Доклад на районное методическое объединение на тему:"Составление основной общеобразовательной программы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
статья на тему
Методические рекомендации при составлении ООП в ДОУ. Краткий анализ разделов ООП ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_rmo_avgust_2015g.odt | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Темниковский детский сад «Сказка»
Доклад на районное методическое объединение.
Тема: «Основная образовательная программа ДОУ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом»
Подготовила:
ст. вос-ль Тоякова Л.П.
г.Темников 2015г.
Тема моего сегодняшнего доклада: «Составление основной образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»
В связи с введением Федеральных государственных стандартов в систему дошкольного образования от нас — педагогов дошкольного образования потребовалось ввести много новшеств в систему работы дошкольного учреждения, и главное — это разработка новой образовательной программы ДОУ.
Конечно же прежде чем её разработать нужна большая предварительная работа:
во-первых мы познакомились с новым стандартом, а далее в течение 2014 уч. года было организовано методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС:
1. Осуществляется диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ (в свете введения ФГОС ДО) и внесение изменений в план курсовой подготовки ОУ;
2. Проведен анализ соответствия материально-технической базы реализации ООП действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения.
3. Комплектование методического кабинета ДОУ базовыми документами и дополнительными материалами по ФГОС.
4. Проведен педагогический совет на тему: «Приоритеты современного этапа модернизации дошкольного образования», "Планирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС», «Предметно-простраственная среда в соответствии с ФГОС», «Профессиональный стандарт воспитателя ДОУ» и мн. др.
- Изучение опыта внедрения ФГОС ДО в других регионах.
Следующей ступенью стала разработка ООП ДОУ, но прежде всего нужно было понять в чем же разница между ООП по ФГТ и ООП по ФГОС. Конечно, между этими документами остаются и общие требования, но и появляются новые.
Во-первых, ФГТ состоит из двух частей-требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. ФГОС отличается от ФГТ тем, что в нем представлены еще и требования к результатам освоения основных образовательных программ.
В ФГТ выделяется обязательный раздел программы любого ДОУ «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Во-вторых, отличительные особенности ФГТ от ФГОС просматриваются в требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДО. Основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности по ФГТ являются 4 направления: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно- эсте- тическое, физическое( 10 образовательных областей) .В ФГОС содержание програм- мы дошкольного образования должно охватывать следующие образователь- ные области: коммуникативно-личностное развитие, познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Из вышесказанного следует, что ФГОС направленно на налаживание связей с общественностью (коммуникацию, а ФГТ на саму общественность (социализацию) .
Изменено соотношение частей программы. Объем обязательной части Программы по ФГТ должен составлять не менее 80% от общего объема, а часть, формируемая учас- тниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы. В то время, как объем обязательной части Программы по ФГОС – 60%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса – 40%.ФГТ, можно сказать, переходят в основную часть образовательной прог-раммы.
Можно сделать вывод, что Программа по ФГОС в большей мере ориентируется, в отличие от ФГТ, на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;поддержку интересов педагогических работников Организации; на сложившиеся традиции Организации (группы) .
3. Изменилась структура основной образовательной программы по ФГОС. Она включает три основных раздела:1. целевой 2. содержательный 3. организационный. В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса. Дополнительно введён раздел «Презентация програм- мы».По ФГТ:обязательная часть:Пояснительная записка, режим пребывания детей, содержание по областям, результаты освоения ОП, система мониторинга. Часть, формируемая участниками образовательного процесса.
В-четвёртых, в ФГТ определены конкретные характеристики и качества личности (интегративные качества, желательные для идеального социального портрета ребенка дошкольника. Они являются объектом мониторинга. Осуществляется оценка результатов основной Общеобразовательной программы и качества деятельности. Выделяются текущие (промежуточные) результаты освоения программы и итоговые.
В ФГОС предполагаемые результаты представлены в виде целевых ориентиров (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования) :
Инициативность
Самостоятельность
Уверенность в себе
Воображение
Физическое развитие
Волевые усилия
Любознательность
Интерес ребенка.
Целевые ориентиры не подлежат оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой диагностики воспитанников. Программа по ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе :
-коммуникации со сверстниками и взрослыми
-игровой деятельности
-познавательной деятельности
-проектной деятельности
-художественной деятельности
-физического развития
Программа в соответствии с ФГТ направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, личностных качеств, формирование пред- посылок учебной деятельности. Программа в соответствии с ФГОС направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития.
Образовательные программы ДОУ принято считать управленческим документом, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Учеными-методистами разрабатываются примерные основные образовательные программы, которые дошкольные учреждения принимают за основу для разработки собственной программы с учетом регионального компонента и местных условий.
- При разработке основной общеобразовательной программы нашего детского сада я использовала примерную образовательную программу «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой и Интернет ресурсы.
Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Темниковский детский сад «Сказка» разработана в соответствии с:
- Законом об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ;
- «Санитарно - эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательный учреждений» СанПиН 2.4.1.3049-13 ( утв. Постановлением Гл. госуд. Санитарного врача РФ от 22.07.2010г.) Приложение «Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 2791-10 »( утв. Постановлением Гл. госуд. Санитарного врача РФ от20.12.2010г №164)
- федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155)
Какова же структура в обновленной общеобразовательной программе в соответствии с ФГОС? Выделено три раздела программы: целевой, содержательный и организационный.
-представлены содержание и особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста (раннее детство) и в дошкольных группах (дошкольное детство);
- дана характеристика особенностей развития детей и планируемые результаты освоения программы в каждой возрастной группе;
- определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей;
- раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка;
1 раздел Целевой
Пояснительная записка ……………………………………………………
Цели и задачи реализации основной общеобразовательной программы формулируются детским садом на основе анализа:
-Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и парциальных образовательных программ, выбранных детским садом;
- характеристики возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- образовательных запросов родителей, социума.
Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практиктования в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Задачи:
— укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование
основ его двигательной и гигиенической культуры;
— целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов
деятельности;
— обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс
социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и
способностей;
— развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной
отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного
отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
— развитие познавательной активности, любознательности, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и
речи ребенка;
— пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания
включаться в творческую деятельность;
— органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное
взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным
искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией,
математикой, игрой;
— приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к
другим народам и культурам;
— приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы
дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей
сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
1.2 Принципы и подходы к формированию Программы
- Принцип развивающего образования – обогащение (амплификация) детского развития.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание соответствует базовым положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
- Принцип полноты, необходимости и достаточности – позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму», предполагает сотрудничество ДОУ и семей воспитанников.
- Принцип системности и непрерывности:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства,
- наличие единых линий развития и воспитания для детей всех возрастных категорий в ДОУ,
- взаимосвязь и преемственность всех ступеней дошкольного образования вДОУ
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей.
- Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса – использование разнообразных форм работы с детьми, обусловленных возрастными особенностями.
Формирование Программы основано на следующих подходах:
1. Личностно-ориентированные подходы:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников.
- целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
- психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации,
- развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельные подходы:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,
- креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,
- овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.
Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников …
Планируемые результаты освоения образовательной программы
дошкольного образования ……………………………………………………
Целевые ориентиры в раннем возрасте …………………………………
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
2 раздел Содержательный
Приоритетные направления деятельности ДОУ по реализации Программы……
- Осуществлять социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников:
- Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "Детство" под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой.
- Реализация дополнительных образовательных программ дошкольного образования следующей направленности:
- Валдоня (Светлячок): Программа и метод. рекомендации : Для дошк. образов. учреждений Респ. Мордовия./ Отв. ред. И.М.Фадеева. – Саранск.: Тип. «Красн. Окт.» , 2001.
- Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования/ (О.В.Бурляева и др.).- Саранск: Мордов. кн, изд-во, 2011.
2.Оказывать методическую, коррекционно-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь без взимания платы в условиях консультационного центра на базе ДОУ родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся.
Особенности осуществления образовательного процесса
- Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ.
- Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется на русском языке.
- Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра.
- Содержание образовательной деятельности направлено на реализацию задач пяти образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников.
- Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и может реализовываться в различных видах деятельности.
- Реализация задач осуществляется в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности детей.
Особенности осуществления образовательного процесса …………………………
Формы организации образовательной деятельности Индивидуальные, подгрупповые, групповые ………………………………
Содержание по образовательным областям
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
«Физическая культура» …..……………………………………………………………….
«Здоровый образ жизни» …………………………………………………………………
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
«Социализация» ……………………………………………………………………… …
«Труд» ……………………………………………………………………………………
«Безопасность» ……………………………………………………………………………
«Патриотическое воспитание» ………………… ………………… ………
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
«Окружающий мир», «Развитие элементарных математических представлений»,
«Конструирование……………………………………………………………
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
«Развитие речи» ………………………………...………………………………...
«Чтение художественной литературы ……………………………….
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) ……………………
Музыкальное воспитание …………………………………………………………
Особенности видового разнообразия ДОУ
В соответствии с Лицензией на право осуществления образовательной деятельности, наш детский сад является дошкольным образовательным учреждением общеразвивающего вида и осуществляет познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей в соответствии с реализуемой примерной основной общеобразовательной Программой дошкольного образования «Детство» (авт. кол. Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.И.Михайлова) с приоритетным направлением по познавательно-речевому развитию.
Сведения о реализации дополнительных образовательных программ дошкольного образования…………………………………………………………
Содержание оздоровительно-профилактической работы…………………………
Формы взаимодействия с семьями воспитанников……
3 раздел Организационный
Организация режима пребывания детей в ДОУ ……………..…………………… ….
Модель ежедневной организация деятельности детей в ДОУ ……………………
Распределение режимных моментов в течение дня в соответствии с возрастом в холодный период
Распределение режимных моментов в течение дня в соответствии с возрастом в тёплый период
Предметно-развивающая среда ДОУ
Оснащение кабинетов, помещений информационно-коммуникационным оборудованием
Использование электронных программных ресурсов
Содержание коррекционной работы и инклюзивного образования дошкольников
Реализация регионального компонента……………………………………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на районном методическом объединении на тему: "Работа с родителями по обучению дошкольников безопасному поведению на улице"
Доклад на районном методическом объединении на тему: "Работа с родителями по обучению дошкольников безопасному поведению на улице"...
Доклад для районного методического объединения на тему: "Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников"
С первых лет жизни ребенку необходимо прививать любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином....
ПЛАН ОБНОВЛЕНИЯ РППС И УЛУЧШЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
ПЛАН ОБНОВЛЕНИЯ РППС И УЛУЧШЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИСОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ...
Доклад на тему: «Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в соответствии с ФГОС)»
доклад на педсовет по ФГОС...
Выступление на районном методическом объединении для старших воспитателей «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Сенсорная комната в детском саду»...
Статья на тему: «Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС»
Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента:Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного образовательного миним...
Доклад на районном методическом объединении на тему: «Взаимодействие с семьёй по развитию интереса к математике у детей дошкольного возраста ».
Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. Учитывая актуальность и сложность обучения элементарным математическим знаниям важно сотрудничество детского ...