Программа для детей дошкольного возраста по мини-футболу "Юные футболисты"
рабочая программа (подготовительная группа)
Дополнительная программа для дошкольников по мини-футболу "Юные футболисты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russu_programma_yunye_futbolisty.docx | 44.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная программа для детей дошкольного возраста по
мини – футболу для детей старшего дошкольного возраста
«Юные футболисты»
Пояснительная записка
Программа «Юные футболисты» разработана на основе методического пособия «Футбол в детском саду» Е.Ф. Желобкович, «Школа мяча» Н.И. Николаевой.
Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся с детьми старшей и подготовительной групп во второй половине дня два раза в неделю в течение 8 месяцев учебного года (с октября по май). Дети принимаются в группу в соответствии с рекомендацией врача педиатра.
Длительность одного занятия составляет 25 – 30 минут
За один образовательный цикл проводится 64 занятия.
Количество детей в группе – 10 – 12 человек.
Формой подведения итогов является фотовыставка, мини – соревнования в рамках ДОУ, районные соревнования по мини - футболу, формой контроля – педагогическое наблюдение, медицинский контроль, тестовые задания.
Прогнозируемый результат - повышение уровня общей и специальной физической подготовленности детей, овладение воспитанниками навыками игры в футбол, овладение навыками здорового образа жизни.
Специфика программы
Мини-футбол - органично развивающийся, сравнительно молодой вид спорта. Он соединяет в себе преимущества наиболее популярного во всем мире вида спорта – футбола и не требовательность к спортивным сооружениям для его повсеместного внедрения. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ в том, что она предназначена для обучения дошкольников игре в мини футбол, занятия проходят в спортивном зале детского сада. Эта проблема решается нами за счет нестандартных подходов к организации занятий. В частности, многие упражнения по обучению тактике игры проводятся инструктором по физической культуре на половине площадки. Поэтому для приближения тренировочного процесса к игровым условиям возможно использовать спортивный зал «в ширину», обозначая тем самым половину стандартной площадки для игры в мини футбол. Второй отличительной особенностью является то, что данная программа построена с учетом основополагающих принципов здоровьесбережения детей дошкольного возраста:
- принцип сознательности – нацеливает детей на формирование понимания, интереса, осмысленного отношения к двигательной деятельности. Повышению сознательности способствует применение педагогом методических приемов, решающих проблемы здоровьесберегающих технологий педагогики оздоровления.
- принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков игры в мини футбол. Регулярность, планомерность, непрерывность в педагогическом процессе на протяжении всего периода обучения игре в мини футбол. Систематически проводимые формы организации кружковой деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучают детей соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
- принцип постепенности предполагает преемственность ступеней обучения ребенка игре в мини футбол.
- принцип непрерывности выражает закономерности построения целостного педагогического процесса.
- принцип цикличности способствует упорядочению процесса обучения игре в мини футбол. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе обучения игре в мини футбол.
- принцип активности предполагает у детей степень подвижности, самостоятельности инициативы и творчества в процессе построения игры в мини футбол.
- комплексный подход заключается в осуществлении преемственности между возрастными видами деятельности.
- аксиологоческий подход – человек является высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей, среди которых основная категория – здоровье человека.
Педагогические средства и методы программы направлены на то, чтобы каждый ребёнок нашёл себя в движениях, соответствующих его двигательным задаткам и умениям, что поможет ему самостоятельно и с чувством удовлетворения поддерживать интерес к игре в мини футбол.
Обучение детей тесно связанно с их физическим и психологическим состоянием, поэтому в процессе занятий большое внимание должно уделяться формированию у дошкольников положительной устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями, к игре в мини - футбол. Данные занятия будут способствовать выработке потребностей организма в систематической целенаправленной двигательной деятельности в течение всей жизни, что послужит в дальнейшем средством занятия спортом.
Педагогическая целесообразность применения данной программы состоит в использовании более эффективных средств физического воспитания дошкольников. В ряду наиболее эффективных средств физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками мини-футбол занимает видное место. И это не случайно. В первую очередь, эта игра неприхотлива. В мини-футбол можно играть как на улице, так и в спортивном зале. Практически можно с успехом использовать любое ровное место. Однако, несмотря на свою простоту, эта игра обладает рядом интереснейших особенностей, делающих ее особенно привлекательной именно для дошкольников. Во-первых, здесь каждый игрок чаще соприкасается с мячом и участвует в общих игровых действиях; во-вторых, в мини-футболе забивается довольно много голов; в-третьих, во время матча мяч практически не покидает площадку, а игра проходит динамично, без вынужденных и утомительных остановок, что способствует мотивации игры в мини футбол. Вот почему сегодня в мини-футбол с увлечением играют не только мальчики, но и девочки.
В основе реализации программы используются разнообразные формы и методы работы с дошкольниками:
- словесный,
- наглядной демонстрации,
- отработка упражнений.
Педагогические средства и методы программы направлены на то, чтобы каждый ребёнок нашёл себя в движениях, соответствующих его двигательным задаткам и умениям, что поможет ему самостоятельно и с чувством удовлетворения поддерживать интерес к игре в мини футбол.
Актуальность. Дошкольный возраст - от рождения ребенка до поступления в школу - наиболее ответственный период в развитии организма и один из важнейших в становлении личности человека. В эти годы закладываются основы здоровья, а также гармоничного нравственного, умственного и физического развития. Организм ребенка в данный период быстро растет и развивается, в тоже время сопротивляемость неблагоприятным влияниям среды еще низка, ребенок легко заболевает.
На протяжении шестого и седьмого года жизни ребенка динамика процессов в его организме очень высока: существенно прибывает мышечная сила, значительно улучшается координация движений, сформированные ранее умения превращаются в навыки. Старший дошкольник способен различать направление, амплитуду, скорость и ритм движения, изменять характер движения. Он способен совершать действия, требующие приспособления к изменяющимся условиям(убегать от водящего в игре и т.п.), а также сочетать несколько действий (броски и ловля мяча с хлопками, бег со скакалками, бег по кочкам и т.д.). То есть на данном этапе создаются возможности для систематического обучения основам техники физических упражнений.
Цель программы: – обучение навыкам игры в мини футбол и развитие активных двигательных способностей и психических качеств детей дошкольного возраста.
Обучение дошкольников, занимающихся в кружке мини футбола, составляют единый педагогический процесс, задачами которого являются:
Образовательные задачи:
- Развивать двигательные (мышечная сила, быстрота и т.д.) и психические (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.) способности детей дошкольного возраста.
- Развивать морально-волевые качества дошкольников для решения поставленных задач в условиях соревновательного процесса.
- Создать условия для усвоения первоначальных знаний в области мини футбола.
- Обучать технико-тактическим приемам игры на основе базовых элементов, развитию двигательных навыков.
Воспитательные задачи:
- Формировать мотивацию здорового образа жизни.
- Содействовать всестороннему и гармоничному развитию личности ребёнка.
Оздоровительные задачи:
- Развивать физические качества дошкольников.
- Укреплять здоровье детей дошкольного возраста за счет повышения их двигательной активности.
- Формировать социальное партнерство между преподавателями-тренерами и родителями в здоровьесберегающей сфере.
- Актуализировать потребности детей в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании и формированию здоровья собственными силами.
Планируемые результаты
1. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности:
- имеет представление о значении занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, о личной гигиене и закаливании;
- имеет навыки безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем и оборудованием;
- самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде;
- может планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр.
- обладает навыками активного мышления, (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), ориентируется в пространстве, имеет представление о значении занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, о личной гигиене и закаливании;
- может объяснить действия и называние упражнений, пользы закаливания и занятий физической культурой;
- выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье);
- может прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега — 180 см; в высоту с разбега — не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;
- может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель;
- умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на «первый-второй», соблюдать интервалы во время передвижения.
2. Ознакомлен с основными элементами техники футбола:
- техника передвижения: различные виды бега («змейкой»; беге изменением темпа по команде (ускорение, замедление); спиной вперед; со сменой направляющего; в колонне по одному с перестроением в пары по сигналу; с препятствиями; в чередовании с другими движениями; обегая предметы и т.п.); различные виды прыжков, подскоки.
- техника владения мячом и основные способы выполнения упражнений:
- удар по неподвижному и движущемуся мячу правой и левой ногой (внутренней стороной стопы, внутренней и средней частями подъема) по воротам, в стену с расстояния от 2 до 4 м;
- остановка мяча ногой (внутренней стороной стопы, подошвой) катящегося на встречу;
- ведение мяча (средней и внешней частью подъема) только правой или только левой ногой по прямой, между стойками (змейкой) и движущихся партнеров;
- обманные движения с места – движение влево, с уходом вправо и наоборот;
- отбор мяча (отбивание ногой в выпаде);
- вбрасывание мяча руками из-за боковой линии с места из положения ноги вместе, параллельного расположения ступней ног на дальность, и в коридор шириной 2м.
- ознакомление с тактикой игры в футбол по упрощенным правилам в ограниченных составах 1х1, 2х2, 3х3.
Структура занятия
1. Подготовительная часть (разминка) - разогревание организма.
2. Основная часть (упражнения в исходном положении стоя)
- последовательная «проработка» мышц шеи, рук, рук туловища, ног.
3. Бег и прыжки - максимальная нагрузка.
4.Упражнения в исходных положениях сидя и лёжа - комплексная проработка всех групп мышц.
5. Заключительная - восстановление, упражнения на гибкость и расслабление.
Структура комплекса и направленность каждой из его частей:
- Подготовительная часть, или разминка, обеспечивает разогревание организма, подготовку его к основной физической нагрузке. Вводную часть составляют упражнения, непосредственно воздействующие на весь организм ребёнка. Это движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки, упражнения на коррекцию свода стопы, общеразвивающие упражнения.
- В начале основной части следует серия упражнений различного характера: поднимание рук вверх, в стороны, упражнения для мышц шеи. Следующая серия упражнений – нагрузочная. Здесь предлагаются упражнения интенсивного характера: различные наклоны, раскачивания туловища, выпады, приседания. Подбираются они с таким расчётом, чтобы равномерно «нагрузить» все части тела. Эта серия упражнений проходит в быстром темпе.
- Заканчивается основная часть состоит из беговой серией упражнений. Она проходит в интенсивном темпе, одно упражнение быстро сменяется другим. Здесь не предусмотрено, какие виды прыжков вы будете делать. Главное – добиться высокой интенсивности в этой части комплекса. Затем предусмотрены 1-2 дыхательных упражнений, позволяющих немного отдохнуть и восстановить свои силы.
Затем следует партерная серия из исходных положений лёжа и сидя. Эта группа упражнений предназначена для развития гибкости позвоночника, укрепления мышц спины и брюшного пресса, мышц ног. Все упражнения рекомендуется выполнять в умеренном темпе, так как они требуют наибольшей затраты энергии. Заканчивается комплекс упражнениями на дыхание, расслабление, гибкость, выполняемыми в медленном темпе. Упражнения на гибкость очень эффективны в конце комплекса, так как хорошо разогретые мышцы наиболее эластичны.
Завершается комплекс упражнениями на расслабление. Цель которых – обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени. Это могут быть упражнения из исходных положений стоя, сидя, лёжа. Они способствуют быстрому восстановлению организма и подготовке его к дальнейшей деятельности.
Содержание
Теоретическая подготовка
- значение занятий физкультурой и спортом в жизни человека;
- влияние физических упражнений на организм человека, тренировка как процесс совершенствования функций организма;
- гигиена, врачебный контроль и самоконтроль, режим дня и питания, профилактика травматизма;
- техника безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи;
- основы и методы техники и тактики игры в футбол,
- правила игры, организация соревнований;
- оборудование и инвентарь, роль специального оборудования в повышении эффективности тренировочного процесса;
- установка на игры и их разбор, индивидуальные и командные действия в процессе соревнований и контрольных игр.
Общая физическая подготовка
- комплексные занятия с набором упражнений для развития физических качеств (выносливость, настойчивость, воля, быстрота, сила, ловкость и т.д.), необходимых для успешной игры в футбол;
- развитие физических качеств с применением различных предметов: набивные мячи, скакалка, футбольные мячи, тренажеры и.т.д.;
- легкоатлетические упражнения: эстафеты, челночный бег, бег 15, 30, 250, 1500 метров, кросс 500 до 2 000 метров, метание, прыжки в высоту и длину с места;
- гимнастические и акробатические упражнения;
- упражнения для развития подвижности в суставах, упражнения развивающие вестибулярную устойчивость и т.д..
Специальная физическая подготовка
- развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании техники и тактики игры;
- упражнения для развития футбольной скорости и ловкости, быстроты зрительно-двигательной реакции на мяч, скорости перемещения и ориентации на поле;
- развитие взрывной силы, выносливости и целеустремленность в атаке и отборе мяча;
- развитие и совершенствование стартовой скорости с изменением направления движения, скоростная обводка препятствий;
- специальные физические упражнения для развития прыгучести, прыжки в длину и в высоту;
- акробатические упражнения при отборе мяча и ударах по воротам.
Техническая подготовка
- обучение технике игры без мяча: обычный бег, бег спиной вперед, бег скрестным и приставным шагом, прыжки толчком одной и двумя ногами, остановка прыжком и выпадом, повороты на месте и в движении переступанием и прыжком;
- обучение технике владения мячом: удары по мячу ногой и головой, остановка и обработка мяча, ведения мяча, вбрасывание и техника игры вратаря;
- обучение ударам по мячу ногами: внутренней и внешней стороной стопы, серединой, внутренней и внешней частью подъема, носком, пяткой;
- обучение ударам по мячу головой: удар, выполняемый активным движением туловища; удар, выполняемый кивком. Они выполняются стоя, в прыжке вверх, в прыжке вперед с нападением;
- обучение остановке и обработке мяча: остановка мяча грудью, остановка мяча бедром, остановка мяча внутренней и внешней часть стопы, остановка поднимающегося мяча внутренней частью стопы, остановка мяча в передвижении;
- обучение ведению мяча: ведение мяча шаговыми ударными движениями внутренней и внешней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема, носком;
- обучение финтам: финт « наступание подошвой на мяч», «ложная остановка мяча подошвой», «проброс мяча мимо соперника», «ложный замах для удара», убирание мяча внутренней частью подъема», «переступание через мяч»;
- обучение отбору мяча: в выпаде, толчком плеча;
- обучение введению мяча в игру;
- обучение технике игры вратаря: основная стойка, ловля мяча снизу, сверху, с боку, в падении, отбивание мяча, перевод мяча, бросок и выбивание мяча.
Учебный план по дополнительной общеобразовательной программе «Юный футболист»
№ | Наименование раздела, темы | |||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Теоретическая подготовка | 10 | ||
1.1. | Инструктаж по технике безопасности | 2 | ||
1.2. | История игры мини - футбол | 1 | ||
1.3. | Сведения о личной гигиене детей | 2 | ||
1.4. | Методика спортивной тренировки, построение разминки | 2 | ||
1.5. | Правила игры, соревнований | 3 | ||
2. | Физическая подготовка | 30 | ||
2.1. | Общефизическая подготовка | 15 | ||
2.2. | Специальная физическая подготовка | 15 | ||
3. | Техническая и тактическая подготовка | 24 | ||
3.1. | Техника игры без мяча | 6 | ||
3.2. | Техника игры с мячом | 6 | ||
3.3. | Тактика атаки | 5 | ||
3.4. | Тактика обороны | 5 | ||
3.5. | Контрольные игры | 2 | ||
Итого: | 64 |
Материально-техническое обеспечение дополнительной программы
«Юныеи футболисты»
1.Мячи футбольные - 12шт.
2.Ориентиры для эстафеты - 6 шт.
3.Ворота 2-2,5 метра - 2 шт.
4.Кегли - 5-6 шт.
5.Скакалки - 12 шт.
6.Шнуры 1,5 метра - 4 шт.
7.Кубики - 12 шт.
8.Скамейки гимнастические - 2 шт.
9.Мешочки - 10 шт.
10. Мат гимнастический
11.Обручи большого диаметра - 4 шт.
12.Спортивная форма для кружка «Здоровенок» - 9 комплектов
23.Нагрудные знаки для команды (накидки) - 7 шт
Методическое обеспечение дополнительной
программы «Юные футболисты»
1.Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду» М.: «Просвещение» 1992.
2. Н.И.Николаева «Школа мяча» СПб: Детство – пресс, 2008г.
3. И.М.Коротков «Подвижные игры для детей» М., «Советская Россия» , 1987г.
4.Е.Ф. Желобкович «Футбол в детском саду». –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в шко...
Рабочая программа «Занимательный английский» дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет
Содержание.1. Пояснительная записка.2. Требования к уровню образованности обучающихся.3. Учебно-тематический п...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Почемучки» (возраст детей 4-5 года)
Цель: расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности; способствоватьразвитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятель...
Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста по мини – футболу для детей старшего дошкольного возраста «Здоровенок»
Данная программа поможет работающим в детском саду инструкторам по физической культуре организовать кружок по мини-футболу....
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"
Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР художественной направленности «Необычное в обычном» (32 часов)
Пояснительная записка Программа «Необычное в обычном» разработана согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного о...