«Формирование представлений об окружающем мире у детей с ограниченными возможностями здоровья как средство дальнейшей социализации»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Социальное развитие является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогического обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основополагающим в процессе социализации ребенка с ОВЗ считается развитие у детей представлений о себе. Именно с них начинается приобщение ребенка к социальному миру и проявление стимула познавательной деятельности в отношении окружающего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование представлений об окружающем мире у детей с ограниченными возможностями здоровья как средство дальнейшей социализации»
Социальное развитие является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогического обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основополагающим в процессе социализации ребенка с ОВЗ считается развитие у детей представлений о себе. Именно с них начинается приобщение ребенка к социальному миру и проявление стимула познавательной деятельности в отношении окружающего.
Знакомство дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
с явлениями и предметами окружающего мира - системообразующая часть коррекционно–образовательного процесса в «Центре».
В процессе ознакомления с окружающим миром происходит социализация и интеграция дошкольников в социум.
В настоящее время ознакомление с окружающим миром является одним из важнейших направлений коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Дошкольный возраст – важный период в интеллектуальном, речевом и социальном становлении и развитии детей. В период дошкольного возраста у детей происходит зарождение первичных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Если познавательное развитие детей дошкольного возраста (в норме) осуществляется спонтанно, то знакомство с окружающим миром детей с ОВЗ происходит только в ходе специально организованных коррекционно-развивающих занятий. У каждого ребенка свой взгляд на мир, который формируется с помощью взрослых.
Именно от того, насколько полноценно будут сформированы эти представления, зависят познавательные возможности, а также дальнейшее социальное развитие детей.
Каждый ребенок постепенно учится понимать самого себя и окружающих, а для детей с ограниченными возможностями здоровья эти представления формируются только с помощью взрослых.
По мере расширения представлений об окружающем развивается интеллектуальное и речевое развитие ребенка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание.
Из опыта работы, у детей с ОВЗ преобладает дефицит знаний о предметах и явлениях окружающего мира, отмечается слабая речевая регуляция, ограниченность словарного запаса, восприятие окружающего происходит неравномерно, усвоение материала зачастую оказывается нестойким, расплывчатым. Дети плохо представляют себе окружающие предметы, не всегда могут выделить нужный предмет среди других, плохо различают свойства предметов (цвет, форму, величину), недостаточно ориентируются в пространстве. У детей отсутствует перенос усвоенного способа действия с одной ситуации на другую. Это мешает их полноценному процессу социализации.
Поэтому одним из направлений моей работы стала задача – раскрыть эти возможности, развить их, подготовить детей к обучению в школе и дальнейшей социализации.
Дети с ОВЗ нуждаются только в специальной коррекционной педагогической работе по ознакомлению их с окружающим миром.
Поэтому целью моей работы является формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира на основе использования системы специальных игр, заданий с учетом индивидуальных особенностей детей.
При планировании коррекционно-педагогической работы ориентируюсь на тематическое планирование занятий, по следующим темам: «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Наше тело», «Посуда», «Зима. Зимние забавы», «Одежда и обувь», «Улица. Транспорт», «Времена года» и другие, которое представляет собой целостное направление работы, реализуемое как на коррекционно-развивающих занятиях, так и в процессе организации жизнедеятельности детей.
Изучение данных тем позволяет сформировать у дошкольников наиболее полные знания и представления об окружающей действительности, обогащать активный и пассивный словарь.
Все занятия по ознакомлению с окружающим миром проводятся в соответствии с перспективным тематическим планированием.
Содержание занятий объединяется единой темой; состоит из игр, занимательных упражнений, заданий, которые решают коррекционные и общеобразовательные задачи.
На занятиях использую различные виды работы: наблюдение, фиксация и обобщение взрослым опыта действий детей с предметами окружающего мира; разнообразные игры и упражнения (дидактические, подвижные, сенсорные); беседы, рассматривание и описание предметов и картин, использование иллюстративно-наглядных пособий.
Применение разных видов работы позволяет удерживать внимание детей достаточно длительное время на протяжении всего занятия и побуждает их к активной деятельности. Для развития умственных способностей и поддержания необходимого уровня работоспособности детей на занятиях провожу физкультурные минутки, подвижные игры.
Например, при проведении занятия на тему «Домашние птицы» были использованы: картинный материал с изображением домашних птиц, разрезные картинки, недорисованные картинки, картинки продуктов питания (трава, зерно), картинки обведи по контуру, загадки.
В конце занятия дети расширили и уточнили представления о домашних птицах.
Для закрепления представлений о предметах окружающего мира в группе организован дидактический уголок, где размещаются наглядные пособия, предметные картинки, тематические игрушки, игры (дидактические и развивающие), предметы, литература по разным лексическим темам.
Создание такой коррекционно-развивающей среды способствует расширению и обогащению чувственного опыта детей, накоплению представлений о предметах и явлениях ближайшего окружения, проявлению детьми познавательной активности.
Большое значение имеет в работе взаимосвязь со специалистами Центра (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель), которые закрепляют полученные у детей знания на каждом коррекционно-развивающем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка
В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познание» по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья
Состав числа 6 Лексическая тема: Дикие животные.Образовательные задачи-Знакомить детей с составом числа 6;- учить раскладывать число 6 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять чи...
Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья как средство социальной адаптации
Дети, поступающие в детский сад, совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Большинство детей поступало к нам в группу без речи или с т...
Повышение мотивации к познанию красоты окружающего мира у детей с ограниченными возможностями здоровья через стимуляцию зрительного, слухового, тактильно-кинестетического анализаторов.
В статье освещается опыт работы по повышению мотивации к познанию красоты окружающего мира у детей с ограниченными возможностями здоровья....
Выступление на педагогическом совете по теме: «Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации».
Театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством социальной адаптации детей с ОВЗ, обеспечивающей наилучший контакт со сверстником и взрослым, а также возможность более полного, э...
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья как средство успешной социализации
Эмоции сопровождают нас всю жизнь. Любое явление природы нейтрально, а мы раскрашиваем его красками своего восприятия. Один человек обрадуется дождю, а другой – снегу. Люди с негативными эмоциям...
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам физической культуры.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам физической культуры....