РАБОЧАЯПРОГРАММА адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с тяжелым нарушением речи
рабочая программа по коррекционной педагогике
Образовательная область: «Познавательное развитие » Вид деятельности: «Формирование элементарных математических представлений» Группа компенсирующей направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_tnr_4-5_let_2021.docx | 37.78 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
адаптированной основной общеобразовательной программы
дошкольного образования для обучающихся
с тяжелым нарушением речи
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения города Калининграда
центра развития ребенка – детского сада № 7
Образовательная область: «Познавательное развитие »
Вид деятельности: «Формирование элементарных математических представлений»
Группа компенсирующей направленности
для детей 4-5 лет
Разработчик: | Учитель - дефектолог МАДОУ ЦРР д/с № 7 Пучко С.В. |
Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета " 28 "мая 2020 г. |
г. Калининград
2020
Содержание
1 | Пояснительная записка |
2 | Цель и задачи |
3 | Планируемые результаты |
4 | Учебно-тематическое планирование |
5 | Содержание раздела |
6 | Учебно-методическое обеспечение |
7 | Материально-техническое обеспечение |
- Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для работы с детьми 4-5 лет с ТНР.
Программа составлена в соответствии с:
- АООП ДО для обучающихся с ТРН МАДОУ ЦРР д/с № 7.
Рабочая программа обеспечивает формирование элементарных математических представлений детей с ТНР.
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Периодичность проведения занятий 1 раз неделю. Таким образом, программа рассчитана на 36 занятий.
- Цель и задачи.
Цель: Развитие познавательной деятельности через формирование элементарных математических представлений, с учетом особых образовательных потребностей детей с ТНР.
Задачи:
1.Развивать элементарные представления о количестве и счете предметов.
2.Знакомить с общими пространственными и временными понятиями.
3.Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь).
4.Развивать личностные качества, необходимые для формирования элементарных учебных навыков.
5.Использовать альтернативные средства коммуникации.
3. Планируемые результаты.
- пересчитывать предметы в пределах 5;
- понимать смысл вопроса: «Сколько всего?»;
-уметь отсчитывать заданное количество предметов и уметь обозначать количество соответствующим числительным;
-уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги с помощью взрослого: верх, низ и т.д. ;
-называть (или правильно показывать) цвет, форму и размер предметов;
- знать цифры от 1 до 5;
-уметь с помощью педагога соотносить количество предметов с цифрой.
4. Учебно – тематическое планирование
Тема | Количество часов | Задачи |
Счет предметов. Повторение | 1 | Закреплять представления о количествах 1, 2, много. Мало, пустой, полный используя дискретные и непрерывные множества. |
Собираем урожай овощей и фруктов. | 2 | Выделять1, 2 предмета по подражанию, образцу. Соотносить с количеством пальцев. Развивать умение воспринимать обращенную речь, понимать и принимать задание |
Соотнесение двух групп предметов. | 1 | Учить соотносить 2 группы предметов, используя прием приложения и наложения. Игры: Сосчитай яблоки и груши. Где больше? Где меньше? |
Соотнесение двух групп предметов. | 1 | Учить обозначать результат словами - больше, меньше, столько же. Развивать умение воспринимать обращенную речь, понимать и принимать задание. |
Пересчет одинаковых предметов в пределах 2. | 1 | Учить считать в пределах 1,2, соотносить с количеством пальцев. |
Пересчет одинаковых предметов в пределах 2. | 1 | Учить обозначать результат словами, Использовать пересчет, как способ проверки. Сколько всего ,как узнать? -Надо сосчитать. -Возьми столько же. |
Счет разнородных предметов в пределах 3. | 1 | Учить считать однородные предметы. расположенные в ряд и предметы различные по назначению цвету, размеру. |
Счет разнородных предметов в пределах 3. | 1 | Учить считать предметы в пределах 3.-Что привез нам грузовик? -Кто в домике живет? |
Сравнение дискретных и непрерывных множеств. | 1 | Учить обозначать результат словами-больше, меньше, столько же. |
Сравнение дискретных и непрерывных множеств. | 1 | Определение количества условной меркой. Сварим кашу для куклы Сколько ложек крупы в тарелке? |
Преобразование множеств. | 1 | Учить выбирать способ преобразования множеств, используя практические методы. Напоим кукол чаем. Стулья для мишек. |
Преобразование множеств. | 1 | Осуществлять преобразование множеств, изменяющее количество. |
Решение задач. | 1 | Учить решать задачи практическим способом. Сколько всего машинок? Приехала еще одна машина. |
Форма предмета круг. | 1 | Учить детей сравнивать предметы по размеру: большой – маленький, больше – меньше, одинаково. Учить детей составлять круг из частей. |
Решение задач. | 1 | Продолжать учить решать задачи практическим способом. Угостим зайчиков морковкой. Сосчитай, сколько морковок? Зайчик съел одну морковку. |
Решение задач. | 1 | Учить решать задачи на нахождение остатка. |
Измерение непрерывных множеств. | 1 | Продолжать знакомить со способом измерения с помощью условной мерки. |
Измерение непрерывных множеств. | 1 | Учить отмерять условной меркой заданное количество Насыпь одну ложку сахара. Сколько стаканов воды в лейке? Сколько ложек крупы в тарелке? |
Счет элементов множества. | 1 | Упражнять в счете элементов множеств воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь(предметы), движений. Сколько игрушек в волшебном ящике? Научи Буратино считать. Сколько раз топнул Мишка? |
Счет в пределах 4 | 1 | Упражнять в счете элементов множеств воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь(предметы), движений. |
Выделение предметов из множества. | 1 | Учить выделять до 2 предметов из множества . Делай , как я. Принеси Зайчику угощение. Посадил Дед репку. |
Выделение предметов из множества. | 1 | Учить выделять до 3 предметов из множества по подражанию и образцу. |
Сравнение двух групп предметов. | 1 | Учить сравнивать группы предметов. Сколько шариков принес Незнайка? На какой тарелке больше конфет? У кого меньше карандашей? Что надо сделать. чтобы стало поровну? |
Геометрическая фигура квадрат. Понятия «далеко», «близко» | 1 | Квадрат. Учить детей составлять квадрат из частей. Закреплять понятия «далеко», «близко», («около», «рядом»). |
Сравнение двух групп предметов. | 1 | Учить сравнивать по количеству две группы предметов, находящихся на расстоянии на основе пересчета |
Измерение непрерывных множеств. | 1 | Знакомить со способом измерения с помощью условной мерки. Учить измерять жидкие и сыпучие тела. Развивать умение понимать речевую инструкцию. Сколько стаканов воды осталось в лейке? Сколько ложек крупы осталось в тарелке? |
Счет в прямом и обратном порядке. | 1 | Упражнять в счете от трех до одного. Сосчитай ступеньки. Построй башню. |
Геометрическая фигура треугольник | 1 | Треугольник. Учить детей составлять треугольники из частей. |
Счет в прямом и обратном порядке. | 1 | Упражнять в счете от трех до одного. Сосчитай ступеньки. Построй башню. |
Образование числа 4. Знакомство с цифрой 4. | 1 | Образование числа 4, знакомство с цифрой 4. Учить детей выделять из множества по образцу и слову, соотносить с количеством пальцев, находить в окружающей обстановке. |
Решение задач. | 1 | Продолжать учить решать задачи практическим способом. |
Понятия «длинный», «короткий», «одинаковые по длине». | 1 | Закреплять понятия «длинный», «короткий», «одинаковые по длине». |
Выделение предметов из множеств. | 1 | Учить пересчитывать предметы в пределах 3, Выделять до 3 предметов по словесной инструкции. Развивать наглядно-действенное мышление. Игры: Угощение для кукол. Сосчитай правильно. |
Образование числа 5, знакомство с цифрой 5. | 1 | Порядковый счет до 5. Учить детей счету предметов на ощупь, счету в прямом и обратном порядке, счету от заданного числа до 5. Учить отвечать на вопросы: «Который по счету?», «На каком месте?». Закреплять счет и отсчет предметов. Место числа 5 в числовом ряду. |
Счет предметов. | 1 | Закрепить умение считать предметы в прямом о обратном порядке с опорой на наглядность.. Игры: Сосчитай игрушки. Чудесный мешочек Построй башню. |
Итого | 36 |
5. Содержание раздела
Раздел 1 «Количество и счет» Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не при- бегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну». Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5. Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3». Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»). Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика). На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
Раздел 2 «Величина»: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине). Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего). Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).
Раздел 3 «Форма» Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.). Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.
Раздел 4 «Ориентировка в пространстве» Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки). Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
Раздел 5 «Ориентировка во времени» Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь). Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
- Учебно-методическое обеспечение
№п/ п | Автор(ы) | Заглавие | Город, издательство, год издания | Кол-во экз. | |
1. | Е.А.Екжанова Е.А.Стребелева | Коррекционно-развивающее обучение и воспитание | М., Просвещение, 2005. | 1 | |
3. | Метлина Л.С. | Математика в детском саду: Пособие для воспитателя д/с. | .М., Просвещение, 1984. | 1 | |
4. | Морозова И.А., Пушкарева М.А. | Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий работы с детьми 4-5 лет. представлений. Конспекты занятий для работы с детьми 5 – 6 (6 – 7) лет с ЗПР. | Мозаика – Синтез, 2007. | 1 | |
5. | Помораева И.А. | Формирование элементарных математических представлений удошкольников. | М., 2013. | 1 | |
6. | Шевченко С.Г. | Подготовка к школе детей с задержкой психического развития | Изд. «Школьная Пресса», 2004. | 1 |
7. Материально – техническое обеспечение
Наборные полотна (с двумя полосками);
формочки для овощей, фруктов, геометрических фигур и др.;
штампы: цифры, геометрические фигуры, игрушечные удочки с магнитами; мелкие игрушки с магнитами (рыбки, шарики, лягушки и т. п.);
величины;
пуговицы крупного размера (различных цветов); счетные полоски;
мелкий счетный материал: грибы, елки, различные овощи, фрукты, кубики, шарики;
сюжетные игрушки: мишки, ежи, белки, птички, кошки, собачки, лягушки и т. п.; наборы цифр от 1 до 9; плоские предметы и геометрические фигуры для раскладывания на наборном полотне и фланелеграфе (предметные изображения животных, фруктов, овощей, деревьев, цветов и др.);
наборы полосок, разных по длине;
наборы лент и полосок, разных по ширине;
объемные и плоскостные модели домов и елок разной величины; карточки с изображением разных предметов (овощи, фрукты, животные, транспорт), геометрических фигур, от 1 до 5;
домино (детское) с изображением предметов и кружков;
наборы геометрических фигур; палочки различной величины;
муляжи овощей и фруктов натурального размера, выполненные из пластмассы и т. п.;
пластмассовые корзины различной величины; обручи разного размера;
мячи разного размера и разного цвета(большие, средние и маленькие, легкие и тяжелые);
разной формы, коробки-вкладыши разных размеров;
бочки-вкладыши;
коробки и ящики с отверстиями геометрических форм и соответствующими вкладышами;
игрушки с крепящимися деталями, прищепки и основа для них (контур елки, круг — солнце, основа для туловища бабочки, корзинка и др.);
«Блоки с цилиндрами-вкладышами», «Цветные цилиндры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Аннотация к адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МКДОУ города Новосибирска «Детского сада №27 «Ро...
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №10 "Аленушка"
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комб...
Рабочая программа старшей логопедической группы с учётом ФГОС ДО (составлена на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи)
Рабочая программа для старшей логопедической группы (от 5 до 6 лет) разработана на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями реч...
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная образовательная программа -это образовательная программа адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индив...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей с тяжелыми нарушениями речи
Общие положенияОпределение и назначение Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речиСтруктура Адаптированной основной общео...
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) МБДОУ № 1 «Звездочка» (далее –Программа) разработана ...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Разработана в соотвентствии с ФАОП ДОдля обучающихся с тяжелыми нарушениями речи....