Районное методическое объединение «Реализация задач вариативной части образовательной программы» Планирование и оценка эффективности физкультурно – образовательной деятельности в условиях ФГОС.
материал по физкультуре
С внедрением ФГОС дошкольного образования в детском саду создана система образования, при которой преемственность образовательной Программы позволяет создать условия для воспитания гармонично развитой, физически и духовно здоровой личности. Мы считаем, что проблема физического развития и оздоровление детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение «Реализация задач вариативной части образовательной программы»
Планирование и оценка эффективности физкультурно – образовательной деятельности в условиях ФГОС.
Инструктор по ФК Пчелина Ольга Ивановна
высшая квалификационная категория
Муниципального казённого дошкольного
образовательного учреждения
детский сад «Тополек» комбинированного вида
В современных условиях все ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений, здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Здоровье и развитие тесно взаимосвязаны, именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем развитии детей. Вместе с обновлением всего дошкольного образования активно происходит обновление содержания физкультурно-образовательной работы.
С внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в детском саду создается система образования, при которой преемственность образовательных программ позволяет создать условия для воспитания гармонично развитой, физически и духовно здоровой личности.
Мы считаем, что проблема физического развития и оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации задач физического
воспитания для нас является:
Проведение мониторинга состояния физического развития детей по направлениям:
- диагностика физической подготовленности воспитанников;
- анализ профессиональной компетенции педагогов,
- тематическая проверка состояния физкультурно - образовательной работы,
- исследование среди родителей.
Анализ созданных условий в детском саду. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ по физическому воспитанию и образованию.
Изучение и внедрение современных инноваций в области физического воспитания детей. Выработка алгоритма деятельности.
Проектирование модели целостной системы физического воспитания и образования дошкольников.
Работа по физическому воспитанию в ДОУ строится на основе мониторинга, который проводят педагогические работники с
участием медицинских работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка и используются специалистами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях. Медико-педагогический контроль над организацией физического воспитания в детском саду осуществляют заведующий ДОУ, медсестра, врач, закреплённый поликлиникой, старший воспитатель.
Задачи физкультурно – образовательной деятельности Методический совет ДОУ рассматривал в двух вариантах – задачи-минимум и задачи-оптимум. Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики «не навреди» и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье субъектов образовательного процесса. Задача-оптимум: обеспечить выпускнику ДОУ высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда учеба в школе будет успешной и доставлять ребенку радость.
На основе этого Творческой группой ДОУ была разработана Программа «Основы физического воспитания в дошкольном детстве», которая согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования закладывает базовый уровень, способствующий преемственности и успешному освоению образовательной программы дошкольного образования, обеспечивая базовую общефизическую подготовку, направленную на преемственность связей с каждым последующим уровнем образования; способствует созданию системы мониторинга, обеспечивающей комплексный подход к оценке итоговых результатов освоения детьми программы, отвечающим задачам ФГОС дошкольного образования в области физического воспитания.
В основу программы положен методологический научно-обоснованный подход своевременного начала физического воспитания детей.
Концепция программы основана на принципах доступности, индивидуализации, наглядности, систематичности, последовательности, вариативности, динамичности. «от простого к сложному», «от известного к неизвестному», «от легкого к трудному» - основная концепция программы, которая позволяет всем обучающимся достичь эффективных результатов. Индивидуализация достигается путем установления различных задач и способов их решения при обучении. В программе особое место уделено ее доступности для различных категорий здоровья и физической подготовленности детей. Она предлагает исходить, прежде всего, из возможностей, занимающихся и закономерностей их развития.
В процессе физического воспитания наглядность играет важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер. Путем комплексного использования разнообразных форм наглядности и различного рода наглядных пособий, воссоздаются отдельные стороны двигательных действий, в сочетании с образным словом, имитационными и другими подводящими упражнениями, соблюдением рациональной последовательности обучения, благодаря чему двигательный опыт, приобретенный на предыдущих ступенях, естественно подводит к новым двигательным умениям, решаются вопросы освоения детьми правильного выполнения движений.
Особое внимание уделяется повторяемости. Без многократных повторений невозможно сформировать и упрочить двигательные навыки, развить физические качества, закрепить умения и создать предпосылки дальнейшего прогресса. Процесс обучения начинается с того, что может ребенок выполнить на данном этапе, с какой амплитудой и какой нагрузкой, плавно переходя и отмечая то, что становится доступным на следующем этапе. Осваивая вначале элементарные упражнения, легко переходит к более сложным упражнениям и комбинациям.
Программа выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся детям, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности, связанных с ними нагрузок. Содержит комплекс
различных упражнений, предлагает варианты обучения работы с предметом, обучает разным видам ходьбы, бега, прыжкам, поворотам, умению участия в играх, спортивных эстафетах.
В соответствии с целями и задачами программы физическое воспитание находится в постоянном движении, в развитии, изменяясь от занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная черта при этом - повышение сложности упражнений, нарастание силы и длительности их воздействия. Такой принцип организации занятий необходим для выполнения образовательных задач и как условие дальнейшего совершенствования. По мере обновления упражнений становится богаче запас двигательных умений и навыков, благодаря чему легче осваивать новые формы двигательной деятельности и совершенствовать приобретенные ранее умения и навыки. Однако повышение таких требований приводит к положительным результатам тогда, когда новые задания и, связанные с ними нагрузки, посильны для занимающихся детей. Задания педагога представляют для детей определенную трудность, но они выполнимы.
Уникальность программа заключается в создании условий, способствующих развитию интегративных качеств дошкольника: интеллектуальных, физических, личностных.
Образование, полученное по программе, является базой, фундаментом всего последующего обучения дисциплины «физическая культура».
Оценивая уровень физической подготовленности дошкольников, мы принимаем во внимание реальные сдвиги обучаемых в показателях
развития физических качеств, за определённый период времени.
Такой подход позволяет:
- мотивировать дошкольников к регулярным занятиям физической культурой и наблюдению за динамикой собственного развития, что соответствует задачам ФГОС.
-мотивировать педагогов на включение в учебный и образовательный процесс настоящей программы, так как эффективность развития детей при условии регулярных занятий по программе будет очевидной;
- дать реальную оценку физической подготовленности детей и применять методики программы в соответствии с личностными характеристиками каждого дошкольника;
- физически подготовить детей, учитывая их физиологическое развитие, к новым программам физического развития и физического совершенствования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы
Образовательная деятельность в ДОУ, формируемая участниками в образовательных отношений...
Доклад на районное методическое объединение на тему:"Составление основной общеобразовательной программы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Методические рекомендации при составлении ООП в ДОУ. Краткий анализ разделов ООП ДОУ....
Использование электронных ресурсов для взаимодействия с участниками образовательного процесса с целью реализации вариативной части Образовательной программы ДОУ.
В статье можно ознакомиться как наше ДОУ использует электронные ресурсы для взаимодействия с участниками образовательного процесса с целью реализации вариативной части Образовательной прогр...
Выступление на методическом объединении для воспитателей младшего дошкольного возраста ««Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности» . Тема: «Шаги к успешному взаимодействию с семьей»
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...
Журнал учета реализации и освоения основной образовательной программы дошкольного образования в ходе непосредственно образовательной деятельности
Журнал учета реализации и освоения основной образовательной программы в ходе непосредственно образовательной деятельности (далее Журнал) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежден...
Сообщение на районном методическом объединении для воспитателей групп раннего возраста на тему: «Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС»
Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нр...
Реализация вариативной части образовательной программы дошкольного образования: региональный компонент
опыт работы по реализации регионального компонента в доу...