Гармоничное физическое развитие как необходимое условие для стимуляция речевого развития и познавательной активности ребёнка
статья (младшая группа)
Физическое развитие и развитие речи ребенка тесно взаимосвязаны. В мозге центр, отвечающий за моторную активность, и речевой центр находятся ряом. Поэтому стимулируя физическую активность, мы воздействуем на речь, и, наоборот, развивая речь, воздействуем на моторные функции. И , что еще важно, более крепкий и физически выносливый ребенок лучше подготовлен к получению и закреплению новых знаний во всех областях позновательно-образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
garmonichnoe.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Гармоничное физическое развитие как необходимое условие для стимуляция речевого развития и познавательной активности ребёнка
«Чем разнообразнее движение, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие»
Академик Н.Н Аносов
«Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Развивать его двигательные умения – развивать ум, слух, внимание»
Психолог А. Р. Лурия
Здоровье - это бесценный дар, который дается человеку от природы при рождении, и который позволяет ему освоить все необходимые навыки и умения для жизни в обществе, позволяет ему реализовать свои способности, проявить и зарекомендовать себя как личность, сделать себя самодостаточным и уверенным.
Но лишь только 14% детей являются «условно здоровыми» по мнению медиков и педагогов, оценивающих их физическое и нервно-психологическое здоровье. В условиях учреждений закрытого типа с медицинским оздоровительным образованием содержатся дети от рождения и до пяти лет, нет даже условно здоровых детей и все наши дети являются особенными, а вся работа с ними таким образом будет эксклюзивной и индивидуальной.
Поэтому главные задачи педагогов и медиков нашего Дома Ребёнка - это сохранение и поддержание физического здоровья детей. И это не пустые слова на самом деле физическое здоровье это та основополагающие сила, которая помогает нашим детям в дальнейшем адаптироваться или иначе социализироваться в жизни. Основой всестороннего развития ребёнка в первые годы жизни является физическое воспитание.
Нормально развивающийся ребёнок постоянно стремится к движению. Под влиянием движения улучшается деятельность сердечно-сосудистой дыхательной и нервной системы, укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается обмен веществ. Через движение ребёнок познает мир, развиваются его психические процессы, воля к самостоятельности, коллективизм.
Особое значение имеет движение кистей рук, которые активизирует кору больших полушарий, стимулирует развитие речи двигательного центра. При этом создаются благоприятные условия для созревания лобных отделов мозга, играющих ведущую роль в осуществлении умственной деятельности. Поэтому, чем большим количеством разнообразных движений и действий овладеет ребёнок, тем шире возможности для развития всех анализаторов, ощущения и восприятия, сложных психических процессов, полноценно осуществляется его развития.
Если рассматривать вопрос о непосредственной взаимосвязи моторной и речевой сферы детей, то для обоснования выдвинутого предложение хочется отметить работу учёных Уральского Государственного Педагогического Университета города Екатеринбурга - Рябовой Е.И. и Терентьева А. Е. (магистранта и кандидата педагогических наук) по этой проблеме.
В результате проведённых ими исследований предполагается необходимая работа по развитию речи детей, а именно с предикативной лексики с помощью средств физического развития. Это не только позволяет развить основные физические качества ребёнка, но и опосредованно влиять на формирование лексического строя речи детей, в целом, а значит формировать и развивать коммуникативные качества ребёнка, необходимые для дальнейшей его социализации.
Развитие моторной сферы ребёнка по мнению учёных предполагает развитие активности организма, отдельных его органов или их частей, комплекса двигательных способностей (реакция умений навыков двигательных актов) человека, проявляющиеся в общей моторике, в мелкой моторике пальцев рук, в артикуляционный моторике и так далее, включающих себя произвольное и не произвольное движение.
Что очень важно - объем двигательных навыков и умения, которые необходимо сформулировать у ребёнка в раннем возрасте может быть развит при проведении подготовительных работ и соответствующей квалификации воспитателей.
В условиях нашего учреждения важное значение в такой работе осуществляет помощь массажистов, специалистов по лечебной физкультуре. В процессе эволюции двигательных сфер огромную роль сыграло преобладающее положение, которое получила правая рука. Праворукость является и банальной особенностью человеческого рода и возникла, очевидно, как полезное орудие в борьбе за существование, как результат более тонкой специализации и совершенствования левого полушария мозга.
В этом же полушарии расположены центры речи, сыгравшие ещё большую роль в развитии человека, как социального существа. Учёными определяется тесная связь между развитием центра речи и двигательным центром ведущей руки.
В своих исследованиях Е.И. Мостюкова утверждает, что для развития языка ребёнку необходимо сформулированность производящих звуки органов речи. Надо, чтобы артикуляция, фонация и дыхание были достаточно скоординированы в своей работе. Особенно важна координация работы, пишущие руки и работы артикуляционного аппарата. Особенно важным для ребёнка в развитии звукоподражания является развития тонких движений пальцев рук.
По мнению учёных это связано с анатомической близостью проекции кисти и моторной речевой зоной в коре головного мозга человека откуда анатомическая близость влияет на близость функционалов. Л. С. Выготский отмечает роль слова в осуществлении произвольных движений.
Индивидуальное развитие произвольных движений, по его мнению, начинается с того, что ребёнок становится способным выполнять движение по словесной инструкции (сигналов с помощью устной речи, а потом и внутренней).
Отсюда следует, что при нарушение речи ребёнка, развитие моторных функций будет страдать и наоборот, при недоразвитии моторных функций страдает речь. Почему я вообще захотела написать об этом вопросе. Да потому что наша группа это всегда особенные дети. Этакое индиго. У нас постоянно существуют проблемы с развитием всех сфер у ребёнка. Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребёнка, состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимание, память, воображение, мнение, а также его физическое самостоятельное состояние).
В нашей стране увеличивается число детей с различными отклонениями в развитии. Наиболее распространёнными являются общая недоразвитость речи. Физическое воспитание обеспечивает целенаправленное и сопряженное становление системы адаптационных двигательных способностей личности.
Комплексное осуществление задачи умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания, физическое воспитание аномальных малышей требует детального обоснованного избирательного педагогического воздействия физических упражнений на различные анализаторы и функциональные системы организма.
В патологических состояниях и условиях дефекта у аномальных детей при выполнении физических нагрузок надо учитывать и дисгармонию их развития их физиологических функций. В данном случае задачей физических упражнений является восстановление аппарата моторики, подчиняющий себя все функции организма.
Получается факторами физического развития являются терапии речи моторных механизмов. Она использует наиболее адекватные биологические пути мобилизации собственных и приобретённых способностей организма человека.
Физически крепкий адаптированный ребёнок соответственно более подготовлен к познанию и освоения образовательного процесса. Его движения, интерес, любопытство -это естественное состояние и показатель здоровья.
Развитие коммуникативных способностей и познавательной деятельности напрямую связано с двигательной активностью. Побуждая к физическому воспитанию малышей, мы тем самым даем толчок их общему развитию в гармонии и сочетании с окружающим миром.
На всех медико-педагогических совещаниях дети из наших групп, все даже самые лучшие, самые способные - это дети с отставанием на пять эпикризных сроков (то есть период в пять кварталов – полтора года).
Это постоянная индивидуальная работа по всем направлениям, линиям развития ребёнка. Занятия, которые мы проводим - это всегда комплексные, в которых на начальном этапе обязательно проводится функционирующая разминка на крупную и мелкую моторику с чтением потешек или песен, целью которой является не только установление эмоционального контакта с ребёнком, но и стимуляция всех его способностей, подготовка речевой активности.
Часто мы не видим результатов своего труда, всего лишь его крохи, потому что дети уходят от нас раньше того, как до этого «созревают». Но мы делаем то, чему нас учили - учить наших «особенных» детей быть терпеливыми и терпимыми. Мы стараемся и верим, что «зерно даст всход», и пусть не у нас, а где-нибудь в приемной опекунской семье, или в Детском Доме наши усилия заработают, как отлаженный механизм.
Я раньше отдавала первостепенное значение умственному сенсорному и речевому воспитанию у детей, считала их более важными направлениями в работе по развитию ребёнка, думала физкультура для «дуболомов». В жизни нет мелочей. Все является взаимосвязанным и взаимозависимым и имеет одно название - гармоничное развитие.
Исследования важности физического и психоэмоционального развития продолжается до сих пор, но можно уже принять во внимание тот факт, что в процессе физических нагрузок идёт синтез белков, который отвечает за формирование нейронов и синтез идёт в течение всей жизни.
Так что, если мы хотим сохранить свежесть мышления, нужно заниматься спортом. Это никогда не поздно. Интересная мысль Стародубцевой И.В. о том, как влияет физическое развитие на интеллект. Выявлена прямая зависимость интеллекта от конкретных видов спорта, например, от бега, спортивной ходьбы. Так как во время движения включаются в работу все группы мышц всего организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности ребёнка посредством экспериментально-исследовательской деятельности
консультация для педагогов...
Развитие познавательной активности ребёнка посредством экспериментально-исследовательской деятельности
laquo;Умейте открыть перед ребёнкомвокружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.Оставляйте всегда что...
План по самообразованию «Развитие познавательной активности ребёнка через организацию занятий по краеведению».
Цель:1. Воспитывать у детей любовь и уважение к родному городу;2. Приобщать к культуре и традициям города;3. Формировать у детей бережное, созидательное отношение к городу;4. активизировать поисково-п...
Программа профессионального развития Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития в контексте внедрения ФГОС в ДОУ.
Программа по самообразованию....
Презентация «Интеллектика» часть 1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уровня развития способности рассуждать. 4.Проверка уровня развития способности ко
Презентация «Интеллектика» часть 1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уров...
Педсовет «Речевое развитие - как необходимое условие успешного личностного развития дошкольников»
Проблема развития речи дошкольников была актуальна всегда. Вопросы формирования речи детей, которые являются важнейшей составной частью умственного воспитания, постоянно находятся в поле зрения педаго...
Тема: «Создание условий для развития познавательной активности ребёнка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.»
Тема: «Создание условий для развития познавательной активности ребёнка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.» ...
- Мне нравится (1)