"Эмоциональное благополучие ребенка как необходимое условие для гармоничного физического развития"
консультация
"Эмоциональное благополучие ребенка как необходимое условие для гармоничного физического развития"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 «Тополёк»
Региональный семинар «Открыть в ребенке человека»
Стендовый доклад
Круглый стол «психология социальных эмоций»
Старший воспитатель высшей квалификационной категории
Дронова И.В.
г. Бердск
«Эмоции являются «центральным звеном»
психической жизни человека,
и прежде всего ребенка»
(Л.С. Выготский)
Современные тенденции развития дошкольного образования ориентируют на всемерное обогащение и развитие субъективного опыта детей, превращая его в опыт социокультурный. В этом плане важное место занимает педагогическая работа, направленная на управление эмоциональной сферой. Наш детский сад является участником муниципальной инновационной площадки «Социокультурное развитие личности в едином образовательном пространстве».
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по развитию социальных эмоций у дошкольников. Ребенок - дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.
По данным В.С. Мухиной, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, является весьма прочным и принимает характер установки.
В исследованиях А.В. Запорожца и Я.З. Неверович группа эмоций, направленных, в основном на себя, но имеющих отношение к взаимоотношениям с другими людьми и соответствием поведения нормам морали, то есть социальным контролем определяются как социальные эмоции, что подразумевает представленность других людей (в очной и заочной форме) в содержании этих эмоциональных явлений, предметом которых является скорее не сам человек, но связи с другими.
Социальность эмоций предполагает, с одной стороны, их приобретение детьми в процессе вхождения в социум под влиянием взаимодействия с взрослыми и сверстниками; в результате приобретенные индивидом социальные ценности, требования, нормы и идеалы, соединяясь с эмоциональной сферой, становятся органической частью личности. С другой стороны, являясь внутренним достоянием личности, социальные эмоции становятся содержательным мотивом ее поведения.
Воспитание социальных эмоций ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. Ибо то, как будут усваиваться новые знания и умения, и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношений ребенка к людям и к окружающей действительности.
Особенности дошкольного возраста как наиболее ценного и благоприятного в становлении социальных эмоций, а также недостаточная разработанность проблемы их развития у детей старшего дошкольного возраста определяют актуальность данной проблемы.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются новые формы социальных эмоций – сопереживание, сочувствие, содействие другому человеку, необходимые для совместной деятельности. В отечественной психологии и педагогике данные формы социальных эмоций трактуются в следующих значениях.
Сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.
Сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.
Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства, по мнению Я.З. Неверович, обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей. Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих. Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.
К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях. Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.
На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. С. Дональдсон и Н. Вестерман выделили следующие этапы развития понимания социальных эмоций детьми дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте ребенок правильно определяет одну эмоцию, но признает существования нескольких. Определенная эмоция — результат определенной ситуации. В среднем дошкольном возрасте появляется признание существования, даже противоречивых эмоций, но не одновременно, а последовательно. Определенная эмоция — результат различных ситуаций. В старшем дошкольном возрасте дети начинают принимать факт переживания противоречивых эмоций в одной ситуации или по отношению к одному и тому же лицу, но не могут примирить или понять смешанные эмоции. В начальной школе дети признают одновременное существование смешанных и конфликтных эмоций и чувств. У них проявляется полное понимание амбивалентности, взаимного влияния эмоций и согласованность влияния ситуации с памятью, мыслями, установками.
Для выявления уровня развития социальных эмоций у детей дошкольного возраста были определены следующие критерии: различение (опознание) социальных эмоций, проявление эмоционального отношения к нормам, правилам и ценностям, принятым в обществе, проявление социальных эмоций у детей в деятельности.
Одним из наиболее эффективных путей развития социальных эмоций дошкольников является игра. Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т.д. И это дает возможность использовать игровую деятельность для развития и воспитания личности ребенка (в частности, для обогащения его эмоционального опыта). На существование особого эмоционального плана игры обращали внимание многие психологи. Они подчеркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. А.В. Запорожец указал, что взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр определенного содержания. Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития игровой деятельности.
Таким образом, преодолеваются определенные трудности в восприятии и понимании детьми социальных эмоций, выделении экспрессивных эмоциональных признаков, их словесном обозначении, обусловленные психологические особенностями дошкольного возраста.
хронология развития чувств и эмоций у ребенка
возраст | Чувства и эмоции |
Первый месяц | Комплекс оживления - появление положительных эмоц. реакций на человека: возникновение первой социальной потребности – общение с человеком |
1-2 месяц | Специфически реагирует на ухаживания за ним взрослым, показатель - улыбка |
2 месяц | Улыбка на разнообразные раздражения. Ребенок лучше реагирует на голос матери, чем на мужские низкие ноты |
1-6 месяц | Ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения |
3 месяц | Воспринимает лицо матери, улыбается человеку. |
4 месяц | Начинает смеяться при взаимодействии, от щекотки |
5 месяц | Появляется удивление, возникает страх, грусть. |
6 месяц | Улыбку вызывает расхаживающий и разговаривающий человек с малышом, отделяет «своих» от «чужих» |
8 месяц | Выражает гнев |
7-12 месяц | Ряд отчетливых страхов (мама поменяла внешний вид – надела шляпу…), разлука со знакомыми |
1 год | Чувство удовольствия; возникает чувство любви, симпатии к близким людям, сочувствие к их переживаниям или поступкам |
15 -18 мес. | «пик» страха разлуки с близкими |
18 месяцев | Смеется, шалит, улыбается |
2 года | Отличает улыбку от мимики угрозы; начинает испытывать страх перед животными; ревность; выражает презрение и вины. |
3 года | Страх темноты, стыд |
4 года. | имитация отвращения; развиваются жесты; развивается чувство вины |
5 лет | Отвращение к себе; осознает, что страшно другому; понимает, что стыдно другому |
6-7 лет | Страх пожара, перед животными, несчастиями-катастрофами. |
Чувства и эмоции у ребенка развиваются не сами собой, их развитие решающим образом зависит от окружающих условий, от процесса воспитания. Для маленького человечка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и также быстро исчезают. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольников – это появление способности управлять чувствами, т.е. произвольность поведения. Формирование эмоций, исправление недостатков эмоциональной сферы должны быть выдвинуты на один уровень с приоритетными задачами воспитания.
В процессе роста ребенка происходит изменение и в его эмоциональной сфере, но эту сферу необходимо развивать. В последние годы становиться все больше и больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают другие нарушения, которые проявляются в негативном поведении. Ведь при кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенный уровень развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого.
Многие дети скованны в выражении своих эмоций и чувств, но ведь это (эмоциональное состояние) - «послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Нравственное развитие и воспитание личности необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а, во-вторых, управлять своими собственными эмоциями.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других.
Психотерапевт Гаспаров точно подметил: «Многие родители не придают значения переживаниям ребенка, считая их пустяками, не заслуживающими внимания. Ребенок остается один на один со своими эмоциями и часто не в силах справиться с ними. Эмоции стимулируют умственное развитие. Ребенок, своевременно усвоивший науку эмоционального самовыражения, не только вырастит добрым, нравственным, но и приобретает навыки эффективного мышления, что поможет ему легче войти во взрослую жизнь.»
Неизменным помощником в социально-эмоциональном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Взаимодействие с семьей эффективно при условии, что педагоги и родители доверяют друг другу, понимают и принимают общие цели, методы и средства социально-эмоционального развития. Покажите родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию. Это станет основой совместных с семьей усилий и помощи ребенку в налаживании контактов с социальным миром.
Направления и формы работы с дошкольника по формированию социально-эмоциональной сферы
План работы
с педагогами и родителями
по формированию психологического здоровья дошкольников
Мастер-класс
«Укрепление и сохранение психологического здоровья дошкольника»
Задачи:
- Раскрыть педагогам суть понятий «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие», «эмоциональная сфера»;
- Познакомить педагогов со способами коррекции у детей психоэмоционального напряжения. Способствовать формированию у участников мастер-класса способностей определять и управлять собственными эмоциями.
- Организовать обмен опытом в области взаимодействия с детьми;
Ход:
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.
В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» нет, есть просто слово «здоровье», и им обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Отличие психологического здоровья от психического, главным образом заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского аспекта.
Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.
Проблема предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей встала в настоящее время особенно остро. Поскольку психоэмоциональное напряжение является одной из характеристик психического состояния человека.
Под эмоциональным дискомфортом - понимается такое психическое состояние, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, тревожности, мрачных предчувствий или просто неприятными эмоциональными ощущениями.
Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек.
Для психологического комфорта малыша важны:
- Эмоциональное самочувствие – ощущение и переживание эмоционального комфорта или дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни.
- Эмоциональное благополучие – показатель оптимального общего развития ребенка и его психического здоровья.
Эмоциональное благополучие складывается из адекватного проявления ребенком эмоций (удовольствия, неудовольствия), переживания внутреннего спокойствия (отсутствие внешней угрозы), успеха или неудачи в достижении целей, комфорта при взаимодействии с окружающими людьми, положительной оценки результатов деятельности ребенка.
Эмоциональная сфера очень важна для развития дошкольников. Ребенок 3-7 лет осваивает социальные формы выражения эмоций; у него формируется чувство долга по отношению к взрослым и сверстникам; получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные, моральные чувства; благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными, управляемыми. Эмоции – это показатель общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Что, по вашему мнению, оказывает влияние на эмоциональное благополучие или неблагополучие ребенка? Давайте обратимся к факторам, оказывающим влияние на психическое здоровье ребенка, которые выделены ученым-психологом А.И. Захаровым.
1.Факторы социально-культурного характера:
- Ускорение темпа жизни;
- Дефицит времени родителей;
- Недостаток условий для снятия напряжения и расслабления;
- Загруженность родителей и невротизация взрослых;
- Неумение решать внутри личностные конфликты и отсутствие возможности оказать психотерапевтическую помощь.
2.Социально-экономические факторы:
- Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
- Ранний выход матери на работу.
3.Социально-психологические факторы:
- Дисгармония в семейных отношениях;
- Дисгармония в семейном воспитании;
- Нарушение в сфере детско-родительских отношений»
Педагогу очень важно уметь определять психическое состояние ребенка, четко разграничивать личностные черты, т. е. присущие ребенку и особенности психического состояния ребенка.
Все это можно выявить на основе обычного способа – наблюдения.
- Трудности с засыпанием, неспокойный сон;
- Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко;
- Участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки и т.д.);
- Участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;
- Беспокойство, непоседливость;
- Частое проявление упрямства, капризов;
- Навязчивые привычки – сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец, игра с половыми органами.
- Стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание;
- Стремление к уединению;
- Невротические проявления – моргание глазами, подергивание плеч, дрожание рук и т.д.;
- Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.
Портрет психологически здорового ребенка:
- Возрастные «кризисы» проходят естественно, безболезненно, решаются закономерные возрастные проблемы.
- Ребенок испытывает чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей.
- Ребенок реализует свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для него лиц.
- Обладает устойчивым чувством «я», адекватной самооценкой, уверен и активен, имеет соответствующий возрасту уровень притязаний и возможностей.
- Способен к сопереживанию.
- Не проявляет выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства – доброжелательности к людям.
- Контактен и общителен, стремится к взаимодействию со сверстниками на равных.
Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия.
Для коррекции и профилактики психоэмоционального напряжения у детей, имеются разнообразные методы.
К ним относятся:
- Песочная терапия - Игры с песком
- Игротерапия игры повышающие авторитет, значимость и уникальность детей, сплоченность детского коллектива, поднимает эмоциональный тонус.
- Сказкотерапия –чтение сказок
- Упражнения на снятие напряжения во время интеллектуальной деятельности;
-Упражнения на снятие мышечного напряжения, релаксация.
-«Театр масок» - расслабление мышц лица, снять мышечное напряжение, усталость;
Чаще всего коррекционно-развивающие упражнения связаны со снятием мышечного и эмоционального напряжения, но и зачастую требуются игры, которые повышают эмоциональный тонус ребенка, и поэтому я хочу познакомить вас с системой игр и упражнений, позволяющих как поднимать эмоциональный тонус, так и снимать мышечное и эмоциональное напряжение. Это будут игры на снятие интеллектуального напряжения, мышечного напряжения, поднятия эмоционального тонуса.
Имитационная игра
Упражнения выполняются сидя на стуле:
1. Опираясь то на пятки, то на носки, приподнимать стопы от пола и выполнять ими едва заметные движения наружу и внутрь.
2. Напрягая мышцы спины, прогнуться в пояснице, свести и развести лопатки.
3. Напрягая мышцы шеи, выполнять едва заметные движения готовой вправо-влево, вперед-назад, по часовой и против часовой стрелки.
4. Опираясь ладонями о стол, а пятками - о ножки стула, напрячь и расслабить мышцы тела.
Как вы себя чувствуете? Что вы ощутили? Отдохнули немного?
"Ленивая кошечка"
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.
Упражнения на расслабление мышц лица:
"Озорные щечки"
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.
"Рот на замочке"
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
"Злюка успокоилась"
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:
А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).
"Пара" (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).
Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.
Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
Модель релаксационного тренинга
«Лимон»
Для начала устройтесь как можно удобнее на своем месте. Откиньтесь на спинку стула, ноги опустите на пол, пусть обе ваши руки свободно свисают или лежат на коленях. Теперь закройте глаза и не открывайте их, пока я вас об этом не попрошу. Помните, что вы должны очень точно выполнять мои инструкции, прилагать все свои усилия, прислушиваться к своему телу.
Представьте, что в вашей левой руке лежит целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете? А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки! Сжимайте все сильнее! Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки. (Повторить весь процесс для правой руки.)
Релаксация «Полет бабочки» расскажите о своих ощущениях.
Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и глубоко, ... спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок...
Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь каждый пусть вообразит, что он – бабочка. Что у него красивые и большие крылья… Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз, вверх и вниз...
Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов... Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы даже чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно высадитесь на мягкую пахучую серединку цветка…рассматриваете его и цветы вокруг... Вдохните еще раз его аромат ... и откройте глаза.
Угадай эмоцию
Список литература:
- Васина Ю.М., Кокорева О.И. Компьютерные технологии в развитии социальных эмоций дошкольников// Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, С.135-137.
- Ежкова Н.С. Теория и практика эмоционально развивающего образования детей дошкольного возраста - Тула: Изд-во ТГПУ им. JI.H. Толстого, 2008. – 264 с.
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций детей 5-7 лет – Ярославль: Академия развития, 2001- 160 с.
- Анохин П.К.. Эмоции и эмоциональные расстройства. – М.: Москва 1966
- Бачанин В.А. Психология. Энциклопедический словарь. – М.. 2005
- Выготский В.С. Педагогическая психология. – М., 1991
- Замораев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб.: Речь,2002.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 2000
- Н.Ньюкомб. Развитие личности ребенка. Серия «Мастера психологии»– СПб.: Питер,2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентность родителей как условие содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка.
работа с родителями...
Показатели физического развития ребенка в 2 года. Гармоничное физическое развитие ребенка в адаптационный период
На третьем году жизни темпы физического развития вашего ребенка будут ниже, так как в этом возрасте большая часть энергии будет идти на обеспечение двигательной активности и совершенствовани...
Роль и значение народных хороводных игр для физического развития и эмоционального благополучия ребенка
Хороводные игры и песни – часть педагогической практики, которая зарождалась и развивалась вместе с нашей цивилизацией и культурой. Кроме того, хороводные игры могут использоваться уже с двухлет...
Роль и значение народных хороводных игр для физического развития и эмоционального благополучия ребенка.
Хороводные игры и песни – часть педагогической практики, которая зарождалась и развивалась вместе с нашей цивилизацией и культурой. Кроме того, хороводные игры могут использоваться уже с двухлет...
Гармоничное физическое развитие как необходимое условие для стимуляция речевого развития и познавательной активности ребёнка
Физическое развитие и развитие речи ребенка тесно взаимосвязаны. В мозге центр, отвечающий за моторную активность, и речевой центр находятся ряом. Поэтому стимулируя физическую активность, мы воздейст...
Здоровьесбережение в семье и детском саду как необходимое условие формирования гармонично развитой личности дошкольника
АннотацияВ данной статье раскрываются методы и формы работы воспитателей с родителями и воспитанниками по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни. Подчеркивается важность всех а...
Здоровьесбережение в семье и детском саду как необходимое условие формирования гармонично развитой личности дошкольника
АннотацияВ данной статье раскрываются методы и формы работы воспитателей с родителями и воспитанниками по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни. Подчеркивается важность всех а...