Внедрение нетрадиционной здоровьесберегающей технологии «Фитбол – аэробика» в практическую работу по оздоровлению часто болеющих дошкольников.
методическая разработка по физкультуре (младшая, средняя, старшая группа)
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего времени. В своем выступлении Владимир Владимирович Путин, на заседании Государственного Совета Российской Федерации, отметил: «Сегодня мы должны рассмотреть состояние дел в одной из сфер, прямо влияющих на формирование здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotki_dlya_sayta.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 Колпинского района г. Санкт - Петербурга
Внедрение нетрадиционной здоровьесберегающей технологии «Фитбол – аэробика» в практическую работу по оздоровлению часто болеющих дошкольников.
Методические рекомендации
Г. Санкт-Петербург
2021 г.
АщеуловаМ.Г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………..4
1. Понятие и характеристика часто и длительно болеющих детей….8
1.1. Анализ программ здоровьесберегающей педагогической системы в
дошкольном образовательном учреждении………………………………………..8
1.2. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к
здоровому образу жизни в процессе физического воспитания……………….......8
Выводы по главе 1………………………………………………………………….12
Глава 2. Физкультурно-оздоровительная работа в условиях
ДОУ………………………………………………………………………………….13
2.1.Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ………………….13
2.2. Закаливание детей в условиях ДОУ…………………………………………16
2.3. Взаимодействие детского сада с семьей, общеобразовательной и
спортивными школами, социокультурным окружением………………………...20
2.4.Педагогический эксперимент………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………………26
Приложения…………………………………………………………………………28
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего времени. В своем выступлении Владимир Владимирович Путин, на заседании Государственного Совета Российской Федерации, отметил: «Сегодня мы должны рассмотреть состояние дел в одной из сфер, прямо влияющих на формирование здорового образа жизни. Совершенно очевидно, что спорт и физическая культура — это лишь один из аспектов большой и очень важной темы. Особая тема — это роль образовательных учреждений в формировании здорового образа жизни. Здесь важно возродить привычку дорожить своим здоровьем, быть в форме. Никакие наши усилия не принесут результатов, если в самом обществе не будут прививаться ценности культуры не только духовной, что, конечно, очень важной, но и физической культуры. Если они не будут воспитываться в образовательных учреждениях и семье, поощряться всем обществом. Если каждый человек не осознает собственную ответственность за свое здоровье. Сегодня мы обсуждаем, не просто проблемы спорта — речь идет о достойной, полноценной жизни людей, о будущем нации в прямом смысле этого слова. Поэтому стало необходимым поднять проблему оздоровления российских детей на государственный уровень и признать ее приоритетность и актуальность». Реализация интеллектуальных потребностей, формирование эмоционального восприятия и творческое развитие возможны лишь при наличии у детей хорошего здоровья. Однако, состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Официальная статистика, педагогическая практика, анализ научной литературы убедительно доказывают, что уровень здоровья, физического развития подрастающего поколения за последние годы значительно снизился, что приняло устойчивый негативный характер. С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно - сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания и др. Снижается сопротивляемость организма к различного рода заболеваниям. Ежегодно 40 – 50 % детей, поступающих в ДОУ, имеет диагноз “ часто и длительно болеющий ребёнок”.Физическое развитие часто и длительно болеющих и ослабленных детей является важнейшей составной частью современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Полноценно и систематически проводимая физкультурно – оздоровительная работа способствует не только воспитанию здоровой личности и коррекции здоровья детей, но и значительно повышает качество образования. Для часто и длительно болеющих и ослабленных детей формирование оптимального двигательного стереотипа является основой адаптации ребёнка в следующей возрастной группе и далее в школе.
Таким образом, назрела острая проблема поиска путей физического оздоровления таких дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным и здоровым. Здоровьесберегающие технологии как раз и являются тем самым инструментом, при помощи которого мы намерены решить эти проблемы.
Целью здоровьесберегающих образовательных технологий на занятиях по физической культуре является: поддержка индивидуализации и инициативы дошкольников путем расширения возможностей для самореализации и создания условий по внедрению технологии «Фитбол-аэробика» в физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ.
Задачи:
Оздоровительно-коррекционные
- Формировать навыки координации, равновесия, вестибулярной устойчивости, внедряя нестандартные адаптированные физические упражнения и игры;
- Формировать и закреплять навык правильной осанки;
- Совершенствовать профилактику плоскостопия и нарушение осанки путем включения музыкально-ритмических композиций, адаптированных к использованию на занятиях по фитбол-аэробике;
- Корректировать психомоторное, речевое и эмоциональное состояние ребенка, гармонично используя музыкальное сопровождение и физические упражнения на мячах
Образовательные задачи
- Формировать начальные представления детей о нетрадиционных технологиях в спорте;
- Обогащать знания, умения и навыки детей, необходимые для формирования здорового образа жизни, приобретенные на занятиях фитбол-аэробикой, профилактике травматизма;
- Способствовать гармоничному физическому развитию ребенка, открывая возможности овладения своим телом, умения испытывать радость и удовольствие от занятий физическими упражнениями;
- Учить детей слышать и понимать четкие инструкции при выполнении физических упражнений;
- Содействовать развитию чувства ритма, умения согласовывать движения с музыкой
Воспитательные задачи
- Воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
- Воспитывать навык работы в команде, чувство товарищества, взаимопомощи;
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность путем тщательного безопасного выполнения физических упражнений;
- Умение адекватно воспринимать свои физические способности в соотношении с физическими возможностями других детей.
Сущность педагогических технологий заключается в том, что они имеют выраженную этапность (пошаговость), включают в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Здоровьесберегающие образовательные технологии включают в себя системно организованную совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Почему сегодня здоровьесберегающее направление в работе ДОУ зачастую рассматривается как инновационное?! Ведь в детских садах, казалось бы, всегда здоровью детей уделялось немало внимания?! Это потому, что в современных условиях здоровьесбережение – ключевой элемент нового мышления, который требует пересмотра, переоценки всех компонентов образовательного процесса. Оно радикально меняет саму суть и характер процесса, ставя в центр его - здоровье ребёнка. Становится, очевидно, что современное образование не может готовить человека к выполнению каких-либо социальных или профессиональных функций без учёта состояния его здоровья и целенаправленной работы в этом направлении.
Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников. Однако, как показывает практика, большинство дошкольных образовательных учреждений далеко не в полной мере реализуют имеющиеся возможности. В преодолении сложившейся ситуации особенно важна роль педагога, воспитателя как носителя и проводника социальных ценностей, среди которых одной из приоритетных признаётся здоровье ребёнка.
Я сама около 20 лет занимаюсь в фитнес клубе и знаю на практике полезные свойства фитбол – аэробики. Закончив курсы повышения квалификации по фитбол – аэробике для детей при Российском Государственном педагогическом университете им. А.И Герцена, выбрала эту нетрадиционную форму работы для внедрения в физкультурно-оздоровительную работу в ГБДОУ, и частности, также для ДЧБ детей.
Решая задачи по развитию физических качеств дошкольников не традиционным способом, а с применением нового оборудования (мячей НОРов), мы даем даем ребенку гамму разнообразных впечатлений, двигательного опыта. Одно и то же упражнение можно выполнять разным приложением усилий. Если к этому подключить еще и музыкальное сопровождение, то дальнейшее развитие ребенка будет более гармоничным, естественным и успешным, что положительно повлияет в конечном итоге и на развитие его личности. И возможно меньше проблем будет у наших детей с формированием красивой осанки, развитием речи, внимания, памяти, мышления.
Новое нетрадиционное оборудование позволяет проводить занятия по физической культуре с большим эмоциональным подъемом, что позволяет кроме физических качеств улучшать эмоционально-психологическое состояние дошкольников.
1. Понятие и характеристика часто и длительно болеющих детей.
Термин «часто болеющие дети» появился в отечественной медицинской литературе в первой половине 80-х годов ХХ в. Он не используется зарубежными школами и соответственно его нет в Международной классификации болезней, травм и причин смерти. Выделение этой категории детей в нашей стране обусловлено профилактической направленностью медицины в целом. Несмотря на многочисленность исследований по данной проблеме, до настоящего времени существует ряд разночтений [10,34].
Для часто болеющих детей характерны острые заболевания органов дыхания в течение всего года независимо от сезонности, высокая частота, длительность, тяжесть заболеваний. Существует фактор риска развития хронических пульманологических и гастроэнтерологических паталогий. В настоящее время под ЧБД подразумевают детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями (ОРЗ); при этом частота респираторных инфекций зависит от возраста ребенка. Такие дети не имеют наследственных, врожденных или хронических заболеваний, способствующих частому развитию у них указанных инфекций. Следовательно, ЧБД - это не диагноз, а группа диспансерного наблюдения, которая включает детей с частыми ОРЗ, возникающими из-за транзиторных корригируемых отклонений в защитных системах организма без стойких органических нарушений в них.
Подходы к оценке частоты заболеваемости в детском возрасте в разных странах не всегда совпадают. Так, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, к ЧБД относятся дети, перенесшие более 5 эпизодов ОРЗ за год. В 1986 г. академик Российской академии медицинских наук А.А. Баранов и профессор В.Ю. Альбицкий предложили к группе ЧБД относить детей до 1 года, если они болеют ОРЗ 4 и более раз в год; от 1 до 3 лет - 6 и более раз в год; от 3 до 5 лет - не менее 5 раз в год; детей старше 5 лет - не менее 4 раз в год [1], что подтверждается в [11]. За рубежом, в частности в США, принято считать, что обычно здоровые дети в возрасте от 1 до 3 лет переносят до 8 ОРЗ в год. Некоторые врачи включают в эту же группу детей, у которых заболевание протекает длительно - более 14 дней.
По данным медицинских обследований, проводимых в ДОУ, число детей, второй группы здоровья (часто болеющие и ослабленные дети), существенно возрастает с каждым годом. У большинства детей второй группы имеются сочетания различных отклонений со стороны разных органов и функциональных систем. Это не только усложняет работу воспитателя с такими детьми, но и затрудняет процесс их реабилитации. Особенно сложно выбрать для них наиболее приемлемые средства и способы закаливания, регламентировать интеллектуальные и физические нагрузки, которые выходят за рамки общих для большинства детей требований.
В зависимости от возраста картина наиболее частых заболеваний у детей меняется: у малышей до 3х лет первое место занимает ОРЗ, бронхиты. На втором месте заболевание ЛОР органов: аденоиды, тонзилиты, отиты. У детей от 3 до 7 лет наиболее часто отмечаются заболевания органов пищеварения , заболевания бронхолегочной системы, носоглотки, кожно – аллергические заболевания. У детей 2 – 4 лет сформированные заболевания встречаются значительно реже, чем функциональные нарушения, проявляющиеся в снижении сопротивляемости организма заболеваниям, связанным в основном с несовершенством функций терморегуляции и иммунной системы. Это - частые, повторные заболевания острыми респираторно – вирусными инфекциями, гриппозными заболеваниями.
Дети дошкольного возраста, имеющие хронические заболевания, как правило, чаще других болеют. Эти заболевания еще больше снижают их ослабленный иммунитет, повышают их предрасположенность к повторным заболеваниям. Все это осложняет процесс обучения детей, ухудшает их способность к усвоению знаний как из-за пропусков занятий , так и из-за низкой работоспособности.
У детей в связи с частыми заболеваниями нарушается режим и снижается объем двигательной активности, уменьшается время пребывания на свежем воздухе, что способствует развитию рахита, дистрофии и др. У часто болеющих детей более низкий уровень физического развития; низкие и сниженные исходные показатели развития основных двигательных качеств (скорости, выносливости); преобладание отрицательных эмоций; снижение общения со сверстниками; низкий уровень групповых игровых умений.
В соответствии с классификацией Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения РФ часто болеющие дети относятся ко II группе здоровья (С.В.Хрущев, 2006) –основная группа. Эту группу здоровья составляют дети практически здоровые, но имеющие различные морфофункциональные отклонения, со слабым уровнем физической подготовленности, входящие в группу риска по возникновению патологии. Дети занимаются по типовой программе физического воспитания при условии более постепенного освоения двигательных умений и навыков. Рекомендовано приступать к занятиям физической культурой при полном выздоровлении не ранее 3-4 недель после выписки в образовательное учреждение (в течении 2-ух недель проводится физическая реабилитация с помощью лечебной гимнастики и направлена на постепенную адаптацию к физическим нагрузкам). На основании изученной литературы и проведенных исследований было доказано, что частые ОРЗ ограничивают двигательную активность детей, снижают функциональные возможности дыхательной и сердечнососудистой систем, угнетают физическое развитие организма.
Эффективное решение задач оздоровления ослабленных детей средствами физической культуры в большой мере зависит от правильного выбора и рационального применения комплекса физических упражнений, их дозировки, интенсивности и объема, а также от условий, в которых происходит организованная или самостоятельная двигательная деятельность.
Поэтому необходим тщательный отбор средств и методов физической культуры на организованных занятиях при участии врача дошкольного учреждения или специалиста по лечебной физкультуре.
Разработаны критерии формирования отдельных подгрупп часто болеющих детей для определения физической нагрузки на физкультурно-оздоровительных занятиях. К ним относятся:
• состояние здоровья (по данным врачебного анамнеза);
• функциональное состояние кардиореспирагорной системы;
• показатели физического развития;
• показатели физической (двигательной) подготовленности.
Рекомендации двигательной активности
Ослабленные дети нуждаются не столько в снижении общего объема физической нагрузки, хотя на определенный период это ограничение необходимо, сколько в обеспечении комплекса медико-педагогических условий, в которых осуществляется их двигательная деятельность. Эти условия должны способствовать постепенному повышению активности детей, увеличению интенсивности характера деятельности, обеспечивающей совершенствование выносливости и тренированности организма. Создание нужных условий должно одновременно способствовать определению и реализации для каждого ребенка своей индивидуальной «зоны ближнего развития».
Нередко дети с ослабленным здоровьем в силу относительно низких двигательных возможностей сами отдают предпочтение играм, связанным с однообразной позой, с малоподвижной деятельностью. Они не могут без помощи взрослого организовать самостоятельную игру или включиться в группу играющих сверстников, не проявляют желания участвовать в коллективных играх. К сожалению, это не всегда настораживает педагога. Напротив, педагог нередко стремится необоснованно ограничить их и без того низкую потребность в движениях, при этом дальнейшее двигательное развитие ребенка происходит замедленными темпами.
В режиме дня следует использовать физические нагрузки различной интенсивности. На активную двигательную деятельность должно быть отведено не менее 3,5 - 4 часов в день. Двигательная активность при организованных формах деятельности должна составлять 45 -50%. Физическое воспитание ослабленных и часто болеющих детей направлено на устранение отставания в развитии определенных показателей моторики, а также на повышение их физической работоспособности. При этом должны быть использованы адекватные формы и методы работы, доступные функциональным возможностям каждого ребенка. Щадящий режим двигательных нагрузок на начальном этапе работы по физическому воспитанию с ослабленными детьми состоит главным образом в том, что для них ограничиваются или исключаются упражнения, выполняющиеся в быстром темпе: интенсивные подвижные игры, игры с элементами соревнования, упражнения, связанные со статическими нагрузками.
Поэтому необходимо при планировании занятий учитывать все эти факторы. Условия обеспечения оздоровительной направленности физкультурных занятий (по В.Г.Алямовской): двигательные нагрузки на занятии должны быть строго дозированы по частоте сердечных сокращений, после интенсивных или длительных движений (например, комплекса общеразвивающих упражнений) должны быть предусмотрены паузы для возвращения пульса детей к исходному состоянию; две трети движений, составляющих содержание оздоровительного физкультурного занятия, должны быть циклического характера, поскольку именно они тренируют сердечно-сосудистую систему; органичной частью занятия должны стать закаливающие процедуры; частью оздоровительного физкультурного занятия являются специальные упражнения, обучающие детей правильно дышать, или рекомендованные врачом комплексы лечебных дыхательных упражнений; использование содействующих психомоторному развитию детей упражнений, которые развивают координационные механизмы нервной системы; создание ситуаций, способствующих эмоциональной разрядке.
Методика лечебной физической культуры для ЧБД в условиях ДОУ
Целью данной работы является разработка методических рекомендаций, для комплексной оздоровительной физической культуры для часто болеющих детей с различным уровнем функционального состояния организма, физического развития и физической подготовленности в условиях дошкольного образовательного учреждения. Работа с ЧБД требует оздоровительного и лечебно- профилактического сопровождения: проведение диспансеризации (профилактические осмотры детей, в том числе и врачами специалистами), целенаправленные гимнастические комплексы, оздоровительный массаж, физиотерапевтические процедуры, общеукрепляющие мероприятия, коррекционные мероприятия (лечебная физкультура, массажи по видам патологии, гидромассаж стоп, коррекция сезонных обострений хронических патологий, коррекция адаптационных нарушений). Важное значение имеет формирование основ гигиенических знаний и здорового образа жизни (воспитание общих и индивидуальных гигиенических навыков, интереса и любви к физической активности).
Ослабленные дети, прежде всего, нуждаются в ликвидации остаточных проявлений перенесенного заболевания, в восстановлении здоровья и функции кардио-респираторной системы организма. По мере восстановления и адаптации организма к возрастающим физическим нагрузкам, ставятся задачи повышения физической подготовленности и работоспособности детей этой группы, что позволит перевести их в подготовительную, а затем в основную подгруппу.
Для того, чтобы работа с ЧБД приносила максимальную пользу физическая подготовка должна проводиться в сочетании с правильно выбранным режимом дня: типовым, скорректированным (оздоровительным), щадящим, адаптационным, индивидуальным с коррекцией непосредственной образовательной деятельности .
Система организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Организация режима двигательной активности детей производится различными методами: а) совместно взрослыми и детьми в рамках образовательной деятельности и регламентировано: непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию, утренняя гимнастика, физкультминутки, бассейн, ЛФК, б) совместная деятельность взрослых и детей (частично регламентированная): спортивные музыкальные праздники, спортивные игры, подвижные игры на воздухе и в помещении, досуги, экскурсии, прогулки, дни и недели здоровья, образовательные проекты; в)самостоятельная двигательная активность детей в помещении и на прогулке.
Работа с ЧБД требует оздоровительного и лечебно- профилактического сопровождения: проведение диспансеризации (профилактические осмотры детей, в том числе и врачами специалистами), целенаправленные гимнастические комплексы, оздоровительный массаж, физиотерапевтические процедуры, общеукрепляющие мероприятия, коррекционные мероприятия (лечебная физкультура, массажи по видам патологии, гидромассаж стоп, коррекция сезонных обострений хронических патологий, коррекция адаптационных нарушений). Важное значение имеет формирование основ гигиенических знаний и здорового образа жизни (воспитание общих и индивидуальных гигиенических навыков, интереса и любви к физической активности).
В начальном периоде реабилитации в ГБДОУ основными средствами и формами реабилитации являются занятия лечебной гимнастикой, лечебный массаж, посещение соляной комнаты, сауна, фиточай, ионизация воздуха, занятия на фитболах и лечебно-оздоровительные мероприятия.
Адаптация к предстоящим физическим нагрузкам достигалась постепенным повышением физической нагрузки на занятиях и осуществлялась общепринятыми способами: постепенным увеличением продолжительности занятия; подбором упражнений с учетом равномерного и последовательного вовлечения в работу всех мышечных групп; увеличением числа повторений каждого упражнения и амплитуды движений; использованием сопротивления и отягощений; изменением исходных положений; изменением темпа выполнения упражнений и т.д.
На первой неделе реабилитации физическая нагрузка назначалась в зависимости от функциональных возможностей детей. Предельно допустимой на занятиях физическими упражнениями считалась нагрузка, при которой ЧСС увеличивалась до 150 уд./мин. Особенно эффективными считались дыхательные упражнения, направленные на активизацию вентиляции в нижних отделах легких, где развита сеть лимфатических сосудов. Общеразвивающие упражнения использовались для обеспечения необходимого уровня адаптации дыхательной и сердечно-сосудистой систем дошкольников к возрастающим нагрузкам.
На второй неделе реабилитации возрастали объем и интенсивность как общеразвивающих, так и специальных дыхательных упражнений. Предельно допустимой считалась нагрузка, при которой ЧСС увеличивалась до 160 уд./мин. Добавлялось использование дыхательных тренажеров «музыка ветра», надувание шариков.
На третьей неделе реабилитации постепенное возрастание физической нагрузки достигалось за счет увеличения количества повторений упражнений и амплитуды движений, изменения исходных положений, увеличения числа мышечных групп, участвующих в движении, применения различного инвентаря, снарядов и тренажеров. Занятия в этот период носили тренировочный характер; ЧСС в основной части занятия могла достигать 170 уд./мин. (при отсутствии внешних признаков утомления). Продолжительность занятия увеличивалась до 25 минут.
Добавились занятия на велотренажере. Расчет нагрузки на велотренажере производился в зависимости от массы тела ребенка - 1,5Вт на 1 кг массы тела. Частота педалирования - 60 об/мин, время - 5 минуг. При благоприятной реакции на нагрузку допустимо увеличение ЧСС менее чем в 2 раза от исходной (не более 160 уд./мин.).
В заключительной части занятия использовались ходьба и дыхательные упражнения.
На четвертой неделе реабилитации схема занятий такая же, как и на третьей неделе. Для тренировки дыхательных мышц добавлялось использование прыжков на мини-батуте.
После четырех недель занятий, дети, адаптированные к физической нагрузке и достигшие оптимальной физической формы, после врачебно-педагогического тестирования, по разрешению врача могут приступать к занятиям по физическому воспитанию в основной подгруппе.
Из перечисленных средств и форм реабилитации рассмотрим здоровьесберегающую технологию «фитбол-аэробика».
«Фитбол – аэробика»
Отличительные особенности данной нетрадиционной технологии от уже существующих в этой области заключается в том, что она ориентирована на применение фитболов и использование различных оздоровительных технологий на одном занятии. В основу занятий положено личностно – ориентированное обучение, где во главу становиться личность ребёнка, её самоценность, признание ребёнка главной действующей фигурой всего физкультурно-оздоровительного процесса.
Организуя занятия физической культурой с детьми, имеющими некоторые ограничения по состоянию здоровья, целесообразно прежде всего широкое использование различных общеразвивающих упражнений, активизирующих разные группы мышц и улучшающих кровоснабжение внутренних органов. Особая роль в этом принадлежит упражнениям, направленным на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры и опорно-двигательного аппарата. Для тренировки дыхания наиболее полезны доступные детям естественные движения — дозированная ходьба и бег умеренной и малой интенсивности.
Для правильного выполнения дыхательных упражнений большое значение имеет исходное положение рук: положение «руки на поясе» способствует созданию благоприятных условий для вентиляции легких. Положение и движение рук на уровне головы и выше активизирует дыхательные функции мышц нижней части грудной клетки и диафрагмы. Укрепление дыхательной мускулатуры достигается также использованием упражнений, направленных на развитие мышц плечевого пояса.
Ребенок, сидя на мяче, выполняет различные упражнения с положением рук «вверх», «вперед», отведение их назад, вращение руками с разной амплитудой в замедленном темпе или вращение руками из разных исходных положений также способствует укреплению мышц плечевого пояса и дыхательной мускулатуры. Сходные функции выполняют упражнения для мышц туловища, живота и нижних конечностей: сгибание и разгибание ног, маховые движения ногами, разнообразные движения туловища — наклоны в стороны, вперед, легкое сгибание назад, вращательные движения туловищем. Значительное повышение внутри-брюшного давления, которое наблюдается при напряжении мышц живота, вызывает ответную реакцию со стороны диафрагмы — это один из путей повышения ее тонуса, что способствует полноценному дыханию и нормальному газообразованию. Укрепление мышц туловища, живота, ног можно усилить за счет использования гимнастического оборудовании и различных предметов – гимнастических палок, обручей, мячей. Проводя занятия с ослабленными детьми, особое внимание следует уделять наличию у них противопоказаний к выполнению отдельных физических упражнений. Например, если у ребенка плоскостопие, ему противопоказана спортивная ходьба, ходьба на пятках, босиком по мягкой основе; полезна для него ходьба «по-медвежьи». Для детей, имеющих «О-образные» ноги (остаточные явления рахита), наоборот, противопоказана ходьба «по-медвежьи», но полезны упражнения на сведение коленных суставов.
При «Х-образных» ногах нецелесообразны прыжки с зажиманием между коленей мешочков с песком, ходьба с подпрыгиванием на носках. Полезны такие упражнения, как поза сидя по-турецки и ходьба «по-медвежьи».
Для детей, у которых выявлены функциональные изменения в сердце, нагрузка ограничивается и любые ее изменения согласовываются с врачом; для них неприемлемы упражнения статического характера.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимы упражнения, тренирующие выносливость мышц спины (этот показатель по материалам обследования у детей данной группы значительно отстает от возрастного). Для тренировки мышц брюшного пресса и грудной клетки полезны упражнения, создающие мышечный корсет, а также упражнения для связочно-мышечного аппарата голени и стопы.
Важная роль в работе с часто болеющими и ослабленными детьми принадлежит упражнениям, улучшающим местное крово- и лимфообращение. Это приседания, ходьба на согнутых ногах, бег на месте, бег по пересеченной местности. Эффект от подобных упражнений равноценен физиологическому действию теплых ножных ванн; их целесообразно включить в начало занятий физической культурой.
Исходя из вышеизложенного материала, становится ясно, что к детям часто и длительно болеющим необходим новый нетрадиционный подход, чтобы заинтересовать этих детей, помочь им преодолеть ту грань физического развития, за которой они почувствуют мышечную радость от физических упражнений и эмоциональный подьем. Форма занятий существенно влияет на их содержание. Постоянное использование одних и тех же стандартных занятий задерживает совершенствование оптимальных двигательных навыков. Различные формы проведения занятий с использованием новых современных методик нового оборудования, музыки, индивидуального подхода – важнейшее условие реабилитационной и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Грамотно организованное физическое воспитание способствует снижению частоты ОРЗ, и уже после 6 месяцев занятий физическое развитие детей начинает опережать таковое у сверстников не только по результатам бега и прыжков в длину, а также по силе мышц рук, спины и живота. Максимальный эффект можно получить только при систематическом проведении занятий, соблюдении принципа постепенного увеличения физической нагрузки.
Влияние занятий фитбол –аэробикой на организм занимающихся.
Требования современной педагогики побуждают специалистов к поиску новых подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Необходимо найти такие программы, с использованием приемов и методов обучения, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Именно этим критериям отвечает методика работы с фитболами, большими оздоровительными мячами.
В детской практике фитболы используются за рубежом уже около пятидесяти лет. В нашей странев первые методика применения фитбол- мячей была представлена в 2002 году авторами: кандидатом педагогических наук, доцентом Т.С. Овчинниковой, и кандидатом медицинских наук, доцентом А.А. Потапчук в программе «Двигательный игротренинг для дошкольников», которая была апробирована в течение пяти лет в детских садах города С.-Петербурга. В этой программе авторы описали физиологическое воздействие фитболов на организм ребенка и методику проведения занятий, высокая эффективность которых была продемонстрирована в работе с дошкольниками.
Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, зрительного тактильного и вестибулярного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче усиливают эффект занятий.
Рассматривать влияние занятий фитбол-аэробикой на организм занимающихся необходимо с учетом двух составляющих, сочетание которых усиливает положительный эффект от занятий. Это непосредственное воздействие самого фитбола, а также специфичесие особенности аэробики, как одного из видов двигательной деятельности. Оздоровительный эффект обусловлен целым рядом биомеханических факторов – это функционирование мышц и систем организма, обеспечивающих поддержание позы и сохранение равновесия при выполнении упражнений в седе на мяче и низкочастотные колебательные движения, вызывающие положительных адаптационных сдвигов. Мягкие природные спектры вибрации, реализуемые на занятиях с применением фитболов, аккумулируют в себе практически все известные положительные лечебные и оздоравливающие эффекты низкочастотных механических вибраций, проявляющихся на уровне всего организма и отдельных его систем. Одной из важных оздоровительных задач, которую решают упражнения на фитболах, является их влияние на опорно-двигательный аппарат как с профилактической, так и с лечебной целью. Выполнение упражнений на мяче имеет специфическую особенность – необходимость постоянно удерживать равновесие, - которая способствует длительному поддержанию мышечного тонуса, особенно мышц спины. Это имеет большое значение для формирования правильной осанки и для закрепления навыка правильной позы сиденья. Методически правильно построенная программа занятий и оптимальная нагрузка обеспечивают создание сильного мышечного корсета за счет включения в работу более глубоких мышечных групп. Упражнения верхом на мяче способствуют разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, а также лечению остеохондроза, сколиоза и т.д.
Фитболы оказывают вибрационное воздействие в области низкозвукового спектра частот. Непрерывная вибрация действует успокаивающе, если выполняется с небольшой амплитудой движений в медленном темпе. В свою очередь прерывистая вибрация низкой частоты обладает обезболивающим действием, активизирует регенеративные процессы, поэтому мячи могут применяться в процессе реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Механизмы лечебного действия вибрации разнообразны. Вибрация, передающаяся на мокроту, разрывает ее связи и тем самым улучшает реологические свойства, что способствует более легкому откашливанию. Этот физиологический эффект может использоваться для лечения детей с заболеваниями легких. Бронхорасширяющий эффект низкочастотной вибрации используется для лечения детей с обструктивными заболеваниями легких. Вибрация улучшает внутрилегочное перемешивание газов , что помогает уменьшить отрицательное воздействие гипоксии и улучшить легочное кровообращение, вызывает субьективное улучшение у большинства больных, даже при отсутствии объективных функциональных изменений.
Легкое покачивание на фитболе улучшает отток лимфы и венозной крови, увеличивает сократительную способность мышц, нормализует перистальтику кишечника, стимулирует функцию коры надпочечников.
Все вышеперечисленное показывает весьма разнообразные механизмы лечебного действия вибрации.
Регулярные занятия фитбол - аэробикой благотворно влияют на развитие сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, активизируют обмен веществ, повышают уровень физической подготовленности и улучшают показатели двигательных способностей.
Упражнения на фитболе выполняются из разнообразных исходных положений. Упражнения в и.п. сидя способствуют тренировке мышц тазового дна, функциональная несостоятельность которых часто выявляется при патологии мочевыводящей системы (энурезы, опущение почек и др.). Выполнение упражнений на фитболе из и.п.лежа на животе или на спине гораздо тяжелей, аналогичных упражнений на устойчивой опоре. Поддержание равновесия привлекает к координированной работе многочисленные мышечные группы, превосходно решая лечебную задачу формирования мышечного корсета за счет укрепления мышц спины и брюшного пресса.
Фитболы позволяют максимально индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс за счет широких возможностей коррекции осанки как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскости.
По своим свойствам мяч многофункционален и в комплексах упражнений программного материала может использоваться как предмет, опора, тренажер. Благодаря этому на занятиях фитбол-гимнастикой можно комплексно решать несколько задач. Например, одновременно содействовать развитию двигательных способностей, способствовать профилактике нарушений осанки, развивать функцию равновесия, а также музыкальность и танцевальность.
Следует обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка и создавать оптимальные условия для развития его организма. При выполнении упражнений дети приучаются регулировать свои движения, сначала по указанию педагога, затем самостоятельно. Кроме того, они получают представление о силе, скорости, размере, амплитуде движения. При работе на мячах включаются как аэробные упражнения, направленные на мышечный тонус, так и упражнения на расслабление мышц. Для ДЧБ детей при подборе упражнений на мячах необходимо учитывать возможности и резервные функции организма. Поэтому включаем строевые упражнения, медленный бег, ходьба, упражнения на восстановление дыхания, на расслабление, на внимание, подвижные (но не спортивные!) игры низкой интенсивности в положении стоя, сидя, лежа, элементы дыхательной гимнастики,
Как только дети осваивают простейшие манипуляции с мячом, мы постепенно добавляем ритмичные танцевальные движения. При составлении танцевальных комплексов исключительно важное значение имеет подбор музыки. Произведения должны быть простыми по мелодии и ритму, а музыкальные фразы – четко дифференциронными, хорошо различимыми темпом и ритмом. Это позволяет ребенку быстро запомнить композиции, точно организовать свои движения и контролировать их выполнение. Форма произведений должна быть простой или повторяемой. Как правило всем этим требованиям отвечают детские песенки, несложные по мелодии и оркестровке.
Относительно простые по координации движения осваиваются целостно, по показу; более трудные упражнения разучиваются отдельно без музыки поэлементно. Придерживаемся принципов наглядности и порционности. На основании методики комплексного и дифференцированного подхода с учетом рекомендаций врача и уровня физического развития ДЧБ детей обеспечивается эффективность работы по развитию двигательных, музыкальных, эмоциональных качеств дошкольников.
Таким образом, фитбол – аэробика позволяет решать самые разные оздоровительные, лечебные, воспитательные и образовательные задачи. Фитболы позволяют максимально индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс за счет широких возможностей. Поэтому фитбол - аэробика, как современная форма занятий, безусловно, имеет преимущество перед традиционными подходами.
В ходе поиска новых форм занятий по физическому воспитанию дошкольников, а также, изучив материалы по разным направлениям фитнеса, хочется отметить программу фитбол-аэробики, которая была представлена в 2006 году авторами:. Это современное направление оздоровительной аэробики с использованием больших гимнастических мячей-фитболов.
За основу мы взяли программу по фитбол – аэробике «Танцы на мячах» для детей дошкольного возраста, которая была разработана кандидатом педагогических наук Кузьминой С. В., и кандидатом педагогических наук Сайкиной Е. Г. – преподавателями кафедры гимнастики Российского Государственного Педагогического университета им. Герцена города Санкт-Петербурга, адаптировав ее для ДЧБ детей. Идея сочетания физических упражнений, формирование и укрепление осанки плюс танцы, музыкальное спровождение - и все это на мячах, показалась нам очень интересным и новым в рамках работы с дошкольниками.
Применение данной программы в течение учебного года привело к повышению физических возможностей детей дошкольного возраста, приближению величин, характеризующих состояние сердечнососудистой и дыхательной систем у часто болеющих ОРЗ детей к величинам, наблюдаемым у практически здоровых детей. Отмечено повышение физической работоспособности. Физические упражнения и закаливание были использованы в качестве профилактических средств повторных ОРЗ.
Методические рекомендации для проведения занятий
фитбол-аэробикой
На занятиях с детьми дошкольного возраста педагогу необходимо :
1.Избегать методических шаблонов, разнообразить содержание и методику проведения занятий.
2. Ставить и решать конкретные цели и задачи, имеющие общее и специфическое воздействие на организм ребенка.
3. Соблюдать структуру каждого занятия, методически правильно организуя начальную, основную и заключительные части.
В начальный период занятия (10-15% продолжительности всего занятия) надо создать положительный эмоциональный фон, психологическую установку, функционально подготовить организм к предстоящей нагрузке, способствовать формированию правильной осанке и правильной постановке стоп. В основной период (70-80% времени) решаются задачи развития двигательных навыков и умений, формирование физических качеств, коррекции имеющихся деформаций опорно-двигательного аппарата, воспитание силы воли, решительности, дисциплинированности, активности. В заключительный период занятия (10-15% времени) необходимо обеспечить постепенное снижение функциональной активности нагрузки организма, подготовиться к переключению на последующую деятельность.
4. Рационально регулировать нагрузку. Дозировка объема и интенсивности физических упражнений достигается определенным числом повторений, темпом выполнения, изменением площади опоры, изменением длинных и коротких рычагов, сменой и.п. и способов выполнения упражнений, рациональным чередованием времени нагрузки и отдыха, применением различных предметов и снарядов, использованием музыки, слова, средств наглядного воздействия на детей.
5. Правильно и своевременно использовать страховку и помощь для профилактики травматизма, что достигается соблюдением принципов обучения и воспитания (сознательности, активности занимающихся, систематичности, доступности занятий, прочности овладения необходимыми умениями и навыками). Профилактика травматизма заключается также в тщательной дозировке физических упражнений, дисциплине занимающихся, в обеспечении санитарно-гигиенических условий. Кроме того, необходима предварительная проверка инвентаря, безопасное размещение детей при выполнении упражнений на мячах.
6.Обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка и создавать оптимальные условия для развития его организма.. Ни один метод обучения, воспитания или лечебной коррекции не дает положительных результатов, если он применяется без индивидуального подхода.
В процессе занятий с детьми фитбол-аэробикой педагог, проводящий занятия, решает следующие задачи:
1. Знакомит детей с фитболами.
2.Учит правильно сидеть на мячах.
Оздоровительные развивающие игры для часто болеющих детей Большое значение имеет закаливание на воздухе, эффективно снижающее уровень заболеваемости, поэтому, ослабленные дошкольники должны гулять ежедневно в любую погоду (за исключением особенно неблагоприятных условий). Важно лишь обеспечивать соответствие одежды каждого ребенка погодным условиям. У большинства ЧБД из-за дисфункции вегетативной нервной системы наблюдается повышенная потливость. Им рекомендуется частая (2-3 раза в сутки) смена белья, особенно у детей раннего возраста. Двигательная активность на прогулке играет важнейшую роль в развитии и укреплении здоровья часто болеющих детей, создавая энергетическую основу для укрепления роста и формирования систем организма и оказывая благотворное стабилизирующее действие на становление психических функций.
Цель игр для часто болеющих детей — общее укрепление организма, тренировка дыхательной мускулатуры. Задачи, решаемые при использовании оздоровительно-развивающих игр для часто болеющих детей дошкольного возраста: общее укрепление организма; тренировка дыхательной мускулатуры; улучшение дренажной функции бронхов; совершенствование навыка правильного дыхания в усложненных условиях; адаптация к постепенно возрастающим физическим нагрузкам. С этой же целью целесообразно предложить детям такие игры, как «Филин», «Подуй на шарик», «Лети, перышко». Хорошее оздоровительное действие для ДЧБ детей имеют ходьба, езда на велосипеде, игры с мячом, гимнастические упражнения в форме игры с музыкальным сопровождением. При использовании оздоровительно-развивающих игр для часто болеющих детей педагог постоянно контролирует дыхание играющих. При наличии одышки или покраснения лица у играющего после этапа предлагает ребенку выполнить простые дыхательные упражнения для нормализации дыхания. Для часто болеющих детей игры подбираются с еще большей тщательностью относительно уровня физической нагрузки на организм. На каждом последующем занятии нагрузка постепенно нарастает. Место несоревновательных игр занимают кооперативные и соревновательные игры. В оздоровительно-развивающих играх используется разнообразное оборудование, помогающее ребенку закреплять навыки правильного дыхания.
Виды оздоровительно-развивающих игр для часто болеющих детей: Несоревновательные игры.
В несоревновательных играх могут участвовать на равных дети с разным уровнем физической подготовки, здоровые дети и дети с отклонениями в состоянии здоровья.
Кооперативные игры .
Главная цель — взаимодействие всех участников в достижении общего результата или определение лучшего показателя (время, дистанция и т. д.) всех игроков (например, перед детьми, играющими в волейбол, ставится задача как можно дольше продержать мяч в воздухе).
Соревновательные игры.
Главная цель — выявить победителя в индивидуальных или командных соревнованиях. В этих играх следует поощрять разнообразные достижения участников игр-эстафет, связанные: с их физической подготовленностью; с сохранением навыков, выработанных на занятиях по лечебной гимнастике в условиях сложной игровой деятельности; с достижениями в отдельном виде соревнования.
Игровые упражнения на фитболах для детей дошкольного возраста с терапевтическим эффектом с фитболами.
«Аист» Исходное положение – стоя на правой ноге, левую согнуть в коленном суставе и приподнять, стопу левой ноги прижать к голени правой, мяч в опущенных руках. На первые два счета медленно поднимать мяч над головой, сохраняя равновесие. На третий счет подтянуться вверх и приподняться на носках, на последний счет вернуться в исходное положение. Выполняется медленно поочередно на каждой ноге.
Терапевтический эффект: Упражнение тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы конечностей.
При выполнении упражнения добиваться самовытяжения. Если ребенок не может выполнить медленно упражнение с подъемом на носки, можно в тренировочном варианте разрешить выполнять упражнение в более быстром темпе, поднимая руки только до уровня плеч, не приподнимаясь при этом на носки.
«Бабочка» Исходное положение – сидя на мяче, руки согнуты в локтевых суставах, поднять вертикально вверх – «крылья».
Сведение и разведение предплечий перед грудью, касаясь ладонями друг друга. В первой строфе хлопки на каждое первое слово, соответственно четыре раза; во второй строфе – на каждый слог (16 раз).
Терапевтический эффект: Упражнение развивает силу грудных мышц, тренирует навык правильной осанки.
Необходимо добиваться правильной посадки на мяче с ровной спиной и приподнятой головой. Упражнение выполняется с четким хлопком и акцентом. Следить, чтобы локти были параллельны полу, а не «провисали».
«Веточка» Исходное положение – сидя на мяче, ноги на ширине плеч в опоре стопами на пол, руки опущены вниз.
Сидя на мяче выполняются наклоны вправо и влево. Руки подняты вверх: «веточка качается», ладони обращены друг к другу. Упражнение выполняется медленно, по четыре на каждую строфу, с фиксацией туловища в центральной позиции.
Терапевтический эффект: Упражнение на боковые мышцы туловища. Следить за выполнением наклонов строго во фронтальной плоскости.
«Гусеница» Исходное положение – лежа на животе, мяч между стоп.
На первую строчку ползание по–пластунски вперед;
На вторую строчку выполнить поворот вокруг своей оси, не выпуская мяч из стоп (бревнышком).
На третью строчку ползание по-пластунски назад.
На четвертую строчку выполнить поворот вокруг своей оси, не выпуская мяч из стоп (бревнышком), и вернуться в исходное положение.
Терапевтический эффект: Упражнение развивает подвижность позвоночника во всех отделах, действует на прямые, косые мышцы живота, боковые мышцы туловища, разгибатели спины, мышцы верхних и нижних конечностей.
При выполнении упражнения ползание выполняется с попеременным движением рук.
«Зайчик» Исходное положение – Стоя, мяч перед собой в руках.
Выполнить прыжки на носках на месте, удерживая мяч перед грудью. В усложненном варианте ребенок сначала прыгает 4 раза вперед, затем 4 раза назад, затем прыжки с поворотом на 90 градусов.
Терапевтический эффект: Упражнение укрепляет своды стоп, тренирует навык прыжков, развивает координацию движений.
«Змея» Исходное положение – сед на коленях, мяч перед собой, руки на мяче сверху.
На первую строчку лечь грудью на мяч, руки в замок за спиной, голову опустить.
На вторую – потянуть руки назад, отводя плечи назад и поднимая голову.
На третью строчку – повороты головы вправо и влево.
На четвертую строчку – вернуться в исходное положение.
В усложненном варианте на первую строчку прокатить мяч вперед, руки в упоре на полу, голову опустить. Выполнять все также, как и в первом куплете, из исходного положения лежа на мяче.
Терапевтический эффект: Упражнение укрепляет разгибатели спины в шейно – грудном отделе, тренирует мышцы плечевого пояса.
«Качели» Исходное положение – сидя на мяче, руки опущены вниз.
Прокатываясь на мяче вперед, поставить ноги на носки, одновременно подняв руки вверх, затем прокатываясь на мяче назад, поставить ноги на пятки, руки при этом максимально отвести назад, а туловище одновременно с этими движениями наклонить вперед. Упражнение выполняется в быстром темпе, с большой амплитудой движения энергично.
Терапевтический эффект: Упражнение развивает чувство ритма, координацию движений, укрепляет мышцы плечевого пояса, рук, предупреждает плоскостопие.
«Лягушка» Исходное положение – лежа на мяче на животе, обхватив мяч согнутыми в коленях ногами, руки на полу.
В первом куплете толчком перекат мяча вперед с упором на руки, затем вернуться в исходное положение. Выполнить три раза и на четвертую строчку перейти в положение сидя ноги скрестно, мяч перед собой.
Во втором куплете выполнить покачивание бедер вперед – вниз, сохраняя правильную осанку.
Терапевтический эффект: Упражнение увеличивает подвижность в тазобедренных суставах, корригирует деформацию стоп, формирует навык правильной осанки.
«Месяц» Исходное положение – Стоя на правом колене, левая нога вытянута в сторону, правая лежит на мяче.
Сначала выполнять наклоны к мячу, левая рука при этом поднимается через сторону вверх, касаясь мяча. Повторить по два раза в каждую сторону.
Затем из положения лежа на мяче на боку, одна нога в упоре на колене, перейти в положение лежа на боку с выпрямленными ногами.
Терапевтический эффект: Упражнение развивает координацию движений, увеличивает подвижность позвоночника, улучшает осанку во фронтальной плоскости.
Работа с родителями.С целью выявления заинтересованности родителей в данном направлении и повышение их педагогической грамотности о фитбол – аэробике, а так же вовлечении в спортивную жизнь нашего ГБДОУ мы провели анкетирование. По данным анкетирования выяснилось, что большинство родителей не в полной мере осведомлены о пользе занятий на фитбольных мячах.
Анкета для родителей.
1. Ф.И.О родителя________________________________
2. Кто из детей посещает наш детский сад и какую группу? ___________________________________________________________
3. Какие формы и виды физической активности используете Вы лично?
Утренняя зарядка;
Пешие прогулки;
Туризм.
Занятия спортом, нужное подчеркнуть: (фитнес клуб, лечебная физкультура, бассейн);
Другое_________________________________________________
4. Проводите ли вы совместный семейный активный досуг с детьми (турпоходы, прогулки и т.д.)
Что именно:______________________________________________
5. Знаете ли Вы, что такое ФИТБОЛ?
Ваши версии:
да, это - ___________________________________________________
нет _________
не знаю______
7. Для чего нужен ФИТБОЛ?
для игр_____
для танцев_____
для спортивных занятий_____
для всего этого сразу______
8. Посещает ли Ваш ребенок занятия по фитболу?
______________
9. Нравятся ли ребенку эти занятия?
_______________
10. Почему Вы решили записать ребенка на занятия по фитболу?
потому, что все дети записывались _____
пусть чем-нибудь занимается_______
удобно, что проходят занятия в детском саду____
чтобы лишняя энергия выходила_____
для здоровья_________
не знаю____
другое__________________________________________________
____________________________________________________________
11. Что дают Вашему ребенку занятия по ФИТБОЛУ?
профилактика плоскостопия_______
формируют и закрепляют навык правильной осанки_____
создают положительный эмоциональный фон_____
ничего не дают, просто играют_____
Другое:_____________________________________________________
12. Как Вы относитесь к посещению клуба выходного дня в детском саду на тренажерах? ___________________________________________________________
13. Ваши предложения, пожелания, отзывы педагогу, по работе кружка «Фитбол-аэробика»:
Благодарим Вас за активность и искренность. Мы постараемся учесть все Ваши пожелания. БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
После проведенного мастер класса с родителями на мячах было выявлено их положительное отношение к данным занятиям. Родители с удовольствием посещают открытые занятия с детьми по фитболу, презентации, мастер классы, физкультурные досуги. Они отмечают, что дети становятся более раскрепощенными в движениях, более координированными, любят играть дома в спортивные игры с мячом и заниматься активной деятельностью. Четкое выполнение основополагающих рекомендаций к организации двигательной деятельности часто болеющих и физически ослабленных детей, безусловно, послужит укреплению их здоровья и коррекции имеющихся отклонений со стороны определенных функциональных систем организма. Однако этот процесс может быть значительно более эффективным, если осуществлять его в условиях рациональной организации других видов деятельности и полноценного отдыха детей, подключая к этому родителей.
Условия для реализации данной технологии.
- Оборудовать помещение группы и физкультурного зала, отвечающего условиям комфортного и безопасного проведения групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий
- Соблюдать требования санитарно-гигиенических норм и пожарной безопасности при оборудовании помещения для занятий по физической культуре
- Приобрести современный спортивный инвентарь, фитболы различного диаметра, в зависимости от роста занимающихся
- Наличие аудиоаппаратуры или другого технического средства для воспроизведения музыки на занятиях
- Создать картотеку подвижных игр различной интенсивности на мячах.
Единство требований к занятиям физкультурой должно соблюдаться как педагогами, так и родителями.
Список литературы
1.Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети: клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов: Радуга, 1986. - 183с.
2.Арина Г.А., Коваленко Н.А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья. - 1995.- № 2,3. - С. 116-125.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физкультиурно-оздоровительную деятельность ДОУ" (из опыта работы)
Обобщение опыта работы по внедрению нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность ДОУ. В приложениях представлены консультации для воспитателей и родителей,...
Статья "Внедрение здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного как путь к оздоровлению дошкольников
Статья "Внедрение здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного как путь к оздоровлению дошкольников"...
Презентация "Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность ДОУ"
Внедрениенетрадиционныхздоровьесберегающих технологийв физкультурно-оздоровительную деятельность ДОУ...
Система работы МАДОУ ДСКВ «Сказка» по оздоровлению часто болеющих детей
Число заболеваний часто болеющих детей среди всех детей в возрасте от 0 до14 составляет 38 % по России. В целом каждый 4 ребенок может быть отнесен к часто болеющим.И именно поэтому контин...
« Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность ДОУ»
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, мето...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ По теме «Использование кинезиологии как нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом развитии и оздоровлении дошкольников»
Происходящие изменения в обществе и принятые стандарты дошкольногообразования выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольноеучреждение призвано создать условия для интеллектуального, тво...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ По теме «Использование кинезиологии как нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом развитии и оздоровлении дошкольников»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫПо теме «Использование кинезиологии как нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом развитии и оздоровлении дошкольников»...