«Использование нетрадиционного оборудования в коррекционно – образовательной деятельности учителя – логопеда с дошкольниками с ОВЗ»
презентация по коррекционной педагогике

Жигарева Алена Сергеевна

Нетрадиционное оборудование

 « Сухой пальчиковый бассейн»

Цель игры: развитие тонкой (мелкой) моторики рук детей, стимулирование речевых зон коры головного мозга детей; эмоционально – личностное и познавательное развитие детей.

Задачи игры:

•Развитие тактильной чувствительности и сенсорных ощущений;
•Формирование навыка подражания, усвоения действий по показу и образцу;
•Развитие функциональных возможностей кистей  и пальцев рук : соотносящих движений, хватания, дифференцированных движений пальцев рук;
•Развитие познавательной функции речи, расширение пассивного и активного словаря, уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь, развитие эмоционального общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netrad.oborudovanie.pptx2.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование нетрадиционного оборудования в коррекционно – образовательной деятельности учителя – логопеда с дошкольниками с ОВЗ» Выполнила: Учитель – логопед Жигарева А.С . МДОАУ № 162

Слайд 2

Нетрадиционное оборудование « Сухой пальчиковый бассейн» Цель игры: развитие тонкой (мелкой) моторики рук детей, стимулирование речевых зон коры головного мозга детей; эмоционально – личностное и познавательное развитие детей. Задачи игры: Развитие тактильной чувствительности и сенсорных ощущений; Формирование навыка подражания, усвоения действий по показу и образцу; Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук : соотносящих движений, хватания, дифференцированных движений пальцев рук; Развитие познавательной функции речи, расширение пассивного и активного словаря, уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь, развитие эмоционального общения.

Слайд 4

Использование тренажёра «Сухой пальчиковый бассейн» - одно из эффективных средств решения коррекционных задач. Разнообразные игры и упражнения с ним увлекательны. Наиболее полноценно ребёнком усваивается то, что затронуло его эмоционально, было ему интересно. Обеспечивая положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность, игры с сыпучими веществами позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, стабилизируют состояние их нервной системы. Занимаясь с пальчиковым бассейном, дети чувствуют себя комфортно, активно проявляют свои творческие возможности. Это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития . Направления работы с сухим бассейном различны: - коррекция звукопроизношения - развитие фонематических функций - развитие лексико-грамматического строя речи - развитие связной речи -развитие мелкой моторики

Слайд 5

Пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные разными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (больше всего подходит гречневая, рисовая, пшённая,), песком, солью. Используя пальчиковый бассейн, следует помнить, что: 1. От размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания на пальцах рук дошкольника, а также интенсивность такого воздействия, поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным. Пальчиковые бассейны заменяют сначала более крупными предметами, а затем более мелкими. 2. Высота бортика резервуара должна быть не менее 12 – 15 см, чтобы ребёнок мог погрузить не только фаланги пальцев, но и ладони. 3. Наполнители пальчикового бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезинфицироваться. 4. Игры в пальчиковом бассейне следует проводить ежедневно по 3 – 5 минут. 5. Пальцы левой и правой руки следует погружать равномерно.

Слайд 6

ПРОВЕДЕНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В "СУХИХ ПАЛЬЧИКОВЫХ БАССЕЙНАХ". " Пальцы играют" Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать. Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем разгибать. Рисование несложных геометрических фигур, букв ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки. Выкладывание фигур и узоров. «Отгадай». Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое. Лодочка Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна». Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки.

Слайд 8

Повар Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против нее. Варим, варим, варим щи. Щи у Вовы хороши ! Стираем платочки Выполнять движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперед-назад, пальцы разведены. Мама и дочка стирают платочки. Вот так, вот так! Постирали и отжали. Ох, немножко мы устали. Колобок Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне». Кулачок как колобок. Мы сожмем его разок. Кулачки сжимаем, Кулачками мы играем. Зарядка Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне». Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать.

Слайд 9

« Найди спрятанный предмет» На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» крупу, затем найти и достать игрушки . С игрушками проводят следующие упражнения: 1. «Скажи, какой?» Ребенок должен назвать прилагательные (цвет, вкус, форма) 2. «Что делает?» Ребенок должен назвать глаголы. 3. «Про что я говорю?» Педагог показывает предметы детям, погружает их в бассейн. Затем рассказывает об одном задуманном предмете, называя признаки, что с ним можно делать или что он делает. Дети отгадывают предмет и находят его в бассейне. Например: «Она металлическая, ею едят суп» (ложка). 4. «Найди фигуру по образцу» Искать геометрические фигуры. 5. «Куда мы попали?» Дети находят картинки: гриб, белка, ель, малина. Значит, мы попали в лес. 6. «Придумай предложение» (с одним найденным словом, с двумя, тремя и т. д.) 7. «Вспомни сказку» . Дети должны назвать сказку, в которой встречаются найденные герой. 8. «Магазин» Взять картинки с определенным звуком.

Слайд 10

« Найди все предметы. Овощи положи на поднос, а фрукты на тарелку. Расскажи…» «Найди все предметы и сосчитай их». «Найди и назови только предметы, в названии которых есть звук [c]». (Собака, слон, лиса) «Найди игрушку и скажи, где находится звук [л] в её названии: в начале, середине или конце?» (Лошадь, белка, волк, козёл) «Доставай предметы из «бассейна» по одному. Те, в названии которых слышим [ш], складывай в мешок, а [с] – в сумку». (Кошка, лошадь, машина; лиса, собака, слива) «Найди и определи количество слогов в слове». «Найди предмет и назови его ласково». (Чашка – чашечка, тарелка – тарелочка) «Найди животное и назови его детёнышей». (У кошки котята. У коровы телята) «Найди и сравни». (Яблоко гладкое, а лимон шершавый) «Найди предмет и придумай предложение о нём» и т. д. и т. п.

Слайд 14

Дети лучше усваивают забавное, интересное. «Сухой пальчиковый бассейн» помогает превратить традиционные задания в необычные и увлекательные для них. «Сухой пальчиковый бассейн» можно применять в работе с детьми раннего, дошкольного и даже младшего школьного возраста. Логопеды, дефектологи, воспитатели, учителя могут использовать его в соответствии со своими учебными планами, учитывая взаимосвязь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития детей .

Слайд 15

Список использованной и рекомендуемой литературы 1. Грабенко Т. М., Зинкевич -Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия . – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998. 2. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. – М. : Гном-Пресс, 1999. 3. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М. : Изд. центр «Академия», 2001. 4. Смирнова И. А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 . 5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. : Лань, 1996. 6. http:// detsad-detctvo.ru/stranichka-logopeda/logopedicheskie-tropinki/innovatsionnyik-metodyi-v-logopedii/news6397.html 7. http://logoportal.ru/statya-16383.html

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми ОВЗ

Для активизации коррекционно-образовательной деятельности  детей с ОВЗ на логопедических занятиях  по развитию фонематического (речевого) восприятия и подготовки к обучению грамоте...

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ в условиях внедрения ФГОС»

В логопедические группы зачисляются дети с тяжёлыми нарушениями. Как правило, дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физич...

Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования в коррекционно-развивающей деятельности учителя - логопеда ДОО с дошкольниками с ОВЗ

          Уже доказана связь мелкой моторики с  развитием речи. При обследовании  детей дошкольного возраста с нарушениями речи выявляются нарушения мелкой мо...

Использование интерактивного оборудования в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Использование интерактивного оборудования в работе учителя-логопела с детьми с ТНР...

Педагогический проект по использованию мини-роботов «Bee-bot» «Умная пчела» в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Статья посвящена введению в коррекционно-образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста с ОВЗ современные технические средства. Данный опыт могут использовать педагоги дошкольного об...

Использование нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.

В данной статье указаны нетрадиционные методы  и их использование в работе логопеда....

Использование инновационных практик в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда.

В процессе модернизации системы дошкольного образования сегодня складываются новые условия воспитания и обучения детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями, где одним из ключе...