Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования в коррекционно-развивающей деятельности учителя - логопеда ДОО с дошкольниками с ОВЗ
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Уже доказана связь мелкой моторики с развитием речи. При обследовании детей дошкольного возраста с нарушениями речи выявляются нарушения мелкой моторики: снижен объем выполнения движений пальцев, затруднена переключаемость с одного движения на другое, нарушена координация движений. Учитель - логопед на занятиях использует различные формы организации коррекционно-развивающей деятельности с детьми в данном направлении, это и пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов, это и игры, и игровые упражнения с использованием разнообразного оборудования и многое другое. Соблюдение принципа сменяемости используемого материала позволяет сохранять интерес детей к выполнению, порой непростых для них, упражнений, не вызывают негативного отношения к заданиям, повышают эффективность и результативность работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие мелкой моторики | 563.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Мелкая моторика и развитие речи дошкольников на логопедических занятиях
Сколько уже сказано о мелкой моторике, о ее значении для речевого развития детей с ОВЗ!!! Сколько опробовано и введено в практику средств для ее развития! Но, как показывает практика, если в работе с дошкольниками не учитывать принцип новизны, сменяемости используемого оборудования, теряется эффективность и результативность коррекционной деятельности.
Ребенок, выполняя одни и те же задания, с одним и тем же материалом, довольно быстро приобретает необходимый навык, выполняет задания автоматически, не прилагая усилий, утрачивает интерес, происходит снижение речемыслительной деятельности. Поэтому логопед находится в постоянном поиске новых средств и способов для развития мелкой моторики и на логопедических занятиях применяет разнообразные предметы, например, цветные прищепки, с помощью которых у детей формируется грамматический строй речи, автоматизация отрабатываемого звука, навык прямого и обратного счета, щипковый и пинцетный захват.
После выполнения поставленных перед ребенком задач, обязательно организовывается минутка отдыха, во время которой дети могут заняться любимым делом: сконструировать из прищепок все, что душе угодно, но с условием, чтобы поделка соответствовала лексической теме. Например: тема «Космос» - смастерили ракету, космический спутник или пришельца из космоса. Тема: «Полевые цветы» - мастерим цветы из прищепок. У ребят развивается помимо мелкой моторики конструктивный праксис, и, что также немаловажно, высшие психические функции: воображение, фантазия, творческие способности. Чем не «робототехника»?
Одним их эффективных приемов развития тонкой моторики являются цветные резиночки. На логопедических занятиях данный материал используется при организации пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением, игр и упражнений с нанизыванием резиночек по готовому образцу с опорой на изображение ладошек, а также с целью автоматизации отрабатываемых звуков – за каждое названное слово – резиночка на палец.
В результате использования подобных игр и упражнений, у детей заметно улучшается состояние мелкой моторки, координация движений пальцев, увеличивается объем, точность выполнения, повышается переключаемость с одного движения на другое.
В процессе действий с предметами, у детей задействуются все анализаторы: зрительный (соотнесение резиночки с образцом по цвету, определение необходимого пальчика, на который нужно надеть резиночку), тактильный (ощущения структуры резиночек, прищепок), слуховой (игры с речевым сопровождением – действия в соответствии с текстом, речевая инструкция логопеда). Все это благотворно влияет на мелкую моторику и на речевое развитие ребенка в целом.
И, что немаловажно, использованный на занятиях материал является доступным, не требует больших материальных затрат. Родители могут воспользоваться им для проведения занятий в домашних условиях. Также данный материал можно рекомендовать воспитателям и специалистам ДОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формировани...
Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста
Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...
Картотека игр и упражнений по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования
Картотека игр и упражнений по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудованияСодержание: Игры на липучкахИгры с прищепкамиИгры и упражнения с массажными мячамиИгры с сыпучи...
Буклет «Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования»
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. ...
Картотека игр и упражнений по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования
Картотека игр и упражнений по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования...
«Использование нетрадиционного оборудования в коррекционно – образовательной деятельности учителя – логопеда с дошкольниками с ОВЗ»
Нетрадиционное оборудование « Сухой пальчиковый бассейн»Цель игры: развитие тонкой (мелкой) моторики рук детей, стимулирование речевых зон коры головного мозга детей; эмоционально &nd...
Консультация «Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования»
На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллель...