Игра "Твистер" в здоровьесберегающем пространстве группы.
статья по физкультуре (старшая группа)

Янчук Марина Владимировна

В статье представлены различные варианты игры «Твистер».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tvister.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА «ТВИСТЕР» В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ

ПРОСТРАНСТВЕ ГРУППЫ.

Бавтрук Светлана Николаевна – учитель-логопед,

Григорьева Светлана Юрьевна – воспитатель,

Янчук Марина Владимировна – воспитатель.

МОУ «Детский сад № 254 Тракторозаводского района Волгограда»

г. Волгоград

          Народная мудрость напоминает нам: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным: сделайте его крепким и здоровым!». Однако специалисты, работающие в области «Дошкольное детство» обеспокоены тем, что дошкольник нашего времени отличается от ребёнка прежних поколений в физиологическом и психологическом аспектах и требует к себе особого подхода, основанного прежде всего на здоровьесберегающих, личностно-ориентированных и игровых технологиях.

И тут на помощь педагогу приходят, казалось бы, очень простые игровые пособия, инновационность которых состоит в том, что они превращают статичную дидактическую игру в подвижный квест.

Одной из таких игр является игра "Твистер". В классическом своём варианте игра «Твистер» поможет компенсировать недостаток движения, разовьет координацию, внимательность, реакцию и чувство равновесия. Эта игра способствует развитию: произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции), игровой деятельности, навыков общения и партнерства, пространственного ориентирования, общему физическому развитию, сенсомоторной координации.

          Уникальность данной игры в её много вариантности. Игру можно использовать в НОД, в индивидуальной и подгрупповой работе, и в самостоятельной деятельности по желанию детей. В кругах могут быть использованы различные вкладыши, в зависимости от целей игры: «Тематические картинки», «Цифры», «Буквы». Благодаря этому, данная игра становится полифункциональной.

        Нами обобщён опыт наших коллег и опробованы на практике различные варианты игры «Твистер».

                   

Игры с применением напольной игры «Твистер»

  1. Классическая игра «Твистер»

Для наших детей с задержкой психического развития и нарушениями речи данная игра очень актуальна, т.к. развивает внимание, координацию движений, помогает закрепить умение детей ориентироваться в собственном теле и пространстве. Так как данные показатели развития наиболее страдают  у наших воспитанников. Также твистер – это и своеобразная гимнастика, потому что успех в игре во многом зависит от гибкости тела и выносливости мышц, а основная её цель – удержать получившуюся позу как можно дольше. Так тренируются выносливость, умение долго держать статическую позу, которые пригодятся потом на уроках в школе. Все позы, при которых ребёнок стоит на ладонях и стопах, укрепляют мышцы брюшного пресса, верхней части спины, плеч и рук. Чтобы удержать равновесие, детям приходится втягивать живот, а это способствует как зрительному его уменьшению, так и реальному подтягиванию.

Нами классический «Твистер» используется ещё и несколько нетрадиционно. Его мы применяли в следующих играх:

  1. Игра «Где зажегся фонарик?»

Цели: развитие зрительно-пространственных функций, закрепление умения детей определять правую и левую руки (ноги), их положения на игровом поле, умения соотносить с цветом кругов.

Ведущий лазерным или обычным фонариком светит на один из кругов. Ребенок рассказывает, где зажегся фонарик (в каком ряду, каким по счету справа или слева расположен данный круг - «окошко», назвать цвет). За правильный ответ игрок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Похожие задачи решаются в игре с использованием «Твистера» «За покупками», «За сокровищами». К ним были разработаны карточки-схемы.

  1. Игра «За покупками»

На кругах игрового поля разложены разнообразные предметы (посуда; предметы кукольной одежды; продукты, инструменты и т.д., в зависимости от того, в какой отдел магазина вы пойдете – продуктовый, мебельный, одежда и т.д.). Ребенок должен совершить покупки (собрать все предметы на игровом поле). Для этого он должен рассказать свой путь следования по магазину (сколько шагов, в какую сторону он совершает и т.д.). Если он говорит правильно, то покупка оказывается у него в корзинке. Выигрывает ребенок, у которого больше покупок.

  1. «За сокровищами»

Ребенку дается карточка-схема, на которой схематично изображен путь следования. Если ребенок преодолевает его правильно, то в конце пути он находит сокровища, спрятанные под кругом (можно поместить сокровища в сундучок и открывать его с помощью ключика).

Если в данную игру во вкладыши на кругах вставить определённые картинки, и ребёнок (дети), двигаясь по схеме от круга к кругу, будет называть эти картинки, то мы сможем решать и логопедические задачи, например: автоматизация звуков, выделение первого (последнего) звука в словах, деление слова на слоги и т.д. А если картинки во вкладышах заменить буквами, то двигаясь к «кладу» ребёнок закрепит буквы и может в конце пути сможет назвать получившееся из них слово. Если на кругах по дороге к «сокровищам» будут цифры, ребёнок закрепит зрительный образ цифр и даже решит несложный пример на сложение.  

В данной игре используются карточки-схемы разной степени сложности. Работа начинается с самых простых схем (из 3-4 кругов).

  1. Ещё один вариант использования классического «Твистера» с накладными кармашками игра «Найди группу» 

Ребенку предлагается выбрать круги с предметами, относящихся к одной группе и имеющих общие существенные признаки. Например: найти «Овощи», «Мебель», предметы красного цвета, предметы сделанные из дерева и т.д. Благодаря этой игре совершенствуется словарный запас и грамматический строй речи

В коррекционно-логопедической работе мы используем ещё несколько вариантов игры «Твистер». Эти игры помогают разнообразить материал, используемый нами в коррекционном процессе. Благодаря им мы закрепляем у детей умение выделять звуки в словах, давать им характеристику, закрепляем с ними навыки звукового анализа слов, умение различать буквы русского алфавита, соотносить звук и букву, развиваем слуховое внимание, память и мышление.

  1. Игра «Запомни-покажи»

Ребёнку называется ряд из 2-3-4 слов (в зависимости от уровня развития слухового восприятия), ребёнок должен на поле найти и закрыть руками, ногами кружки с названными картинками. В зависимости от подобранных картинок мы можем:

  • автоматизировать поставленные звуки, для этого играющий должен назвать закрытые им картинки
  • закреплять обобщающие понятия (ребёнок называет одним словом закрытые им картинки)
  • закреплять умение находить лишний предмет из предложенных слов
  1. Игра «Выбери слова на заданный звук»
  • 1 вариант Ребёнку (детям) предлагается закрыть руками, ногами круги с картинками, начинающиеся на заданный звук
  • 2 вариант Ребёнку (детям) предлагается закрыть круги с картинками на заданный звук ногой (если звук в начале слова), правой рукой (если звук в конце слова)

и другие варианты

  1. Игры «Найди букву», «Собери слог, слово» закрепляют у детей умение различать буквы русского алфавита, соотносить звук и букву, совершенствуют процессы звукового анализа и синтеза.

Ребёнок (дети) находят и закрывают заданную букву.

Или из букв на кругах составляют слоги (слова), которые называет ведущий. При этом левая нога закрывает круг с первой буквой, правая рука – со второй, правая нога – с третьей, левая рука – с четвёртой.

  1. Игра «Составь схему слога, слова» помогает совершенствовать звуковой анализ слогов и слов.

Цвета соответствуют традиционным цветам звукового анализа (гласные – красным, твёрдые согласные – синим, мягкие согласные – зелёным). При этом левая нога закрывает круг с первым звуком, правая рука – со вторым, правая нога – с третьим, левая рука – с четвёртым.

  1.  «Числовой твистер» - математическая игра. В кармашках на кругах – цифры от 1 до 9.

Помогает усовершенствовать умение различать цифры, соотносить количество предметов с соответствующей цифрой, решать простые примеры и задачи и т.д.

  • «Посчитай – найди цифру»
  • «Увеличь число на 1, на 2 и т.д.»
  • Встать левой ногой на число меньшее, чем заданное а правой рукой - на число большее.

Аналогичные задачи решает и пальчиковый твистер. Единственное его отличие –компактные размеры. Твистер для пальчиков – отличная идея для развития мелкой моторики, зрительно-моторной координации, внимания, умения играть по правилам. Нами используются несколько вариантов.

Предлагаем вашему вниманию некоторые из них.

Игру «Твистер» могут применять не только педагоги, но и родители. Игру "Твистер" легко смастерить самим. Для этого необходимо взять отрез полиэтиленовой плёнки или клеёнки, размер которой может быть различным. Вырезать из самоклеющей плёнки круги четырёх цветов и приклеить их к клеёнке. На пластмассовые кубики наклеить квадраты соответствующих цветов и надписи (правая рука, левая рука, правая нога, левая нога, любая рука, любая нога).

       В заключении добавим, что пособие «Твистер» и её варианты полностью соответствуют ФГОС ДО. Содержательно насыщенные, трансформируемые, вариативные, доступные, безопасные. Соответствуют возрастным особенностям детей с задержкой психического развития и речевыми нарушениями от четырёх до восьми лет. Обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность детей, в том числе двигательную. Имеется возможность изменить представляемый материал, решаемые задачи в зависимости от времени года, от образовательной ситуаций, от интересов детей и их возможностей за счёт наличия съёмных элементов. Все элементы соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Пособия находится в постоянном и открытом доступе для детей.

Литература:

  1. Ресурсы интернет-сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Организация здоровьесберегающего пространства в младших группах".

«Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов – научить детей покорять эту вершину.Как же воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимо...

"Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС"

 Одним из главных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями ФГОС здоровьесберегающая предметно–пространственная развивающая ср...

Консультация для воспитателей «Создание здоровьесберегающего пространства в группе с учетом ФГОС»

Консультация для воспитателей«Создание здоровьесберегающего пространства в группе с учетом ФГОС»...

Доклад на тему " СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ ПУТЕМ ОБОРУДОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ УГОЛКОВ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ"

О правильной организация двигательной активности детей в повседневной жизни, выполнении двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня....

Статья "Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС".

Здоровьесберегающее пространство в группе ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС....

Доклад "Здоровьесберегающие технологии в ДОО" на семинаре "Формы партнерства ДОО и семьи в рамках единого здоровьесберегающего пространства"

Представляю Вашему вниманию презентацию на тему «Здоровьесберегающие технологии в дошкольной организации».Использование здоровьесберегающих технологий имеет огромное значение в оздоровлени...