Речевое развитие дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ
статья

Смелова Лариса Викторовна

Для музыкальных руководителей детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья21.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Речевое развитие дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ.

                                               

    Много лет, проработав в детском саду я пришла к выводу, что еще десятилетие назад вопрос о развитии речи у детей не стоял так остро, как сейчас. Наблюдается бедный словарный запас, слабо сформирован грамматический строй речи. В нашем телевизионно - компьютезированном мире существует огромный дефицит личностного общения. Эта проблема всех современных дошкольников. И музыкальное воспитание выступает одним из помощников в решении данной проблемы.

    Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ, и, конечно же, музыкального руководителя.  

    В работе по развитию речи я использую все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музыкально - дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах, пальчиковая,дыхательная гимнастика, театрализация) Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь музыки, движения и речи.

    Слушание музыки, пение ,движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.

    Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Перечислим кратко еще ряд преимуществ певческой деятельности для развития речи:

    Основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения.

    Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка.Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.Пение способствует развитию речевых навыков :пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями.

Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Необходимо четко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его. При постановке певческого голоса решаются и речевые задачи:

- совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи;

- прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность;

                                    Слушание музыки

    Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом.

    Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении.Беседуя с детьми  мы расширяем  словарный запас детей, обогащаем его образными словами и выражениями. Чтобы они почувствовали её характер, своё отношение к музыке полезно не только говорить о нём, но и предложить подвигаться под музыку.

                    Музыкально- ритмические движения

    Замечательный музыкант и педагог Карл Орф, считал, что музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребёнка.

    Я давно заметила , что  такая методика как «Говорю-делаю», помогает постигать речевую культуру, способствует координации.  Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук, произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети.

      Кроме пения и слушания, речь ребенка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности. Например, через музыкальные пальчиковые игры.

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Малышам нравятся потешные игры с пальчиками. Приговаривая при этом веселые стишки, напевая короткие попевки («Сорока-ворона», «Ладушки», «Водичка, водичка, умой мое личико»), можно превратить развивающие упражнения в увлекательное развлечение. 

                          Театральная деятельность 

    В работе мы много внимания уделяем театральной деятельности, включая ее и в праздники и в досуговые мероприятия и в повседневных занятиях. Детям предоставляется возможность не только создать и сыграть образ, но и правильно его озвучить в характере персонажа. А когда образ дополняется атрибутами, результат превосходит все наши ожидания. Дети с большой радостью играют роли в спектаклях и сценках.

                          Игра на детских музыкальных инструментах

    Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики(о важности которой мы гуже знаем).

    Специальные оркестрово-исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты(бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники).Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок ,извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд .Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка. Поэтому очень важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте, накапливая таким образом бесценный слуховой опыт.

           Речевые  игры для дошкольников

    Речевые подвижные игры для дошкольников – пожалуй, самые любимые детьми. Для этого даже разработаны специальные игры, наложенные на музыкальный фон. Под музыку дети делают определенные движения, сопровождая их стихотворными фразами.

    Таким образом, под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно будут развиваться психические процессы и свойства личности, будет оказана большая помощь в работе над развитием активной речи детей.

Использование всех выше названных видов музыкальной деятельности  - позволяет добиться положительных результатов в развитии речи у ребенка. Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем, прихлопываем различные ритмы, играем. Пойте с вашими детьми, двигайтесь вместе с ними под любую музыку, поощряйте ребенка, когда он сам двигается и поет, услышав песню!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях

На мастер-классе педагогом предложенны задания: соединить ритм произносимых слов с музыкально-ритмическими движениями, речевые игры с музыкальными инструментами, активное слушание, упражнения на разви...

Художественно-речевое развитие дошкольников в музыкальной деятельности

Как распевки и дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях положительно влияют на развитие речи у дошкольников...

Речевое развитие дошкольников в музыкальной деятельности

Материал будет полезен педагогам дошкольных организаций и музыкальным руководителям...

"Роль воспитателя в музыкальном развитии дошкольников на музыкальном занятии и вне его"

Консультация музыкального  руководителя для воспитателей...

Мастер- класс «Использование логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях»

Внедрение новых педагогических и здоровье-сберегающих технологий в процесс музыкального образования в детском саду является одной из основных целей работы....

Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников в музыкальной деятельности»

Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека. Именно в нем происходит становление личности и индивидуальности ребенка. Также, максимально благоприятен дошкольный возраст для а...