Статья на тему: "Двигательная активность как средство полноценного развития детей".
статья по физкультуре
Двигательная деятельность является одним из важнейших условий физического и психического развития ребенка. Разнообразные движения (ходьба, бег, ползание, метание и т.д.) являются биологической потребностью ребенка, без удовлетворения этой потребности малыш не сможет правильно развиваться и расти здоровым.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Двигательная активность как средство полноценного развития детей»
Двигательная деятельность является одним из важнейших условий физического и психического развития ребенка. Разнообразные движения (ходьба, бег, ползание, метание и т.д.) являются биологической потребностью ребенка, без удовлетворения этой потребности малыш не сможет правильно развиваться и расти здоровым.
Движения способствуют не только физическому развитию костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, улучшение обмена веществ, но и оказывает влияние на развитие эмоциональной, волевой и познавательной сферы развития и способствуют более интенсивному интеллектуальному развитию малыша. В процессе двигательной активности дети приобретают навыки социально одобряемого общения.
Физиологи считают движение врожденной потребностью организма. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем дошкольном возрасте, когда формируются основные системы и функции организма. Ученые-гигиенисты утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, потому что движение - преграда любой болезни. А древнегреческие мудрецы говорили: "Хочешь быть умным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть здоровым - бегай". Двигательный же дефицит приводит к нарушениям сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем; снижает силу и работоспособность скелетной мускулатуры, слабость которой непременно вызовет изменение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, ловкости, быстроты, а также выносливости всего организма. Недостаток движения приводит к обменным нарушениям, избыточному отложению жира, как следствие всего - частые простуды, вялость, раздражительность. Вот почему активные дети болеют реже.
Следует помнить: двигательная активность это биологическая потребность растущего организма. Не надо подавлять двигательную инициативу, а всячески поддерживать ребенка в стремлении быть активным и создавать условия для этого;
Летом у детей потребность в движениях больше, чем зимой. Это связано с изменением обмена веществ. Наибольшая двигательная активность проявляется с 9-ти до 12-ти часов в первой половине дня, с 17-ти до 19-ти часов – во второй.
Летний период дает больше возможностей для развития двигательной активности ребенка во время прогулок на свежем воздухе. В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуется имеющиеся навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительное взаимодействие со сверстниками.
Утренняя прогулка - наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений.
Организуя двигательную активность, следует помнить о том, что потребность в движениях у разных детей неодинакова.
Дети с чрезмерно высокой интенсивностью движений (более 70 движений в минуту) отличаются неуравновешенным поведением, плохо регулируют свою двигательную активность. Они предпочтение отдают бегу, лазанью, движения носят характер суетливый. Эти дети избегают движений, требующих точности, выдержки. Чрезмерно быстро утомляются, но не замечая этого, продолжают двигаться. Это приводит к истощению нервной системы. Не следует резко прекращать их двигательную активность. Переход от динамического состояния к статическому должен быть постепенным. Важно воспитывать у этих детей умение управлять своими движениями, действовать целенаправленно (дать задание – пробежать по дорожке, не намочив ножки, подпрыгнуть и достать шарик и т.п.).
Малоактивные дети не склонны много бегать, предпочитают спокойные игры. У них медленнее формируются двигательные навыки. Им не хватает ловкости, выносливости, они избегают активных игр со сверстниками, вес их обычно выше нормы, а это вредно для здоровья.
Как организовать физическое воспитание ребенка в семье?
Утренние – не часы – минуты должны быть отданы гимнастике. Недаром эти физические упражнения называют зарядкой бодрости на весь день. Упражнения простые и разнообразные. Примерно каждые две недели комплекс упражнений рекомендуется менять.
Не забудьте перед началом упражнений открыть форточку. Заниматься ребенок должен в майке и трусах. Чистый, свежий воздух, движения, а после этого умывание – и вялости, сонливости, как не бывало.
В выходные дни, во время отпуска, когда ребенок остается с вами, необходимо найти время для того, чтобы побегать с ним, покататься на коньках или лыжах, если это зима; летом поиграть в мяч, покататься на велосипеде, пойти в лес и т.д. Эти часы совместных занятий полезны не только для здоровья ребенка, но и для вашего. Не упускайте эту возможность!
Не всегда есть возможность оборудовать домашний «стадион», но обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка – доступны всем, так же как санки, коньки, лыжи. Приобретайте их.
В последние годы некоторые родители стремятся рано привлекать своих детей к регулярным занятиям такими видами спорта, как фигурное катание, художественная гимнастика, плаванье. Полезно ли это? Однозначно ответить нельзя. Регулярные тренировки и связанные с ними физические нагрузки, если они ребенку дошкольного возраста не по силам, будут вредны. С семи лет только некоторые дети, прошедшие тщательное медицинское обследование, могут начинать такие занятия.
Вечером, когда вы взяли ребенка из сада, найдите возможность пройти с ним пешком хотя бы часть дороги. Прогулка – это ваше время общения, а 20-30 минут, затраченные на нее, вернут и вам бодрость после трудового дня, «не пропадут даром» ни для здоровья, ни для настроения.
Привлекайте детей к посильной для них работе. Ребенок может помочь накрыть на стол, убрать со стола, вытереть пыль с низкой мебели, полить цветы и др. пусть сначала у него получается не очень хорошо, постепенно он научится выполнять все ваши поручения правильно. Это полезно и для воспитания трудовых навыков, и в то же время является одной из форм двигательной активности.
В большей степени ребенок удовлетворяет свою потребность в движениях в самостоятельной двигательной деятельности. Поэтому важно правильно организовать самостоятельную деятельность детей, где бы они полностью удовлетворили свою потребность в движениях. Для этого необходимо выделить площадь для игр, обеспечить разнообразным игровым материалом: это всевозможные каталки, машины, коляски, мячи, обручи, дорожки, ящики, кубы и т.д. нужно научить детей использовать пособия, игрушки, прежде чем малыш будет самостоятельно играть. Взрослый наблюдает за самостоятельной деятельностью детей, регулирует ее, подсказывает, чем еще можно заняться.
Особое внимание нужно уделять организации двигательной деятельности на прогулке. Стимулирует двигательную активность детей оборудование на участке (постройки: лесенки, домики, кораблики, горки, формы для песка и т.д.). Помимо стационарного оборудования на прогулку выносится и другой материал: коляски, мячи, скакалки, обручи, санки, лопатки и т.д. ребенка на прогулке можно привлекать к совместной деятельности со взрослым: игры, убрать листья, собрать шишки и т.п.
Все это поможет вырасти ребенку здоровым и активным!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционный педагогический совет «Двигательная активность – средство полноценного развития детей"
Нетрадиционный педагогический совет (с элементами деловой игры и практикума). Тема: «Двигательная активность – средство полноценного развития детей»....
Педагогический совет на тему: «Двигательная активность — средство полноценного развития детей»
Уважаемые коллеги, представляб вашему вниманию педсовет (протокол, план)...
Двигательная активность - средство полноценного развития детей
Потребность в движении – одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и полноценном формировании человека.Двигательная активность относится к ос...
Доклад "Двигательная активность средство полноценного развития детей".
Доклад "Двигательная активность средство полноценного развития детей"....
Двигательная активность как средство полноценного развития детей дошкольного возраста
Данный материал раскрывает опыт работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ ЗОЖ....
«Двигательная активность как средство полноценного развития детей»
семинар-практикум...
Двигательная активность, как средство полноценного развития детей
Понятие "Двигательная активность".Уровни двигательной активности.Средства, методы и приемы двигательной активности дошкольников....