Привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физической культуры в дошкольном учреждении
статья по физкультуре

Амелина Варвара Васильевна

Сегодня во многих учреждениях, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработаны программы, нацеленные на обеспечение условий их успешной социальной реабилитации. Однако не все программы используют потенциал адаптивной физической кульутры и спорта. Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья редко привлекаются к физкультурно-оздоровительным и спортивно-массовым мероприятиям, проводимым в образовательном учреждении, так как освобождены даже от обязтельных занятий физическими упражнениями.

В то же время правильно организованная воспитательная работа, использующая арсенал средств физической культуры и спорта, во многом может содействовать успешной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также повышению эффективности коммуникативного процесса, направленного на позитивное взаимодействие со "здоровыми" сверстниками.

Следует отметить,что подобные мероприятия несут в себе воспитательный эффект и для учащихся и воспитанников, не имеющих нарушений в развитии, так как дают возможность понять другого человека и принятьего право быть другим (в том числе и физически).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_amelina_v.docx217.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 108 Фрунзенского района Санкт – Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 108 Фрунзенского района Санкт-Петербурга)

Привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физической культуры в дошкольном учреждении

В.В. Амелина, С.О. Филиппова, А.Е. Митин

В настоящее время идет процесс создания благоприятных условий для глубоких изменений отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня организуются мероприятия, ориентированные на то, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья стали активными потребителями услуг в сфере физической культуры и спорта.http://nvk-sosh10.ucoz.com/inkluziv/inkljuz.jpg

Проблемы адаптивного спорта стали рассматриваться с 90-х годов ХХ столетия. В последнее время проблемы адаптивного спорта активно разрабатываются учеными разных стран.

Однако, в исследованиях по адаптивному спорту обсуждаются проблемы взрослых людей. В то же время в нашей стране все более активно проводится работа, направленная на привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям адаптивным спортом. По данным Министерства спорта РФ, показатель занимающих адаптивной физической культурой и спортом среди детей-инвалидов составляет почти 40%, или 218 тыс. чел. От общего количества детей-инвалидов. Если сравнивать этот показатель с 2011 г., то он вырос почти в 3 раза, превышая в 2 раза итоговой показатель, задекларированный в государственной программе Доступная среда» на 2011-2015 гг. Для их успешного функционирования Министерством спорта РФ выпущен ряд документов. Но так как это направление только недавно стало предметом изучения исследователей, научных работ по данной теме практически нет.

Детский адаптивный спорт – это вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности детей-инвалидов в самоактуализации, реализации и сопоставлении своих способностей со способностями сверстников, а также потребности в коммуникативной деятельности и в социализации.

Для привлечения к занятиям спортом детей-инвалидов у нас в стране все шире разворачивается сеть детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, основа деятельности которых состоит в организации и проведении занятий спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья (функций опорно-двигательного аппарата, зрения,интеллекта) с целью их физической реабилитации, социальной адаптации, а также достижения высоких спортивных результатов.

Отношение спортсменов-инвалидов к различным аспектам занятий адаптивным спортом определялось в ходе опроса.

В опросе участвовали молодые спортсмены-инвалиды, имеющие различные диагнозы (артрогрипоз, ДЦП спастическая диплегия, компрессионный перелом позвоночника).

Респонденты занимаются различными видами спорта, такими как танцы на колясках, баскетбол на колясках, настольный теннис и др. На вопрос «В каком виде спорта хотели бы попробовать себя?» большинство опрошенных (60%) отвечают: баскетбол на колясках, пулевая стрельба, настольный теннис. На вопрос «Какой вид спорта предпочитаете смотреть в качестве зрителя?» ответы разделились (теннис на колясках, лыжные гонки, футбол и т.д.). Отвечая на вопрос о том, какое соревнование на Паралимпийских играх им запомнилось, респонденты (43%) обращают внимание на соревнования по плаванию. Мы можем видеть, что у каждого отвечающего на вопросы есть свой кумир в спорте высших достижений. На вопрос «Выбрали ли Вы свою будущую профессию? Какую?» респонденты отвечают, что профессию выбрали, но круг выбранных профессий разнообразный, интересно отметить, что часть спортсменов выбирают обучение в сфере адаптивной физической культуры и спорта.

Большинство респондентов выбирают такой вид адаптивного спорта, как танцы на колясках, либо бочча («Раньше занимался бочча, сейчас занимаюст танцами на колясках, также люблю потягать железо»).

Продолжительность занятий адаптивным спортом у опрошенных различная – от 1 года до 10 лет (начиная с 9 лет).

Половина опрошенных (50%) испытывали трудности в передвижении к месту проведения тренировки, («Возникали трудности передвижения к месту проведения тренировок, мешали участники других видов спорта, рядом находившиеся во время тренировок, мешали зрители на соревнованиях, во время игры»).

Важно отметить, что большую роль в адаптивном спорте играет техническое оснащение и наличие спонсоров.

На вопрос о перспективах занятий адаптивным спортом спортсмены отвтетили следующее. Большинство респондентов (31%) отметили, что для них важно быть в Сборной России («включение в состав национальной команды. Поездки на зарубежные турниры как в составе клубной команды, так и в составе сборной»). В то же время 23% опрошенных утверждают, что хотят стать тренером в своем виде спорта.

Для многих опрошенных (67%) представляет интерес наблюдать за трансляциями с Паралимпийских игр («Стараюсь смотреть, когда они идут, но на наших каналах их не показывают, а очень даже зря»). В то же время треть респондентов (33%) говорят о том, что их не интересуют Паралимпийские игры.

В заключение можно отметить, что привлечение детей-инвалидов к занятиям спортом способствует их социализации и адаптации в обществе. Однако анализ опыта организации занятий с детьми-инвалидами в спотивно-адаптивных школах показал, что учреждения сталкиваются с рядом трудностей: с отсутствием помещения, недостаточностью финансирования, низкой компетентностью тренерского состава в области адаптивной физической культуры. В то же время есть примеры эффективной деятельности спортивно-адаптивных школ, чьи воспитанники добиваются высоких спортивных результатов.

Список литературы

  1. Дудкин Г.В. Медико-социальный потенциал адаптивного спорта: Автореф. Дис. … канд.социал. наук. – Волгоград, 2006.-25 с.
  2. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) // Теория  практика физической кульутры. – 1998. - №1. – С.2-7.
  3. Методические рекомендации по развитию адаптивной физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и на территории муниципальных образований с учетом лучших положительных практик субъектов Российской Федерации и международного опыта, 2013 / Министерство спорта Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/metodrecomendac.doc (дата обращения: 12.06.2014).
  4. Митин А.Е. Спортивная тренировка в социально-психологической адаптации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата: на примере баскетбола: Автореф. дис. …канд. пед.наук. – СПб., 2007. – 22 с.
  5. Сунагатова Л.В., Марченкова У.А. Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов // Молодой ученый. – 2012. - №12. – С. 603-607.
  6. Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура (Методология и развитие в сфере высшего профессионального образования): Дис. … д-ра пед.наук. – СПб., 2003. – 448 с.
  7. Influence of adapted sports on quality of life and life satisfaction in sport participants and non-sport participants with physical disabilities / K. Yazicioglu, F. Yavuz, A.S. Goktepe,  A.K. Tan // Disability and Health Journal. – 2012. – Vol. 5. - №4. – рр. 249-253.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Глоссарий по теме: "Теоретиченские и практические вопросы оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью раннего и дошкольного возраста"

теоретические и практические вопросы оказания помощи детям с овз и инвалидностью раннего и дошкольного возраста...

Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного пространства дошкольной организаци

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. В...

Статья "Развитие эмоционально - личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии в дошкольной образовательной организации"

Психологические исследования и практические наблюдения за дошкольниками показывают, что у многих современных детей все чаще встречаются различного рода проблемы и трудности...

«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие специалистов по вопросам социализации детей с ОВЗ»

ННа сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у логопедов и психологов. Специалисты, работающие с детьми, имеющими отклонения в интелле...