Доклад "Физическая культура на открытом воздухе как эффективная форма работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста"
статья по физкультуре

Ольга Александровна Михалевская

Доклад об основных формах работы по физическому воспитанию на открытом воздухе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физическая культура на открытом воздухе как эффективная форма работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста 

Актуальной проблемой современного общества является малоподвижный образ жизни, который в 21 веке ведут не только взрослые, но и дети. Ограничение двигательной активности ребенка, так называемое мышечное голодание, приводит к нарушению различных функций и систем организма, ослабляет иммунную систему, задерживает не только физическое, но и умственное развитие.  

Актуальность данной проблемы говорит о необходимости принятия мер по профилактике и коррекции подобных явлений.  В связи с этим особо востребованным на сегодняшний день является создание специальных педагогических и здоровьесберегающих практик и технологий, направленных на сохранение и укрепление психического, физического и социального здоровья детей

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.

Одной из эффективных форм работы по данному направлению являются физкультурно-оздоровительные мероприятия на воздухе. Проведение физкультурных занятий на улице обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания - совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка.

Занятия физической культурой на воздухе способствуют развитию физических качеств, удовлетворяют потребность детей в двигательной активности, а также создают условия для разностороннего развития личности ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формируют потребность в систематических занятиях физической культурой, приобщают к ЗОЖ.

Проведение занятий по ФК на воздухе требует особого взаимодействия всех участников образовательного процесса: так как должна быть не только хорошо продумана организация учебно-воспитательной работы, методическое обеспечение, но и созданы необходимые условия для проведения мероприятий на улице.

Для этой цели в нашем ДОУ используются спортивные и групповые площадки, дорожки с твердым покрытием (асфальтированные) вокруг здания.

На спортивной площадке расположены гимнастические бревна, мишени для метания, конструкции для лазания и пролезания, футбольные ворота, стойки с баскетбольными корзинами. В достаточном количестве в ДОУ имеются мячи большого и малого диаметра, скакалки, обручи, колечки, мешочки с песком, гантели, фишки, гимнастические палки, флажки и другие физкультурные пособия для проведения физкультуры на улице. Также используется большое количество разнообразного нестандартного оборудования.

Все это позволяет повысить эффективность занятий, сделать их более интересными и результативными.

Особое внимание уделяется обеспечению санитарно-гигиенических условий мест проведения занятий и физкультурного оборудования, строгое соблюдение инструкций по ОТ и правил обучения с целью предупреждения травматизма.

Учитывая основные принципы закаливания, постепенность и систематичность, занятия на открытом воздухе начинаются с начала учебного года и проводятся регулярно в течении всего года, начиная со средней группы. Постепенное приспособляемость к понижению температуры воздуха и меняющимся условиям внешней среды, дает возможность детскому организму вырабатывать необходимые защитные механизмы.

Для обеспечения закаливающего эффекта и предупреждения травматизма при проведении физкультурных занятий на воздухе большое значение имеет правильный подбор одежды и обуви.

Благодаря регулярным беседам с родителями удалось добиться того, что в дни проведения физкультурных занятий на улице дети имеют комплект одежды и обуви, подходящий для активных движений.

Физкультурные занятия проводятся один раз в неделю в конце утренней прогулки, что дает возможность после активной двигательной деятельности  вернуться в групповое помещение и переодеться.

Абсолютных противопоказаний к занятиям для детей, посещающих дошкольное учреждение, нет. После перенесенных заболеваний, протекавших без осложнений, дети освобождаются на 1 - 2 занятия; дети после ангины, пневмонии, пиелонефрита) освобождаются на 3 - 5 занятий;

Дети, освобожденные от физкультуры после болезни, и вновь поступившие, выходят на улицу вместе со своей группой. Во время занятия они находятся на спортивной площадке – помогают в расстановке и раздаче пособий, следят за правильностью выполнения упражнений другими детьми, соблюдением правил в подвижных играх.

Занятия на воздухе проводятся при высокой двигательной активности детей, которая достигается благодаря использованию фронтального и группового способов организации при выполнении основных движений, грамотному подбору эстафет и подвижных игр.

Сохранению высокой работоспособности на протяжении всего занятия способствует правильное чередование нагрузки и активного отдыха: упражнения высокой интенсивности (бег, прыжки, подвижные игры) чередуются с упражнениями низкой и средней интенсивности (ходьба, перестроения, лазанье, метание, упражнения в равновесии). Продолжительность занятий на воздухе соответствует программным рекомендациям. Структура занятий традиционная, с содержит вводную, основную и заключительную части.

Вводная часть включает упражнения в построениях, перестроениях; различные варианты ходьбы, бега, прыжков с относительно умеренной нагрузкой; несложные игровые задания.

Разучивание упражнений в ходьбе и беге предусматривает обязательное их чередование. Неравномерность этих упражнений, их однообразие могут привести к снижению внимания, потери интереса.

В основную часть необходимо включать упражнения на развитие опорно-двигательного аппарата, физических и морально-волевых качеств личности. Эти общеразвивающие упражнения, проводящиеся с разными темпом и амплитудой движения, укрепляют крупные мышечные группы, способствуют формированию правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве. Общеразвивающие упражнения проводятся без предметов или с мелким физкультурным инвентарем (флажки, кубики, кегли, мячи, скакалки, гимнастические палки). Используется и крупный инвентарь – канат, парашют, обручи большого и малого диаметра.

Особенностью проведения общеразвивающих упражнений на улице является отсутствие значительных пауз и остановок: по окончании одного упражнения дети принимают исходное положение для следующего и сразу приступают к его выполнению. При температуре воздуха ниже -8...10°С упражнения для ног (прыжки, подскоки) включаются чаще (через одно упражнение), чтобы дети долго не оставались в статическом положении.

Ведущее место в основной части занимает обучение основным видам движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье), обеспечивающим всестороннее воздействие на организм ребенка и его функциональные возможности. На каждом занятии, как правило, рекомендуется использовать не более трех видов основных движений (разучивание нового программного материала, повторение и закрепление ранее освоенного). Однако на улице целесообразнее использовать упражнения, ранее освоенные в зале.

Планирование физкультурных занятий носит вариативный характер, предусматривая возможности изменения погоды. В жаркие дни, когда снижается внимание, быстрота реакции, точность и координация движений, упражнения на развитие этих качеств не включаются. При высокой влажности воздуха, когда дети становятся вялыми, а их движения более медленными, подбираются упражнения, стимулирующие активность. В дождливые, ветреные и морозные дни физкультурные занятия проводятся в зале.

В содержание основной части занятия входят также подвижные игры большой и средней интенсивности, несложные игровые задания, эстафеты.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений, а также благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей, на формирование морально-волевых качеств (смелости, сообразительности, взаимовыручки, поддержки и т. д.), без которых процесс воспитания и обучения невозможен.

Характер игры во многом определяется предыдущим набором упражнений и их количественным соотношением. Содержание игр должно быть таким, чтобы все дети действовали активно; реже используются игры, в которых правила предусматривают выход пойманного из игры на продолжительное время.

В зимнее время при проведении занятий на открытом воздухе не рекомендуются упражнения и игры с речитативом и пением, так как это приводит к вдыханию большого количества холодного воздуха и может вызвать переохлаждение верхних дыхательных путей.

Большое внимание в холодное время следует уделить эстафетам: при проведении эстафет дети оживлены, подбадривают товарищей, находятся в постоянном движении. При проведении игр-эстафет в целях увеличения моторной плотности занятия целесообразно организовывать от трех до пяти команд.

Выполнение упражнений в команде ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, оказать помощь в выполнении двигательного задания, находить оптимальные варианты согласованности действий.

Все это способствует нравственному развитию личности ребенка, формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержке.  

Анализируя использвание большого количества стандартного спортивного инветаря, я пришла к выводу, что именно  нестандартное нетрадиционное физкультрное оборудование  вызывает и поддерживает интерес к  физической культуре, повышает двгательную активность дошкольников.  Изучив опыт российских и зарубежных коллег по данной теме, я разработала и включила в физкультурно-оздоровительную работу нашего дошкольного учреждения, инновационную оздоровительную технологию «Нудл-Микс».

Нудл-оборудование эффектно дополняет предметно-развивающую среду, используется на спортивной площадке ДОУ в различных видах деятельности. Это позволяет разнообразить воспитательно-образовательный процесс, повысить интерес детей и взрослых к физической культуре, приобщить к здоровому образу жизни.

Одной из добрых традиций нашего Детского сада является проведение дней здоровья. Это интерактивные проекты одного дня, посвящённые определённой теме, например День свежего воздуха и правильного дыхания, день счастливой улыбки или в гостях у зубной феи. По результатам опроса детей и родителей особенно запоминающимися названы такие тематические дни, как «Детский велопробег», «Весёлая лыжня», «Школа Аркадия Паровозова».

Особо хочется отметить ежегодный праздник, посвященный дню защитника отечества, который традиционно проводится на улице с использованием нестандартного оборудования, для воспитанников старших и подготовительных групп. В этом году в ходе мероприятия дети познакомились с различными военными профессиями и попробовали свои силы в прохождении стилизованных эстафет и игровых упражнений. (Видео)

Доброй традицией нашего ДОУ стало проведение детского велопробега, посвященного Дню дошкольного работника. Дети и взрослые с большим энтузиазмом относятся к этому мероприятию, подготавливают личные транспортные средства и специальную экипировку. С детьми проводятся беседы по правилам дорожной безопасности с использованием мультимедийного оборудования, а также оформляются памятки и буклеты для детей и родителей. На улице проходят эстафеты и игровые упражнения с использованием спортивного оборудования, самокатов и музыкального сопровождения. В финале мероприятия проводится торжественный велопробег по специально размеченной трассе на территории ДОУ.

Как показали наблюдения, физкультурные занятия на воздухе, стимулируют инициативу и самостоятельную деятельность дошкольников: дети чаще используют физкультурные пособия на участке, организуют подвижные и спортивные игры.

Способствуя повышению двигательной активности детей, физкультурные занятия на свежем воздухе являются эффективным средством профилактики малоподвижного образа жизни. Применяясь в комплексе с другими формами физкультурно-оздоровительной работы, способствуют формированию у детей, родителей и педагогов стойкой мотивации на здоровый образ жизни, обеспечивают соответствующий уровень физического, психического и нравственного здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструктированию моделей). Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об осо...

Проект на тему: Реализация эффективных форм оздоровления и физического воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством подвижных игр

Реализация эффективных форм оздоровления и физического воспитания детей младшего дошкольного возраста через проведение подвижных игр...

Педагогический совет: «Организация эффективных форм оздоровления и физического воспитания детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий и методик»

Презентация  к Педагогическому совету "Организация эффективных форм оздоровления и физического воспитания детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий и методик"...

Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в том числе с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий.

Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в том числе с  ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий.А...

Консультация для педагогов "Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию дошкольников - это ознакомление детей с природой через дейсАктуальным в дошкольном образовании является система непрерывного и всеобщего эко...

Сборник "Современные формы работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Сборник содержит материалы Городского методического объединения по патриотическому воспитанию (2023 – 2024 учебный год).В сборнике представлен инновационный опыт работы педагогов дошкольных обра...