Формирование равновесия у детей среднего дошкольного возраста
статья по физкультуре (средняя группа)

Няргинен Юлия Вячеславовна

Статья по формированию равновесия у детей среднего дошкольного возраста из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ РАВНОВЕСИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      Огромна роль функции равновесия для жизнедеятельности организма ребенка, для накопления двигательного опыта, обогащения представлений о пространстве и окружающем его мире предметов, явлений, для формирования первичных волевых процессов.

     Игра, самообслуживание, учебные и трудовые действия, перемещение в пространстве, связаны с необходимостью сохранять равновесие, а также является неотъемленной составляющей всех видов основных движений: ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания, а также других жизненно важных движений. Формирование равновесия- важная задача физического воспитания дошкольников. Значение навыков равновесия велико. От умения ребенка распределять вес тела над площадью опоры зависит результат решения поставленной двигательной задачи. Кроме того, специальные игры и упражнения, с помощью которых вырабатывается навык равновесия, имеют большое оздоровительное и воспитательное значение: они способствуют формированию правильной осанки, определенных моральных качеств, решительности, смелости, настойчивости.

        Учитывая, что функция равновесия наиболее успешно развивается в процессе физического воспитания, предполагается, что система педагогических воздействий будет более целесообразной, если создавать ее, опираясь на ведущие виды двигательной деятельности среднего дошкольного возраста: на самостоятельные движения общего характера и на основные движения (ходьбу, бег, бросание и ловля, лазанье, прыжки), на подвижные игры и специальные упражнения на равновесие. Помимо этого, увеличивается объем двигательной деятельности детей: после дневного сна повторяется комплекс утренней гимнастики, организовывается активная игровая деятельность детей в зале, в групповой комнате с использованием разнообразных физкультурных пособий (особенно в дни, когда из-за непогоды дети не гуляют); увеличивается длительность и интенсивность всех занятий по физической культуре, обогащая их содержание играми и упражнениями на равновесие.

     Для успешного формирования функции равновесия в своей работе можно использовать следующие приемы.

      В комплекс утренней гимнастики включать одно упражнение на равновесие из и.п.- стойка на одной ноге («ласточка», «петушок», «цапля», «пистолетик» и др), цель которых: как можно дольше удерживать равновесие, что придает атмосфере соревновательный характер и поддерживает интерес детей к гимнастике и качественному выполнению упражнений. Помимо этого, в утреннюю гимнастику обязательно включать недлительную ходьбу на носках, га пятках, на внешних сводах стопы, которая тренирует функцию равновесия. При остановке во время бега дети выполняют задания по сигналу: присесть, выпрямиться, повернуться кругом и тд.

      В комплекс ОРУ включать упражнения на равновесие, выполняющие в стойке на двух ногах и одно в приседании с различными положениями рук и ног. Усложнять упражнения в стойке можно за счет уменьшения площади опоры (постепенное сужение расстояния между ступнями ног) и повышением о.ц.т.т., а в приседании – переход на носки. Так же можно выполнять комплекс ОРУ на больших гимнастических мячах, предложенный М.А. Руновой. На занятиях на воздухе, можно использовать разнообразные пособия: ходьба по бордюру, по краям песочницы, по пенькам.

        В уголке для родителей можно разместить рекомендации «Будьте здоровы!». Где говорится о важности равновесия, и дать конкретные советы: с помощью каких спортивных упражнений и приспособлений родители могут помочь своим детям в развитии равновесия:

- катание на велосипеде и самокате

- катание на роликовых и фигурных коньках

- скольжение по ледяным дорожкам

- катание на лыжах

- занятия плаванием

- занятия художественной гимнастикой

Использование разнообразных подвижных игр «Бабочки, лягушки», «За высоким, за низким», «Веселые снежинки», «Совушка», «Жмурки с колокольчиком», «Кто быстрее перенесет мешочек на голове», «Кто дольше удержит равновесие на одной ноге», «Петушиный бой,» и др.

     Можно проводить кружковую работу «Здоровье в равновесии!», на котором решать задачи развития функции равновесия.

     Равновесие – это физическое качество, которому надо уделять большое внимание, особенно в среднем дошкольном возрасте. Существует большое количество игр и упражнений, которые позволяют с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей развивать функцию равновесия. Следует различать динамическое и статическое равновесие и подбирать игры и упражнения в соответствии с видом равновесия. Эти игры и упражнения необходимо проводить с подгруппой или индивидуально, включая их в такие формы организации двигательной деятельности детей как:

- физкультурные занятия

- физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня

- активный отдых

- самостоятельная двигательная деятельность детей

- задания на дом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование культуры здоровья детей среднего дошкольного возраста, как важное условие социально - личностного развития дошкольника".

Смысл культуры здоровья, прежде всего, выражается в обретении личностью смысла, заключающегося в бережном отношении человека к человеку, в здоровых отношениях с окружающим миром и в удовлетворенности ...

Основные направления работы по формированию конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

В дошкольной педагогике детское конструирование считается одним из важных видов психической деятельности в развитии ребенка, в ходе которого  формируются как познавательные, так и практические де...

Перспективный планирование по формированию цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста.

Комплекс мероприяий направленых на цветовоспиятие у детей среднего дошкольного возраста....

ППО. Тема :"Технология формирования культуры поведения детей среднего дошкольного возраста".

       Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей.             Стать гармоничной личностью, уметь достойно вест...

Использование бросового материала в формирование экологического сознания детей среднего дошкольного возраста

Использование бросового материала в формирование экологического сознания детей среднего дошкольного возраста...

Досуг по формированию навыков здоровьесбережения детей среднего дошкольного возраста «В гости к Петрушке».

Досуг по формированию навыков здоровьесбережения детей среднего  дошкольного возраста«В гости к Петрушке»....

Формирование положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры как педагогическая проблема

Формирование положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры как педагогическая проблема...