Использование физкультурных досугов как средства совершенствования двигательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста
статья по физкультуре
Одна из форм активного и развивающего отдыха есть физкультурный досуг. Дошкольное учреждение вводя в практику физкультурные досуги успешно реализует естественную потребность ребенка в движении, позволяет восполнить дефицит двигательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование физкультурных досугов как средства совершенствования двигательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.
Одна из форм активного и развивающего отдыха есть физкультурный досуг. Дошкольное учреждение вводя в практику физкультурные досуги успешно реализует естественную потребность ребенка в движении, позволяет восполнить дефицит двигательной активности.
В содержание досуга входят знакомые детям физические упражнения, которые проводят в игровой форме, веселыми забавами, с помощью аттракционов, создавая положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. Посредством физкультурных досугов закрепляются двигательные умения и навыки учащихся старшей группы, развиваются физические качества.
С помощью досуговой организации спортивных мероприятий происходит развитие и воспитание у детей чувства коллективизма, товарищества, организованности, взаимопомощи, дисциплинированности, целеустремленности, смелости.
Целесообразно организовывать физкультурный досуг в дошкольном учреждении 1-2 раза в месяц, начиная со 2-й младшей группы. Так у детей будут и праздники и время к их подготовке. Самое адекватное для досугов время вечернее (16-17 часов), в дни, когда нет физкультурных занятий. В это время можно пригласить и родителей. На каникулах и выходных можно проводить досуги в первой половине дня, сохраняя тем самым и праздничную ауру и ощущение отдыха.
Местом проведения досугов выбирается соответственно программе и погоде: на свежем воздухе, в парках, в спорт зале, группе. Длительность досуга колеблется от 20 до 40 минут в зависимости от возраста детей. Что касается времени, то слишком длинные мероприятия становятся уже не оздоровительными, а утомительными, что отрицательно сказывается на состоянии детей. Чем меньше дети, тем меньше необходимо детей для досуга, так как им в маленьком возраст еще сложно действовать в коллективе. Со старшими дошкольниками можно проводить досуги совместно с другими группами.
В рамках планирования физкультурные досуги вносят в сетку, как и другие мероприятия. Выбирается тематика, соотносится со временем года и праздниками. Определяются сроки, место проведения, участники, ответственные. В основу досуга входит программный материал по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Планирование осуществляется с учетом возможностей детей и учреждения.
Физкультурный досуг направлен не на обучение, а на развитие уже имеющихся навыков. Строится на знакомых физических упражнениях, играх, разучиваемых на физкультурных занятиях, прогулках.
Происходит закрепление и совершенствование, оздоравливание и воспитание детей. Здесь более свободная технология, в отличие от стандартного занятия. Нет сложной структуры и подводящих упражнений. В большей степени физкультурные досуги творческие, эмоциональные.
Но учитывая, что досуг физкультурный, движения должны быть направлены на гармоничное развитие разных физических качеств, а работа разных групп мышц должна чередоваться, регулироваться нагрузка.
Физические упражнения, включенные в досуг, должны быть хорошо освоены всеми детьми. С детьми, у которых выполнение того или иного упражнения вызывает затруднение, следует провести индивидуальные дополнительные занятия.
Еще одна эмоционально окрашенная отличительная особенность досугов – наличие сюрпризных моментов – персонажи, письма с заданиями, маленькие подарки.
Во время физкультурного досуга дети выполняют различные движения, но в более непосредственной обстановке. Появляется раскрепощенность, выразительность, артистизм, эстетичность его движений на основе раскованности и естественности использования двигательных умений и навыков. С помощью физических нагрузок формируется раскованность, развивается красота движений. Умеренная мышечная нагрузка улучшает самочувствие и поднимает настроение.
Помимо отработки физических навыков с помощью физкультурного досуга развивается мышление, воображение, целеустремленность, культура чувств, расширяется представление об окружающем мире, совершенствуются умения двигаться под музыку, музыкальный слух, память.
В области подготовки детям не нужно специально что-то изучать или уметь, так как физкультурный досуг строиться на знакомом материале. И педагог и дети активны. Педагог организует и направляет деятельность: дает команды к началу и окончанию игры или двигательного задания, подводит итоги, является главным судьей соревнования и своим заинтересованным отношением к происходящему создает эмоциональную ауру. Эмблемы, медали, вымпелы, табло и друга я атрибутика являются неотъемлемой частью игры, поддерживая радостное настроение, создавая положительные эмоции.
Разновидности физкультурных досугов:
- построение досуга на знакомых играх и игровых упражнениях,
- элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол, теннис и т.д.),
- упражнения в основных движениях (беге, прыжках, езде на велосипедах, самокатах, роликовых коньках, прыжках через короткую скакалку),
- игры-эстафеты типа «Веселые старты» или «Зов джунглей»,
- музыкальный досуг - движения с предметами (мячами, лентами, обручами и т.д.), ритмические упражнения.
При разработке программы досуга целесообразно учитывать такие моменты как:
- согласование программы с пройденным материалом,
- использование игр и упражнений разнообразных по двигательному содержанию и двигательным характеристикам,
- соответствие размещения игр и упражнений в досуговой деятельности правилам дозировки: после возбуждающих игр – спокойные, но не снижающие эмоциональный подъем,
- использование музыкального сопровождения,
- формирование положительных эмоций, в том числе путем включения сценок, драматизации, гостей-героев знакомых сказок и мультфильмов,
- творческое начало в организации,
- логический подход к тематике досугов.
Тематика досугов также различна:
- развлекательные по типу веселых стартов, зимних забав,
- познавательные досуги типа викторин,
- нравственно-патриотические, например «зарница»,
- воспитывающие привычку к здоровому образу жизни.
Возможности физкультурных досугов:
- стимуляция активность каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей,
- эмоциональный подъем,
- дифференцированность в подходе к оценке результатов действий детей,
- отсутствие замечаний и критики,
- радость успехов,
- приобщение детей к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях,
- непосредственное поведение детей,
- раскованность движений,
- снятие напряжения.
- естественная отработка двигательных навыков,
- возможность проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях,
- способствуют развитию личности.
Участие детишек в подготовке досуга, обсуждении темы и содержания досугов, изготовлении подарков зрителям, костюмов, оформление зала помогает им чувствовать себя нужными и проявлять желание активного участия в мероприятии.
Правильно подобранные костюмы героев помогают создать настрой, привлечь внимание. Использование записей любимых песен малышей из детских мультфильмов, популярных эстрадных групп, солистов и классической музыки также влияет на создание атмосферы.
В сценарий входят стихи, песни, загадки, художественное слово стоится в соответствии с правилами литературы, так имеет воспитательное значение. Слова разучивают дети, воспитатель, ведущий, персонажи.
В организации используется различный инвентарь, который также может быть изготовлен самими детьми из подручных материалов (бутылок, банок, пластика, поролона и другого).
Уличные эстафеты проводятся с использованием природного ландшафта, спортивных снарядов, бросового материала (шины разного размера, бревна). Все это вызывает у детей интерес, радость, желание двигаться, участвовать в игре.
При организации досугов с разными возрастными группами можно обучить детей в процессе общения. Это касается обучения пониманию, сопереживанию, помощи и шефству старших над младшими. Здесь появляются зрители, которые могут поддерживать участников, участвовать в разминках, танцах. Важно поддерживать эмоциональный подъем досуга до конца действия.
Эстафеты как вид спортивного досуга можно выделить по следующим причинам:
- они позволяют играющим отчётливее ощутить присутствие друг друга,
- учат считаться с игровым поведением партнёров и взаимодействовать с ними,
- являются универсальным средством обучения и тренировки,
- возможность ошибаться и исправлять свои ошибки.
Оздоровительные досуги в период летнего отдыха тренируют и физическое и психологическое состояние и занимают время с пользой.
Они оптимизируют физическое состояние детей, укрепляют их организм. Дети близко соприкасаются с естественным природным материалом, глубоко узнают свой родной край.
Немаловажной организационной формой досугов является участие в них родителей – семейные праздники. В них участвуют дети, родители, сотрудники, осуществляя задачу приобщения родителей и детей к массовой физкультуре.
Веселая аура таких дней передается и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.
Формы проведения данного мероприятия:
- физкультурно-спортивный праздник – это разнообразные виды физических упражнений в сочетании с элементами драматизации, хореографии, пения, викторин, конкурсов и аттракционов. Само ожидание и последующее проведение праздника создают для ребенка положительный настрой, который приводит данное развивающее средство как профилактику различных нарушений здоровья.
Процесс подготовки к празднику сплачивает детский коллектив, педагогов и родителей единством цели и общими задачами, соответствующими воспитательному плану. Представление должно быть зрелищным и веселым, сопровождаться музыкой, необычными звуками. А награждение должно проходить торжественно и весело.
Таким образом, физкультурный досуг можно назвать универсальным средством развития ребенка не только в физическом плане, но и психологически, нравственно, культурно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурные развлечения как средство закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста
Сообщение из опыта работы на педсовет...
Метод проектов при развитии изобразительных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в конкурсной деятельности
Использование метода проектов для развития изобразительных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления творческих работ для участия в конкурсах, выставках...
Использование элементов аквагимнастики как средство повышения плавательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста
Проблема научить плавать и поиск наиболее эффективных, нестандартных инновационных подходов к ее решению – очень важны и актуальны. В связи с этим, возрастает роль используемых форм и средств, по разв...
Физкультурные развлечения как средство закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста
Сообщение из опыта работы на педсовет...
Методические рекомендации по использованию игр, направленных на развитие коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста»
Основные проблемы современного нравственного воспитания ребенка заключаются: в разладе между внутренним состоянием ребёнка и общепринятыми нормами поведения; от...
«Методические рекомендации для педагогов ДОО по использованию современных методов и средств в развитии социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Методические рекомендации для педагогов ДОО по использованию современных методов и средств в развитии социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»...
Двигательные умения и навыки детей старшего дошкольного возраста.
Научение различным двигательным навыкам происходит начиная с рождения. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже многое умеет и практически в совершенстве двигается. Естественно, что развитие происх...