Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам физической культуры.
статья по физкультуре
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu.docx | 16.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социализация детей с ОВЗ посредством физической культуры».
В работе с детьми с ОВЗ считаю приоритетной следующую задачу - принять ребёнка таким, какой он есть, и помочь ему найти собственное место в жизни. Целенаправленная деятельность позволяет осмыслить болезнь ребёнка как данность и компенсировать дефект на высокий уровень преодоления нарушений в здоровье.
Необходимым условием социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является их физическое развитие. Это развитие всех видов моторики и зрительно-двигательной координации, которое служит основой для становления всех видов детской деятельности, способствует становлению устной и письменной речи и повышению познавательной активности детей. Основной целью проведения физкультурных занятий с детьми с ОВЗ является формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
В нашей школе физическому воспитанию уделяется большое внимание, как основному фактору сохранения и укрепления физического и психического здоровья. Занятия по физической культуре строятся с учётом индивидуальной особенности каждого ребёнка, подбирается специальный комплекс упражнений, дозировка физической нагрузки. От занятий не освобождается ни один ребёнок и каждый получает нагрузку, соответствующую его состоянию здоровья.(кроме Жуковой Марины)
В содержание работы с детьми ОВЗ входят:
∙уменьшение физической нагрузки в процессе занятий;
∙адаптирование сложных для выполнения упражнений на более легкие;
∙Исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;
∙Формирование правильного отношения к физической культуре, к себе и к своему здоровью;
∙Наблюдение за состоянием ребенка во время занятий учителем;
∙Мотивация на улучшение результатов (похвала);
∙Оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;
∙Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.
Свою работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья я строю по принципу сотрудничества, стараясь передать каждому ребёнку определённые знания, умения и навыки. Я понимаю, что только при наличии подлинного сотрудничества взрослого и ребёнка можно добиться положительных результатов. Включаясь в оздоровительную работу, я стараюсь создать у таких детей устойчивую мотивацию и потребность в сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих. Нельзя улучшить свою наследственность, нельзя изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.
Практика показала, что на физкультурных занятиях при правильной организации, можно реализовать целый комплекс задач, выполнение которых поможет ребёнку социализироваться в будущем :
- закреплять представления детей об окружающем мире;
- обогащать словарь ребёнка;
- классифицировать предметы по форме, цвету, величине и др.;
- закреплять количество и счёт;
- ориентировку в пространстве.
Исходя из данных задач игры в которые мы с детьми играем на уроках подразделяются на:
Игры на развитие силы «Прыжки по полоскам», «Кто больше ?», «Салки ноги от земли»
На развитие быстроты и ориентировки в пространстве «Гонка мяча по кругу», «Воробьи – вороны», «Займи кружок»
На развитие ловкости «Охотники и утки», «Метко в цель», «Мяч среднему»
На развитие координации «Передача мяча в колонне», «Вызов номеров», «К своим флажкам»
Анализируя процесс физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, надо отметить, что специфической направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-компенсаторная сторона. Наблюдения и практический опыт показывают, что дети с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей, являются главным условием подготовки его к жизни. У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень развития познавательной сферы, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя по физической культуре..
Атмосфера поощрения во время занятий физической культурой и спортом состоит из следующих правил:
-не лишать ребёнка возможности заботиться о себе самом;
-поощрять любые проявления его инициативы;
-отмечать его успехи в физическом развитии;
-по мере достижения успехов резко не сокращать внимание к нему, чтобы у ребёнка не создалось впечатления о потере внимания к нему;
-необходим добросовестный контроль за качеством умений и навыков;
-продолжение эмоционального и интеллектуального развития, чтобы он не чувствовал себя бесконечно отставшим от сверстников, а так же, чтобы у ребёнка даже на бессознательном уровне формировалось ощущение, что у него есть реальные возможности применения своих навыков и умений в предстоящей взрослой жизни.
Не всегда мы получаем ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения. Но от этого работа каждодневная, кропотливая, порой незаметная для окружающих, не становится менее значимой.
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья показывает, что при систематической работе по физическому воспитанию с включением системы коррекционно - восстановительных мероприятий можно добиться существенных результатов уже на ранних этапах обучения. И только совместными усилиями мы можем помочь детям с разным уровнем интеллектуального и физического развития успешно учиться в школе, жить в коллективе, адаптироваться в обществе в будущем.
Рекомендации для всех педагогов:
-давать только посильные задания для выполнения;
-не выделять детей с физическими недостатками среди сверстников;
-строить занятия так, чтобы ребёнок не чувствовал ущербность от сверстников;
-привлекать всех детей к групповой деятельности, помощи, не зависимо от состояния здоровья;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие психофизических качеств детей 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья через адаптивную физическую культуру»
Основной целью педагогического опытаявляется развитие и коррекция психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической ку...
"МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА"
Любая современная мама начинает думать о развитии своего любимого чада задолго до того, как малышу исполнится год! Существует множество программ по разностороннему развитию детей и различных специализ...
«Формирование представлений об окружающем мире у детей с ограниченными возможностями здоровья как средство дальнейшей социализации»
Социальное развитие является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогического обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.Основополагающим в процессе социализации ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВАМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Среди многочисленных задач, стоящих перед образованием есть главная - сохранение здоровья каждого ребёнка. Общеизвестно, что состояние здоровья людей зависит от образа жизни (до 50%), наследственности...
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья как средство успешной социализации
Эмоции сопровождают нас всю жизнь. Любое явление природы нейтрально, а мы раскрашиваем его красками своего восприятия. Один человек обрадуется дождю, а другой – снегу. Люди с негативными эмоциям...
Привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физической культуры в дошкольном учреждении
Сегодня во многих учреждениях, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработаны программы, нацеленные на обеспечение условий их успешной социальной реабилитации. Однако ...
«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством подвижных игр на занятиях по физической культуре»
С помощью подвижных игрн у детей с нарушением развитии двигательная активность расширяется. становится не просто хаотичногй. а приобретает смысм. Игра помогает детям с ОВЗ удовлетворить естественную п...