Семинар - практикум «Игры с правилами как средство развития самостоятельности и инициативности детей раннего и дошкольного возраста»
материал на тему
Семинар - практикум представила игры с правилами для детей раннего и дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Игры с правилами
как средство развития
самостоятельности и инициативности
детей раннего и дошкольного возраста»
Составила:
Симанович Н.Н., воспитатель
2015
Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. По словам А.Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.
Игры с правилами:
-дидактические (по содержанию: математические речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные - игры поручения, игры-беседы, игры путешествия, игры-загадки)
-подвижные (по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности);
-развивающие;
-музыкальные;
-компьютерные.
Дидактическая игра.
В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
Дидактические игры могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности.
Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность, инициативность и активность мышления и речи у детей.
Не стоит забывать, что игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.
Памятки для коллег:
Игра «Разведчики» (от 5-ти лет)
Ведущий прячет (ставит или кладет на видном месте) в комнате какой-то небольшой предмет (игрушку), который игроки будут искать. Они могут повсюду ходить и заглядывать во все углы, но не открывать шкафы, так как игрушка лежит на видном месте. Тот, кто найдет игрушку, должен сохранить свою находку в тайне, не выдавать свою находку ни смехом, ни взглядом, ни словом. Он просто садится на стульчик и молча наблюдает, как остальные дети продолжают поиск. Тот, кто первый найдет спрятанную игрушку и не выдаст своей находки, в следующий раз прячет ее.
Игра «Сокровища пирата» (с 4-ех лет).
Психолог или педагог — это пират. Он сидит в определенном мест игровой комнаты, а рядом с ним, на расстоянии вытянутой руки какой-либо небольшой предмет (сокровище). «Пират» спит, остальные игроки медленно, на цыпочках, подкрадываются к нему, стараясь забрать «сокровища». Если «пират» услышит какие-то звуки, он открывает глаза, и игроки должны тут же замереть, чтобы их «не заметили». Тот, кто не успел замереть, отходит назад, на несколько шагов. Остальные продолжают движение, как только «пират» снова «уснет». Тот, кто заберет «сокровища» становится «пиратом».
Имитационная игра «Угадай, что я загадала».
Ведущий загадывает слово «Слон», участники задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только « да» или «нет», пока дети не угадают задуманное.;
Игра «Несуществующее животное»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Ход игры: Если существование рыбы - молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: " Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? "
Обыгрывание:
Игра «Внимательный сыщик» (с 4-ех лет).
Найдите небольшой лист с достаточно крупными буквами в тексте (2–3 строчки). Дайте детям маркеры или фломастеры и расскажите им сказку, например, такую: «Буквы собирались на праздник. Буква «А» надела красное платье, а буква «С» — синий костюм. Найдите на страничке все буквы «А» и оденьте их в красное платье, а все буквы «С» — в синий костюм. Усложнять задание по мере того, как дети знают алфавит.
Жил-был мужик. У этого мужика был кот, только такой баловник, что беда! Надоел он до смерти. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок и понёс в лес.
Игра «Да-Нетки»
Цель: учить задавать открытые и закрытые вопросы.
Содержание: на столе стоит сундучок, в котором лежит предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают о цвете, форме, качестве, свойствах этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. На все вопросы нужно отвечать только «да» или «нет».
Игра «На что похожи облака?»
Дети рассматривают карточки с облаками разной формы и угадывают в их очертаниях предметы или животных. При этом они отмечают, что облака бывают разные не только по цвету, но и по форме.
Заключение
Упражнение «Дерево успеха»
У вас на столах лежат ленточки трех цветов, давайте украсим дерево. Кто взял, что-то новое для себя – украсьте дерево зеленой лентой; кто считает, что было интересно – красной; кто считает, что было неинтересно – желтой. Мне приятно видеть, что ваши представления о формировании самостоятельности и инициативы через игру значительно пополнились, я думаю, вы будете использовать их в своей практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум на тему: "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"
Речевые способности ребенка зависит не только от артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна. Поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания как: внимание...
Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...
Семинар- практикум для воспитателей " Влияние фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста"
Цель семинара – практикума:«Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования фольклора в педагогическо...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...
Семинар-практикум "Значение логико-математических игр в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста"
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлет...
Семинар-практикум по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:1....
Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»
Цель семинара – практикума: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игров...