"Планирование организованной двигательной деятельности дошкольников"
методическая разработка по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Автором представлено возможное планирование двигательной деятельности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_organizovannoy_dvigatelnoy_deyatelnosti.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
№1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР
п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Планирование организованной двигательной деятельности
Важнейшей задачей приобщения дошкольников к физической культуре является формирование правильных двигательных умений и навыков. Правильно выполняемые движения положительно влияют на работу органов и систем, увеличивают физическую нагрузку на организм, создают базу для овладения более сложными физическими упражнениями, приучают к определенному напряжению при выполнении двигательных действий. Овладение новым движением происходит быстрее, если многие его элементы уже знакомы детям. Поэтому расположение материала в пособии обеспечивает взаимосвязь между различными физическими упражнениями, предыдущие движения являются базой для освоения новых.
Выполнение сложных движений, как правило, осуществляется с участием различных частей тела. Дошкольнику первоначально трудно не только передать согласованность их работы, но и обеспечить точность действий одной частью тела. Планирование обучения построено таким образом, что вначале вырабатывается умение выполнять составные компоненты физического упражнения, устанавливается их значимость и взаимосвязь в структуре движения. Это умение постепенно переводится в слитное, целостное действие в упрощенных, специально созданных условиях. Затем у детей развивается возможность выполнять движение разными способами и на этой базе происходит усвоение общих положений, закономерностей, характерных для группы однородных движений.
В дальнейшем планирование нацелено на формирование умения действовать целесообразно в различных ситуациях, на выработку гибкости двигательного навыка, на развитие способности быстро переходить от одного движения к другому в разных сочетаниях и в разной последовательности.
Разучиваемое движение начинают включать в повседневные и игровые жизненные условия, ситуации. Усвоенные общие правила становятся фундаментом для самостоятельного решения двигательных задач в игре.
Старшие дошкольники подводятся к познанию зависимости выбора способа действия не только от условий, но и от своего физического «Я» (роста, веса, развития ловкости, быстроты и т.д.)
Таким образом, процесс обучения идет по спирали, на каждом витке, который предусматривается решение определенных задач: разучивание и закрепление одних движений и дальнейшее совершенствование других. На следующем витке формируются предпосылки для решения следующей группы задач. Подобное планирование обеспечивает многократную повторяемость материала в усложнении и способствует прочности усвоения. Планирование предусматривает постепенное увеличение физической нагрузки для расширения возможностей организма, повышения работоспособности сердечно – сосудистой, дыхательной, мыщечной, костной систем. Включаются специальные упражнения для развития физических качеств и способностей детей.
Успешное решение поставленных задач обеспечивается через установление связи между всеми формами работы в разные режимные отрезки и привлечение родителей к формированию здоровьесберегающего поведения дошкольников.
Примерный двигательный режим (старшая группа)
периодичность | |
1. Физкультурные занятия | |
Физкультурные занятия | 2 раза в неделю, 25 мин |
Физкультурные занятия на открытом воздухе | 1 раз в неделю, 25 мин |
2. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня | |
Утренняя гимнастика | Ежедневно, 8-10 мин |
Физкультминутки | Ежедневно 4-5 мин |
Подвижные/ спортивные игры и упражнения на прогулке | Ежедневно, 20-25 мин |
Гимнастика после дневного сна | Ежедневно, 8-10 мин |
Пальчиковая гимнастика | Ежедневно, 2-3 мин |
Дыхательная гимнастика | Ежедневно, 2-3 мин |
Артикуляционная гимнастика | Ежедневно, 2-3 мин |
Зрительная гимнастика | Ежедневно, 2-3 мин |
Физические упражнения и игровые задания | Ежедневно, 15-20 мин |
Закаливающие процедуры | Ежедневно, 10 мин |
3.Музыкальные занятия | |
Музыкальные занятия | 2 раза в неделю, 25 мин |
Музыкально- ритмические движения | 2 раза в неделю, 10 мин |
4 Совместная деятельность взрослого и детей | |
индивидуальная работа с детьми по физо | Ежедневно, 20-25 мин |
ознакомление с развивающими играми по тематике ЗОЖ и физическая культура | 2 раза в неделю 30 мин |
Самостоятельная двигательная деятельность | |
самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования | Ежедневно, 30 мин |
самостоятельные подвижные и спортивные игры | Ежедневно, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей |
Активный отдых | |
4.1. Физкультурные досуги и развлечения | 2 раз в месяц, 25 мин |
4.2. Спортивные/физкультурные праздники | 2 раза в год, до 60 мин |
4.3. Дни здоровья | 1 раз в квартал |
«Комплексы утренней гимнастики»
Старшая группа
январь | |
1-2 неделя | 3-4 неделя |
Комплекс № 1 «Колобок» (с большим мячом) 1. Ходьба в колонне по одному на носках, руки за головой. Бег широким шагом. Ходьба змейкой. Построение в три колонны. 2. ОРУ с большим мячом: 1.«Дед и баба». И.п. – о.с., руки с мячом за спиной.1 – наклон головы вправо;2 – и.п.;3 – наклон головы влево;4 – вернуться в и.п. (Жили – были дед и баба на поляне у реки) 3-4 раза 2. «Колобки». И.п. – стоя, ноги на ширине стопы, руки в стороны.1 – переложить мяч из одной руки в другу перед собой;2 – и.п.;3 – то же в другую сторону;4 – вернуться в и.п. 4-5 раз (И любили очень – очень на сметане колобки). 3. «Тесто». И.п. – о.с., мяч в вытянутых руках впереди.1 – полуприсед, руки с мячом опустить вниз;2 – вернуться в и.п. 5-7 раз (Хоть у бабки мало силы, бабка тесто замесила). 4. «Внучка». И.п. – ноги на ширине плеч, мяч внизу. Наклониться вперёд, прокатить мяч вокруг правой ноги, затем вокруг левой, вернуться в и.п. (Ну, а бабушкина внучка, колобок катала в ручках). 3-4 раза 5. «Ровный да гладкий». И.п. – сидя, ноги врозь, мяч в руках. 1 – наклониться к правой ноге, положить мячу пятки правой ноги;2 – выпрямиться;3 – наклониться к правой ноге, забрать мяч;4 – вернуться в и.п. Тоже повторить к левой ноге. 3-4 раза (Вышел ровный, вышел гладкий, не соленый и не сладкий). 6. «Круглый колобок». И.п. – стоя, подбрасывать мяч вверх, можно выполнить хлопок, пока мяч в воздухе. 10-12 раз (Очень круглый, очень вкусный, даже есть немного грустно). 7. «Мышка». И.п. – мяч лежит на полу. Прыжки рядом с мячом на двух ногах. Чередовать с ходьбой маленькими шагами вокруг мяча. 2 - 3 раза по 8 – 10 прыжков (Ой, как пахнет колобочек! Дайте мышке хоть кусочек!). 3.Перестроение в одну колонну. Ходьба 2 круга. Речевка: «Каждый должен с малых лет Приучать себя к порядку, Заправлять свою постель, Делать по утрам зарядку!» Усложнение:
2)в упражнении 7 прыгать с мячом, зажав его между колен. | Комплекс № 2«Игрушки» (без предметов) 1. Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, на пятках. Лёгкий бег. Ходьба скрестным шагом. Подскоки. Ходьба. Перестроение в три колонны. Размыкание. 2. ОРУ: 1.«Замок». И.п. – о.с., руки в «замок» за спиной; рывками отводить прямые руки назад; вернуться в и.п. 5-7 раз 2.«Дровосек». И.п. – ноги на ширине плеч, руки в «замок» вверху; наклон вперёд с опусканием рук между ног; и.п. 5 - 7 раз 3.«Колокольчик». И.п. – о.с., руки на поясе; махом поднять прямую правую (левую) ногу, согнуть в колене; и.п. 6-8 раз 4.«Подъемный кран». И.п. – о.с., правая рука впереди, левая на поясе. 1- присесть;2 – и.п.;3 – правую руку в сторону;4 – присесть;5 – встать;6 – верн. в и.п. Тоже повторить с левой рукой влево.6-8 раз 5.«Неваляшка». И.п. – сидя, ноги скрестно, руки за головой;1- наклон вперёд, правым (левым) локтем коснуться левого (правого) колена;2- и.п., 3 – тоже в другую сторону;4- и.п. 6 раз 6.«Зайки» Прыжки на двух ногах. 2- 3 р. по 15 пр. 3. Ходьба в колонне по одному 2 круга. Речевка: «Пусть летят к нам в комнату Все снежинки белые, Нам совсем не холодно – Мы зарядку делаем!» Усложнение:
|
Содержание двигательной деятельности на прогулке детей дошкольного возраста (в старшей группе)
сентябрь | ||||
1-ая неделя | 2-ая неделя | 3-я неделя | 4-ая неделя | |
Подвижная игра | «Мы веселые ребята» Цель:развивать быстроту и ловкость | «Поймай комара» Цель: Увеличить расстояние до финиша на 1 м | «Волк во рву» Цель: совершенствовать скоростно – силовые способности | «Удочка» Цель: совершенствовать координационные способности, укрепля ть мышцы ног |
усложнение | Изменить и.п. играющих (например встать спиной к линии, или принять упор присев) | Игра с изменением направления движения комара | Увеличить расстояние рва с 70 см до 90 см | Играть на выбывание участников |
октябрь | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Подвижная игра | «Гуси – лебеди» Цель: развивать ловкость и быстроту | «Кузнечики» Цель: совершенствовать скоростно -силовые и координационные способности | «Хитрая лиса» Цель: развивать ловкость и быстроту | «Кто дальше?» Цель: развивать силовые способности, укреплять мышцы рук |
усложнение | Увеличить число ловишек от 1 до 3 | Увеличить расстояние до финиша на 1 м | Увеличить число ловишек | Изменить вид броска – от груди, двумя руками снизу |
ноябрь | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Подвижная игра | «Держи мешочек» Цель: совершенствовать скоростно -силовые способности | «Щука в реке» Цель: воспитывать взаимопомощь и товарищество, ловкость, быстроту | «Ловля парами» Цель: закреплять бег парами, быстроту, ловкость | «Третий лишний» Цель: воспитывать целеустремлѐнность, активность, быстроту, ловкость |
усложнение | Изменить способ перебрасывания мешочка или увеличить высоту натянутой веревки на 10см | Изменить способ передвижения игроков (например прыжки или боковой галоп) | Установить временные рамки (например игра идет от свистка до свистка 1мин) | Можно пересечь круг внутри прыгая на одной ноге |
Инструктор по физической культуре: Косица Н.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подбор материала по организованной двигательной деятельности тема "Осень"
Комплексы утренней гимнастики,логоритмика,гимнастика для глаз,пальчиковая гимнастика,дыхательная гимнастика,гимнастика пробуждения к теме "Осень"...
Методическая разработка по теме: «Использование игр малой и средней активности с элементами загадок для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста в различных формах организованной двигательной деятельности»
Подвижные игры для развития творческого воображения...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Обучение дошкольников грамоте).
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Обучение дошкольников грамоте).Составила :воспитатель МБДОУ № 105 «Золушка» г. Ульяновска Крутякова Елена Владимировна2016-2017 ...
Конспект организованной двигательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области «Физическое развитие» на тему: «Поездка в осенний лес»
Физкультурное занятие с детьми средней группы по образовательной области «Физическое развитие» на тему: «Поездка в осенний лес» направлено на активизацию двигательной деятельности и внимания у д...
Конспект организованной двигательной деятельности с детьми старшей группы по образовательной области «Физическое развитие» на тему «Путешествие в Спорткомплекс»
Физкультурное занятие, с элементами игрового стретчинга направлено на активизацию двигательной деятельности и внимания у детей через использование игрового стретчинга с применением ИКТ. Вс...
Организованная двигательная деятельность "Скоростная тренировка"
Занятие "Скоростная тренировка" проводится с детьми старшего дошкольного возраста для развития скоростных качеств дошкольников....
Конспект организованной двигательной деятельности в средней группе на тему: «Поездка в осенний лес»
Конспект организованной двигательной деятельности в средней группе на тему: «Поездка в осенний лес»...