Использование бросового материала в формирование экологического сознания детей среднего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему
Использование бросового материала в формирование экологического сознания детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vaytkus_ae_statya.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
А.Э. Вайткус
воспитатель
ГБДОУ детский сад № 69 «Марина»
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Использование бросового материала в формирование экологического сознания детей среднего дошкольного возраста
Практически все неблагоприятные стороны современной экологической ситуации связаны с традиционной культурой человека. Поэтому, гармонизацию взаимоотношений общества и природы необходимо начинать с экологизации нравственного облика самого человека, то есть с формирования экологического сознания.
Сознание — высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.
Становление экологического сознания характеризуется такими признаками, как глобальность, переосмысление всех основных мировоззренческих вопросов, опора на науку, соединение ее с гуманистическими ценностями, способность подняться над своими интересами ради интересов более широких общественных слоев, стремление действовать во имя сохранения природы, спасения жизни на планете. Становление экологического сознания идет по четырем направлениям: научному (проявляется в стремлении реализовать на практике знания о существующих в природе связях о том, как можно избежать их нарушения в ходе производственной деятельности); экономическому (через осознание экономической невыгодности производственной деятельности, разрушающей природу); культурному (выражается в желании сохранить природу как элемент культурной среды); политическому (проявляется в стремлении людей создать условия, соответствующие достоинству человека). То есть цель экологического сознания — переориентация человеческого мировоззрения.
Таким образом, экологическое сознание — это форма общественного сознания, находящаяся в стадии формирования, включающая в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотивации, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно — реальную практику отношений между человеком и средой его жизни, между обществом и природой, включая регулятивные принципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояния системы «общество — природа».
Содержание экологического сознания раскрывается через понятия «экологические отношения» и «экологическая деятельность». Оно включает в себя как закономерности взаимодействия общества и природы, так и различного рода эмпирические знания, взгляды, традиции той или иной культуры, имеющие важное экологическое значение, а также ценностный момент в отношении к природе, систему регулятивных принципов нравственного характера.
Основной компонент содержания экосознания — осознание ценности жизни и опасности ее деградации, потребность ее сохранения, а также осознание ограниченности ресурсов природы, интегральной частью, которой является человек; необходимости отказа от доминирования человека над природой и установления динамического равновесия между природными системами и человеческой системой; экологического кризиса, как общественного кризиса; глобального характера экологического кризиса; необходимости решения экологического кризиса; к необходимости разработки глобальной стратегии развития, как предпосылки существования жизни, и т. д.
В структуре экологического сознания различаются три относительно самостоятельных компонента: рациональный, чувственно-эмоциональный, поведенческо-волевой, которым соответствуют экологические представления, оценка экологической ситуации и экологическое поведение.
Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).
Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным.
В период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологического сознания детей. Именно на 4-5-м году жизни более отчетливо проявляются элементы этого сознания: интерес к природе, к определенным видам деятельности, эмоциональные реакции, более осознанные оценки поведения в природе.
Структурные компоненты экологической культуры, выделенные на основе деятельностного подхода (экологические знания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение) тесно связаны между собой и составляют единую систему. Осью индивидуальной экологической культуры целесообразно считать экосознание, формирующееся в процессе деятельности ребенка и которое повышается, если стимулировать его интерес к природе, пробуждать чувства, вызывать сопереживание; важно, чтобы ребенок сам мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме.
Элементы экологического сознания наиболее характерные для дошкольников: потребность в общении с природой, которая является отправной точкой формирования экологической культуры ребенка, как правило, не отделяющего себя от природы, воспринимая себя частью этой природы; эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. Еще одним условием формирования экологического сознания является необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески и самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающей мир.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности, составляющими которой выступают представления о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
Для формирования экологического сознания детей среднего дошкольного возраста был разработан проект по переработке бумажных отходов "Преобразим мир вместе".
Задачи проекта:
- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающей среде по средствам минимизации отходов, переработки их доступными детям способами;
- расширение кругозора дошкольников и вовлечение их в деятельность по оптимизации и минимизации отходов;
- вовлечение родителей в жизнь детского сада по средствам проведения проектов по выбранной теме;
- использование деятельностного подхода при организации деятельности детей для насыщения предметно-развивающей среды новыми материалами.
В ходе проекта использовались следующие виды материалов: газета, картон, бумага. С детьми были проработаны такие темы, как: "Чаепитие" (создание и роспись посуды для оформления игрового уголка в группе, для организации игровой и театрализованной деятельности дошкольников), "Путешествие по сказкам" (конструирование из обрезков картонных коробок масок животных и атрибутов героев сказок), "Новогодний венок" (изготовление из мятых газет венка для украшения группы к празднику), "Спасите елочку" (конструирование елок из бумажных отходов), "Новогодняя елка" (изготовление елочных игрушек).
Использовались следующие техники работы с материалами:
- конструирование из картонных заготовок разных форм и размеров;
- поделки из мятой газеты;
- декупаж;
- папьемаше.
В результате проведенной работы были отмечены следующие результаты в формировании экологического сознания средних дошкольников: отношение детей к природе стало более ценностным, сформировались представления о том, из чего производится бумага и картон и как их можно перерабатывать, тем самым сохраняя деревья; ребята стали проявлять эстетические чувства, фантазию и творчество при работе с бумажными отходами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментирование и его использование для формирования экологического сознания детей старшего дошкольного возраста
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечив...
Комплекс развивающих мероприятий по формированию экологических представлений детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Цель данного комплекса - создать все необходимые условия для экологического образования наших воспитанников....
Формирование экологического сознания детей старшего дошкольного возраста через изодеятельность
Изоэкология – направление, которое соединяет в себе изобразительную деятельность и экологическое образование. Это вид детского творчества, в котором художественные образы создаются из различных ...
Выступление на педагогическом совете" Начало формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста".
Непрерывное экологическое образование, его формирование важный этап в дошкольном детстве. Использование различных методов, приемов для развития экологической культуры....
Педагогический опыт работы по теме: Формирование экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края посредством дидактических игр.
С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает. Но мало показ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ИСТОРИЯ ПРО ЖЁЛТЫЙ ШАРИК», КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ИСТОРИЯ ПРО ЖЁЛТЫЙ ШАРИК», КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Панарина В.В....