Гармоничное физическое развитие воспитанников.
статья по физкультуре (старшая группа)

Гармоничное физическое развитие детей дошкольного возраста подразумевает своевременное развитие целого ряда навыков и умений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл garmonichnoe_fizicheskoe_razvitie_vospitannikov.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Гармоничное физическое развитие воспитанников.

Гармоничное физическое развитие детей дошкольного возраста подразумевает своевременное развитие целого ряда навыков и умений, а также перманентный интерес к различным спортивным упражнениям, требующим проявления ловкости, выносливости, быстроты. Отдельно стоит отметить важность прививания дошкольникам нравственно-волевых качеств для целостного физического воспитания.

По ходу физического воспитания дошкольников нужно решать целый ряд задач, среди которых первоочередные — это:

  • совершенствование двигательных навыков;
  • улучшение осанки;
  • прививание навыков гигиены и пр.

Добиться позитивного результата возможно будет только при условии комплексного развития перечисленных выше навыков и применения специальных упражнений.

Существует несколько принципов физического воспитания, которые нужно учитывать при планировании физического развития дошкольника:

  1. Принцип развивающего обучения. Речь идет об упражнениях, которые будут способствовать повышению уровня подготовки ребенка за счет необходимости приложения целого ряда усилий для овладения навыками.
  2. Принцип воспитывающего обучения. Здесь главным должно быть развитие двигательных навыков наряду с воспитанием в ребенке дошкольного возраста таких важных качеств, как смелость, выдержка и настойчивость.
  3. Принцип всесторонности. Подразумевается использование упражнений, направленных на повышение функциональности возможностей организма.
  4. Принцип систематичности. Применяются упражнения с последовательным усложнением алгоритма, связанные с ранее усвоенными упражнениями и требующие качественного выполнения.
  5. Принцип индивидуального подхода. Подразумевается подбор упражнений с учетом особенностей дошкольника.

КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 Физические качества — это быстрота, глазомер, ловкость, гибкость, равновесие, выносливость и сила. Проанализировать каждое из качеств достаточно просто, если понаблюдать за тем, как выполняет те или иные упражнения ребенок.

Правильное развитие дошкольника в физическом отношении— это планомерное совершенствование его основных физических качеств.

  • Быстрота — это навык дошкольника преодолевать дистанции в самое короткое время. Нервные процессы у детей достаточно пластичны, поэтому в дошкольном возрасте развивать быстроту — самое правильное решение.
  • Ловкость — это навык освоения новых движений с активной перестройкой их выполнения согласно быстро изменяющимся правилам.
  • Сила — это степень напряжения мышц в процессе их сокращения.
  • Выносливость — это навыки человека справляться с долговременными физическими нагрузками.
  • Глазомер — навык правильно рассчитывать расстояние, пользуясь не только зрением, но и мышечными ощущениями.
  • Гибкость — навык увеличения амплитуды движения в определенном направлении при выполнении тех или иных упражнений.
  • Равновесие — умение человека сохранять устойчивость при изменении положения тела, в том числе и при частичном отсутствии опоры.

Какова роль физических факторов в процессе развития дошкольника

Планомерное развитие ребенка — это непростой многоэтапный процесс. Когда речь идет о целенаправленном физическом воспитании, то стоит отметить главную цель — улучшение двигательных навыков, а также укреплении здоровья в целом. Воспитание у ребенка физических качеств является частью целенаправленного физического воспитания. Важно понимать, что все перечисленные выше физические качества каждому ребенку даны от рождения, при этом все они нуждаются в развитии и совершенствовании.

Об уровне подготовки дошкольников можно судить по совокупности уже имеющихся двигательных навыков с приобретенными двигательными способностями.

Примечательно, что одно качество может стать залогом успешного выполнения целого ряда действий. Физические качества, описанные выше, в дошкольном возрасте имеют тесную связь с двигательными навыками.

Чтобы справиться с основными упражнениями, предназначенными для детей дошкольного возраста, малыши должны иметь достаточно высокие показатели силы, ловкости, быстроты и выносливости. Если эти качества будут плохо развиты, то упражнения детей будут выполняться с максимальными затратами энергии и минимальным результатом.

От чего зависит развитие физических показателей?

Во многом физическое развитие, а значит, и физические показатели зависят от функционирования организма. Так, например, наиболее быстрым малыш сможет стать только при благоприятном эмоциональном состоянии. А утомленность организма на фоне негативных эмоций станет причиной снижения скоростных показателей, замедлит двигательную активность, станет причиной сбоев в выполнении сложных упражнений.

Чтобы оценить показатели развития ребенка, необходимо принимать во внимание его возрастные особенности. Нужно учитывать, что в дошкольном возрасте физиологические структуры находятся на этапе формирования, а также тот факт, что ребенок обладает повышенной чувствительностью к внешним воздействиям.

Для дошкольников особенно характерно быстрое изменение пропорций тела с неравномерностью развития действующих систем организма, что, в свою очередь, предполагает работу с детьми по специально разработанным в соответствии с их возрастными особенностями методикам.

Как воспитывать физические качества?

Как уже было отмечено выше, физические качества в ходе развития дошкольника нужно совершенствовать. Для каждого из них разработан ряд упражнений, регулярное выполнение которых обеспечит положительный и стабильный эффект.

 Для развития быстроты нужно учить детей выполнять разные упражнения во время бега, как быстрого, так и медленного. В дошкольном возрасте малыши уже способны выполнять упражнения в соответствии с сигналом, поддерживая высокий темп выполнения на протяжении всего занятия.

Для развития ловкости у дошкольников можно практиковать последовательное и согласованное выполнение упражнений. В процессе необходимо будет сменять упражнения, вносить в них коррективы, таким образом сохраняя интерес дошкольника к выполнению, повышая его координационные способности.

Глазомер также можно и нужно тренировать, так как это качество позволит ребенку в будущем справляться с повседневными задачами, где важно определять расстояние быстро и на глаз.

Для развития гибкости нужно выполнять с дошкольниками упражнения на растягивание связок и мышц, обучая их умению расслаблять и напрягать мышцы по требованию. Очень важно в процессе по мере освоения навыков ребенком усложнять занятия.

Для развития силы в программу дошкольников можно включить упражнения, направленные на развитие сгибающих и разгибающих мышц. Кроме того, необходимо контролировать процесс развития мышц дошкольника, обучая его рациональному проявлению мышечного усилия.

Выносливость. Воспитать это качество в дошкольном возрасте можно путем задействования ребенка в играх, оказывающих на его организм длительную физическую нагрузку. В ходе таких игр получится потренировать не только выносливость дошкольника, но и его сердечно-сосудистую систему.

 Равновесие. Его также нужно тренировать в дошкольном возрасте, используя упражнения, предполагающие постепенное уменьшение площади опоры и приложения усилий для сохранения равновесия. Это может быть метание мячей, прыжки в длину и так далее.

     Таким образом можно сделать вывод: что физкультурно-оздоровительная деятельность в обеспечении физического развития детей дошкольного возраста эффективна при условиях, что учитываются возрастные особенности детей, используются разнообразные методы и средства в организации этого вида деятельности, а также созданы условия для организации физкультурной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование прыжков через скакалку в организованной образовательной деятельности, направленных на гармоничное физическое развитие личности дошкольников»

Проблема использования прыжков через скакалку как средства развития прыжков у старших дошкольников достаточно актуальна и представляет научный и практический интерес. Прыжки через скакалку в отличие о...

Показатели физического развития ребенка в 2 года. Гармоничное физическое развитие ребенка в адаптационный период

На третьем году жизни темпы физического развития вашего ребенка будут ниже, так как в этом возрасте большая часть энергии будет идти на обеспечение двигательной активности и совершенствовани...

Доклад на тему :"Гармоничное физическое развитие воспитанников".

Гармоничное физическое развитие детей дошкольного возраста подразумевает своевременное развитие целого ряда навыков и умений....

Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре на тему «Гармоничное физическое развитие воспитанников»

Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровьяребенка и развития физических качеств. Поэтому охрана жизни и укреплениефизического и психического здоровья детей является одной из ...

"Эмоциональное благополучие ребенка как необходимое условие для гармоничного физического развития"

quot;Эмоциональное благополучие ребенка как необходимое условие для гармоничного физического развития"...

Гармоничное физическое развитие как необходимое условие для стимуляция речевого развития и познавательной активности ребёнка

Физическое развитие и развитие речи ребенка тесно взаимосвязаны. В мозге центр, отвечающий за моторную активность, и речевой центр находятся ряом. Поэтому стимулируя физическую активность, мы воздейст...

Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках гармоничного физического развития.

Метод[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29133628","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 360px; height: 480px; float: right;"}}]]ическое обьединение по физическом...