Семинар - практикум " Развитие самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО через волонтерское движение в детском саду.
учебно-методический материал (старшая группа)
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по волонтерскому движению в соответствии с ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад № 16 г. Вичуга Вагановой Анастасии Николаевны на семинаре – практикуме
Ход мероприятия
- Добрый день, уважаемые коллеги! Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.
Хочу поделиться с Вами своим опытом работы по развитию самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО через волонтерское движение в детском саду.
Второй год мы работаем по технологии «Волонтерское движение в ДОУ»
Цель работы с детьми – внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, воспитание духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми через обретение духовного опыта, основанного на традициях благотворительной и добровольческой деятельности
Задачи:
- Расширять представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет;
- Дать детям практические навыки участия в волонтерском движении
- Учить детей оказывать помощь тем, кто в этом нуждается;
- Способствовать раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности ребёнка;.
- Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно – нравственному воспитанию детей
- Воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность.
В рамках работы в детском саду в январе 2024 года был создан волонтерский отряд «Дорогою добра». Главным наставником детей – волонтеров стала я, воспитатель – Ваганова Анастасия Николаевна. В работе по организации волонтерского движения в условиях детского сада, я выделила 4 этапа:
1этап. Организационный - «Узнай больше о волонтерском движении».
2 этап. Подготовительный - «Формирование волонтерского движения»
3этап. Основной - «Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий»
4 этап . Заключительный - «Подведение итогов».
Работа по данной технологии ведется не спонтанно. На год мною составляется план работы, иногда в течение месяца он корректируется. Но это, как правило, не влияет на конечный результат. Разрабатывая систему работы, я изучала и проанализировала методическую литературу.
Установила партнерские отношения с родителями, привлекла к совместному сотрудничеству.
- На 1этапе формировала у дошкольников понятия «волонтер», «волонтёрское движение». Мотивировала детей на волонтерскую деятельность, организовала команду. Мои воспитанники волонтерское движение приняли с большим интересом. Для этого использовала следующие формы совместной деятельности с детьми:
- беседы;
- просмотр видеоматериалов, чтение книг о волонтерском движении;
- приглашение гостей, действующих волонтеров нашего поселка;
- разработка правил поведения детей – волонтеров.
Совместно с воспитанниками разработали правила:
- Найди того, кто нуждается в твоей поддержке и помоги ему.
- Доведи начатое дело до конца.
- Если ты волонтер, не будь равнодушным к проблемам других.
- Умеешь сам – научи другого.
- Учись слышать людей, уважать их мнение.
- Будь настойчив в достижении целей.
Мы с детьми читали художественную литературу: : В. Катаев «Цветик– семицветик», «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Митт – «Шарик в окошке» и т.д., показывали мультипликационные фильмы с целью осознания великой силы добра: «Под грибом», «Седьмой гном», «Чертёнок с пушистым хвостом», «Дюймовочка», и т.д., на музыкальных занятиях слушали песенки: «Будьте добры!» - автор текста Санин А., композитор Флярковский А.; «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М. В группах педагоги проводили занятия и беседы: «Что такое добро?», «Легко ли быть добрым?», «Что значит добрый человек?», «Почему добро побеждает зло?», «Как поделиться добротой?», «Кто такие волонтёры», играли в игры: «Объятия», «Аплодисменты по кругу», «Менялки игрушек, «Тропинка», «Гномики», «Раздувайся пузырь», «Паровозик» и т. д. Был реализован детский – исследовательский проект « Можем ли мы быть волонтерами?» Была проведена огромная работа с родителями: консультации в группе Сферум, различные памятки, беседы.
- На 2 этапе мы вместе с детьми и родителями выбрали название своего отряда. Подобрали атрибуты, чтобы наши ребята выделялись среди других ребятишек нашего детского сада. Вы все видите это галстук, и футболка. Вначале у нас был еще и значок, но мы заменили его на эмблему. На каждого волонтера заведена волонтерская книжка, в которой я отмечаю все мероприятия, где ребенок принимал участие. Установили партнерские отношения с волонтерами и движение первых из МБОУ СОШ № 17, интернет – сообществом «Живые письма дошкольников», а также я зарегистрировалась на сайте волонтеров России «Добро.ру». Для родителей в раздевалке оформлен стенд « Я волонтер», для детей в группе оформлен стенд из ладошек, какой должен быть волонтер. А также с детьми изготовлена стенгазета, кто такие волонтеры. Все было готово, и в январе 2024 года в нашем детском саду прошел первый в истории детского садика праздник «Посвящение в волонтеры». На этом празднике в ряды волонтерского отряда было принято 14 детей, это дети, которым на 1 февраля 2024 года исполняется 5 лет. Но хочется оговорится, что несмотря что в волонтеры мы приняли по правилам только 14 детей, в акциях и мероприятиях участвовали все ребятишки. Присутствовали волонтеры из МБОУ СОШ № 17, именно они и повязали нашим юным волонтерам галстуки и приняли от них клятву волонтеров.
3 этап. характеризуется проведением различных акций и мероприятий: на 1 место в нашей работе мы поставили заботу о наших друзьях из младших групп. Мы изготавливаем для них мини – книжки, помогаем в одевании на прогулку, после сна, играем с ними в разные игры, в зимнее время помогла малышам, и расчистили для них игровое оборудование на прогулочном участке. А также каждый квартал организуем для них показ концертов, театрализованных представлений в соответствии с временем года . Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтёров формируется ощущение «взрослости», возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка и уверенность в себе.
Очень тесно мы сотрудничаем с волонтерским отрядом МБОУ СОШ № 17 и Движение первых. Было организовано много совместных мероприятий:
Акция « Покормите птиц зимой».
Акция «Мы за безопасность дорожного движения»: раздавали буклеты родителям, которые приезжают в школу за детьми После 1 сентября мы изготовили с детьми фликеры и на мероприятии по безопасности, которое прошло на площадке около школы, эти фликеры были подарены Орлятам из 4 класса.
, провели викторину по ПДД.
Акция «Мы за здоровый образ жизни», провели веселые старты,а затем была проведена акция по раздаче памяток жителям микрорайона «Мы за ЗОЖ»
Мы дежурили на пешеходном переходе около школы совместно с ЮИД
После 1 сентября мы изготовили с детьми фликеры и на мероприятии по безопасности, которое прошло на площадке около школы, эти фликеры были подарены Орлятам из 4 класса.
На 80 летие снятия блокады Ленинграда, Движение первых предложило нам помочь им в расчистке обелиска в Тезино от снега, мы внесли свой посильный вклад. В группе была проведена беседа, и изготовлена «Блокадная ласточка»
На 23 февраля в стенах школы проводился смотр строя и песни. Нас пригласили как зрителей, но мы решили принять участие в строевой подготовке. Наше выступление было оценено на 5+
Также мы проводим много наших мероприятий:
Мы постоянно помогаем бойцам на СВО и поддерживаем их с помощью открыток, писем, которые мы уже пишем сами, также мы изготовили брелки обереги, собрали сладкие – посылки. Все это мы передаем на СВО с помощью народного фронта, а именно Ю. Шестакова и участника СВО родителя нашего детского садика Шмелева Сергей. За все наши подарки мы получаем ответные фото и видео от ребят с передовой.
Также мы не оставляем без внимания и бабушек с дедушками из КЦСЗОН. Мы для них делали открытки. Учили стихи и затем вручали их
После события в Крокус сити холле, дети приходя утром в садик рассказывали, что у кого то на концерте были друзья родителей, я предложила изготовить мини плакаты «Мы против террора», все эти плакаты были развешены на подъездах, где проживают дети.
МЫ не забываем и про уборку территории нашего детского садика. Стараемся содержать наш прогулочный участок, и территории вокруг его в чистоте.
Накануне 9 мая нам было предложено принять участие в акции георгиевская лента, мы согласились и раздали ленточки жителям нашего микрорайона. А также приняли участие в шествии «Бессмертный полк»
В июне у нас состоялось второе мероприятие по принятию оставшихся 9 человек в волонтеры, приурочен он был к Дню России 12 июня.
Перед отпуском мы подготовили сюрприз для наших родителей, и изготовили для них подарки на День любви, семьи и верности 8 июля.
Было проведено совместное мероприятие с нашими младшими друзьями, где они были зрителями и участвовали в минуте молчании к Дню памяти и скорби 22 июня
В августе, сразу после отпуска мы не стали расслабляться и провели мероприятия к Дню флага России, на котором присутствовали ребята младших групп.
Мы провели акцию Голубь Мира, вместе с детьми мы изготовили голубей, которые потом вручили жителям микрорайона.
Впервые в нашем детском саду на день воспитателя мы организовали концерт, и подарили подарки, сделанные своими руками.
Накануне праздника к нам пришли Орлята из МБОУ СОШ № 17, они рассказали нам о Орлятском движении, и мы совместно изготовили открытки в подарок воспитателям на 27 сентября.
Морокина Е.В предложила нам стать участниками акции «Коробка храбрости», эта акция проводилась по всей России. Мы собрали для ребят, которые проходят длительное лечение в больницах города подарки: канцтовары, игрушки, сладости. И передали эту коробку в педиатрическое отделение 3 горбольницы.
5 декабря это наш праздник « день волонтера» в этот день, мы изготовили маленькие открыточки, с надписью «Дари добро» и вручили их всем сотрудникам детского сада а также и нашим главным помощникам – родителям.
МЫ также постоянно являемся участниками всех акций по сбору макулатуры(прочитать на слайде)
Накануне Новогоднего праздника наши друзья, движение первых пришли к нам в гости и мы совместно изготовили красивые бусы на елочку, а затем водили хороводы около красавицы елки.
Придя в садик после Новогодних каникул мы не могли оставить без внимания праздник – День снегиря. Вм этот день мы изготовили мини книжечки для наших друзей малышей. Затем эти книжки мы подарили малышам, и научили ими играть
Волонтеры очень вежливые люди, поэтому на День Спасибо мы организовали спортивное развлечение, в ходе которого слово спасибо было главным.
Еще мы сотрудничаем с сетевым интернет - сообществом «Живые письма дошкольников». Благодаря этому сообществу, мы нашли себе друзей по всей России. И теперь мы делаем приятные подарки не только нашим маленьким друзьям, но и друзьям из других городов. Принимали активное участие в акциях этого сообщества;. «Поезд памяти к 9 мая». , «Подарок другу на праздник детства». «Поезд Дружбы» сейчас мы принимаем участие в акции «Семейное чтение». Но об этом позднее подробно расскажут наши помощники – родители.
Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей, – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств. Очень много слышу вопросов, а как же вы все успеваете, как можно провести работу не в ущерб педпроцессу. Хочу Вам сказать, что педпроцесс от нашей волонтерской работы не страдает, вся работа проводится в свободное время.
Мы надеемся, наше движение продолжится, но уже сейчас можно заметить развитие духовно- нравственных качеств детей. У детей развиваются представления о высших моральных ценностях (добро и зло, дружба, уважительное отношение к старшим, бережное отношение к животным и растениям).
Говорить о результатах ещё рано, ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности, а ежедневная кропотливая работа. И очень важно, чтобы взрослые помогали своим детям в этом росте. Я поделилась с вами частичкой своего опыта.
Практическая часть
Моя, интуиция мне подсказывает, что каждый из вас, сидящий в зале – волонтер. И в подтверждение этому я вам предлагаю пройти своеобразный тест-экспромт.
(Упражнение на установление контакта с участниками мастер-класса):
- Если вы полагаете, что волонтер должен поддерживать людей в их лучших начинаниях, потопайте ногами.
- Если вы считаете, что волонтёр помогает другому человеку по свое инициативе, то покажите «класс»
- Если вы считаете, что волонтёр должен быть доброжелательным, терпеливым, корректным, тактичным то подмигните.
- Если вы думаете, что волонтер не ждет слов одобрения своей работы и не держит злобы, то помашите рукой.
- Считаете ли вы, что волонтёр имеет возможность испытать чувство, что он кому-то нужен, то похлопайте в ладоши над головой.
- Если вы полагаете, что волонтёр проявляет толерантность к мнению других людей, то кивните головой.
- Если вы думаете, что у волонтера должен быть богатый запас слов поддержки и одобрения для людей, похлопайте в ладоши.
- Если вам нравится идея работы с детьми в данном направлении, улыбнитесь!
Спасибо. Этот тест – способствовал раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению, а с другой стороны – обратил ваше внимание, что нам очень важны такие духовные качеств человека, как доброта, милосердие.
Приглашаю по одному педагогу, лопаете шарик и зачитываете правила и объясните, как вы понимаете….
Моя, интуиция мне подсказывает, что каждый из вас, сидящий в зале – волонтер высокого уровня. И в подтверждение этому вам придется пройти своеобразный тест-экспромт на проверку профессионализма.
Моя, интуиция мне подсказывает, что каждый из вас, сидящий в зале – волонтер высокого уровня. И в подтверждение этому вам придется пройти своеобразный тест-экспромт на проверку профессионализма.
( 8 участников выходят каждому надувной шарик, в которых спрятаны бумажки с правилами, они лопают шары, затем зачитывают правила, и объясняют эти правила как они их понимают)
1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2. Будь генератором идей!
3. Уважай мнение других!
4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
5. Обещаешь – сделай!
6. Не умеешь – научись!
7. Будь настойчив в достижении целей!
8. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Эта Игра необходима для понимания собеседника и передачи информации, а также для сформированности правил деятельности в рамках волонтёрского движения.
А теперь предлагаю вам помочь нам. Я прошу вас протянуть нам руку помощи. Сейчас я вам раздам листы цветной бумаги, ручки и ножницы. Все мы в детстве любили обводить свои ладошки, сейчас нарисуйте свои на бумаге и напишите на них какими же качествами должен обладать волонтёр, про которого можно сказать, что он добрый?
Потом мы все ваши ладошки прикрепим к веселому, теплому солнышку.
Вот как выглядит наша доброта. Посмотрите, сколько у неё лучиков! Какие же качества души волонтёра согревают нас своим теплом? Это - любовь, милосердие,
бескорыстие, сострадание, великодушие, благодарность, нежность,
скромность, уважение, сочувствие. (Лучики прикрепляются к солнышку)
Давайте вспомним, что нового мы узнали на семинаре. Предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд.
По горизонтали: 1) люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. (волонтёры)
По вертикали: 1)основные пункты деятельности волонтёров. (правила).2) Каким качеством должен обладать волонтёр?3).Мотивы человека, вступающего в ряды волонтёрского движения:
1.п | |||||||||
р | 3.ж | 2.а | |||||||
а | е | к | |||||||
1.в | о | л | о | н | т | ё | р | ы | |
и | а | и | |||||||
л | н | в | |||||||
а | и | н | |||||||
е | о | ||||||||
с | |||||||||
т | |||||||||
ь |
На этом наш семинар подошел к концу. Скажите, а что не так с нашим сердцем на плакате? (наполовину пустое). У вас на столах лежат половинки сердечек.
Кто готов стать волонтером, приклейте целое сердечко в наше большое сердце, кто не совсем готов - приклейте половинку, а кто не готов совсем – оставьте его себе. Давайте посмотрим, удастся ли нам заполнить наше сердце. Вот какое оно стало – красивое, яркое, привлекательное. И все это от вашей доброты.
Закончить нашу встречу хочется словами великого русского писателя Л.Н. Толстого «Чтобы поверить в добро, надо его делать». И в заключении хочется сказать:
Не бойтесь дарить согревающих слов,
И добрые делать дела!
Чем больше в огонь вы положите дров
Тем больше возьмете тепла»
Спасибо Вам за внимание, желаем Вам успехов и творчества в работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/23/picture-571102-1421991632.jpg)
Семинар-практикум для воспитателей «Словообразование у детей старшего дошкольного возраста»
В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи, можно заметить, что тот запас слов, который они осв...
Доклад «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях «Детской научной лаборатории»
«Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях «Детской научной лаборатории»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-685373-1444573722.jpg)
Проблемы развития активности и инициативности детей старшего дошкольного возраста.
Проблемы развития активности и инициативности детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/05/picture-981930-1512485737.png)
Семинар-практикум «Развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования»
Семинар-практикум «Развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/26/picture-1121677-1551178401.jpg)
Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)
Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-332755-1609770998.jpg)
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА. ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого ...