Самообразование
методическая разработка по физкультуре (младшая группа)
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
на 2020-2021 учебный год
МБОУ Лицей №6 г.о. Химки
Составила воспитатель
высшей квалификационной категории:
Родкина Вера Николаевна
Здоровье — это вершина, которую
каждый должен покорить сам.
(Восточная мудрость).
Актуальность темы: В последнее время проблема ухудшения здоровья населения в целом и, в частности, детей, стала национальной. Подписанное Президентом Российской Федерации Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» подтверждает беспокойство государства за будущее страны. Проблема раннего формирования культуры здоровья сегодня актуальна, как на укрепление здоровья подрастающего поколения.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств, таких, как: усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.
Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. Для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка, необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, обеспечить достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности - в образовательную. А это в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает.
В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Мы, педагоги, должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ, таким как:
- Занятия физкультурой, прогулки.
- Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна .
- 3.Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.
- 4.Бережное отношение к окружающей среде, к природе.
- Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение медицинских рекомендаций.
- Формирование понятия «не вреди себе сам».
Изучая методический материал по теме самообразования, я пришла к выводу, что для воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни необходимо наличие четырех условий.
Гигиенически организованная социальная среда нахождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.
Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям. Дело в том, что многие потребности связаны с привычками. Например, человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребности, не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит.
Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях – занятиях по ОБЖ.
Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми
своих растущих физических возможностей.
Поэтому, выбрав тему самообразования «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников», я поставила перед собой следующую цель и задачи:
Цель:
- Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Задачи:
1. Сформировать у детей адекватное представление о строении собственного тела, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле.
2. Научить " слушать" и "слышать" свой организм.
3. Осознать ценность своей и ценность жизни другого человека.
4. Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.
5. Привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников.
6. Развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.
7. Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами.
8. Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
Работа проводится с детьми дошкольного возраста, с родителями и со специалистами детского сада в течение года по следующим направлениям:
1. Работа с детьми.
2. Взаимодействие со специалистами.
3. Работа с родителями.
4. Взаимодействие с руководством ДОУ.
Для реализации поставленных задач имелись следующие условия: музыкальный, физкультурный залы, физкультурный уголок в группе, медицинский кабинет, спортивная площадка, наличие методического, игрового материала для освоения темы.
Использованы методические приемы:
- Рассказы и беседы воспитателя;
- заучивание стихотворений;
- моделирование различных ситуаций;
- рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- игры-тренинги, игры-забавы;
- подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж;
- физкультминутки;
- элементы арт-терапии.
Формы работы:
- Утренняя гимнастика (ежедневно);
- физкультурные занятия;
- музыкально – ритмические занятия;
- прогулки с включением подвижных игр;
- пальчиковая гимнастика (во время режимных моментов);
- зрительная, дыхательная гимнастика на занятиях;
- оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях);
- употребление кислородных коктейлей;
- спортивные досуги, развлечения, праздники;
- беседы, консультации.
Работа с детьми проводилась по следующим направлениям:
- Проводились развивающие занятия на темы: «Полезная и вредная пища», «Строение тела», «Какими бывают люди?», «Почему ты растешь?», «Зачем нужна еда?», «Что охраняет наш глаз?», «Зачем нам нужен нос?», «Мои верные помощники».
- Дидактические игры: « Что такое дружба?», «Услышь меня», «Покажи части тела», «Разложи по порядку», «Витаминные домики», «Вода - наша помощница», «Вода это хорошо или плохо?» «Как надо заботиться о своем младшем друге?», «От грядки до обеденного стола».
- Индивидуальная работа с детьми по усвоению культурно-гигиенических навыков, строению своего тела, знанию витаминов.
- Проведение оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, зарядка после сна, физкультминутки, прогулка, ходьба по массажным коврикам). Полоскание горла холодной кипяченой водой. Мытье рук прохладной водой, облегченная форма одежды; соблюдение режима проветривания; применение кислородного коктейля, добавление в пищу чеснока и лука.
Взаимодействие со специалистами
На протяжении всего года медицинские работники совместно с воспитателями следили за состоянием здоровья детей, приглашались на родительские собрания для своевременного информирования родителей о профилактике заболеваний, об охране здорового образа жизни, проводили беседы с детьми на тему здоровья. Психолог в индивидуальных беседах с детьми также разъясняла важность и пользу здорового образа жизни.
Работа с родителями осуществлялась с помощью:
1.электронной почты, выкладывания информации о проводимых мероприятиях по ЗОЖ с детьми на сайте нашего Центра Образования.
2.индивидуальных консультаций на тему здорового образа жизни: гигиена полости рта, профилактика ОРЗ, необходимость зарядки по утрам, дневного сна (так как почти все дети не приучены дома, спать днем, необходимость здоровой пищи), необходимость соблюдения режима дня в выходные и праздничные дни
3. вывешивание информации в родительском уголке.
4. совместные детско-родительские праздники и досуги: зимняя спортивная олимпиада, спортивный досуг «А, ну-ка, папы».
В ходе изучения темы самообразования была проанализирована методическая литература:
1.Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
2. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков
3. Белостоцкая Е. М. Гигиенические основы воспитания от 3 до 7 лет. М. : Просвещение, 1987. – 140с.
4. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду.
5.Лукьянов М. О. Моя первая книга о человеке:
6. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.
7. Мосалова Л. Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
8.С.А Козлова Я – человек. Программа социального развития ребенка.
9. Идем гулять. Игры на свежем воздухе.
10. интернет – источники: «Самообразование: с чего начать?» human-life.narod.ru›files/061.html
Итог работы по теме самообразования
К концу учебного года дети должны бережнее относиться к своему здоровью, лучше следить за культурно-гигиеническими навыками, стали делать друг другу замечания в неправильном поведении или отношении к чему-либо. Более тщательно стали соблюдать режим дня, некоторые стали дома делать утреннюю гимнастику. Также ребята улучшили показатели в гибкости, быстроте бега, и других параметрах на физкультурных занятиях. Прогулки стали более интересными: ребята стали задавать много вопросов о том, как устроены деревья, цветы, чем питаются насекомые, о погоде, стали проводить больше опытов, чтобы узнать о каком-либо явлении. К концу года ребята лучше изучили строение тела, они без труда могут показать расположение основных органов в теле человека, а также рассказать об их функциях. Развивающие занятия с детьми по ОБЖ, социальному миру расширили представления детей по данной теме. В дальнейшем я планирую продолжать такие занятия, но больше внимания, на мой взгляд, необходимо уделить работе с родителями, которые очень часто ссылаются на сильную занятость и порой не хотят замечать проблемы в жизни и здоровье своего ребенка. А чтобы работа с родителями проходила более плодотворно, необходимо более тесное взаимодействие со специалистами.
Возраст с 3 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре, безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...