Проявление самостоятельности и инициативности детей через подготовку и проведения спортивного праздника здоровья
статья по физкультуре (подготовительная группа)
В статье расказывается о том, как через подготовку к спортивному празднику развивать самостоятельность и инициативность детей в двигательной активности. Даются рекомендации педагогам для стимуляции творческой активности у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_avgustovskaya_koferentsiya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад № 24»
Проявление самостоятельности и инициативности детей через подготовку и проведения праздника здоровья
Подготовила: инструктор по физической культуре
I квалификационной категории Волощук Н.В.
Начать свое выступление хочу со слов древних индийцев, которые говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали»
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».
Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.
В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
Обучение детей основным видам движениям должно быть неразрывно связано с воспитанием у них двигательной активности и самостоятельности. Это значит, что двигательные умения и навыки, приобретенные на занятиях физической культуры, должны естественным образом использоваться детьми в различных жизненных обстоятельствах и игровых ситуациях. Способность вовремя принять решение, самостоятельно выбрать способ движения, быстро ориентироваться в пространстве, действовать решительно и результативно – вот основы двигательной самостоятельности.
Совершенствование двигательной активности и самостоятельности осуществляется путем организации различных форм работы по физическому воспитанию детей. Это и физкультурные занятия, и подвижные игры, и физкультурные паузы, и самостоятельные физические упражнения-игры в повседневной жизни, вечера физкультурных развлечений или физкультурные досуги и праздники. Каждая из этих форм выступает самостоятельно, и вместе с тем все они тесно связаны между собой и составляют единую систему мероприятий, дающих возможность судить по усвоению детьми учебного материала и об умении его использовать.
Физкультурно-спортивный праздник – одна из форм активного отдыха детей и взрослых. Он включает разнообразные виды физических упражнений в сочетании с элементами драматизации, хореографии, пения, викторин, конкурсов и аттракционов.
Праздник – это всегда радость, веселье. Одно только его ожидание способно вызвать у ребенка положительные эмоции. Это делает праздник незаменимым средством профилактики и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья. Давно известно, что хорошее настроение, настройка на жизнеутверждающий лад имеют высокую целительную силу. Важнейший итог праздника – радость от участия, победы, общения, совместной деятельности.
Процесс подготовки к празднику сплачивает детский коллектив, формирует у дошкольников самостоятельность и инициативность.
Сегодня мне хочется поделиться мероприятием, которые я провожу ежегодно 7 апреля – это всемирный день здоровья. Спортивный праздник «Веселый стадион», в котором принимают участия все желающие дети старшего дошкольного возраста.
В нашем саду уже 5 лет проводится этот замечательный спортивный праздник, который стал нашей традицией.
С чего мы начинаем?
После окончания физкультурного занятия во всех старших и подготовительных группах, я объявляю о предстоящем празднике на весенней недели здоровья, и предлагаю детям участие в нем. Когда все желающие определились, тогда я собираю их в спортивном зале, где объясняю, чем мы будем заниматься и что необходимо для подготовки к празднику.
Шаг первый - ВЫБОР оборудования и музыкального сопровождения.
Начинаем подготовку к празднику с выбора спортивного оборудования.
Перед детьми раскладываю несколько видов спортивного оборудования: палки, ленты, обручи, скакалки, а также нестандартное спортивное оборудование, которое изготавливаю сама или родители детей.
После того как ребята выбрали, с чем они хотят работать, образуется несколько групп, каждая группа, выбирает музыкального сопровождения. Если в группе мнения расходятся, то с помощью голосования выбирается музыкальная композиция и совместно с детьми, начинаем придумывать движения под музыку.
Шаг второй: НАБРОСОК ТАНЦА
На этом этапе каждый ребенок может проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе того или иного движения, все это обсуждается совместно с партнерами по спортивно – танцевальной композиции и приходим к единому мнению. Когда танец построен, остается его только отрепетировать.
Шаг третий. ОТРАБОТКА ДВИЖЕНИЙ И СИНХРОНОСТИ.
На этом этапе выбираются лидеры, которые показывают движения, придуманные детьми. Иногда бывает, что во время репетиций дети дополняют или изменяют движения по своей инициативе.
Шаг четвёртый. ПОДБОР И ПОДГОТОВКА КОСТЮМОВ.
Раскладываем на столе имеющиеся костюмы, чтоб видели все. Смотрим, обсуждаем. Приходим к единому мнению, иногда это просто одинаковые футболки, иногда это определенные цвета юбок и т.д. Иногда приходится обращаться к нашим любимым родителям за помощью в приобретении каких либо вещей, а также приготовлении костюма к выступлению (постирать, отутюжить).
Шаг пятый – ИТОГ (праздник).
Приглашаем зрителей (родители, дети, педагоги).
О времени проведения и программе предстоящего Дня Здоровья, дети и родители извещаются заранее.
Хочется подчеркнуть, что День Здоровья в виде cпортивно-физкультурного праздника способствуют не только физическому развитию детей, но и их нравственному воспитанию, формируют положительные эмоции, объединяют взрослых и детей общими целями.
В заключении хочется подчеркнуть, что вся работа по проведению спортивно-физкультурного праздника в детском саду направлена на решение задачи воспитания у детей интереса к физической культуре, а также побуждению дошкольников к самостоятельности и инициативности.
При этом мы учитываем, что наибольшие успехи в ней могут быть достигнуты только при условии сотрудничества детского сада и семьи.
Рекомендации педагогам для стимуляции творческой активности.
- Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления[1] (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность).
- Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
- Поощрение высказывания оригинальных идей.
- Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
- Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям.
- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
- Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
- Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.
- Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
- Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие самостоятельности и инициативности дошкольника через креативную игру-драматизацию.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, где формированию инициативности и самостоятельности ребенка должно ...
Семинар - практикум «Игры с правилами как средство развития самостоятельности и инициативности детей раннего и дошкольного возраста»
Семинар - практикум представила игры с правилами для детей раннего и дошкольного возраста....
Универсальное дидактическое пособие "Домик волшебных превращений - как средство воспитания самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста
Сообщение из опыта работы...
Презентация "Игра – как средство самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста"
laquo;Игра – как средство самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста»...
Сетевой проект «Создание развивающей предметно - пространственной среды для развития самостоятельности и инициативности детей в разных видах деятельности»
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПЕДАГОГОВ ДОО Г. КАНСКА...
Индивидуальная образовательная программа по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности, самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО».
Индивидуальная образовательная программа воспитателя по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности, самостоятельности и инициативности детей дошкольного возрас...
План совместной деятельности воспитателей и детей по подготовке и проведению экологических праздников
План совместной деятельности воспитателей и детей по подготовке и проведению экологических праздников...