Речевое развитие дошкольников на физкультурных занятиях.
учебно-методический материал по развитию речи
Речевое развитие дошкольников на физкультурных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_na_fizkulture.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие дошкольников на физкультурных занятиях.
Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворять естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей.
На занятиях физической культурой помимо физических качеств нужно не забывать о речевом развитии у детей.
Так же на занятиях физической культурой мы развиваем не только крупную моторику, но и мелкую, которая отвечает за умственное развитие дошкольников, а в следствии развитие речи. Например, игра в «сухой бассейн» развивает не только мелкую моторику, а так же:
- Восприятие цветов;
- Понятие о количестве;
- Помогает чувствовать свое тело;
- Предотвращение страха.
На своих занятиях я использую следующие приемы речевого развития:
- Стихотворное и музыкальное сопровождение упражнений, игр и игровых упражнений;
На лужайке поутру,
Мы затеяли игру. (Дети встают в круг)
Я подснежник, ты вьюнок (Подают по очереди левую и правую руки)
Становись скорей в кружок. (Встают в круг)
Раз, два, три, четыре, (4 шага вправо)
Раздвигайте круг пошире, (2 шага назад)
А теперь мы ручейки
Побежим вперегонки. (Бегут по кругу)
Прямо к озеру спешим
Станет озеро большим, (Расширяют и выравнивают круг)
Становитесь в круг опять
Будем в солнышко играть (Расцепили руки)
Мы веселые лучи (Потянулись вверх на носках)
Мы резвы и горячи. (Прыжки на двух ногах)
- Различные речевки (на зарядках, в конце занятий);
На зарядку выходи
На зарядку всех буди.
Все ребята говорят:
Физзарядка- для ребят.
- Считалочки;
1, 2, 3, 4, 5- вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает
Прямо в зайчика стреляет,
Пиф-паф, ой- ой- ой,
Погибает зайчик мой.
Повезли его в больницу
Оказался он живой.
- Художественное слово;
Подвижная игра «Кот и мыши»
К- Мыши-мыши, где гуляли?
М- Сыр в кладовке воровали.
К- Почему остались крошки?
М- Тебе оставили немножко.
К- За такие вот делишки,
Мы накажем вас воришки.
М- Если хочешь наказать
Так попробуй нас догнать.
- Придумывание различных историй (например, мы попали в страну «Здоровейки», предлагаю вам по путешествовать. Идем по тропинке (узкая или широкая?). Внезапно пошел дождь и нужно передвигаться по кочкам (какие кочки?)).
- За частую в конце занятий вспоминаем, что выполняли, каким цветом был мячик, формой, высотой, так же это обговаривается во время занятий.
- Фольклорный материал;
- Потешки;
- Прибаутки;
- Русские народные песни.
«Малыши крепыши
Вышли на зарядку,
Малыши, крепыши
Делают зарядку.»
- Слова заклички в подвижных играх;
Гуси- гуси (Га-га-га),
Есть хотите (Да-да-да),
Ну летите (Нет-нет-нет),
Серый волк под горой не пускает нас домой!
Ну летите как хотите, только крылья берегите!
- Отговаривание правил подвижной игры;
- Речевые приемы при зарядке и в водной части (Ходьба в полном приседе, дети шипят как гуси; ходьба с высоким подниманием колен, цокаем как лошади).
- Различные виды расчета (1-2-3, моряки-матросы, красные-синие);
- Дыхательные и пальчиковые гимнастики;
Проведи глазами влево,
И скажи соседа слева,
А теперь ты вправо проведи
И соседа справа прошепчи,
Посмотри ты в потолок
Свое имя назови дружок.
- Приветствия на соревнованиях (Команда напротив: Физкульт- ура!);
- Загадки на различные темы;
Соберем команду в школе
Мне друзья сказать не лень
И найдем большое поле,
«С добрым утром» «Добрый день»
Пробиваем угловой
А потом еще при встрече
Забиваем головой,
Говорю им…
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы…(футбол)
Взрослым надо помнить, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. У таких детей отмечается недостаточная устойчивость внимания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Детям с нарушениями речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением ловкости и скорости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность при выполнении упражнений. Именно физические упражнения и подвижные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, скорости реакций; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с ее нарушениями. Особое значение в работе с детьми необходимо уделять упражнениям на координацию речи с движениями, т. к. двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют не только движения определенных групп мышц, но и развивают чувство ритма, выразительность речи, проработать слоговую структуру слова, а, в конечном счете - совершенствовать фонетическую сторону речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КТО ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ» НА СЕМИНАРЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОУ ТЕМА: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНРТема. «Кто живет в деревне»Программные задачи. 1. Закреплять знания детей о домашних животных (названия взрослых особей и их де...
Использование логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях
На мастер-классе педагогом предложенны задания: соединить ритм произносимых слов с музыкально-ритмическими движениями, речевые игры с музыкальными инструментами, активное слушание, упражнения на разви...
Обобщение опыта работы по физической культуре на тему: «Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физкультурным занятиям у старших дошкольников».
Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления детей. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической ...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Мастер- класс «Использование логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях»
Внедрение новых педагогических и здоровье-сберегающих технологий в процесс музыкального образования в детском саду является одной из основных целей работы....
Консультация для педагогов "Формы речевого развития дошкольников на физкультурном занятии" (февраль 2024 г.)
Выступление на семинаре "Развитие коммуникативно-речевых навыков детей дошкольного возраста"...
Речевое развитие дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ
Для музыкальных руководителей детского сада...