Двигательные умения и навыки детей старшего дошкольного возраста.
статья по физкультуре (старшая группа)

Соколова Ирина Анатольевна

Научение различным двигательным навыкам происходит начиная с рождения. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже многое умеет и практически в совершенстве двигается. Естественно, что развитие происходит не только стихийно, от природных задатков, но и при целенаправленном воздействии педагогов.

В рамках педагогического процесса актуально развивать основные движения. Эффективности данного процесса способствуют определенные условия, механизмы и средства развивающей среды,  способствующей физическому развития дошкольников.

Из педагогической практики следует, что сформировать двигательные навыки весьма сложно,  и в этом отношении педагог преодолевает множество трудностей. Не всегда большим количеством упражнений удается достигнуть необходимого результата, а именно точности и дифференцированности выполняемых ребенком движений. Бывает, что вырабатываемые у детей навыки оказываются косными, недостаточно гибкими и с трудом переносятся в новые условия. Чтобы наиболее эффективно обучать детей, необходимо их всесторонне обследовать.

В соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков происходит обучение ребёнка движениям. Данные закономерности представлены четким последовательным переходом от знаний и представлений о действии к умению выполнять его, а затем от умения к навыку.

Обучение двигательным действиям зависит от соблюдения последовательности действий и соответствующих компонентов функциональной системы в целом.

По мнению Н.А. Фомина, При формировании двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение. Так отмечал Н.А.Фомин. Двигательное действие представляет собой действие, не доведённое до значительной степени автоматизации .

М.И. Фонарева выделяет ряд факторов, характерных для выработки первоначального умения:

- регулярное концентрирование внимания в процессе действия;

- поддержание высокой степени участия двигательных автоматизмов в управлении движением;

- учет изменчивости и даже нарушения техники движений;

- маловыраженная слитность движений и обусловленная этим растянутость их во времени .

При формировании двигательного действия происходит последовательная смена двигательных умений и навыков. По итогам неоднократного повторения двигательные умения автоматизируются и превращаются в двигательные навыки.

По сути двигательный навык представляет собой одну из форм двигательных действий ребёнка, приобретаемый на основе знаний и опыта неоднократного выполнения того или иного действия. Регулярно автоматизирующиеся и приобретаемые в результате обучения или жизненной практики формы двигательных действий детей вырастают в двигательный навык.

В итоге, мы называем двигательным навыком ту автоматизированную форму приобретённого двигательного действия, которая осознана, объясняема ребенком пошагово . Такая способность к выполнению упражнения и его осознанию приобретается при соответствующем требованиям и способностям детей методическом обучении в старшем дошкольном возрасте. Для возникновения новых умений есть основа возникший на основе старых умений навык.

Теоретические исследования Н.А.Бернштейна внесли свой весомый вклад в понимание формирования двигательных навыков в процессе обучения: при воздействии двигательных действий организм делается сильнее, выносливее, ловчее, искуснее. Это свойство организма назвали упражняемостью . Регулярное посторенние двигательных упражнений приводит к более удачному выполнению двигательной задачи, доведению до наилучшего способа действия. Каждое повторение решаемой задачи в разных условиях – есть тренировка, посредством которой ребенок набирается опыта решения видоизмененной задачи, что совершествует сенсорные коррекции данного движения. Это необходимо для того, чтобы приспособится даже к незначительному и неожиданному изменению обстановки или самой двигательной задачи .

Естественно, что нервная система участвует в становлении навыка в первую очередь, потому что вырабатывается навык при долгом упражнении мозга.

По мнению Э.Я. Степаненковой навык строится по смысловым цепным действиям, которое идет по связанным звеньям. Нервная система контролирует двигательный навык на каждом этапе и управляет. Так двигательный акт строится по иерархиям уровней мозга от А до Е. пять уровней имеют собственную обслуживающую совокупность органов чувств.

«А». На первом  самом нижнем уровне происходит ощущение организма в тонусе. За него отвечает часть спинного мозга, самые нижние отделы мозжечка и все располагающиеся там нервные центры - ядра. На данном уровне регулируется мышечный тонус, а именно готовность мышц и нервов, снабжающих их, принять и эффективно исполнить команду-импульс из центра. Такое направление необходимо для формирования поддержания тела. Во внешних проявлениях это непроизвольные действия дрожательные движения, такие как дрожь от холода, температуры, от волнения или вздрагивание от внезапного резкого звука, луча света и т.д.

Только некоторые действия руководятся уровнем «А»: вибрационно-ритмические; принятие и удержание определённой позы, в том числе осанки ребёнка.

«В». Уровень движения, на котором образуются содружественные движения и стандартные штампы. Им руководствуются локомоторные действия, оснащённые четырьмя конечностями-движителями. Контролирует точность воспроизведения движения, определяет три важнейших качества, необходимых для построения движений:

- вовлеченность в работу десятков мышц, осуществляющих движение;

- развитие способности стройно и налажено вести движение во времени;

- как результат предыдущего действия приводит к способности чеканной повторяемости движений не только по времени, но и по рисунку действия.

«С». Уровень отвечает за взаимодействие человека и пространства, названный Н.А. Бернштейном уровнем пространственного поля. Основной в ответственности за построение движений. Отличается от предшествующих своей связью с внешним миром, работой телерецепторов (зрения, которое безгранично расширяет и увеличивает объём и качество поступающей в организм информации).

Также третий уровень обладает несдвигаемостью. Из-за отражающегося прошлого опыта в качественно переработанной информации ребёнок способен воспринимать неподвижность окружающего мира. Движения, совершаемые под руководством уровня «С», не содержат элементов повторяемости или чередования. Данный уровень играет важную роль в спортивных, акробатических видах движений. Это связывающее звено между действиями, движениями и тем пространством, в котором живёт и действует ребёнок.

«Д». Уровень регуляции действий, присущих исключительно человеку, обеспечиваемых областью больших полушарий головного мозга. Здесь появилась смысловая регуляция выполняемых действий. 

«Е». Уровень мотивации. Здесь проходит смысловая коррекция действий, определяется мотив деятельности. Приводится анализ результативности движения под соответствие намерений, с той самой моделью, которую ребёнок создал мысленно перед началом своего действия.

Таким образом, движения проходят в своем развитии пять уровней от примитивного физиологического до осознанного, мотивированного, проходя процесс переработки сигналов от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела.

Н.А. Бернштейн называет выполняемые движения индивидуализированными «повторениями без повторения». Отмечает своеобразие движений каждого из детей. Движения несут в себе реализацию более новых и новейших ,а также еще только предполагаемых всё двигательных возможностей детей, отражая вместе с тем и новый уровень их приспособительных реакций .

Большое значение для развития ребенка имеет образование двигательных навыков, что дает ему возможность выполнения движений с наименьшей затратой энергии и с наибольшим эффектом. Движения обеспечивают рациональное использование его двигательных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Двигательные умения и навыки детей старшего дошкольного возраста.

Научение различным двигательным навыкам происходит начиная с рождения. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже многое умеет и практически в совершенстве двигается. Естественно, что развитие происходит не только стихийно, от природных задатков, но и при целенаправленном воздействии педагогов.

В рамках педагогического процесса актуально развивать основные движения. Эффективности данного процесса способствуют определенные условия, механизмы и средства развивающей среды,  способствующей физическому развития дошкольников.

Из педагогической практики следует, что сформировать двигательные навыки весьма сложно,  и в этом отношении педагог преодолевает множество трудностей. Не всегда большим количеством упражнений удается достигнуть необходимого результата, а именно точности и дифференцированности выполняемых ребенком движений. Бывает, что вырабатываемые у детей навыки оказываются косными, недостаточно гибкими и с трудом переносятся в новые условия. Чтобы наиболее эффективно обучать детей, необходимо их всесторонне обследовать.

В соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков происходит обучение ребёнка движениям. Данные закономерности представлены четким последовательным переходом от знаний и представлений о действии к умению выполнять его, а затем от умения к навыку.

Обучение двигательным действиям зависит от соблюдения последовательности действий и соответствующих компонентов функциональной системы в целом.

По мнению Н.А. Фомина, При формировании двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение. Так отмечал Н.А.Фомин. Двигательное действие представляет собой действие, не доведённое до значительной степени автоматизации .

М.И. Фонарева выделяет ряд факторов, характерных для выработки первоначального умения:

- регулярное концентрирование внимания в процессе действия;

- поддержание высокой степени участия двигательных автоматизмов в управлении движением;

- учет изменчивости и даже нарушения техники движений;

- маловыраженная слитность движений и обусловленная этим растянутость их во времени .

При формировании двигательного действия происходит последовательная смена двигательных умений и навыков. По итогам неоднократного повторения двигательные умения автоматизируются и превращаются в двигательные навыки.

По сути двигательный навык представляет собой одну из форм двигательных действий ребёнка, приобретаемый на основе знаний и опыта неоднократного выполнения того или иного действия. Регулярно автоматизирующиеся и приобретаемые в результате обучения или жизненной практики формы двигательных действий детей вырастают в двигательный навык.

В итоге, мы называем двигательным навыком ту автоматизированную форму приобретённого двигательного действия, которая осознана, объясняема ребенком пошагово . Такая способность к выполнению упражнения и его осознанию приобретается при соответствующем требованиям и способностям детей методическом обучении в старшем дошкольном возрасте. Для возникновения новых умений есть основа возникший на основе старых умений навык.

Теоретические исследования Н.А.Бернштейна внесли свой весомый вклад в понимание формирования двигательных навыков в процессе обучения: при воздействии двигательных действий организм делается сильнее, выносливее, ловчее, искуснее. Это свойство организма назвали упражняемостью . Регулярное посторенние двигательных упражнений приводит к более удачному выполнению двигательной задачи, доведению до наилучшего способа действия. Каждое повторение решаемой задачи в разных условиях – есть тренировка, посредством которой ребенок набирается опыта решения видоизмененной задачи, что совершествует сенсорные коррекции данного движения. Это необходимо для того, чтобы приспособится даже к незначительному и неожиданному изменению обстановки или самой двигательной задачи .

Естественно, что нервная система участвует в становлении навыка в первую очередь, потому что вырабатывается навык при долгом упражнении мозга.

По мнению Э.Я. Степаненковой навык строится по смысловым цепным действиям, которое идет по связанным звеньям. Нервная система контролирует двигательный навык на каждом этапе и управляет. Так двигательный акт строится по иерархиям уровней мозга от А до Е. пять уровней имеют собственную обслуживающую совокупность органов чувств.

«А». На первом  самом нижнем уровне происходит ощущение организма в тонусе. За него отвечает часть спинного мозга, самые нижние отделы мозжечка и все располагающиеся там нервные центры - ядра. На данном уровне регулируется мышечный тонус, а именно готовность мышц и нервов, снабжающих их, принять и эффективно исполнить команду-импульс из центра. Такое направление необходимо для формирования поддержания тела. Во внешних проявлениях это непроизвольные действия дрожательные движения, такие как дрожь от холода, температуры, от волнения или вздрагивание от внезапного резкого звука, луча света и т.д.

Только некоторые действия руководятся уровнем «А»: вибрационно-ритмические; принятие и удержание определённой позы, в том числе осанки ребёнка.

«В». Уровень движения, на котором образуются содружественные движения и стандартные штампы. Им руководствуются локомоторные действия, оснащённые четырьмя конечностями-движителями. Контролирует точность воспроизведения движения, определяет три важнейших качества, необходимых для построения движений:

- вовлеченность в работу десятков мышц, осуществляющих движение;

- развитие способности стройно и налажено вести движение во времени;

- как результат предыдущего действия приводит к способности чеканной повторяемости движений не только по времени, но и по рисунку действия.

«С». Уровень отвечает за взаимодействие человека и пространства, названный Н.А. Бернштейном уровнем пространственного поля. Основной в ответственности за построение движений. Отличается от предшествующих своей связью с внешним миром, работой телерецепторов (зрения, которое безгранично расширяет и увеличивает объём и качество поступающей в организм информации).

Также третий уровень обладает несдвигаемостью. Из-за отражающегося прошлого опыта в качественно переработанной информации ребёнок способен воспринимать неподвижность окружающего мира. Движения, совершаемые под руководством уровня «С», не содержат элементов повторяемости или чередования. Данный уровень играет важную роль в спортивных, акробатических видах движений. Это связывающее звено между действиями, движениями и тем пространством, в котором живёт и действует ребёнок.

«Д». Уровень регуляции действий, присущих исключительно человеку, обеспечиваемых областью больших полушарий головного мозга. Здесь появилась смысловая регуляция выполняемых действий.  

«Е». Уровень мотивации. Здесь проходит смысловая коррекция действий, определяется мотив деятельности. Приводится анализ результативности движения под соответствие намерений, с той самой моделью, которую ребёнок создал мысленно перед началом своего действия.

Таким образом, движения проходят в своем развитии пять уровней от примитивного физиологического до осознанного, мотивированного, проходя процесс переработки сигналов от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела.

Н.А. Бернштейн называет выполняемые движения индивидуализированными «повторениями без повторения». Отмечает своеобразие движений каждого из детей. Движения несут в себе реализацию более новых и новейших ,а также еще только предполагаемых всё двигательных возможностей детей, отражая вместе с тем и новый уровень их приспособительных реакций .

Большое значение для развития ребенка имеет образование двигательных навыков, что дает ему возможность выполнения движений с наименьшей затратой энергии и с наибольшим эффектом. Движения обеспечивают рациональное использование его двигательных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов при развитии изобразительных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в конкурсной деятельности

Использование метода проектов для развития изобразительных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления творческих работ для участия в конкурсах, выставках...

Перспективный план работы с родителями по проблеме формированию конструктивных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста через оригами

перспективный план работы с родителями по формированию конструктивных умений и навыков старшегот дошкольного возраста через оригами...

Использование элементов аквагимнастики как средство повышения плавательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста

Проблема научить плавать и поиск наиболее эффективных, нестандартных инновационных подходов к ее решению – очень важны и актуальны. В связи с этим, возрастает роль используемых форм и средств, по разв...

План по самообразованию по теме "Формирование плавательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста посредством игр на воде"

План по самообразованию будет полезен инструкторам по физической культуре(плавание) работающим в дошкольных учреждениях....

Использование физкультурных досугов как средства совершенствования двигательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста

Одна из форм активного и развивающего отдыха есть физкультурный досуг. Дошкольное учреждение вводя в практику физкультурные досуги успешно реализует естественную потребность ребенка в движении, позвол...