Использование нетрадиционного оборудования в деятельности Клуба раннего развития "В большой мир вместе с мамой"
статья по физкультуре

Рахметова Елена Анатольевна

Статья о нетрадиционном оборудовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_netraditsionnogo_oborudovaniya.docx39.86 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционное оборудование, как средство развития двигательной активности

«Движение может заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить движение» Фиссо, французский врач 18в. 

Введение.

Что же главное в воспитании детей? Вначале на этот вопрос хочется ответить так: всё главное!

Действительно, какой бы элемент воспитания ребёнка мы ни взяли, окажется, что среди них нет несущественных. И всё же, главное – ребёнок должен расти здоровым. Здорового ребёнка легче воспитывать. Это общеизвестно. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей ребёнка.

Здоровье является базовой ценностью и необходимым условием для полноценного физического, психического и социального развития ребенка. Исследования отечественных и зарубежных ученых доказали, что период дошкольного детства - критический период в жизни ребенка (Борисова Н.Е.). Ведь именно в этом возрасте формируется фундамент здоровья человека. Ни полнота, ни богатырское сложение, ни румянец сами по себе не являются критериями здоровья. Суть его в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной системы, выносливости, способности противостоять различным вредным влияниям. Жизнь неизбежно столкнёт ребёнка с какими-то испытаниями. Что бы это ни было – резкая смена температуры или инфекция, физическая перегрузка или душевное волнение, крепкий организм ответит целесообразными реакциями, отстоит себя, а слабый - потерпит поражение.

В народе говорят, за деньги здоровье не купишь. За него надо активно бороться. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»,- писал Гиппократ.

Н.К. Крупская придавала большое значение физическому развитию ребенка. Она считала физкультуру особенно важной в связи с задачей воспитания крепкого поколения, подчеркивала необходимость учета возрастных особенностей ребенка при разработке методики воспитания и обучения.

А.И. Быкова разработала систему развития движения детей дошкольного возраста. Она обосновала и раскрыла процесс обучения детей движениями – его значение, содержание, организацию и методы. Она подчеркнула воспитывающий характер обучения, его своеобразие, которое она видит в тесной связи с игрой, широком применении приемов в занятиях с детьми, эмоциональности их поведения.

На развитие теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста значительное влияние оказали научно-методические работы Н.А. Метлова, М.М. Конторович, Л.И. Михайловой, А.И. Быковой. Совместно с другими авторами они разработали программы по физическому воспитанию детей, учебные пособия и сборники подвижных игр для дошкольных учреждений.

Важнейшим условием воспитания здорового ребёнка является его двигательная активность, которая оказывает благоприятное воздействие на формирующийся организм. Малыш по своей природе – деятель, а деятельность его выражается, прежде всего, в движениях.

По мнению Руновой М.А. понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.

Все виды движения — одно из важнейших потребностей растущего организма. Двигательная деятельность тонизирует ЦНС детей, во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей коры головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гипофизом гормона роста. Следует отметить, что двигательная активность оказывает положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие. Под влиянием движений развивается эмоциональная, волевая, познавательная сфера ребенка. В свое время еще П.Ф. Лесгафт признавал физическое развитие только во взаимосвязи с умственным, нравственным и эстетическим развитием и трудовой деятельностью.

Выдающийся польский педагог Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье. Нет. Детям совершенно также, как и взрослым хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Таким образом, правильная организация двигательной активности как в семье, так и в дошкольном учреждении является залогом успешного оздоровления детей. Содействует улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию, укреплению здоровья подрастающего поколения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в методике развития двигательных качеств детей дошкольного возраста должны быть слиты воедино средства, методы и приемы обучения движениям, развития двигательных качеств и способностей, а также нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания.

Актуальность темы. 

Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности очень высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. Сегодня дети все больше времени проводят в статическом положении (за столом, экраном телевизора, компьютерными играми). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития координации движений, быстроты и т. д.

Проблемой развития движений в дошкольном возрасте занимаются ведущие ученые – педагоги (В.А. Шишкина, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина). Они пишут, что в последние десятилетия отмечается значительное снижение двигательной активности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению жизненного тонуса, уменьшению защитных сил организма, задерживает умственное развитие детей. Причин тому несколько и одна из них - излишняя заорганизованность процесса воспитания, а как следствие – недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Уже в детском возрасте встречаются заболевания, вызванные недостатком двигательной активности – плоскостопие, нарушение осанки и др. Появилась необходимость компенсировать недостаток движений специально подобранными физическими упражнениями. Общей задачей педагога является создание эмоционального комфорта для детей, стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью.

Проблема: в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», в результате: увеличивается статистическая нагрузка на определенные группы мышц; снижается сила и работоспособность мускулатуры; нарушаются функции организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развитию двигательной активности в течение дня, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.

Цель:

Создание условий, способствующих развитию разнообразной целенаправленной двигательной активности детей

Задачи:

1. Изучить и проанализировать педагогическую и психологическую литературу по данной теме.

2. Изучить реальный педагогический процесс по использованию нестандартного оборудования в формировании двигательной активности у дошкольников.

3. Расширить круг представлений детей о разнообразных видах физкультурных упражнений с нестандартным оборудованием, их оздоровительном значении.

4. Способствовать применению нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности для повышения двигательной активности.

5. Разработать педагогические рекомендации для родителей и педагогов.

Гипотеза

Использование нестандартного оборудования в системе работы по формированию двигательной активности детей, будет способствовать более быстрому и качественному формированию двигательных умений и навыков, повышению интереса к физкультурным занятиям.

Для достижения эффектности формирования двигательной активности у дошкольников придерживалась принципов, отраженных в ФГОС ДО:

1. Поддержка и разнообразие детства. Этот принцип мы рассматриваем как сохранение уникальности детства, как важного периода жизни ребенка. Бабина К.С. пишет, что первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте, компенсируется в дальнейшем с большим трудом.

2. Принцип индивидуализации предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, где ребенок сам выбирает для себя содержание, а мы лишь партнеры ребенка по деятельности

3. Принцип содействия. Ребенок - полноценный участник образовательного процесса и отношений.

4. Принцип поддержки и развития детской инициативы.

5. От простого к сложному.  

Практическая часть.

Одним из важнейших средств для развития движений дошкольников, является предметная среда. Когда год назад я пришла работать в группу, я увидела, что оснащение группы оставляет желать лучшего. Тогда, я решила разнообразить среду группы с помощью обычных предметов, на приобретение которых не требуется особых затрат. Это нестандартное оборудование, которое можно использовать в деятельности детей, с целью повышения интереса к физической культуре, для укрепления здоровья, для развития у детей двигательной активности и творчества.

Л.Н. Толстой подчеркивал, что ребенок занимается охотно тогда, когда ему это интересно.

Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству выдумке и умелым рукам. Не одно поколение использовало для реализации своих фантазий куриные яйца, катушки, пробки, спичечные коробки и др. 

На смену исчезающим бытовым любимцам, мы выбрали современные предметы, которые привлекли нас необычными формами и материалами, из которых они сделаны: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, баночки из-под йогуртов, а также всевозможные упаковки, резиновые пробки, бобины из-под скотча и т д.  Эти бесполезные на первый взгляд предметы превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.

С.Я. Файнштейн утверждал, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия.

Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним.

Нестандартное оборудование должно быть:

- безопасным;

- развивающим;

- максимально эффективным;

- удобным к применению;

- компактным;

- универсальным;

- технологичным и простым в изготовлении;

- эстетически оформленным.

Практика показала, что занятия с использованием нестандартного оборудования, сделанного своими руками, больше нравится детям, так как яркое, образное, малогабаритное, универсальное, легко трансформируется при минимальной затрате времени и вносит в каждое мероприятие с детьми элемент новизны. Эти пособия многофункциональны, что дает возможность применять их в различных видах деятельности. Детей привлекают необычные формы, красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время проведения непосредственно образовательной деятельности и интересу детей к ним, формирует потребность к движению.

Дети узнали, что цветными карандашами можно не только рисовать: они легко превращаются в массажер для пальцев рук и ног, а также их можно посчитать, сложить из них изображение, например: домик, забор, дорожку и даже дерево в саду.

К разработанному и самостоятельно изготовленному нестандартному оборудованию относятся следующие его виды и варианты:

1. Для выполнения обще развивающих упражнений: необычные мешочки с разными наполнителями, шарфы, перчатки, варежки, цветные ленточки, удивительные карандаши, волшебные бигуди, необычные гантели, шишки, атласные ленты, и т.д.

2. Для выполнения основных видов движения: разноцветный шнур, коврики, дорожка, плетеные косички, бревно, и т.д.

3. Для дыхательной гимнастики в системе используем «Ветерок» (пластиковая бутылка с трубочкой, наполненную пенопластовой крошкой и мишурой), «Веселый зонтик» - поддувалочка, в зависимости от времени года и проводимого мероприятия «зонтик» может менять свои элементы (бабочки, осенние разноцветные листья, дождинки, снежинки и т.д.)

4. Во время прогулок учитываем индивидуальные особенности детей, стараемся их заинтересовать, подбирая упражнения с использованием предметов природного окружения, усложняем упражнения по мере их усвоения, стремимся научить детей выполнять разные виды движений с помощью нестандартного оборудования:

- Зимой для развития двигательных навыков детей используются специально для этого выполненные постройки: арки – для подлезания и перелезания, для лазания, для метания, ледяные дорожки для скольжения. Мы учим детей таким упражнениям: осторожно пройти по чистому снегу след в след, отталкиваясь одной и двумя ногами; пройти по снежному валу, выполняя разные задания. По мере усвоения дети выполняют эти упражнения быстро и энергично.

- в теплый период чаще всего используется выносной материал: капсулы от киндер-сюрпризов, кегли, изготовленные из пластиковых бутылок, наполненных камушками и бумагой; шнур «Пёстрая змейка», сплетенный из цветной верёвки, шнуры, соединенные яйцами киндер –сюрприза, мешочки, наполненные песком и т.д.

Для применения нестандартного оборудования в процессе образовательной деятельности и в течение дня в группе создан и оснащен центр двигательной активности. В нем находятся:

- «Цветные цепочки» (к концам веревочек прикреплены ручки из киндер сюрпризов) используются для выполнения общеразвивающих упражнений);

- «Массажеры»(из капсул от киндер-сюрпризов и пробок) для укрепления мышц спины, груди и ног);

- «Набивные мячи» для перешагивания, перепрыгиванияь, обегания;

- «Султанчики, ленточки» для выполнения обще развивающих упражнений с предметами, развития внимания, ловкости. Используются в праздниках, танцах, подвижных играх или просто для поднятия настроения.

-  «Мягкий осминожек» используем для ходьбы, перелезания, перепрыгивания, перешагивания. Дети с удовольствием играют с ним, развивая ловкость, равновесие, уверенность в себе, укрепляя мышцы ног и стопы.

- «Мягкие мячики» для развития глазомера детей, ловкости, воспиттания волевых качеств, внимания, быстроты реакции, умения регулировать и координировать движения, формирования навыков самоконтроля;

- «Веселые карандаши» способствуют профилактике плоскостопия, массаж стоп, улучшению кровообращения в пальцах, кистях рук и предплечий Используются для массажа ладоней (вращение ствола карандаша между ладонями), массажа кончиков пальцев, массажа тыльной стороны и внутренней стороны ладони, массажа стоп;

- «Косички» используются для занятия, для подвижных игр.

- Стаканчики для игры «Закинь шарик». Для развития глазомера, ловкости, быстроты реакции;

- «Веселые погремушки» изготовлены из бобин от скотча, оклеенного цветным картоном, используется для обще развивающих упражнений и в игровой деятельности.

- «Шумелочки» используются для в утренней гимнастике, изготовлены из двух одноразовых бумажных тарелок и шумящих материалов или из пластиковых бутылок.

- « Ветерок» используется для дыхательных упражнений, развития органов дыхания.

- «Бильбоке» предназначено для попадания в цель. Развивает глазомер, внимание, быстроту реакции, ловкость рук и синхронизацию движений, а также терпение и аккуратность.

- «Парашют» - пособие для командных игр, развивает ловкость, внимание, быстроту реакции, координацию движений.

- “Осьминог”. Изготовляется из ткани, ваты. Голова “осьминога” выполнена из ткани, набита ватой и имеет круглую форму диаметром 40–50см., ноги “осьминога” (длина 100–120см.) выполнены из ткани, на концах вставлены палочки. Используется для прыжков, перешагивания, общеразвивающих упражнений, прокатывания мяча, при различных видах ходьбы и бега, при выполнении подвижных игр. Дети эффективно применяют его в течение всего дня в разных формах и видах деятельности, а значит, обогащают двигательный опыт и творчество на уровне своих индивидуальных возможностей.

Нестандартное оборудование используется мною во всех видах деятельности: во время утренней гимнастики, в игровой деятельности, в образовательной деятельности, развлечениях и досугах, в режимных моментах.

Для профилактики плоскостопия в качестве нестандартного оборудования я использую декоративные камушки Марблс. Дети, пальчиками ног, в положении сидя на полу, захватывают камушки и перекладывают их из одного места в другое. Также для профилактики плоскостопия мы используем «дорожку здоровья» и «ребристую дорожку», по которым дети ходят босиком.

Всем известно, что положительного результата в нашей работе можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей.  С этой целью было проведено анкетирование по теме «Двигательная активность детей дома». Анкетирование показало, что дома дети большую часть времени проводят в статическом положении. Родители признались, что мало времени проводят с ребенком на свежем воздухе. Учитывая полученные результаты исследования, мы решили сделать родителей своими союзниками, организовав сотрудничество через:

- заседания клуба здоровья, где обсуждаются актуальные темы;

- печатные и электронные консультации;

- совместные праздники, досуги, развлечения;

- размещение информации в центре для родителей;

- на сайте дошкольного учреждения.

Было проведено родительское собрание на тему «Здоровье детей в наших руках», где рассказала о современных играх, в которые можно играть всей семьей. Дала практические рекомендации как весело можно сделать дома зарядку с ребенком. Также был проведен семинар-практикум «Нестандартное оборудование своими руками». Родителям были показаны чертежи-схемы и рисунки нестандартного оборудования, предложены буклеты и памятки по изготовлению и применению нестандартного оборудования. Большинство родителей вначале отнеслось к этой идее без энтузиазма, и только некоторые заинтересовались нестандартным оборудованием, нашли свободное время и изготовили его по нашим образцам.

В дальнейшем запланировала провести с родителями следующую работу:

        •        конкурс на лучшее, многофункциональное нестандартное оборудование своими руками;

        •        составление фотогазеты «Активный отдых в выходные дни»;

        •        итоговое собрание «В здоровом теле – здоровый дух», на котором родители поделятся положительным опытом семейного воспитания по проблеме закаливания, развития двигательной активности.

Заключение.

Эффективно использовать нестандартное оборудование – это значит обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего дня в разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться овладения детьми всеми видами упражнений, их двигательного творчества на уровне возрастных и индивидуальных возможностей.

Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объём двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой.

По-нашему мнению, в созданной нами предметной двигательной среде детям комфортно и уютно.

Работа по изготовлению и внедрению нестандартного оборудования -  это только начало пути. Первые результаты уже видны и хочется совершенствоваться и дальше, чтобы с помощью нестандартного   оборудования содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности.

Подводя итоги проделанной работы, можно отметить положительные результаты:

- возрос интерес детей к разным видам движений;

- увеличение объёма двигательной активности детей;

- побуждение детей к самостоятельной двигательной деятельности;

- возросшая потребность в ежедневных занятиях физическими упражнениями;

- появилась изобретательность в самостоятельной двигательной активности;

- созданы условия для организации двигательной активности детей в дошкольном учреждении.

Нестандартное оборудование позволяет:

- в полной мере заниматься оздоровлением дошкольников;

- обеспечивает разностороннее физическое развитие детей;

- формирует общеукрепляющее воздействие на организм ребёнка;

- позволяет своевременно и эффективно воздействовать на формирование опорно-двигательного аппарата;

- повышает двигательную активность детей в течение дня.

Нестандартное оборудование обеспечивает:

- развитие интереса у детей к физкультурным занятиям;

-улучшение качества выполнения упражнений;

- формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия;

- улучшение координации движений, увеличение силы и выносливости мышц.

Нестандартное оборудование используется детьми:

- на физкультурных занятиях;

- на праздниках, досугах и развлечениях;

- в индивидуальной работе с детьми;

- в процессе образовательной деятельности;

- в свободной деятельности;

- в режимные моменты.

В дальнейшем планируется продолжить работу по формированию двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования, пополнить картотеки оздоровительной гимнастики, продолжить оснащать центр двигательной активности в группе в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Я считаю, что гипотезу, которая нами была выдвинута, достигла своих подтверждений. С использованием нестандартного оборудования у детей идет более быстрое и качественное формирование двигательных умений и навыков, повышается интерес к занятиям физкультуры.

Литература

  1. Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей дошкольного возраста. М., Просвещение 1988 г.
  2. Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. «Ползаем. Ходим. Бегаем.. Прыгаем». (Развитие общей моторики). – СПб.: «Паритет», 2005.
  3. Буцинская П. П. Планирование основных движений на физкультурных занятиях // Педагогическая практика студентов по курсу Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984.
  4. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. М.: Просвещение, 1981.
  5. Глазырина Л.Д. Физическое культура дошкольникам // Программа и программные требования. М.: 2005.
  6. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А., Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 2005
  7.  Ефименко Н.Н. «Театр физического развития и оздоровления».-М.: 2006 г.
  8. Зарипова Т.П. «Планирование оздоровительной работы». // Управление ДОУ №1 2004 г. с. 32.
  9.  Картушина «Быть здоровыми хотим».М.: 1999 г.
  10. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в ДОУ. М..,2006
  11.  Коренберг В.Б, Проблемы физических и двигательных качеств// Теория и практика физической культуры. - 1996. - 7. - С. 2 ~ 5-
  12. Кочеткова Л.В. «Оздоровление детей в условиях детского сада». М. :2005 г.
  13. Махнева М.Д. «Воспитание здорового ребенка». М.: 1999 г.
  14. Оверчук «Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных учреждениях». М.:2001 г.
  15.  Осокина Т.И. «Физическая культура в детском саду». М. :1986 г.
  16.  Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста. М., 2006
  17. Развитие двигательных качеств дошкольников / Под ред. З.И. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1987. - С.153-177
  18. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.2006
  19. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – М., 2005.
  20. Шишкина В.А. «Движения+движения»: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1992.
  21.  Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре во второй младшей группе с использованием нетрадиционного оборудования "Кот и мыши"

Занятие построено на основе сюжета с применением нетрадиционного физкультурного обрудования Дуги в виде кошки и мечоков для метания в виде кошек....

"Круговая тренировка" организованная образовательная деятельность по физической культуре для детей подготовительной группы с использованием нетрадиционного оборудования

Предлагаю организованную образовательную деятельность по физической культуре в детском саду, которая  будет интересна как инструкторам по физической культуре так и воспитателям,  родителям. ...

Схема конспекта непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования. Тема: "Зимнее путешествие"

Схема конспекта непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудо...

Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования в коррекционно-развивающей деятельности учителя - логопеда ДОО с дошкольниками с ОВЗ

          Уже доказана связь мелкой моторики с  развитием речи. При обследовании  детей дошкольного возраста с нарушениями речи выявляются нарушения мелкой мо...

«Использование нетрадиционного оборудования в коррекционно – образовательной деятельности учителя – логопеда с дошкольниками с ОВЗ»

Нетрадиционное оборудование « Сухой пальчиковый бассейн»Цель игры: развитие тонкой (мелкой) моторики рук детей, стимулирование речевых зон коры головного мозга детей; эмоционально &nd...