Статья. Сравнительный анализ современных технологий по области «Физическая культура» в дошкольных образовательных учреждениях.
статья по физкультуре

Сравнительный анализ современных технологий по области «Физическая культура» в дошкольных образовательных учреждениях.

 Актуальность.

В настоящее время в системе образования идёт реформирование. Так в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, система образования включает в себя федеральный государственный стандарт дошкольного образования.  Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. (ФГОС ДО)

Приоритетным направлением работы каждого дошкольного учреждения является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на занятиях, в совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Поэтому современному педагогу необходимо в совершенстве владеть знаниями в области этих технологий и успешно применять их в образовательном процессе. Педагог, используя современные технологии, может совершенствовать не только физические качества, а также развивать творческие потенциалы учащихся, индивидуализировать процесс образования и социализировать обучающихся, сохранить и укрепить здоровье ребёнка дошкольного возраста. Таким образом анализ современных педагогических технологий и отбор технологий для продуктивной реализации образовательного процесса является актуальным вопросом современного дошкольного образования.

Педагоги дошкольного образования осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Не случайно в последние годы интенсифицируются поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу реорганизации системы дошкольного воспитания и обучения, как начальной ступени раскрытия потенциальных способностей ребёнка. (Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика.» 6(2013.)

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без перехода на активное использование технологий, ориентированных на личность ребёнка, на развитие его способностей в условиях доверия к природе ребёнка и опоры на его поисковое поведение.

В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:

– социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС);

– образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).

В соответствии с ФГОС ДО: Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов (В. П. Беспалько, Б. С. Блум, М.В. Кларин, И. Мараев, В. В. Пикан, Г.К. Селевко и др.) по проблемам педагогической технологии позволил выделить признаки, присущие педагогическим технологиям – основным методологическим требованиям (критериям технологичности), к которым, можно отнести:

– концептуальность – каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную психолого-педагогическую концепцию (целостную теорию или набор отдельных научных положений), включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;

– диагностичность целеобразования: заданность диагностичной цели, результата с опорой на образовательный стандарт (технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе её лежат ценностные ориентации, целевые установки автора или коллектива, имеющие формулу конкретного ожидаемого результата), заданность исходного материала, уровня подготовки  функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и детей с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, поэтому необходимы входной контроль знаний, тестирование умений, навыков, качеств личности для оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения);

•          системность – педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: связанной системы предписаний (этапов), ведущей от целей к задачам и результатам, логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Системность прослеживается через: заданность процесса – наличие алгоритмизации педагогической деятельности (последовательность, сроки, взаимосвязь действий) – технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и должна гарантировать всем обучающимся достижение и прочное усвоение уровня государственного стандарта образования; поэтапное и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должно быть воспроизводимо любым педагогом с учётом собственного авторского почерка, а с другой – гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми детьми;

•          управляемость предполагает заданность (количественная) оценки результатов, знаний (рейтинг), возможность диагностирования результатов, поэтапной диагностики (органической частью педагогической технологии являются соответствующие данной стратегии обучения диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарии измерения результатов деятельности, т.е. речь идет о наличии системы контрольных заданий, адекватных целям, а также о наличии алгоритма контроля (виды, цели, частота, способы контроля), для эффективного планирования, проектирования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Страница  из

Сравнительный анализ современных технологий по области «Физическая культура» в дошкольных образовательных учреждениях.

 Актуальность.

В настоящее время в системе образования идёт реформирование. Так в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, система образования включает в себя федеральный государственный стандарт дошкольного образования.  Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. 

Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. (ФГОС ДО)

Приоритетным направлением работы каждого дошкольного учреждения является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на занятиях, в совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Поэтому современному педагогу необходимо в совершенстве владеть знаниями в области этих технологий и успешно применять их в образовательном процессе. Педагог, используя современные технологии, может совершенствовать не только физические качества, а также развивать творческие потенциалы учащихся, индивидуализировать процесс образования и социализировать обучающихся, сохранить и укрепить здоровье ребёнка дошкольного возраста. Таким образом анализ современных педагогических технологий и отбор технологий для продуктивной реализации образовательного процесса является актуальным вопросом современного дошкольного образования.

Педагоги дошкольного образования осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Не случайно в последние годы интенсифицируются поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу реорганизации системы дошкольного воспитания и обучения, как начальной ступени раскрытия потенциальных способностей ребёнка. (Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика.» 6(2013.)

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без перехода на активное использование технологий, ориентированных на личность ребёнка, на развитие его способностей в условиях доверия к природе ребёнка и опоры на его поисковое поведение.

В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:

– социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС);

– образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).

В соответствии с ФГОС ДО: Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов (В. П. Беспалько, Б. С. Блум, М.В. Кларин, И. Мараев, В. В. Пикан, Г.К. Селевко и др.) по проблемам педагогической технологии позволил выделить признаки, присущие педагогическим технологиям – основным методологическим требованиям (критериям технологичности), к которым, можно отнести:

– концептуальность – каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную психолого-педагогическую концепцию (целостную теорию или набор отдельных научных положений), включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;

– диагностичность целеобразования: заданность диагностичной цели, результата с опорой на образовательный стандарт (технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе её лежат ценностные ориентации, целевые установки автора или коллектива, имеющие формулу конкретного ожидаемого результата), заданность исходного материала, уровня подготовки  функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и детей с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, поэтому необходимы входной контроль знаний, тестирование умений, навыков, качеств личности для оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения);

•        системность – педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: связанной системы предписаний (этапов), ведущей от целей к задачам и результатам, логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Системность прослеживается через: заданность процесса – наличие алгоритмизации педагогической деятельности (последовательность, сроки, взаимосвязь действий) – технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и должна гарантировать всем обучающимся достижение и прочное усвоение уровня государственного стандарта образования; поэтапное и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должно быть воспроизводимо любым педагогом с учётом собственного авторского почерка, а с другой – гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми детьми;

•        управляемость предполагает заданность (количественная) оценки результатов, знаний (рейтинг), возможность диагностирования результатов, поэтапной диагностики (органической частью педагогической технологии являются соответствующие данной стратегии обучения диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарии измерения результатов деятельности, т.е. речь идет о наличии системы контрольных заданий, адекватных целям, а также о наличии алгоритма контроля (виды, цели, частота, способы контроля), для эффективного планирования, проектирования

Сравнительный анализ образовательных технологий в ДОУ

 Проектная технология

В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. Лишение детей необходимой двигательной активности в пользу изучения теории, либо изучение теоретической части вскользь, не акцентируя на этом большого внимания, заставляет учителя искать новые стратегии в преподавании именно теоретической части физической культуры. Практика показывает, что наиболее рациональным является внедрение метода проектов. Это позволяет решать сразу несколько задач: развитие личностных компетентностей учащихся, интегрированность процесса обучения, экономия времени на самом занятиях по физической культуре.

Понятие «метод проектов» имеет следующие определения:

• технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем (Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова);

• способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Н. А. Виноградова);

• система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя нового продукта, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость (А. А. Хромов);

• система обучения, модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей (М. В. Чанова);

• комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результат которой – создание какого-либо продукта или явления (М. В. Моисеева)[3];

• совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта (Е. С. Полат);

• метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. Не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным (И. С. Сергеев);

• педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты (Л. Л. Тимофеева) (Кочкина Н.А.Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие/-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.)

Проектная технология на занятии физической культуры позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность дошкольника, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. Проектная деятельность – это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез.

Требования к использованию метода проектов:

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированных знаний, исследовательского поиска для ее решения.

 Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

 Самостоятельная (индивидуальная, групповая, коллективная) деятельность обучающихся.

 Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

 Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

Последовательность действий:

-определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

-выдвижение гипотез их решения;

-обсуждение методов исследования (экспериментальный, наблюдения, статистический и т.д.);

-обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и пр.);

-сбор, систематизация и анализ полученных данных;

-подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

-выводы, выдвижение новых проблем исследований.

Типология проектов:

Доминирующая деятельность: исследовательская, поисковая, ролевая, творческая, прикладная (практико-ориентированная);

Предметно-содержательная область: монопроект – межпредметный проект;

Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный);

Характер контактов (среди участников одного ОУ , всего города, республики, страны, разных стран мира);

Количество участников проекта;

Продолжительность проекта.

Педагогу, обратившемуся к методу проектов, следует помнить, что проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, при этом проблема должна быть актуальна для участников проекта, они должны быть мотивированы. Чтобы каждый участник был заинтересован в получении результата, деятельность должна быть посильна дошкольникам, соответствовать интересам и возможностям каждого. Формирование проектной деятельности необходимо воспитанникам для вооружения их универсальным умением решать различные проблемы, в том числе и образовательные. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться, как компонент системы образования. ( Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие/-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.)

 Технология личностно -ориентированного обучения

Личностно-ориентированное взаимодействие — принятие и поддержка индивидуальности, интересов, потребностей ребенка, развитие творческих способностей, самостоятельности, забота об эмоциональном благополучии. На сегодняшний день в научной литературе нет четкого определения того, что такое технологии (технология) личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста. Поскольку реализация технологий — это деятельность в первую очередь педагога, при рассматривании понятия «технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми» возможно использование понятия «личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности». Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный выбор. Основой любой технологии ЛОВ является — понимание и взаимопонимание. Понимание — это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова технологии ЛОВ. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш. А. Амонашвили: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет, прожить в ребенке свое детство [8, с. 72].(Колмыкова И. Г. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия в социально-коммуникативном развитии дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 69-73. — URL https://moluch.ru/archive/116/32015/ (дата обращения: 18.11.2018)).

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает развитие личностных (социально-значимых) качеств воспитанников в соответствии с их индивидуальными возможностями и способностями. В начале учебного года выявить уровень физической подготовленности с помощью тестов и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских карт) и системы мониторинга. Личностно- ориентированный и дифференцированный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости, а следствие низкой мотивированности на занятиях по физической культуре, соответственно для воспитанников с более высокими возможностями необходимо увеличивать нагрузку или расширять спектр вариативности выполнения заданий.

Содержание личностно-ориентированного обучения - это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

Личностно -ориентированный подход предполагает:

-обязательную опору на знание того, как обучающиеся выполняют творческие работы;

-умеют ли они проверять правильность собственной работы, корректировать её;

-какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д.

Личностно-ориентированный подход:

- педагог предоставляет возможность выбора групповой или только собственной работы;

-темы согласуются с познавательными особенностями ребенка;

-получение новых знаний при совместной деятельности воспитателя и детей;

-устанавливается объём знаний для каждого ребенка с учётом его индивидуальных способностей и подбирается соответствующий «учебный» материал;

-сложность «учебного» материала выбирается ребенком и варьируется  педагогом;

-стимулируется активность каждого ребенка с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей;

-получение новых знаний при совместной деятельности воспитателя и детей;

-использование количественных и качественных способов оценки и результатов познания.

 Здоровьесберегающие технологии

Теоретическую и научную основу здоровьесбережения заложили выдающиеся русские физиологи И.М.Сеченов, А.А.Ухтомский, И.П.Павлов, А.И.Аршавский и др.

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования. И в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

С точки зрения И.П.Павлова, «человек есть единственная в высочайшей степени саморегулирующаяся, восстанавливающаяся, поправляющая и даже совершенствующая система». Это позволяет считать использование различных технологий сбережения и накопления здоровья всех участников образовательного процесса вполне оправданным. Построить собственную оздоровительную систему, освоить приемы саморегуляции по силам каждому педагогу, главное захотеть и знать, как это делать.

Проблемы теории и практики образовательного пространства с позиции сохранения и укрепления здоровья детей исследуются в физиологическом и психолого-педагогическом аспектах (Г.Н.Сериков, С.Г.Сериков, Ю.П.Сокольников, В.Г.Бочарова и др.).

Подходы к организации целостного педагогического процесса как основы формирования, сохранения, становления здоровья детей разрабатывают М.М.Безруких, Н.В.Богдан, Э.М.Казин, М.Л.Лазарев, Ю.В.Науменко, Т.Ф. Рехова, Е.А.Уланова и ряд других (Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез /Е.Л. Солдатова// - Ростов на Дону: Феникс-2004. С 15.).

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого – педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

•условия обучения и воспитания ребенка (отсутствие стресса, адекватностьтребований, адекватность методик обучения и воспитания);

•рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

•соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

•необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Н.И. Соловьева под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает функциональную систему организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью, учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья (Педагогическая валеограмотность. / под редакцией Т.А. Солдатовой. // - Ростов-на-Дону-1997. - С 13.).

Н.Т. Рылова определяет здоровьесберегающую среду образовательных учреждений как совокупность управленческих, организационных, обучающих и оздоровительных условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья обучающихся, педагогов на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств м методов сопровождения образовательного процесса, профилактики факторов «риска», реализации комплекса межведомственных мероприятий по созданию социально-адаптированной образовательной среды (Рылова Н.Т. Организационно-педагогические условия создания здоровье сберегающей среды образовательных учреждений. Автореферат кандидатской дис. Кемерово: КГУ.-2007.-С 21.).

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, физическом.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

-медико-профилактические,

-физкультурно-оздоровительные,

-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка,

- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования,

- валеологического просвещения родителей.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий- обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.( Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2 010.).

С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Формы организации в процессе физического развития дошкольника: физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая), двигательно-оздоровительные физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки (в парк, на стадион), физкультурные досуги, спортивные праздники, оздоровительные процедуры в водной среде.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

-объединить усилия родителей и педагогического коллектива для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, профилактики нарушений осанки и плоскостопия;

-обучить воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в городе и в природных условиях;

-осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-оздоровительной работы.

Типы здоровьесберегающих технологий:

-здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);

-оздоровительные (физическая подготовка, занятия физической культурой, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, самомассаж, массаж, фитотерапия, оздоровительный бег, подвижные игры);

-технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в направления по программе);

-воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности обучающихся, мероприятия вне ДОУ, фестивали, конкурсы).

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Для достижения цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

-средства двигательной направленности физические упражнения (физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя», гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.;

-оздоровительные силы природы (проведение занятий на свежем воздухе);

-гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления) (Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие/ Под ред. С.О. Филипповой.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005.-416с.).

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем образования дошкольников, и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

 ИКТ технологии

ИКТ технологии:

-использование интерактивной доски;

-работа с Интернет-ресурсами;

-создание собственного цифрового образовательного пространства;

-создание собственной мультимедийной библиотеки и т.д. (Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2 01).

В основном ИКТ технологии в дошкольном образовании используются непосредственно педагогом, за исключением дидактических игр с использованием интерактивных досок, для демонстрации соревнований, выполнения упражнений, расширения знаний о видах спорта и.т.д. а так же для новизны подачи нового материала воспитанникам.

 Игровые технологии

Практика показывает, применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет актуальности. Каждому возрасту со ответствует свой набор игр, хотя бывают и исключения. Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным. (Игра и дошкольник. Сборник/под ред.Т.И.Бабаевой,З.А.Михайловой.-СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2004-192с.)

Игровая деятельность на занятиях физической культуры и в совместной деятельности занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях.

Подвижная игра – незаменимое средство поплнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных-морально волевых качеств.Подвижная игра с правилами-это сознательная двигательная активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям. (Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет/Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-144с.).

 Игровая деятельность дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям. Позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций: обучающая, воспитательная, коррекционно-развивающая, психотехническая, коммуникативная. Развлекательная, релаксационная.

Увеличение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния.

Особое внимание следует уделять игровой деятельности, так как игровая деятельность является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Подвижные игры в этом возрасте закладывают основы, направленные на совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении и овладении спортивными играми. И, конечно, подвижные игры, это прекрасная база по развитию двигательных способностей и умений.

Вывод

В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развитие у воспитанников физического и психического здоровья. Для педагогов дошкольных учреждений важно не просто проводить занятия по физической культуре, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются все образовательные области. В конечном итоге каждый ребёнок получит представления о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни (журнал «Современное дошкольное образование»).

Реализация процесса интеграции, невозможна без использования инновационных образовательных технологий. В практику работы дошкольных учреждений необходимо внедрять не только здоровьесберегающие и игровые технологии, а также технология деятельностного подхода, проектная технология, информациооно-коммуникативная технология, направленные на мотивирование обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, активному отдыху, здоровому образу жизни. Именно грамотный выбор образовательных технологий и методически обоснованная организация физкультурно-оздоровительной работы в учереждении педагогами дошкольного образования формируют предпосылки учебной деятельности, обеспечивают социальную успешность, воспитывают потребность в здоровом образе жизни, осознанного отношения к своему здоровью, развитию двигательных умений и навыков.

Современные педагогические технологии обучения и воспитания дошкольников отличаются вариативностью, своеобразием и спецификой проявления на практике, ибо они отражают современный уровень педагогического мастерства и творчества.

В современных условиях наблюдается переход на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентирован на личность детей, более мотивирован, носит во многом вариативный и коррекционный характер.

Таким образом, педагогические технологии являются действенным педагогическим средством, а их реализация – важнейшим условием оптимального развития субъектности участников педагогического процесса. Ведущие признаки современных технологий заключаются в том, что они ставят воспитанника и воспитателя в позицию субъектов своей деятельности, обеспечивают гарантированный результат.

Образовательный процесс будет иметь положительный эффект при использовании современных образовательных технологий.

Цели и задачи работы были решены. Проведенное теоретическое исследование еще раз доказало, что проблема современных образовательных технологий действительно актуальна и требует особого внимания.

Выбор технологии обучения диктуется целым рядом обстоятельств, которые не могут быть одинаковы в разных учебных заведениях, в разных педагогических условиях и при использовании разными преподавателями.

Список литературы:

  1. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика.» 6(2013.
  2. Федеральный Государственный образовательный Стандарт. Ссылка: htt:// standart.edu/ru/.
  3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). Ссылка:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
  4. Педагогические технологии: Учеб. пособие / Под ред. Кукушина В. С. – М., 2002.
  5. Современные педагогические технологии: htt://www/openclass/ru/wiki-pages/27838.
  6.  Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально – ориентированный подход. – Школа здоровья. 2000 т.7 №2 с.21 - 28
  7. Волошина Н. Л, Организация здоровьесберегающего пространства. – Дошкольное воспитание, 2004 №12 с. 107 -109
  8. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез /Е.Л. Солдатова// - Ростов на Дону: Феникс-2004. С 15.
  9.  Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.:     Т.Ц. Сфера, 2005.
  10. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2 010.
  11.  Педагогическая валеограмотность. / под редакцией Т.А. Солдатовой. // - Ростов-на-Дону-1997. - С 13.
  12. Рылова Н.Т. Организационно-педагогические условия создания здоровье сберегающей среды образовательных учреждений. Автореферат кандидатской дис. Кемерово: КГУ.-2007.-С 21.
  13. Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2 011.
  14. Игра и дошкольник. Сборник/под ред.Т.И.Бабаевой,З.А.Михайловой.-СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2004-192с.
  15. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет/Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-144с.).
  16. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие/ Под ред. С.О. Филипповой.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005.-416с.
  17. https://studfiles.net/preview/6207779/
  18. Колмыкова И. Г. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия в социально-коммуникативном развитии дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 69-73. — URL https://moluch.ru/archive/116/32015/ (дата обращения: 18.11.2018).
  19. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие/-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель рационального использования традиционных и инновационных средств физической культуры в дошкольном образовательном учреждении

Модель рационального использования традиционных и инновационных средств физической культуры  в дошкольном образовательном учреждении...

ДОКУМЕНТАЦИЯ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Жизнь современного детского сада подчинена определённым правилам. И одно из главных правил-своевременное и правильное ведение документации. В данной статье попробуем разобраться в нормативных документ...

Безопасность жизнедеятельности детей на занятиях физической культурой в дошкольном образовательном учреждении

Безопасность жизнедеятельности детей на  занятиях физической культурой в дошкольном образовательном учреждении....

Консультация для педагогов «Физическая культура в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация для педагогов«Физическая культура в дошкольном образовательном учреждении»...

Технология тренировочно – игровых занятий физической культурой в дошкольном образовательном учреждении

В дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья человека в будущем. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ст...

Формирование универсальных компетентностей образовательной деятельности по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬПЕДАГОГА  образование, включающее в себя не только комплекс знаний и умений, но и ценностные ориентации, свойства и качества личности...