Программа для детей дошкольного возраста по мини-футболу "Юные футболисты"
рабочая программа (подготовительная группа)

Дополнительная программа для дошкольников по мини-футболу "Юные футболисты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russu_programma_yunye_futbolisty.docx44.73 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная  программа  для детей дошкольного возраста по

мини – футболу для детей старшего дошкольного возраста

 «Юные футболисты»

Пояснительная записка

     Программа «Юные футболисты» разработана на основе методического пособия «Футбол в детском саду» Е.Ф. Желобкович, «Школа мяча» Н.И. Николаевой.

     Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся с детьми старшей и подготовительной групп во второй половине дня два раза в неделю в течение 8 месяцев учебного года (с октября по май).  Дети принимаются в группу в соответствии с рекомендацией врача педиатра.

     Длительность одного занятия составляет 25 – 30 минут

За один образовательный цикл проводится 64 занятия.

Количество детей в группе – 10 – 12 человек.

     Формой подведения итогов является  фотовыставка, мини – соревнования в рамках ДОУ, районные соревнования по мини - футболу, формой контроля – педагогическое наблюдение, медицинский контроль, тестовые задания.

     Прогнозируемый результат  - повышение уровня общей и специальной физической подготовленности детей, овладение воспитанниками навыками игры в футбол, овладение навыками здорового образа жизни.

Специфика программы

     Мини-футбол - органично развивающийся, сравнительно молодой вид спорта. Он соединяет в себе преимущества наиболее популярного во всем мире вида спорта – футбола и не требовательность к спортивным сооружениям для его повсеместного внедрения. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ в том, что она предназначена для обучения дошкольников игре в мини футбол, занятия проходят в спортивном зале детского сада. Эта проблема решается нами за счет нестандартных подходов к организации занятий. В частности, многие упражнения по обучению тактике игры проводятся инструктором по физической культуре на половине площадки. Поэтому для приближения тренировочного процесса к игровым условиям возможно использовать спортивный зал «в ширину», обозначая тем самым половину стандартной площадки для игры в мини футбол. Второй отличительной особенностью является то, что данная программа построена с учетом основополагающих принципов здоровьесбережения детей дошкольного возраста:

- принцип сознательности – нацеливает детей на формирование понимания, интереса, осмысленного отношения к двигательной деятельности. Повышению сознательности способствует применение педагогом методических приемов, решающих проблемы здоровьесберегающих технологий педагогики оздоровления.

- принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков игры в мини футбол. Регулярность, планомерность, непрерывность в педагогическом процессе на протяжении всего периода обучения игре в мини футбол. Систематически проводимые формы организации кружковой деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучают детей соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.

- принцип постепенности предполагает преемственность ступеней обучения ребенка игре в мини футбол.

- принцип непрерывности выражает закономерности построения целостного педагогического процесса.

- принцип цикличности способствует упорядочению процесса обучения игре в мини футбол. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе обучения игре в мини футбол.

- принцип активности предполагает у детей степень подвижности, самостоятельности инициативы и творчества в процессе построения игры в мини футбол.

- комплексный подход заключается в осуществлении преемственности между возрастными видами деятельности.

- аксиологоческий подход – человек является высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей, среди которых основная категория – здоровье человека.

     Педагогические средства и методы программы направлены на то, чтобы каждый ребёнок нашёл себя в движениях, соответствующих его двигательным задаткам и умениям, что поможет ему самостоятельно и с чувством удовлетворения поддерживать интерес к игре в мини футбол.

     Обучение детей тесно связанно с их физическим и психологическим состоянием, поэтому в процессе занятий большое внимание должно уделяться формированию у дошкольников положительной устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями, к игре в мини - футбол. Данные занятия будут способствовать выработке потребностей организма в систематической целенаправленной двигательной деятельности в течение всей жизни, что послужит в дальнейшем средством занятия спортом.

     Педагогическая целесообразность применения данной программы состоит в использовании более эффективных средств физического воспитания дошкольников. В ряду наиболее эффективных средств физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками мини-футбол занимает видное место. И это не случайно. В первую очередь, эта игра неприхотлива. В мини-футбол можно играть как на улице, так и в спортивном зале. Практически можно с успехом использовать любое ровное место. Однако, несмотря на свою простоту, эта игра обладает рядом интереснейших особенностей, делающих ее особенно привлекательной именно для дошкольников. Во-первых, здесь каждый игрок чаще соприкасается с мячом и участвует в общих игровых действиях; во-вторых, в мини-футболе забивается довольно много голов; в-третьих, во время матча мяч практически не покидает площадку, а игра проходит динамично, без вынужденных и утомительных остановок, что способствует мотивации игры в мини футбол. Вот почему сегодня в мини-футбол с увлечением играют не только мальчики, но и девочки.

     В основе реализации программы используются разнообразные формы и методы работы с дошкольниками:

- словесный,

- наглядной демонстрации,

- отработка упражнений.

     Педагогические средства и методы программы направлены на то, чтобы каждый ребёнок нашёл себя в движениях, соответствующих его двигательным задаткам и умениям, что поможет ему самостоятельно и с чувством удовлетворения поддерживать интерес к игре в мини футбол.

Актуальность. Дошкольный возраст - от рождения ребенка до поступления в школу - наиболее ответственный период в развитии организма и один из важнейших в становлении личности человека. В эти годы закладываются основы здоровья, а также гармоничного нравственного, умственного и физического развития. Организм ребенка в данный период быстро растет и развивается, в тоже время сопротивляемость неблагоприятным влияниям среды еще низка, ребенок легко заболевает.

На протяжении шестого и седьмого года жизни ребенка динамика процессов в его организме очень высока: существенно прибывает мышечная сила, значительно улучшается координация движений, сформированные ранее умения превращаются в навыки. Старший дошкольник способен различать направление, амплитуду, скорость и ритм движения, изменять характер движения. Он способен совершать действия, требующие приспособления к изменяющимся условиям(убегать от водящего в игре и т.п.), а также сочетать несколько действий (броски и ловля мяча с хлопками, бег со скакалками, бег по кочкам и т.д.). То есть на данном этапе создаются возможности для систематического обучения основам техники физических упражнений.      

Цель программы: – обучение навыкам игры в мини футбол и развитие активных двигательных способностей и психических качеств детей дошкольного возраста.

     Обучение дошкольников, занимающихся в кружке мини футбола, составляют единый педагогический процесс, задачами которого являются:

Образовательные задачи:

- Развивать двигательные (мышечная сила, быстрота и т.д.) и психические (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.) способности детей дошкольного возраста.

- Развивать морально-волевые качества дошкольников для решения поставленных задач в условиях соревновательного процесса.

- Создать условия для усвоения первоначальных знаний в области мини футбола.

- Обучать технико-тактическим приемам игры на основе базовых элементов, развитию двигательных навыков.

Воспитательные задачи:

- Формировать мотивацию здорового образа жизни.

- Содействовать всестороннему и гармоничному развитию личности ребёнка.

Оздоровительные задачи:

- Развивать физические качества дошкольников.

- Укреплять здоровье детей дошкольного возраста за счет повышения их двигательной активности.

- Формировать социальное партнерство между преподавателями-тренерами и родителями в здоровьесберегающей сфере.

- Актуализировать потребности детей в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании и формированию здоровья собственными силами.

     Планируемые результаты

1. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности:

- имеет представление о значении занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, о личной гигиене и закаливании;

- имеет навыки безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем и оборудованием;

- самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде;

- может планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр.

- обладает навыками активного  мышления,  (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), ориентируется  в пространстве, имеет представление о значении занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, о личной гигиене и закаливании;

- может объяснить действия и называние упражнений, пользы закаливания и занятий физической культурой;

- выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье);

- может прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега — 180 см; в высоту с разбега — не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;

- может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель;

- умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на «первый-второй», соблюдать интервалы во время передвижения.

2. Ознакомлен с основными элементами техники футбола:

- техника передвижения: различные виды бега («змейкой»; беге изменением темпа по команде (ускорение, замедление); спиной вперед; со сменой направляющего; в колонне по одному с перестроением в пары по сигналу; с препятствиями; в чередовании с другими движениями; обегая предметы и т.п.); различные виды прыжков, подскоки.

- техника владения мячом и основные способы выполнения упражнений:

- удар по неподвижному и движущемуся мячу правой и  левой ногой (внутренней стороной стопы, внутренней и средней частями подъема) по воротам, в стену с расстояния от 2 до 4 м;

- остановка мяча ногой (внутренней стороной стопы, подошвой) катящегося на встречу;

- ведение мяча (средней и внешней частью подъема) только правой или только левой ногой по прямой, между стойками (змейкой) и движущихся партнеров;

- обманные движения с места – движение влево, с уходом вправо и наоборот;

- отбор мяча (отбивание ногой в выпаде);

- вбрасывание мяча руками из-за боковой линии с места из положения ноги вместе, параллельного расположения ступней ног на дальность, и в коридор шириной 2м.

- ознакомление с тактикой  игры в футбол по упрощенным правилам в ограниченных составах 1х1, 2х2, 3х3.

Структура занятия

1. Подготовительная часть (разминка) - разогревание организма.

2. Основная часть (упражнения в исходном положении стоя)

 - последовательная «проработка» мышц шеи, рук, рук туловища, ног.

3.  Бег и прыжки - максимальная нагрузка.

4.Упражнения в исходных положениях сидя и лёжа - комплексная проработка всех групп мышц.

5. Заключительная - восстановление, упражнения на гибкость и расслабление.

     Структура комплекса  и направленность каждой из его частей:

- Подготовительная часть, или разминка, обеспечивает разогревание организма, подготовку его к основной физической нагрузке. Вводную часть составляют упражнения, непосредственно воздействующие на весь организм ребёнка. Это движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки, упражнения на коррекцию свода стопы, общеразвивающие упражнения.

 - В начале основной части следует серия упражнений различного характера: поднимание рук вверх, в стороны, упражнения для мышц шеи. Следующая серия упражнений – нагрузочная. Здесь предлагаются упражнения интенсивного характера: различные наклоны, раскачивания туловища, выпады, приседания. Подбираются они с таким расчётом, чтобы равномерно «нагрузить» все части тела. Эта серия упражнений проходит в быстром темпе.

- Заканчивается основная часть состоит из беговой серией упражнений. Она проходит в интенсивном темпе, одно упражнение быстро сменяется другим. Здесь не предусмотрено, какие виды прыжков вы будете делать. Главное – добиться высокой интенсивности в этой части комплекса. Затем предусмотрены 1-2 дыхательных упражнений, позволяющих немного отдохнуть и восстановить свои силы.

      Затем следует партерная серия из исходных положений лёжа и сидя. Эта группа упражнений предназначена для развития гибкости позвоночника, укрепления мышц спины и брюшного пресса, мышц ног. Все упражнения рекомендуется выполнять в умеренном темпе, так как они требуют наибольшей затраты энергии. Заканчивается комплекс упражнениями на дыхание, расслабление, гибкость, выполняемыми в медленном темпе. Упражнения на гибкость очень эффективны в конце комплекса, так как хорошо разогретые мышцы наиболее эластичны.

     Завершается комплекс упражнениями на расслабление. Цель которых – обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени. Это могут быть упражнения из исходных положений стоя, сидя, лёжа. Они способствуют быстрому восстановлению организма и подготовке его к дальнейшей деятельности.

Содержание

Теоретическая подготовка

- значение занятий физкультурой и спортом  в жизни человека;

- влияние физических упражнений на организм человека, тренировка как процесс совершенствования функций организма;

- гигиена, врачебный контроль и самоконтроль, режим дня и питания, профилактика травматизма;

- техника безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи;

- основы и методы техники и тактики игры в футбол,

- правила игры, организация соревнований;

- оборудование и инвентарь, роль специального оборудования в повышении эффективности тренировочного процесса;

- установка на игры и их разбор, индивидуальные и командные действия в процессе соревнований и контрольных игр.

   Общая физическая подготовка

- комплексные занятия с набором упражнений для развития физических качеств (выносливость, настойчивость,  воля, быстрота, сила, ловкость и т.д.), необходимых для успешной игры в футбол;

- развитие физических качеств с применением различных предметов: набивные мячи, скакалка, футбольные мячи, тренажеры и.т.д.;

- легкоатлетические упражнения: эстафеты, челночный бег, бег 15, 30, 250, 1500 метров, кросс 500 до 2 000 метров, метание, прыжки в высоту и длину с места;

- гимнастические и акробатические упражнения;

- упражнения для развития подвижности в суставах, упражнения развивающие вестибулярную устойчивость и т.д..

  Специальная физическая подготовка

- развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании техники и тактики игры;

- упражнения для развития футбольной скорости и ловкости, быстроты зрительно-двигательной реакции на мяч, скорости перемещения и ориентации на поле;

- развитие  взрывной силы, выносливости и целеустремленность в атаке и отборе мяча;

- развитие и совершенствование стартовой скорости с изменением направления движения, скоростная обводка препятствий;

- специальные физические упражнения для развития прыгучести, прыжки в длину и в высоту;

- акробатические упражнения при отборе мяча и  ударах по воротам.

 Техническая подготовка

- обучение технике игры без мяча: обычный бег, бег спиной вперед, бег скрестным  и приставным шагом, прыжки толчком одной и двумя ногами, остановка прыжком и выпадом, повороты на месте и в движении переступанием и прыжком;

- обучение технике владения мячом: удары по мячу ногой  и головой, остановка и обработка мяча, ведения мяча, вбрасывание и техника игры вратаря;

- обучение ударам по мячу ногами: внутренней и внешней стороной стопы, серединой, внутренней и внешней частью подъема, носком, пяткой;

- обучение ударам по мячу головой: удар, выполняемый активным движением туловища; удар, выполняемый кивком. Они выполняются стоя, в прыжке вверх, в прыжке вперед с нападением;

- обучение остановке и обработке мяча: остановка мяча грудью, остановка мяча бедром,  остановка  мяча внутренней и внешней часть стопы, остановка поднимающегося мяча внутренней частью стопы, остановка мяча в передвижении;

- обучение ведению мяча: ведение мяча шаговыми ударными движениями внутренней и внешней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема, носком;

- обучение финтам: финт « наступание подошвой  на мяч»,  «ложная остановка мяча подошвой», «проброс мяча мимо соперника», «ложный замах для удара», убирание мяча внутренней частью подъема», «переступание через мяч»;

- обучение отбору мяча: в выпаде, толчком плеча;

- обучение введению  мяча в игру;

- обучение технике игры вратаря: основная стойка, ловля мяча снизу, сверху, с боку, в падении, отбивание мяча, перевод мяча, бросок и выбивание мяча.

Учебный план по дополнительной общеобразовательной программе «Юный футболист»

Наименование раздела, темы

Всего

Теория

Практика

1.

Теоретическая подготовка

10

1.1.

Инструктаж по технике безопасности

2

1.2.

История игры мини - футбол

1

1.3.

Сведения о личной гигиене детей

2

1.4.

Методика спортивной тренировки, построение разминки

2

1.5.

Правила игры, соревнований

3

2.

Физическая подготовка

30

2.1.

 Общефизическая подготовка

15

2.2.

Специальная физическая подготовка

15

3.

Техническая и тактическая подготовка

24

3.1.

Техника игры без мяча

6

3.2.

Техника игры с мячом

6

3.3.

Тактика атаки

5

3.4.

Тактика обороны

5

3.5.

Контрольные игры

2

Итого:

64

Материально-техническое обеспечение дополнительной программы

 «Юныеи футболисты»

1.Мячи футбольные  - 12шт.

2.Ориентиры для эстафеты  - 6 шт.

3.Ворота 2-2,5 метра  - 2 шт.

4.Кегли  - 5-6 шт.

5.Скакалки - 12 шт.

6.Шнуры 1,5 метра - 4 шт.

7.Кубики - 12 шт.

8.Скамейки гимнастические - 2 шт.

9.Мешочки - 10 шт.

10. Мат  гимнастический

11.Обручи большого диаметра - 4 шт.

12.Спортивная форма для кружка «Здоровенок» - 9 комплектов

23.Нагрудные знаки для команды  (накидки)  - 7 шт

 

Методическое обеспечение дополнительной

  программы «Юные футболисты»

1.Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду»  М.: «Просвещение» 1992.

2. Н.И.Николаева «Школа мяча» СПб: Детство – пресс, 2008г.

3. И.М.Коротков «Подвижные игры для детей»  М., «Советская Россия» , 1987г.

4.Е.Ф. Желобкович «Футбол в детском саду». –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна.      Мы, взрослые, все учились в шко...

Рабочая программа «Занимательный английский» дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет

Содержание.1.      Пояснительная записка.2.      Требования к уровню образованности обучающихся.3.      Учебно-тематический п...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Почемучки» (возраст детей 4-5 года)

Цель: расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности; способствоватьразвитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятель...

Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста по мини – футболу для детей старшего дошкольного возраста «Здоровенок»

Данная программа поможет работающим в детском саду инструкторам по физической культуре организовать кружок по мини-футболу....

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"

Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР художественной направленности «Необычное в обычном» (32 часов)

Пояснительная записка      Программа «Необычное в обычном»  разработана  согласно  федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного о...