Гармоничное физическое развитие воспитанников.
статья по физкультуре (старшая группа)
Гармоничное физическое развитие детей дошкольного возраста подразумевает своевременное развитие целого ряда навыков и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
garmonichnoe_fizicheskoe_razvitie_vospitannikov.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Гармоничное физическое развитие воспитанников.
Гармоничное физическое развитие детей дошкольного возраста подразумевает своевременное развитие целого ряда навыков и умений, а также перманентный интерес к различным спортивным упражнениям, требующим проявления ловкости, выносливости, быстроты. Отдельно стоит отметить важность прививания дошкольникам нравственно-волевых качеств для целостного физического воспитания.
По ходу физического воспитания дошкольников нужно решать целый ряд задач, среди которых первоочередные — это:
- совершенствование двигательных навыков;
- улучшение осанки;
- прививание навыков гигиены и пр.
Добиться позитивного результата возможно будет только при условии комплексного развития перечисленных выше навыков и применения специальных упражнений.
Существует несколько принципов физического воспитания, которые нужно учитывать при планировании физического развития дошкольника:
- Принцип развивающего обучения. Речь идет об упражнениях, которые будут способствовать повышению уровня подготовки ребенка за счет необходимости приложения целого ряда усилий для овладения навыками.
- Принцип воспитывающего обучения. Здесь главным должно быть развитие двигательных навыков наряду с воспитанием в ребенке дошкольного возраста таких важных качеств, как смелость, выдержка и настойчивость.
- Принцип всесторонности. Подразумевается использование упражнений, направленных на повышение функциональности возможностей организма.
- Принцип систематичности. Применяются упражнения с последовательным усложнением алгоритма, связанные с ранее усвоенными упражнениями и требующие качественного выполнения.
- Принцип индивидуального подхода. Подразумевается подбор упражнений с учетом особенностей дошкольника.
КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Физические качества — это быстрота, глазомер, ловкость, гибкость, равновесие, выносливость и сила. Проанализировать каждое из качеств достаточно просто, если понаблюдать за тем, как выполняет те или иные упражнения ребенок.
Правильное развитие дошкольника в физическом отношении— это планомерное совершенствование его основных физических качеств.
- Быстрота — это навык дошкольника преодолевать дистанции в самое короткое время. Нервные процессы у детей достаточно пластичны, поэтому в дошкольном возрасте развивать быстроту — самое правильное решение.
- Ловкость — это навык освоения новых движений с активной перестройкой их выполнения согласно быстро изменяющимся правилам.
- Сила — это степень напряжения мышц в процессе их сокращения.
- Выносливость — это навыки человека справляться с долговременными физическими нагрузками.
- Глазомер — навык правильно рассчитывать расстояние, пользуясь не только зрением, но и мышечными ощущениями.
- Гибкость — навык увеличения амплитуды движения в определенном направлении при выполнении тех или иных упражнений.
- Равновесие — умение человека сохранять устойчивость при изменении положения тела, в том числе и при частичном отсутствии опоры.
Какова роль физических факторов в процессе развития дошкольника
Планомерное развитие ребенка — это непростой многоэтапный процесс. Когда речь идет о целенаправленном физическом воспитании, то стоит отметить главную цель — улучшение двигательных навыков, а также укреплении здоровья в целом. Воспитание у ребенка физических качеств является частью целенаправленного физического воспитания. Важно понимать, что все перечисленные выше физические качества каждому ребенку даны от рождения, при этом все они нуждаются в развитии и совершенствовании.
Об уровне подготовки дошкольников можно судить по совокупности уже имеющихся двигательных навыков с приобретенными двигательными способностями.
Примечательно, что одно качество может стать залогом успешного выполнения целого ряда действий. Физические качества, описанные выше, в дошкольном возрасте имеют тесную связь с двигательными навыками.
Чтобы справиться с основными упражнениями, предназначенными для детей дошкольного возраста, малыши должны иметь достаточно высокие показатели силы, ловкости, быстроты и выносливости. Если эти качества будут плохо развиты, то упражнения детей будут выполняться с максимальными затратами энергии и минимальным результатом.
От чего зависит развитие физических показателей?
Во многом физическое развитие, а значит, и физические показатели зависят от функционирования организма. Так, например, наиболее быстрым малыш сможет стать только при благоприятном эмоциональном состоянии. А утомленность организма на фоне негативных эмоций станет причиной снижения скоростных показателей, замедлит двигательную активность, станет причиной сбоев в выполнении сложных упражнений.
Чтобы оценить показатели развития ребенка, необходимо принимать во внимание его возрастные особенности. Нужно учитывать, что в дошкольном возрасте физиологические структуры находятся на этапе формирования, а также тот факт, что ребенок обладает повышенной чувствительностью к внешним воздействиям.
Для дошкольников особенно характерно быстрое изменение пропорций тела с неравномерностью развития действующих систем организма, что, в свою очередь, предполагает работу с детьми по специально разработанным в соответствии с их возрастными особенностями методикам.
Как воспитывать физические качества?
Как уже было отмечено выше, физические качества в ходе развития дошкольника нужно совершенствовать. Для каждого из них разработан ряд упражнений, регулярное выполнение которых обеспечит положительный и стабильный эффект.
Для развития быстроты нужно учить детей выполнять разные упражнения во время бега, как быстрого, так и медленного. В дошкольном возрасте малыши уже способны выполнять упражнения в соответствии с сигналом, поддерживая высокий темп выполнения на протяжении всего занятия.
Для развития ловкости у дошкольников можно практиковать последовательное и согласованное выполнение упражнений. В процессе необходимо будет сменять упражнения, вносить в них коррективы, таким образом сохраняя интерес дошкольника к выполнению, повышая его координационные способности.
Глазомер также можно и нужно тренировать, так как это качество позволит ребенку в будущем справляться с повседневными задачами, где важно определять расстояние быстро и на глаз.
Для развития гибкости нужно выполнять с дошкольниками упражнения на растягивание связок и мышц, обучая их умению расслаблять и напрягать мышцы по требованию. Очень важно в процессе по мере освоения навыков ребенком усложнять занятия.
Для развития силы в программу дошкольников можно включить упражнения, направленные на развитие сгибающих и разгибающих мышц. Кроме того, необходимо контролировать процесс развития мышц дошкольника, обучая его рациональному проявлению мышечного усилия.
Выносливость. Воспитать это качество в дошкольном возрасте можно путем задействования ребенка в играх, оказывающих на его организм длительную физическую нагрузку. В ходе таких игр получится потренировать не только выносливость дошкольника, но и его сердечно-сосудистую систему.
Равновесие. Его также нужно тренировать в дошкольном возрасте, используя упражнения, предполагающие постепенное уменьшение площади опоры и приложения усилий для сохранения равновесия. Это может быть метание мячей, прыжки в длину и так далее.
Таким образом можно сделать вывод: что физкультурно-оздоровительная деятельность в обеспечении физического развития детей дошкольного возраста эффективна при условиях, что учитываются возрастные особенности детей, используются разнообразные методы и средства в организации этого вида деятельности, а также созданы условия для организации физкультурной деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование прыжков через скакалку в организованной образовательной деятельности, направленных на гармоничное физическое развитие личности дошкольников»
Проблема использования прыжков через скакалку как средства развития прыжков у старших дошкольников достаточно актуальна и представляет научный и практический интерес. Прыжки через скакалку в отличие о...
Показатели физического развития ребенка в 2 года. Гармоничное физическое развитие ребенка в адаптационный период
На третьем году жизни темпы физического развития вашего ребенка будут ниже, так как в этом возрасте большая часть энергии будет идти на обеспечение двигательной активности и совершенствовани...
Доклад на тему :"Гармоничное физическое развитие воспитанников".
Гармоничное физическое развитие детей дошкольного возраста подразумевает своевременное развитие целого ряда навыков и умений....
Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре на тему «Гармоничное физическое развитие воспитанников»
Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровьяребенка и развития физических качеств. Поэтому охрана жизни и укреплениефизического и психического здоровья детей является одной из ...
"Эмоциональное благополучие ребенка как необходимое условие для гармоничного физического развития"
quot;Эмоциональное благополучие ребенка как необходимое условие для гармоничного физического развития"...
Гармоничное физическое развитие как необходимое условие для стимуляция речевого развития и познавательной активности ребёнка
Физическое развитие и развитие речи ребенка тесно взаимосвязаны. В мозге центр, отвечающий за моторную активность, и речевой центр находятся ряом. Поэтому стимулируя физическую активность, мы воздейст...
Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках гармоничного физического развития.
Метод[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29133628","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 360px; height: 480px; float: right;"}}]]ическое обьединение по физическом...