15 – 12.00

Работа с документацией, подготовка материала к проведению досугов и развлечений, работа с методической литературой.

12.00 – 12.30

Взаимодействие с педагогами

Пятница

8.00 – 12.30

8.00 - 8.35

Утренняя гимнастика во всех возрастных группах

8.35 - 9.00

Взаимодействие с родителями

9.00 - 9.15

Физкультурное занятие во 2 младшей «Б» группе  (зал)

9.15 – 9.30

Подготовка к занятиям

9.30 – 9.50

Физкультурное занятие в средней  группе (зал)

9.50 – 10.05

Подготовка к занятиям

10.05 – 10.30

Физкультурное занятие в старшей группе (зал)

10.30 – 10.40

Подготовка к занятиям

10.40 – 11.10

Физкультурное занятие в подготовительной  группе (на свежем воздухе)

11.10 - 11.40

Индивидуальная работа с детьми

11.40 - 12.30

Работа с документацией, подготовка материала к проведению досугов и развлечений, работа с методической литературой.

Расписание физкультурных занятий на 2022-2023 учебный год

День недели

1 младшая группа

2 младшая группа А

2 младшая группа Б

Средняя группа

Старшая группа

Подготовите

льная группа

Понедельник

9.30 – 9.45

9.00 – 9.15

10.30-11.00

зал

10.30 – 11.00

зал

Вторник

9.25. -9.35.

группа

9.00 – 9.20

группа

9.55 – 10.20

зал

Среда

9.20 – 9.30

группа

11.10.-11.25

на открытом воздухе

10.50-11.05

на открытом воздухе

10.10 – 10.40

зал

Четверг

9.00 – 9.10

группа

9.25 – 9.40

зал

10.20–10.40

на открытом воздухе

10.50 -11.15

на открытом воздухе р.к

Пятница

9.00 – 9.15

зал

9.30 – 9.50

зал

10.05–10.30

зал

10.40–11.10

на

открытом воздухе

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» НА НЕДЕЛЮ

Ранний возраст

Образовательнаяобласть

Видыдеятельности

Днинедели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Физическое

развитие

Утренняягимнастика

*

*

*

*

*

Гимнастикарелаксационная, пальчиковая

*

*

*

*

*

Закаливание

*

*

*

*

*

Гигиеническиепроцедуры

*

*

*

*

*

Подъем

 Гимнастика после сна. Закаливание.

*

*

*

*

*

Релаксация и снятие физического напряжения

*

*

Подвижнаяигра

*

*

*

*

*

Младшийдошкольныйвозраст

Образовательнаяобласть

Формыработы

Днинедели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Физическоеразвитие

Утренняягимнастика

*

*

*

*

*

Подъем. Гимнастика после сна.

*

*

*

*

*

Закаливание.

*

*

*

*

*

  • Игровоеупражнение
  • Основныедвижения

*

*

*

*

*

Подвижнаяигра

Народныеигры

*

*

*

*

*

  • Физкультурныедосуги и развлечения

*

Старший  дошкольный  возраст

Образовательнаяобласть

Формыработы

Днинедели

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Физическоеразвитие

Утренняягимнастика

*

*

*

*

*

 Подъем. Гимнастика после сна. Закаливание.

*

*

*

*

*

Валеологическиеминутки

*

*

*

  • Экскурсия
  • Коллекционирование
  • Сборфотографий и оформление
  • Целеваяпрогулка

  • Основныедвижения
  • Игровоеупражнение
  • Спортивныеупражнения

*

*

  • Подвижнаяигра
  • Играмалойподвижности

*

*

*

*

*

  • Народныеигры

*

*

Физкультурныедосуги и развлечения

 *

  • Степ аэробика

*

  • Совместныепроекты

*

*

*

*

*

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с тяжелым нарушением речипо образовательной обрасти «Физическая культура»

первого года обучения

Месяц

Направление развития

Задачи

Содержание работы

1

2

3

4

Октябрь

Нормализация мышечного тонуса

- Снятие психоэмоционального, мышечного напряжения;

- развитие зрительно-моторной координации, визуального и тактильного восприятия

Релаксация «Космос»

Упражнение «Зайка», «Ласковый мелок»

упражнение для глаз «Лабиринт»

Ориентировка в пространстве

Развивать координацию движений

- бег змейкой, с поворотом кругом по сигналу;

- повороты на месте прыжком в разные стороны.

Развитие физических качеств

Развивать скоростно-силовые качества в прыжках, беге, работе рук и ног

- ходьба с перешагиванием через набивные мячи, руки на поясе;

- спрыгивание со скамейки на полусогнутые ноги;

- метание мяча в горизонтальную цель правой и левой рукой с расстояния 2 м.

Воспитывать сообразительность и быстроту мышления

п/и: «Пять шагов»

Закреплять быструю передачу мяча по кругу

п/и: «Мяч соседу»

Развивать моторную память.

п/и: «Запрещенное движение»

Развитие мелкой моторики

Тренировать мелкую моторику движений пальцев и кистей рук

Игры: «Помиримся», «Помощники», «Замок», «Удивительно»

Развитие дыхания

Упражнять в выполнении быстрого вдоха и длительного выдоха

Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей

Дыхательные упражнения

«Ёжик», «Ушки»

«Свеча», «Петушок», «Курочка», «Косарь», «Гуси», «Каша кипит», «Самолет», «Сердитый ёжик», «Лыжник»

Развитие коммуникативных способностей.

Воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками

Игры:

 «Паучки и комары»,

 «Сборщики»,

 «Улитка»

Развитие внимания

Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы

Игра:

«Будь внимателен»

Развивать активное внимание

«Слушай хлопки»

Развивать волевое внимание.

«Канон для малышей»

Ноябрь

Нормализация мышечного тонуса

Укреплять мышечный тонус всего туловища

Упражнения с фитболом

Снятие психоэмоционального, мышечного напряжения

Релаксационные упражнения на фитболе

Научить чередовать напряжение и расслабление отдельных мышечных групп

Обычная ходьба в сочетании с ходьбой на носках по неровной (массажной) дорожке

Развивать координацию движений

Развивать скоростно-силовые качества в прыжках, беге

Развитие физических качеств

Упражнять в отбивании мяча о пол

Отбивание мяча о пол, продвигаясь вперед шагом

Укреплять мышечный тонус всего туловища

Прыжки на правой и левой ноге между кеглями, поставленными в одну линию

Воспитывать артистичность и выразительность движений

п/и: «Зеркало»

Воспитывать внимание и сообразительность

п/и: «У кого мяч»

Формировать творческое воображение

п/и: «Фантазёры»

Развитие мелкой моторики

Тренировать мелкую моторику движений пальцев и кистей рук

Игры: «Прогулка», «Маланья», «Белка», «У Петиной сестрицы»

Развитие дыхания

Упражнять в выполнении быстрого вдоха и длительного выдоха.

Дыхательные упражнения

«Ходьба», «Самолет», «Насос», «Дом маленький, дом большой», «Подуем на плечо», «Косарь»

Ориентировка в пространстве

Обучение строевым упражнениям

Повороты на месте, кругом

Формировать способности быстро переключать внимание с одного объекта на другой

Бег с остановкой по звуковому сигналу

Развитие коммуникативных способностей.

Воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками

Игры:

«Веселый паровозик», «Жмурки», «Яша и Маша»

Развитие внимания

Развивать волевое внимание

Игры:

«Зеваки»

Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов

«Четыре стихии»

Развивать моторно-слуховую память.

«Повтори за мной»

Декабрь

Нормализация мышечного тонуса

Развитие механизмов  саморегуляции

Релаксационное упражнение «В зимнем лесу»

Снятие психоэмоционального, мышечного напряжения

Упражнения: «Ласковый ветерок», «Мыльные пузыри»

Развитие физических качеств

Учить скоординированности движений рук и ног

Упражнения: «Снеговик», «Метелица»

Упражнять в выполнении упражнений на развитие мышц плечевого пояса и спины

Развивать скоростно-силовые качества (прыжки, бег)

Воспитывать внимание и сообразительность

п/и: «Летает, не летает»

Развивать танцевальные движения, медленный бег врассыпную

п/и: «Приветики»

Упражнять в равновесии, бросках мяча, метании

п/и: «Сбей грушу»

Развитие мелкой моторики

Тренировать мелкую моторику движений пальцев и кистей рук

Пальчиковая гимнастика «Снежки», «Магазин», «Подарки» «Приготовили обед»

Развитие дыхания

Упражнять в выполнении быстрого вдоха и длительного выдоха

Дыхательные упражнения

«Цветы», «Ёж», «Трубач», «Жук», «Лыжник», «Каша кипит»

Строевые упражнения

Упражнять в поворотах направо, налево, кругом

Развитие коммуникативных способностей

Воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками

Игры:

«Стыковка», «Приглашение», «Липучка»

Развитие внимания

Развивать моторно-слуховую память.

Игры:

«Запомни свое место»,

«Запомни свою позу»

Развивать наблюдательность.

«Запомни порядок»

Январь

Нормализация мышечного тонуса

Снятие психоэмоционального, мышечного напряжения

Релаксационное упражнение «Снежинки», «Снеговик»

Развитие зрительно-моторной

координации, визуального и тактильного восприятия

Ходьба по наклонной доске боком, приставным шагом, руки на поясе

Укреплять мышечный тонус всего туловища.

Упражнение «Цапля»

Развивать координацию движений

Упражнение «Зеркало»

Развитие физических качеств

Развивать скоростно-силовые качества в прыжках, беге

Ритмические упражнения под музыку

Развивать быстроту реакций

п/и: «Озорные гномы»

Развивать танцевальные движения, быстроту реакций

п/и «Слушай танцуй»

Обучать умению бросать и ловить мяч

п/и «День и ночь»

Развитие мелкой моторики

Тренировать мелкую моторику движений пальцев и кистей рук

Пальчиковая гимнастика «Снежки», «В гости», «Дружная семейка», «Смелый капитан»

Развитие дыхания

Упражнять в выполнении быстрого вдоха и длительного выдоха

Дыхательные упражнения

«Дышим спокойно и плавно», «Подыши одной ноздрёй», «Воздушный шар», «Ветер», «Радуга обними меня»

Развитие коммуникативных способностей

Воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками

Игры:

«Катушка», «Клеевой дождик», «Путаница»

Развитие внимания

Развивать наблюдательность

Игры: «Кто что делал», «Художник», «Тень»

Февраль

Нормализация мышечного тонуса

Укреплять мышечный тонус всего туловища.

Упражнения ОР с фитболом

Снятие психоэмоционального, мышечного напряжения.

Упражнения: «Снежная баба», «Апельсин»

Развивать координацию движений.

Упражнение «Веселые ножки»

Развитие физических качеств

Развивать скоростно-силовые качества в прыжках, беге

Упражнять в метании в вертикальную цель

Укреплять мышечный тонус всего туловища

Перепрыгивание через бруски, забрасывание мячей в корзину двумя руками из-за головы

Перешагивание через шнур (высота 40 см)

Развивать локость

п/и: «Дракон»

Развивать умение ползать и бегать

п/и: «Смелый охотник»

Развивать координацию движений, умение ползать

п/и: «Большая черепаха»

Развитие мелкой моторики

Тренировать мелкую моторику движений пальцев и кистей рук

Пальчиковая гимнастика: «У девочек и мальчиков», «Колючий клубок», «На горе мы видим дом»

Развитие дыхания

Упражнять в выполнении быстрого вдоха и длительного выдоха

Дыхательные упражнения

Дыхательное упражнение «Вертолет»

«Ёжик», «Язык трубочкой», «Пускаем мыльные пузыри», «Насос», «Дышим спокойно и плавно»

Развитие коммуникативных способностей

Воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками

Игры:

«Веретено», «Цепи кованные «Соберитесь вместе»

Развитие внимания

Развивать умение быстро сосредоточиваться

Игры: «Что слышно?»

Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы

«Будь внимателен »

Развивать активное внимание

«Слушай звуки»

Март

Нормализация мышечного тонуса

Развитие механизмов саморегуляции

Подражательные упражнения «Зеркало»

Снятие психоэмоционального, мышечного напряжения

Упражнения: «Ветерок», «Сдвинь камень»

Развитие физических качеств

Учить скоординированности движений рук и ног

Упражнения «Мяч о стену», «Подброс-поймай»

Упражнять в выполнении упражнений на развитие мышц плечевого пояса и спины

Лазание по лестнице чередующим способом

Развивать скоростно-силовые качества (прыжки, бег)

Бег на носках пронося прямые ноги через стороны, ходьба скрестным шагом, ходьба по канату боком приставным шагом с мешочком на голове

Метание мешочков в цель правой и левой рукой от плеча

Учить находить своё место в игре, воспитывать самоорганизованность и внимание

п/и: «У ребят порядок строгий»

Закреплять передачу мяча по кругу

п/и: «Горячая картошка»

Воспитывать внимание и организованность

п/и: «Кто внимательный»

Развитие мелкой моторики

Тренировать мелкую моторику движений пальцев и кистей рук

Пальчиковая гимнастика: «Дружно пальцы стали в ряд», «Мы капусту рубим»

Развитие дыхания

Упражнять в выполнении быстрого вдоха и длительного выдоха

Дыхательные упражнения

«Ветер», «Каша кипит», «Трубач», «На турнике», «Партизаны», «Регулировщик»

Развитие коммуникативных способностей

Воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками

Игры:

«Дракон кусает свой хвост», «Пошли письмо», «Давай поздороваемся»

Развитие внимания

Развивать волевое внимание

Игры: «Канон», «Зеваки»

Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов

«Четыре стихии»

Апрель

Нормализация мышечного тонуса

Снятие психоэмоционального, мышечного напряжения

Игра «Жуки», упражнение «Черепаха», «Морская звезда»

Развитие зрительно-моторной

координации, визуального и тактильного восприятия.

Укреплять мышечный тонус всего туловища

Ходьба по гимнастической скамейке на носках, на середине выполнить «ласточку», соскок на мягкое покрытие

Развивать координацию движений

Упражнение «Часы», «Пружинка»

Развитие физических качеств

Развивать скоростно-силовые качества в прыжках, беге, работе рук и ног

Прыжки через короткую скакалку на месте, вращая ее вперед;

Метание мешочков в вертикальную цель

Учить детей бегать и выполнять перестроения

п/и: «Ручейки и озера»

Улучшать быстроту реакции на сигнал

п/и: «Быстро шагай»

Воспитывать внимание и сообразительность

п/и: «Караси и щука»

Развитие мелкой моторики

Тренировать мелкую моторику движений пальцев и кистей рук

Пальчиковая гимнастика: «Раз, два, три, четыре, пять….», «Мои пальчики расскажут», «Не плачь куколка моя»

Развитие дыхания

Упражнять в выполнении быстрого вдоха и длительного выдоха

Дыхательные упражнения

«Летят мячи», «Насос», «Маятник», «Гуси летят», «Самолет», «Подуем на плечо»

Развитие коммуникативных способностей

Воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками

Игры:

«Ручеек», «Комплименты», «Нежное прикосновение»

Развитие внимания

Развивать концентрацию и распределение внимания

Игры: «Поиграем в корректора», «Веселый лес»

Май

Нормализация мышечного тонуса

Укреплять мышечный тонус всего туловища

Ориентировка в пространстве

Игра «Право-лево»

Снятие психоэмоционального, мышечного напряжения

Игра «Хорошее настроение», упражнения «Путешествие в лес», «Путешествие к морю», «Летняя ночь»

Научить чередовать напряжение и расслабление отдельных мышечных групп

Упражнения на расслабление

Развивать координацию движений

Бег на носках с захлестыванием голени;

обычная ходьба в сочетании с ходьбой широким шагом

Ориентировка в пространстве

Игра: «Право-лево»

Развитие физических качеств

Развивать скоростно-силовые качества в прыжках, беге, работе рук и ног

Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через набивные мячи

Укреплять мышечный тонус всего туловища

Прыжки в длину с разбега

Упражнять в энергичном отталкивании двумя ногами от пола (земли), в прыжках с продвижением вперёд

Воспитывать самоорганизацию

п/и: «Линеечка»

Воспитывать ловкость

п/и: «Охотники и утки»

Развивать быстроту реакции и сообразительность

п/и: «Части тела»

Развитие мелкой моторики

Тренировать мелкую моторику движений пальцев и кистей рук

Пальчиковая гимнастика: «Кто в деревне живет», «Есть у нас игрушка»

Развитие дыхания

Упражнять в выполнении быстрого вдоха и длительного выдоха

Дыхательные упражнения

«Косарь», «Цветы»,

«Трубач», «Жук», «Сердитый ёжик»

Развитие коммуникативных способностей

Воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками

Игры:

«Сижу, сижу на камушке», «Скульптор и глина», «Мостик дружбы»

Развитие внимания

Развивать концентрацию и переключение внимания

Игры: «Крокодил», «Мячик-воздушный шарик»

Индивидуальный образовательный маршрут

ребёнка с тяжелыми нарушениями речи

по образовательной области «Физическая культура»

второго года обучения

Месяц

Направление развития

Задачи

Содержание работы

1

2

3

4

Октябрь

Нормализация мышечного тонуса

-Формировать умение регулировать тонус мышц рук.

Формировать умение регулировать мышечный тонус рук, ног, туловища.

Упражнение «Недотрога», «Фонари», «Кулачок - ладошка», «Замочек»

упражнение «Штанга», «Гуливер в гостях лилипутов», «Носок, пятка», «Ралли», Сосулька

Ориентировка в пространстве

Развивать двигательную активность

Игра «Мыши водят хоровод», «Солнышко и дождик»

Развитие физических качеств

Развивать скоростно-силовые качества в прыжках, беге, работе рук и ног

- ходьба с перешагиванием через набивные мячи, руки на поясе;

- спрыгивание со скамейки на полусогнутые ноги;

- метание мяча в горизонтальную цель правой и левой рукой с расстояния 2 м.

Развитие выносливости

п/и: «Борцы», «Догони», «Шире шаг»

Закреплять быструю передачу мяча по кругу

Развивать моторную память.

п/и: «Повторяй за мной», «Группировка слов»

Развитие общей моторики

Развитие общей  моторики

Игры: «Мы идем по кругу», «Лягушата» игра с самомосажем. «Комарики», «Этот пальчик»

Развитие дыхания

Упражнять в выполнении быстрого вдоха и длительного выдоха

Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей

Дыхательные упражнения

«Ёжик», «Ушки»

«Свеча», «Петушок», «Курочка», «Косарь», «Гуси», «Каша кипит», «Самолет», «Сердитый ёжик», «Лыжник»

Развитие коммуникативных способностей.

Воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками

Игры:

 «Зеркало»,

 «Хор животных»,

 «Радио»

Развитие внимания

Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы

Игра:

«Будь внимателен»

Развивать активное внимание

Развивать волевое внимание.

Ноябрь

Нормализация мышечного тонуса

Укреплять мышечный тонус всего туловища

Упражнения с фитболом

Снятие психоэмоционального, мышечного напряжения

Релаксационные упражнения на фитболе

Формировать умение регулировать тонус мышц шеи.

Формировать умение регулировать тонус мышц шеи и верхнего плечевого пояса.

Упражнение «Неваляшка»

Упражнение «Незнайка», «Цветочек»

Развивать координацию движений

Развивать скоростно-силовые качества в прыжках, беге

Развитие физических качеств

Упражнять в отбивании мяча о пол

Отбивание мяча о пол, продвигаясь вперед шагом

Укреплять мышечный тонус всего туловища

Прыжки на правой и левой ноге между кеглями, поставленными в одну линию

Развитие выносливости

п/и: «Встречная эстафета», «Подьем в гору»

Воспитывать внимание и сообразительность

п/и: «Зеваки», «Слушай звуки», «Четыре стихии»

Формировать творческое воображение

п/и: «Поварята», «Водопад»

Развитие общей моторики

Тренировать мелкую моторику движений пальцев и кистей рук

Игры: «Прогулка», «Маланья», «Белка», «У Петиной сестрицы»

Развитие дыхания

Дыхательные упражнения

«Ходьба», «Самолет», «Насос», «Дом маленький, дом большой», «Подуем на плечо», «Косарь»

Ориентировка в пространстве

Развивать двигательную активность

Игры «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль»

Формировать способности быстро переключать внимание с одного объекта на другой

Бег с остановкой по звуковому сигналу

Развитие коммуникативных способностей.

Воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками

Игры:

«Бабушка миланья», «Маленькое приведение», «Замри»

Развитие внимания

Развивать волевое внимание

Игры:

«Зеваки»

Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов

«Четыре стихии»

Развивать моторно-слуховую память.

«Повтори за мной»

Декабрь

Нормализация мышечного тонуса

Формировать умение регулировать тонус мышц шеи, рук, ног, туловища.

Формировать умение регулировать тонус мышц щек

Формировать умение регулировать тонус мимической мускулатуры.

Упражнение «Кукла устала»

«Надуваем шарик»

«Упрямые бараны»

Снятие психоэмоционального, мышечного напряжения

Упражнения: «Брыканье», «Кулачок»

Развитие физических качеств

Развитие ловкости

Упражнения: «Не намочи ног», «Подбрось, поймай»

Упражнять в выполнении упражнений на развитие мышц плечевого пояса и спины

Развивать скоростно-силовые качества (прыжки, бег)

Воспитывать внимание и сообразительность

п/и: «Четыре стихии», «Веселый лес»

Развивать танцевальные движения, медленный бег врассыпную

п/и: «Приветики»

Упражнять в равновесии, бросках мяча, метании

Развитие общей моторики

Развитие общей моторики и координации движений

 «Снеговик», «Кулачки», «Песенка стрекозы»

Развитие дыхания

Упражнять в выполнении быстрого вдоха и длительного выдоха

Дыхательные упражнения

«Цветы», «Ёж», «Трубач», «Жук», «Лыжник», «Каша кипит»

Строевые упражнения

Упражнять в поворотах направо, налево, кругом

Развитие коммуникативных способностей

Воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками

Игры:

«Без маски», «Сбрось усталость»,

Развитие внимания

Развивать моторно-слуховую память.

Игры:

«Запомни свое место»,

«Запомни свою позу»

Развивать наблюдательность.

«Запомни порядок»

Январь

Нормализация мышечного тонуса

Формировать умение регулировать тонус мышц век.

Формировать умение регулировать тонус мышц щек.

Формировать умение регулировать тонус мышц языка.

упражнение «Плакса»,

«Тигренок»

«Солнышко дразнится»

Снятие психоэмоционального, мышечного напряжения

Упражнение «Кукла Бобо», «Подушечный бой»

Укреплять мышечный тонус всего туловища.

Упражнение «Цапля»

Развивать координацию движений

Упражнение «Зеркало»

Развитие физических качеств

Развивать скоростно-силовые качества в прыжках, беге

Ритмические упражнения под музыку

Развитие выносливости

п/и: «Гусенички», «С кочки на кочку»

Развивать танцевальные движения, быстроту реакций

Обучать умению бросать и ловить мяч

Развитие общей моторики

Развитие общей моторики и координации движений

 «Жераф и мышонок», «Гусеница», «Слоник»

Развитие дыхания

Дыхательные упражнения

 «Воздушный шар», «Ветер», «Радуга обними меня»

Развитие коммуникативных способностей

Воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками

Игры:

«Разговор через стекло», «Пресконференция», «Путаница»

Развитие внимания

Развивать наблюдательность

Игры: «Кто что делал», «Художник», «Тень»

Февраль

Нормализация мышечного тонуса

Укреплять мышечный тонус всего туловища.

Упражнения ОР с фитболом

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Упражнения: «Стоп, хоп, раз», «Борьба рук», «Пальма»

Снятие психоэмоционального, мышечного напряжения

Упражнение «Падающая башня», «Будущие чемпионы»

Развитие физических качеств

Развивать скоростно-силовые качества в прыжках, беге

Упражнять в метании в вертикальную цель

Укреплять мышечный тонус всего туловища

Перепрыгивание через бруски, забрасывание мячей в корзину двумя руками из-за головы

Перешагивание через шнур (высота 50 см)

Развитие выносливости

п/и: «Волк во рву», прыжковые эстафеты

Развивать умение ползать и бегать

Развивать координацию движений, умение ползать

Развитие общей моторики

Развитие общей моторики и координации движений

 «Гусята», «Лыжи»,

Развитие дыхания

Дыхательные упражнения

 «Вертолет»

«Ёжик», «Язык трубочкой», «Пускаем мыльные пузыри», «Насос», «Дышим спокойно и плавно»

Развитие коммуникативных способностей

Воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками

Игры:

«Игра-ситуация», «Изобрази пословицу»

Развитие внимания

Развивать умение быстро сосредоточиваться

Игры: «Что слышно?»

Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы

«Будь внимателен »

Развивать активное внимание

«Слушай звуки»

Март

Нормализация мышечного тонуса

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

упражнения «Силач», «Травинка на ветру»

Снятие психоэмоционального, мышечного напряжения

Упражнения: «Высвобождение гнева», «Карикатура»

Развитие физических качеств

Учить скоординированности движений рук и ног

Упражнения «Мяч о стену», «Подброс-поймай»

Упражнять в выполнении упражнений на развитие мышц плечевого пояса и спины

Лазание по лестнице чередующим способом

Развивать скоростно-силовые качества (прыжки, бег)

Бег на носках пронося прямые ноги через стороны, ходьба скрестным шагом, ходьба по канату боком приставным шагом с мешочком на голове

Метание мешочков в цель правой и левой рукой от плеча

Учить находить своё место в игре, воспитывать самоорганизованность и внимание

Закреплять передачу мяча по кругу

п/и: «Волшебный мяч»

Воспитывать внимание и организованность

п/и: «Крокодил», «Снежинки-капельки»

Развитие общей моторики

Развитие статической координации движений

Упражнения  «Гнездо», «Фонарики», «Замок»

Развитие дыхания

Упражнять в выполнении быстрого вдоха и длительного выдоха

Дыхательные упражнения

«Ветер», «Каша кипит», «Трубач», «На турнике», «Партизаны», «Регулировщик»

Развитие коммуникативных способностей

Воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками

Игры:

«Подарок на всех», «Волшебный букет цветов»

Развитие внимания

Развивать волевое внимание

Игры: «Канон», «Зеваки»

Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов

«Четыре стихии»

Апрель

Нормализация мышечного тонуса

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

упражнение «Раскачивающееся дерево», «Дракон»

Снятие психоэмоционального, мышечного напряжения

Упражнение «Лепим сказку», «Солнышко, снежинки»

Развивать координацию движений

Упражнение «Часы», «Пружинка»

Развитие физических качеств

Развивать скоростно-силовые качества в прыжках, беге, работе рук и ног

Прыжки через короткую скакалку на месте, вращая ее вперед;

Метание мешочков в вертикальную цель

Развитие скоростно-силовых качеств

п/и: «Медведи и пчелы», «Челнок»

Воспитывать внимание и сообразительность

п/и: «Мячик – воздушный шарик»

Развитие общей моторики

Развитие статической координации движений

Упражнения  «Олень здоровается», «Кулак , ладонь», «Кольцо - зайчик»

Развитие дыхания

Упражнять в выполнении быстрого вдоха и длительного выдоха

Дыхательные упражнения

«Летят мячи», «Насос», «Маятник», «Гуси летят», «Самолет», «Подуем на плечо»

Развитие коммуникативных способностей

Воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками

Игры:

«Ручеек», «Нос к носу», «Слепец и поводырь»

Развитие внимания

Развивать концентрацию и распределение внимания

Игры: «Поиграем в корректора», «Веселый лес»

Май

Нормализация мышечного тонуса

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Упражнение  «Огонь и лед»

Снятие психоэмоционального, мышечного напряжения

упражнения «Котик», «Дерево», «Ты лев»,

Научить чередовать напряжение и расслабление отдельных мышечных групп

Упражнения на расслабление

Развивать координацию движений

Бег на носках с захлестыванием голени;

обычная ходьба в сочетании с ходьбой широким шагом

Ориентировка в пространстве

Игра: «Право-лево»

Развитие физических качеств

Развивать скоростно-силовые качества в прыжках, беге, работе рук и ног

Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через набивные мячи

Укреплять мышечный тонус всего туловища

Прыжки в длину с разбега, с места

Упражнять в энергичном отталкивании двумя ногами от пола (земли), в прыжках с продвижением вперёд

Воспитывать самоорганизацию

п/и: «Весна, лето»

Воспитывать ловкость

п/и: «Вышибалы»

Развивать скорость

п/и: «Ветерок», «Белые медведи»

Развитие общей моторики

Развитие статической координации движений

 «Барабанщик», «Трудные виражи»,

Развитие дыхания

Упражнять в выполнении быстрого вдоха и длительного выдоха

Дыхательные упражнения

«Косарь», «Цветы»,

«Трубач», «Жук», «Сердитый ёжик»

Развитие коммуникативных способностей

Воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками

Игры:

«Волшебные водоросли», «Вежливые слова», «Мостик дружбы»

Развитие внимания

Развивать концентрацию и переключение внимания

Игры: «Крокодил», «Мячик-воздушный шарик»

IV. Дополнительный раздел.

4.1. Краткая презентация Программы

Программа разработана с целью организации образовательного процесса и коррекционно-развивающей деятельности для детей с ТНР, рассчитана на детей шестого и седьмого года жизни, имеющих особые образовательные потребности.

Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Программа реализуется в течение всего времени пребывания обучающегося в МБДОУ.

Программа разработана на основе программ:

           - «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР» Нищевой Н.В.;

- Программы дошкольных  образовательных учреждений компенсирующего вида  для детей с нарушениями речи  «Коррекция нарушений речи», Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина;

- с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования ДЕТСТВО: / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.

В части, формируемой участниками образовательных отношений использован спектр программ, определенных в основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Сказка"

Технология организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ОНР предусматривает соблюдение следующих условий:

- наличие в учреждении психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;

- построение образовательной деятельности с учетом

индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей, обеспечивающего коррекцию нарушений умственного, речевого и эмоционального развития и стимулирование, обогащение, развития ребенка во всех видах детской деятельности(познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной, трудовой, коммуникативной, двигательной, восприятия художественной литературы и фольклора, конструировании, музыкальной);

- использование специальных технологий, характеризующихся

эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием, трансформацией) и ценностной значимостью для ребенка того, что он делает, познает, с чем играет и взаимодействует;

- взаимодействие  с  семьей  (активное  включение  родителей  в

жизнь учреждения, просвещение родителей, объяснение цели и задач воспитания и подготовки к школе детей с ОНР);

- событийный характер в организации жизнедеятельности детей;

- проведение лечебно-оздоровительной работы, создающей

благоприятную базу для организации занятий, игр, других видов деятельности детей.

  1. Особенности осуществления образовательной деятельности:

Участники образовательных отношений: дети, родители (законные представители), педагогические работники МБДОУ.

Образовательная деятельность в МБДОУ осуществляется на русском языке.

Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра.

Образовательная деятельность включает в себя реализацию задач пяти образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и может реализовываться в разнообразных видах деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. Пособие для инструкторов лечеб. физкультуры, воспитателей и родителей. — 2-е изд. —- М. : Просвещение, 2005. — 112 с. 
  2. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие/ Г.В.Каштанова, Е.Г. Мамаева.-2-е изд.,испр. И доп.-М.:АРКТИ,2007.
  3. МастюковаЕ.М.Лечебная  педагогика (ранний  и дошкольный  возраст: Советы  педагогам  и  родителям  по  подготовке к обучению  детей  с  особыми  проблемами  в  развитии.  —  М.:  Гуманит.  изд.  центр  ВЛАДОС,  1997.  — 304 с.
  4. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой.- 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 480 с.
  5. Примерная  адаптированная  основная  образовательная  программа  для  дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной.  — СПб. 2014. — 386 с.
  6. Сайкина Е.Г., Кузнецова М.Ю. Программное обеспечение дошкольных учреждений по физическому воспитанию //Актуальные вопросы физической культуры детей дошкольного возраста: Сб. науч. тр.- Спб.: Белл, 2004. С. 10-14.
  7. СанПиН 2.4.1.2660 – 10.
  8. Теория и методика физической культуры дошкольников: Учеб. пособие для студентов академии, университетов, институтов физической культуры и факультетов физической культуры, педагогических ВУЗов / Под ред. С.О Филипповой, Г.Н. Понаморева.- СПб., «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2010.-656с
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
  10. Физическое воспитание в детском саду. Э.Я. Степаненкова, М.: Мозаика – Синтез, 2005г.
  11. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник/под общ.ред.проф. Л.В. Шапковой.-М.:Советский спорт, 2009. – 608с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуальной работы для детей с нарушением интеллекта, инструктора по физической культуре

Планирование индивидуальной работы для детей с нарушением интеллекта по месяцам...

Конспект НОД инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие)

Конспект НОД инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие)Тема: Весенняя прогулка....

Конспект физкультурного досуга с детьми c тяжелыми нарушениями речи для старшего возраст. Автор -составитель инструктор по физической культуре Григорьева Галина Борисовна

внедрить семейно-центрированную модель совместной деятельности образовательного учреждения и родителей по совершенствованию представлений детей о безопасности на дороге и укреплению психического и физ...

Значение использования речи инструктором по физической культуре на занятиях в ДОУ

В  статье  рассматривается  значение  использования  речи инструктором  по  физической  культуре  на  занятиях  в  ДОУ.  Авторы подчерк...

Реферат КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДОУ

Физическое развитие и здоровье детей является одним из приоритетных направлений в реализации задач общеобразовательной программы детского сада. Специфика работы в группе определяется особенностями раз...

Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"

Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...

РАБОЧАЯПРОГРАММА адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с тяжелым нарушением речи

Образовательная область: «Познавательное развитие » Вид деятельности: «Формирование элементарных математических представлений» Группа компенсирующей направленности...